03 декабря (20 ноября) 1913 года

КИЕВ. На полях в селениях большинства уездов губернии появились в огромном количестве мыши, уничтожающие большие площади озимых. Бессильные бороться, крестьяне обращаются в земство за содействием.

НИКОЛАЕВ-НА-АМУРЕ. В селе Сабах, около Николаевска, крестьянин поймал почтового голубя с алюминиевым кольцом на правой ноге со штампом: „89. Брюссель. 73“. Голубь представлен начальнику судоходной дистанции с объяснением, что он прилетел в конце октября и пойман в ноябре.

Требование российского посла в Константинополе о письменных извинениях великого визиря и отставки директора полиции Азми-бея удовлетворены,
        Турецкие войска напали па принадлежащее шейху Тага селение Катуна в Шандинане в Урмии, уничтожили отряд и взяли в плен брата шейха.
        По сообщению «Neue Frele Presse» Россия присоединилась к заключенной весной 1912 г. военной конвенции Сербии, Болгарии и Черногории, направленной против Австрии. С.-Петербургское телеграфное агентство осведомилось, что известие это является вымышленным.
        В Пирее на броненосце «Аверов» состоялся торжественный прием в честь адмиралов и офицеров французской и английской эскадр.
        «Wiener Mittagszeitung» опровергает сообщение «Daily Telegraph» о союзном договоре между Австро-Венгрией и Болгарией.
       В Стокгольме у короля состоялась прощальная аудиенция русского посланника Савинскаго.
        Комиссия по морским делам в венгерской делегации приняла бюджет морского ведомства.
       В морской комиссии венгерской делегации начальник морских сил адмирал Гаус сделал сообщение по бюджету морского ведомства.
        В Меце, Детвейлере и Цаберне продолжаются волнения и столкновения между германскими войсками и населением.
        В виду поднятия цен на свинину в Варшаве Германия вошла в соглашение о покупке мяса в Сербии.
        В венгерской делегации Андраши и Аппоньи изложили жалобу оппозиции пo поводу закрытия последнего чрезвычайного заседания.
        Испанский король отбыл иа Вены в Париж.
        Статс-секретарь по делам Индии лорд Крю принял депутацию Индусов, принесших жалобы на обращение с Индусами в Южной Африке.
        В конгрессе С.-А. С. Штатов президент Вильсон прочел послание о внешней и внутренней политике Штатов.

В селе Больше-Улуйском Ачинского уезда торжественно открыт памятник-бюст Царя-Освободителя.
        В сегодняшнем заседании Г. Думы после долгих прений неожиданно голосами крайних правых и левых отклонен законопроект о налоге на недвижимые имущества в городах.
        В Грозном открыт 19-й сезд нефтепромышленников.
        Против села Пичуги выше Царицына на пассажирском пароходе «Отважный» произошел пожарь.
        В Черноярском уезде умер больной с признаками чумы.

Воздухоплаванiе

Русский рекорд.

«Романовский» приз князя С.С.Абамелек-Лазарева до сего времени не взят еще никем. Тем не менее этот приз сыграл уже значительную роль в истории русского воздухоплавания. Нашими авиаторами, пытавшимися совершить перелет на этот приз, установлено несколько новых русских рекордов. Пор. Павленко, пролетевший 30 октября без спуска 360 верст от Вышнего Волочка до Москвы, установил рекорд дальности внеаэродромного полета без спуска. Тогда же шт.-кап. Самойло пролетел расстояние в 700 верст (Валдай —Москва—Вышний Волочек) и этим установил рекорд наидлиннейшего перелета за сутки. Но оба эти рекорда побиты авиатором A.А.Васильевым. Последний без спуска перелетел из Вышнего Волочка в Москву и обратно до Твери (420 верст) и этим побыл рекорд пор. Павленко, а за 11 и 12 ноября покрыл всего 762 верст и таким образом побил и Самойло.

Почтовый голубь.

НИКОЛАЕВСК на Амуре, 19-го Ноября. В селе Сабах, в 12 верстах выше Николаевска, крестьянином Муриным пойман почтовой голубь с алюминиевым колечком на правой ноге со штампом 89 Bruxelles 73. Мурин представил голубя начальнику судоходной дистанции, объяснив, что голубь прилетел в конце Октября и пойман в Ноябре. (СПА).

ЛИСТОКЪ

Женский азарт.

За последнее время петербургские дамы, увлекшиеся биржей, делаются постоянными посетителями двух ресторанов, в которых собираются спекуляторы ежедневно после биржи. Некоторые из них настолько осведомлены о закулисной стороне акционерных предприятий, что не они у спекуляторов, а спекуляторы у них просят совета.

Новые гостиницы-притоны.

Чуть-ли не каждый день в Петербурге открываются новые гостиницы, обслуживающие исключительно разврат. Неужели недовольно тех гостиниц-притонов, которые раскинуты по всей столице и мимо которых порядочной женщине проходить опасно.

Илиодор-врач.

Экс-иеромонах Илиодор опять напоминает о себе.
Он решил заняться специально врачебною деятельностью.
Говорят, что на это натолкнуло его то обстоятельство, что к нему часто обращались за последнее время с просьбами о врачебных советах, и его рецепты и лекарства неоднократно приносили облегчения его пациентам.
В настоящее время бывший инок занять оборудованием целой лечебницы.
В Большом Хуторе им уже сняты в пяти домах верхние этажи для больных (на 50 кроватей).
Много больных сюда записалось еще с лета.
Предполагается, что каждый больной будет платить по 30 р. в месяц на расходы по содержанию больницы.
Ходить за больными будут «илиодоровцы», а в качестве лекаря будет подвизаться сам Илиодор.
Крупную материальную поддержку этому делу оказывает известная почитательница бывшего иеромонаха—Лохтина.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ВЕНА. „Wien. Post” посвящает императору Францу-Иосифу, по случаю 65 летия царствования статью, в которой говорит, что результатом неутомимой заботы императора является всестороннее усиление военной мощи страны, однако, по намерению монарха, военная мощь должна быть только орудием мирной политики. Признательность за эту идею императора особенно проявилась горячо в настоящие дни, когда опытность, авторитет и человеколюбие императора, главным образом содействовали сохранению всеобщего мира.

Отмена паспортной системы.

В м-стве внутр. дел разработан новый паспортный устав. По новому уставу паспорта, как удостоверения личности, отменяются. Личность может быть удостоверена каким угодно способом, даже визитной карточкой. Вместе с тем усиливается ответственность за неправильную прописку и проживание под чужим именем.
Паспорт, как таковой, остается только для проезда за границу. (Наш. корр.)

Поль Дерулед, известный французский патриот и горячий сторонник франко-русского союза, опасно болен.

На острве Уайт производятся опыты стрельбы из скорострельных ружей и специальных пушек по движущимся бумажным змеям. Английское военное ведомство держит эти опыты в тайне, но, по-видимому, довольно их результатами.

На-днях в Лондоне лорд Хэдлей принял магометанство под именем Сайфур-Ахман шейх.

В Клектоне (Англия) появился пастор, который говорит проповеди стихами. Проповеди имеют то достоинство, что они весьма кратки и легко запоминаются наизусть.

В Ницце появился бульдог, дрессированный ворами. Он входит в магазин, затевает драку с другими собаками, и когда приказчики спешат их разнять, бросается на прилавок и уносить товар или деньги из оставленной открытой кассы.

Ha ст. Малая Вишера, Николаевской ж. д., под поезд, следовавший с чудотворной иконой Иверской Божией Матери, попал секретарь земской управы И.Т.Сидоров и задавлен насмерть.

В Б. Знаменке, Таврич. губ., на проходивших по улице двух барышень Л. напала неизвестная женщина и облила одну из них серной кислотой. У несчастной изуродовано все лицо. Преступница заявила, что она ревновала Л. к своему мужу. На отца пострадавшей несчастье произвело такое сильное впечатление, что он скончался от паралича сердца.

В с. Матвеевке, Казанской губ., кр. Беляев, 70 л., возвращаясь домой с охоты, увидел, что его сын, 35 лет, разламывал с целью кражи хлеба крышу амбара. Невзирая на мольбы сына, Ьтец выстрелил в него и убил наповал.

Со ст. Сорочинская, Ташк. жел. дор. бежал начальник станции Такснгер, совершив растрату 15,000 руб.

СОПЕРНИК ТАНГО.

Знаменитому танго, о котором читаются лекции, который вызывает, с одной стороны, возмущение императора Вильгельма, с другой, восхищение королевы итальянской Елены, танго, танцевать который запрещают на эстрадах и сценах, но который победоносно царит в частных салонах,—этому танго грозить серьезная опасность со сторона соперника и конкурента, нового танца «кроулинг». Этот новый танец, судя по описаниям парижских газет, с успехом мог бы быть назван танцем змей».
Он состоит в том, что танцующие после двух-трех тактов вальса бросаются на пол и начинают, сохраняя известную ритмичность, ползти и извиваться, подражая при этом движениям извивающихся змей.
Очевидно, проделывать замысловатые и& этого «кроулинга», лежа в бальном туалете на полу, не совсем удобно, и поэтому для танца змей изобретен особый костюм: черная мешкообразная блуза, мягкая, черная шапочка, защищающая волосы от пыли, и черные перчатки, подбитые внутри мягкой материей, чтобы легче было «ползти» на руках.

МИМОХОДОМ.

Радий вошел в моду. Пользуясь этим, какая-то фирма выпустила в продажу особые флаконы со стержнем, в котором будто бы заключается микроскопическая доза этого чудодейственного элемента.
Флакон на ночь наполняется боржомом или простой водой, и утром, натощак, эта вода с эманацией радия принимается внутрь.
Насколько целебна эта водопроводная вода, в которую опущен якобы радий, предание умалчивает...

Трагическое самоотравление хористки Вавочки Казаркиной вновь привлекло общественное внимание к этим «жрицам любви».
Какие унижения им иногда приходится переживать, свидетельствует недавний «случай» в одном из московских шантанов.
В отдельном кабинете «гость» потушил горящую сигару о декольтэ шансонетки, причинив, конечно, жестокий ожог...
Сотенная ассигнация зажала рот несчастной...

Близ товарной станции Казанской дороги, по Ново-Алексеевской улице, можно ежедневно наблюдать любопытный сцены.
Этим местом проезжают ломовые подводы, везущие со станции самый разнообразный груз — дрова, каменный уголь, капусту...
На тротуаре же дежурят оборванные и грязные мальчишки, дети местной бедноты...
Как только мальчишки видят, что за едущей нагруженной подводой никто не идет и вообще никто не следит, они подбегают сзади к возу и начинают похищать товар...
Возница обыкновенно сидит на возу или идет впереди воза и ничего не видит...

Чины Императорского Двора во главе с начальником военно-походной канцелярии генералом князем Орловым и артистами ялтинского цирка Вяльшина с клоуном-дрессировщиком Владимиром Дуровым.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро»).

Италия и Ватикан.

РИМ, 10, XI—2, XII. В политических кругах произвела огромное впечатление речь епископа Росси, произнесенная на миланском съезде католиков.
Свою речь Росси произнес с разрешения Ватикана. Епископ заявлял о необходимости примирения католической церкви с итальянским государством.
По сведениям вашего корреспондента, вопрос этот, по мнению Ватикана, может быть разрешен изданием закона, близкого к закону о гарантиях, принятому итальянским парламентом в 1871 году, но не признанному тогда папой.
Закон, регулирующий отношения Ватикана к итальянскому государству, по мнению ватиканских кругов, обязательно должен получить международную санкцию. Международное признание поставит этот закон выше всех парламентских веяний и перемен, и парламент с изменившимся составом не сможет отменить его.

Утро (Харьк.)

У эсперантистов.

Третьего дня в обществе „Эсперанто” был устроен семейный вечер. Гости, по рекомендации г.г, членов о-ва, пользовались бесплатным входом.
Начался вечер концертным отделением, причем хором был исполнен гимн „Эсперо”.
Затем г. Корельский прочел реферат о всемирной ассоциации эсперантистов.
Большое удовольствие получила собравшаяся публика от исполнения г-жей Вербицкой и С.А.Гюбиевым романсов на языке эсперанто и переложенных на этот язык стихотворений Лермонтова.
После концертного отделения состоялись танцы.

ЧУГУЕВ, Харьк. губ.

Школа прикладных искусств имени И.Е.Репина.

Чугуевское городское управление возбудило ходатайство об открытии в г. Чугуеве, на средства казны, школы прикладных искусств и мастерских художественного ремесла, а также музея при них, наименовав школу и музей именем известного художника И.Е.Репина.

Отказ в ходатайстве.

Высочайше учрежденная комиссия о мерах предупреждения и борьбы с чумною заразою, отклонила ходатайство чугуевского городского управления о пособии в 9000 руб. на улучшение водоснабжения, так как это ходатайство не удовлетворяет требованиям закона 10 июля 1913 г.

ХРОНИКА

Научно-популярные л е к ц и и.

18 ноября, вечером, в помещении общества приказчиков состоялась первая научно-популярная лекция по русской истории о Киевской Руси, прочитанная н-жей Червинской. Лекция прошла с успехом и привлекла до 120 слушателей. Перед началом лекции директор коммерческого училища Е.М.Гаршин в кратком слове приветствовал общество приказчиков с выступлением на путь просветительной деятельности. Лекционные дни в обществе приказчиков установлены окончательно: по понедельникам будет читать по историн г-жа Червинская, по пятницам по анатомии доктор Благовещенский.

Тайная бойня.

Вчера городским санитарным надзором обнаружен тайный убой свиней по Вакуфному пер. во дворе Овеченко. Составлен протокол.

Собрание колбасников.

В санитарной конторе в присутствии санитарного врача г. Александровского состоялось заседание содержателей местных колбасных заведений, на котором обсуждался вопрос об употреблении анилиновых красок для окраски колбас и крахмала в колбасный фарш.
После доклада г. Александровского заслушано было мнение и всех участников заседания, большинство которых высказалось в том смысле, что употребление в фарш муки является результатом конкуренции, т. к. при существующих ценах якобы нет возможности изготовлять колбасы из чистаого мяса; подкраска же употребляется с целью придать колбасам более приятный вид.
В заключение все же было решено признать подкраску колбас нежелательной, что же касается муки в фарше, то таковая должна употребляться в количестве, не превышающем 2% всего фарша.