06 декабря (23 ноября) 1913 года

По воздуху через океан.

Капитан Бенсон, задумавший перелететь Атлантический океан, построил аэро-яхту, вес которой превышает 4 000 килограммов.
Яхта эта приводится в движение тремя моторами по 150 сил каждый и имеет в длину 34 метра.
Экипаж яхты состоит из 5 чел. Каюта состоит из двух закрытых купэ. По воде яхта развивает скорость до 70 километров, а по воздуху до 150 километров.
Запас горючего материала может быть взят на несколько дней.
В настоящее время постройка аэро-яхты уже заканчивается, и она будет испытываться во время нескольких продолжительных полетов при сильном ветре.
Перелет через океан состоится в начале января.
При успехе авиатор Бенсон получит несколько денежных призов на общую сумму около миллиона рублей.
Призы эти учреждены несколькими американскими и европейскими аэроклубами.

АНГЛИЙСКИЕ ОРУДИЯ ПРОТИВ АЭРОПЛАНОВ.

ЛОНДОН. Вчера на батарее Нидль в Фрешватере, на острове Уайт, военный министр Сили присутствовал при испытании новой четырех-дюймовой пушки против аэропланов и дирижаблей. Произведено сорок выстрелов до высоты 3 000 футов над уровнем моря. Министр и начальник главного штаба Джон Френт, равно как и эксперты, выразили полное удовлетворение достигнутыми результатами стрельбы.

По сведениям агентства Гаваса президент Пуанкарэ предложил Рибо составить кабинет. Рибо отклонил это предложение. После этого президент обратился к Жану Дюпюи. Ответ еще не получен.
        Китайское правительство решило обратить внутреннюю Монголию в провинцию. На границу внутренней Монголии спешно двинуты войска против наступающих Монголов.
        Петербургское агентство опровергает существование договора между Россией и Сербией.
        Император Вильгельм перевел гарнизон Цаберна на военно-учебное поле.
        Летчик Ведрин выехал из Софии в Константинополь.
        В Константинополе опубликовано ираде о назначении генерала фон-Сандерса командиром первого армейского корпуса, членом верховного военного совета и начальником германской военной миссии.

В дневном заседании Г. Думы продолжалось обсуждение наказа.
        Наместнику в Тифлисе депутацией старейшин чеченского народа выражена благодарность за уничтожение абречества и убийство Зелим-хана.
        В Уральске умерло от чумы 14, заболело вновь 4, осталось больных 16.
        В вечернем заседании Г. Думы были выслушаны объяснения товарища министра внутренних дел и товарища министра юстиции по запросу о злоупотреблениях со стороны администрации при выборах в четвертую Думу. По запросу о Военно-Медицинской Академии объяснения военного министра признаны неудовлетворительными.
        В Петербурге произошло наводнение.
        В Минске заключен в тюрьму ксендз Милашевский, привлеченный к следствию по делу о поругании православного креста.
        В Шавлях с целью грабежа убита семья Еврея Гольдберга, муж, жена, двое сыновей, двое слуг и квартирант.
        В Ревеле свирепствовавшей ночью бурей нанесены большие повреждения. Убытков причинено на десятки тысяч рублей.
        Ревельский окружный суд по делу об убийстве ювелира приговорил крестьян Габермана и Аава к 20 годам каторги с лишением прав и несовершеннолетнего Отса к 12 годам тюрьмы.
        В Тифлисе закрылся второй кавказский муниципальный съезд.
        Из Ялты отбыли статс-секретарь В.И.Коковцов и товарищ министра внутренних дел Джунковский.

80-летие русского народного гимна.

(23-гo Ноября 1833 г.—23-го Ноября 1913 г).

Сегодня, 23-го Ноября, исполняется 80-летие русского народного гимна «Боже, Царя храни».
Народный гимн написан композитором А.Ф.Львовым.
Приводим некоторые весьма интересные данные по этому поводу, мало известные широкой публике.
До того как А.Ф.Львовым был написан известный всему миру гимн «Боже, Царя храни», у нас исполнялся гимн на слова Жуковского, но с музыкой английского гимна (мелодия Генделя).
«В 1833 г. граф Бенкендорф сказал мне, что Государь, сожалея, что мы не имеем своего народного гимна, и скучая слушать музыку английскую, столько лет употребляемую, поручает мне попробовать написать гимн русский»,—пишет в своих записках А.Ф.Львов.
А.Ф.Львов обратился по поводу текста к Жуковскому. Последний написал текст «Боже, Царя храни», который первоначально был Жуковским назван «Молитвой русского народа».
Долго Львов носился с мыслью написать гимн, пока его не осенила музыкальная мысль, и однажды вечером он написал «гимн в один присест».
23-го Ноября 1833 года в присутствии Царской семьи, во главе с Государем Императором Николаем Павловичем впервые в придворной капелле при участии хора капеллы и двух военных оркестров музыки был исполнен гимн «Боже, Царя храни».
Выслушав гимн, Государь сказал «Еще».
По желанию Государя гимн был исполнен четыре раза.
Затем Государь подошел к А.Ф.Львову, обнял его и, поцеловав, сказал:
        — Спасибо, спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня!
25-го Декабря 1833 года гимн был исполнен в залах Зимнего дворца, а 31-го Декабря «Боже, Царя храни» был официально утвержден Государем Николаем Павловичем, как «русский народный гимн».

А. И.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ХРОНИКА

Л е к ц и я         в         н a y ч н о м         о б щ е с т в е.

Сегодня, 23 ноября, в доме научного общества на Чечелевке, состоится лекция д-pa И.И.Лященко по профессиональной гигиене. В программу сегодняшней лекции входит: одежда и питание рабочих в связи с заработной платой. Начало лекции в 8 ч. вечера.

Техническое училище.

Луганская городская управа сообщила губ. земской управе, что смета на постройку в г. Луганске здания для предположенного к открытию среднего механико и строительно-технического училища, еще не составлена. Будет открыто это училище по типу существующего в г. Александровске среднего технического училища с дополнительным строительным отделом, с годовым, по штату, бюджетом в 48,854 р.

Из арестных помещений Велико-Лугажской волости, Лифл. губ., наднях бежали двое арестованных. Выяснилось, что надзор за ними был поручен жене волостного рассыльного, а она в свою очередь поручила арестантов 7-летнему мальчику, который их и выпустил.

На буксирном пароходе, шедшем из Пучежа, Костромской губ., в Юрьевец, владелец парохода Котельников, будучи в нетрезвом виде, поссорился с капитаном и выбросил его за борт. Не приняв мер для спасения утопавшего, пароход пошел дальше. После покойного осталась большая семья.

В Черкассах, Киев. губ., слушалось дело „бабки" Ереминой, обвинявшейся в производстве абортов. В усадьбе „бабки" обнаружено зарытыми несколько детских трупиков. Еремина приговорена к 2 годам и 4 месяцам тюрьмы.

В Данциге спущен новый германский дредноут „Императрица Августа*. Его особенность—нефтяное топливо вместо обычнаго угля.

В Оверне (Франция) в ночь на 1 декабря н. ст. ощущалось сильное землетрясение. Дома дали трещины, несколько зданий разрушено.

В Монте-Карло внезапно помешавшийся итальянец на станционной платформе во время остановки ниццского экспресса зарезал кухонным ножом 11 пассажиров.

КОРНЕТА САВИНА ВЫСЕЛЯЮТ.

У мирового судьи Александровекаго участка слушалось дело о выседении корнета Савина из меблированных комнат «Альгамбра», в ко’торых он поселился вместе с женой.
Мотив—неплатеж Савиным денег за квартиру и шум, царящий у него в номере.
Явившись в судье, корнет Савин протестовал против выселения его.
Деньги он давно уплатил, а шум царить не в его номере, а в номерах.
Из-за этого шума он не может даже писать своих воспоминаний...
Судья отложил дело для допроса свидетелей.

Русские Ведомости (Москва)

Член Думы А.Ф.Керенский под судом.

Судебным следователем по особо важным делам Середой доставлено определение о привлечении к ответственности по ст. 279-й Уложения члена Государственной Думы Керенского. Завтра же, как говорят, это определение будет сообщено Государственной Думе с предложением о временном устранении Керенского до судебного приговора от исполнения им депутатских обязанностей. («Наш. корр.»).

„Корнет Савин“.

(От нашего корреспондента).

„Корнет Савин“, известный по производившемуся о нем в московском окружном суде делу и по своим похождениям чуть ли не во всех странах Европы, опять появился в Москве и вчера у московского столичного мирового судьи Александровского уч. слушалось дело по иску о выселении его из меблированных комнат „Альгамбра”, в которых он поселился. Он по прежнему именуется „корнетом” с добавлением к своей фамилии еще титула и фамилии „графа Тулуз-де-Лотрек“.
Поводом для иска о выселении г. Савина владелец меблированных комнат Варламов указывает не аккуратный платеж денег и беспокойство, причиняемое жильцам меблированных комнат посещающими г-на Савина лицами. Г. Савин совершенно отвергает этот иск: он платит деньги очень аккуратно, ни он, ни посещающие его никому беспокойства не причиняют. Напротив, ему причиняют беспокойство жильцы и посетители „Альгамбры", он занят серьезным делом,—пишет свои воспоминания, а постоянный шум и безсорядки в „Альгамбре“ мешают ему. Слушание дела отложено для допроса указанных сторонами свидетелей.

Новая тактика Порты.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 22, XI—5,ХII. Талаат-бей заявил представителям армян, что правительство желает войти с ними в переговоры, и просил представить ему список вопросов, требующих разрешения.
Министр обещал от имени правительства увеличить число депутатов-армян в парламенте до 18-ти.
Армяне будут требовать 22 места. Они укажут, что все армянские партии решили действовать единодушно по вопросам национальной политики.
Совет министров уже два дня занять обсуждением вопроса о реформах для Армении.
В заседаниях совета министров принимает участие Халаджиан-эффенди.
КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 22, II—5,ХII. В Ванском вилайете Порта учредила особую комиссию, в состав которой вошли один грек, два турка и два армянина.
На эту комиссию возложена задача разрешить все аграрные споры между бывшими владельцами земель — армянами и самовольно захватившими земли курдами и мусульманскими поселенцами из Румелии.
В случае невозможности добиться миролюбивого соглашения, комиссия уполномочена разрешать все такие вопросы уплатой пострадавшим армянам денежного вознаграждения.

Наводнение в Петербурге.

Население окраин Петербурга пережило сегодня тревожную ночь.
В 12 часов ночи с верков Петропавловской крепости стали раздаваться сигнальные выстрелы, извещавшие о приближающемся наводнении. На всех пожарных каланчах были вывешены предупредительные сигналы.
( Всю ночь с моря дул сильный ветер, нагнавший в Неву и каналы громадное количество воды.
Вода поднялась на 6 футов выше нормы. Низкие части Галерной гавани, Крестовского и Каменного островов утром очутились под водою.
Всю ночь полиция выселяла бедноту нз подвальных помещений.
Сильными напором воды в невских каналах были сорваны причалы, огромные баржи с дровами разбиты в щепы. Вся Нева покрылась брусьями и кусками льда, нагнанными из Ладожского озера.
Все это сильно мешало работе выведенных на Неву спасательных пароходов.
Петербургская городская дума, предупрежденная об опасности главной физической обсерваторией, приняла экстренные меры для оказания помощи пострадавшим от наводнения.
Наготове держатся кареты «скорой помощи», организованы питательные пункты с горячей пищей, и т. п.
У некоторых гласных возникло опасение, что наводнение примет размеры бедствия 1824 г., когда половина Петербурга находилась под водой. Главная физическая обсерватория допускает, что наводнение в нынешнем году может принять еще большие размеры.
К вечеру вода в реках продолжала прибывать. Все мосты почти соприкасались в пролетах с водой.
Движение барок и судов под мостами было прекращено.
Обычно мелкие каналы, вроде Екатерининского и Обводного, сегодня представляли собою довольно быстрые реки.
Вода во многих низких местах Васильевского острова выступила из берегов, и даже в черте города оказались залитыми дровяные подвалы и городские колодцы.
На островах потоп. В Старой Деревне под водой фабрика Ганцкевича.
Большую опасность представляет наводнение для городской телефонной сети. В центре города, на Морской улице, телефонные колодцы и тоннели были затоплены водой.
Город обратился за помощью к пожарным, которые выкачивали воду из колодцев всю ночь и весь сегодняшний день. Экстренные меры приняли и на сегодняшнюю ночь.
На ноги поставлена вся полиция, которая должна будет оказывать помощь населению.
По сообщению главной физической обсерватории, ночью вода поднимется до 7-ми или 8-ми футов выше нормы.
Причиной наводнения обсерватория счмтает пронесшийся с севера Скандинавии циклон, захвативший всю Финляндию и часть Петербургской губернии.
Поздней ночью получено известие, что вода пошла на убыль.

«Графиня Торская».

Вчера на Курском вокзале взимание жандармской полиции обратила прилично одетая девушка, бездельно ходившая по залам.
Ее пригласили в жандармскую комнату.
На расспросы девушка рассказала:
        — Я—гимназистка, мне 14 лет. Я много читала, люблю ходить в электрические театры. Главное мое желание— быть графиней Торской, героиней романа Пуришева. Для осуществлена этой мечты я потихоньку уехала из родного города в Москву, a затем хочу проехать в Берлин и Париж, где была и графиня Торская. Мне хочется иметь много денег, брильянтов, нарядов и жить так же, как жила графина Торская.
Девушка приехала в Москву на деньги, собранные от завтраков. Всего у нее было 13 руб. 50 коп., из которых 9 руб. 50 коп. она израсходовала на билет, а 4 руб.—на шоколад и конфеты.
«Графиню Торскую» отправляют обратно к родителям.

Макс Линдер в Петербурге.

ПЕТЕРБУРГ, 22, XI. (По телефону). Для любителей кинематографа праздник.
Приехал сам Макс Линдер.
Герой и король кинематографического экрана.
Приехал он в хмурый Петербурга радостный, веселый, комичный, с целым штатом прислуги и даже... с личным секретарем.
Приехал и немедленно отправился... в кинематограф посмотреть трюки Макса Линдера, а вечером у Зона предстал перед публикой в пьеске собственного изобретения.
Пьеска «Любовь и танго» — образец кинематографической литературы; с ревнивым мужем и трусливым любовником. Любовника, конечно, играл сам автор, предварительно в прологе проделав несколько головоломных трюков линдеровской работы: Макс в автомобиле, Макс по веревке спускается на сцену, Макс-авиатор, и т. X., и т. д.
Пьеска «Любовь и танго» была разыграна очень мило.
Герой пожинал лавры, гримасничал, улыбался, - словом, был тем же веселым Максом Линдером, каким мы все привыкли видеть его каждый день в кинематографе рядом с толстяком Поксоном, Глупышкиным и т. д. Maленький француз с живыми, бегающими глазами, с страшно подвижной, постоянно играющей физиономией.
По Макс умеет быть и серьезным. Может философствовать о значении кинематографа и об упорстве французских писателей Ростана и других, не желающих писать серьезные пьесы для кинемо-театров.         Серьезен также Макс, когда рассказывает о своей тяжелой работе у законтрактовавшей его фирмы. Он рассказывает о своих прыжках в реку, о поездках в автомобиле по крутизне, о холодных ваннах и т. д.
Рассказывает с увлечением.
И тут же морщится от петербургского тумана, сырости и ветра.
Публика встретила Линдера тепло и даже восторженно.
В Петербурге Макс Линдер имел шумный успех.
Скоро увидит его в Москва.

Утро (Харьк.)

Грядущее бедствие.

БЛАГОВЕЩЕНСК. На Амуре, как говорит газ. «Эхо», нарождается целое народное бедствие – развитие среди населения Амурской области морфинизма.
Между тем, увлечение морфием уносит едва ли меньше жертв, чем любая эпидемическая болезнь.
Зараза наркоманией развивается с поразительной быстротой.
Увлечение опием и морфием захватывает все новые и новые круги населения.
Вначале рассадником морфинизма являлась тюрьма, откуда морфинизм быстро распространился среди железнодорожных рабочих и живущих на Амуре китайцев и манчжур, затем постепенно им были заражены плотники, ремесленники и вообще тот люд, который имел какое-либо отношение к тюрьме и к постройке железной дороги. Потом зараза была занесена в тайгу, в среду золотопромышленных рабочих, и, наконец, теперь распространяется в деревне, среди крестьян.
О наркоманах сообщают с Зеи, из Алексеевска, Александровки, Тамбовки, Пашковой, Джалинды и других мест.
В Благовещенске наркомания принимает характер такого же легального явления, как и пьянство. На любой улице можно видеть морфинистов, откровенно на глазах у публики продающих, покупающих и впрыскивающих дозы морфия.
Несколько учреждений и лиц, известных чуть ли не всему городу, открыто продают, опий, морфий, кокаин и мышьяк.

ВАШИНГТОН. Председатель эмиграционного комитета Бердет внес вторично в палату представителей эмиграционный билль о грамотных, на который был наложен veto Тафтом. Билль требует от эмигрантов уменье читать и писать и до некоторой степени объясняться по-английски. Против билля восстали евреи, находя его слишком строгим для еврейских эмигрантов.