11 декабря (28 ноября) 1913 года

ОПЫТЫ КИПЕНИЯ УГЛЯ.

БРЕСЛАВЛЬ. В «Силезском обществе отечественной культуры» вчера вечером директор физического института, т.с. д-р Люмер показал опыты кипения угля. Д-р Люмер открыл превращение в жидкое состояние углерода, производя опыты с электрической дуговой лампой, уголки которой при пониженном давлении электрического тока начали кипеть. Продукт кипения графит. (Аг. Вольфа)

В заседании Г. Думы представители правительства представили разъяснения на вопрос о мерах борьбы с чусой. После этого происходили прения по поводу объяснений правительства на запрос о выборах в четвертую думу.
        В заседании Г. Совета рассматривался законопроект о городово м положении в Царстве Польском. Несмотря на защиту председателя Совета Министров В.Н.Коковцова, статья о польском языке в заседаниях местных городских дум большинством отклонена.
        В Нарневском руднике Козакевича произошел взрыв гремучего газа. Два человека убито, пять ранено. br />         В Харькове открылся съезд горнопромышленников юга России.

В венгерской делегации обсуждалась внешняя политика Австро-Венгрии. Министр-президент гр. Тисса произнес речь о внешней политике и об участии России в балканском кризисе.
        В венгерской делегации гр. Андраши заявил, что в настоящее время представляется случай к уменьшению напряженности в австро-русских отношениях.
        По поводу отказа австрийской палаты депутатов прервать заседание по предложению украинца Петрушевича, украинцы подняли сильный шум, заставивший прервать заседание. На совещании вождей фракции был заключен компромисс, и заседание об избирательной реформе отложено до среды.
        В Праге произошло столкновение трамваев. Девять лиц получили повреждения, один смертельные поранения.
       Вечерний выпуск газеты «Zeit» сообщает об отправке в Валону австро-венгерского стационера «Panther».
        Германская военная миссия представлялась в Вене императору Францу-Иосифу и отбыла в Константинополю.
        В германском рейхстаге граф Beстарп от имени консерваторов заявил о желательности продолжения дружественных отношений к России.
       В германском рейхстаге ряд ораторов высказался за необходимость улучшения отношений с Россией.
        Депутат Бассерман внес в германский рейхстаг запрос по поводу русско-китайского соглашения 1913 года. На запрос отвечал статс-секретарь Ягов.
        Английский премьер-министр Асквит произнес на банкете в национал-либеральном клубе в Лондоне речь, в которой официально отметил свою солидарность с кампанией либералов в польщу земельной реформы.
        В Стокгольме произошла раздача в присутствии короля и членов королевского дома нобелевских премий. Премия мира за 1912 г. присуждена Американцу Руту, а за 1913 г. бельгийском у сенатору Лафонтену.
        18 декабря в Париже открывается подписка на 5 проц. турецкий заем в 200 тысяч облигаций в 500 фр.
       В румынскую палату депутатов внесен законопроект о ратификации мирного договора и о новых границах государства.
        Военные власти Дарданелл приступили к снятию мин в проливе.
        Болгарский официоз «Народни Права» объясняет неуспех правительства на выборах пропорциональной системой и объявляет, что правительство все же pешило управлять при избранном собрании.
        В Сан-Стефано совершена заупокойная литургия по павших в русско-турецкой войне.
        Албанская банда перешла на сербскую территорию и разграбила селение Рапша.
       Итальянский крейсер «Сан-Джорджио» собственными средствами снялся с мели.

Чеченская депутация у кавказского наместника.

«Кавк.» о приеме кавказским наместником гр. Воронцовым-Дашковым чеченской депутации сообщаете следующее. Депутация благодарила наместника за те меры, которые в конечном результате привели к гибели Зелим-хана, за представление в законодательный учреждения проекта земельного устройства Чеченцев и за настойчивое ходатайство наместника перед центральным правительством об открытии на Северном Кавказе самостоятельного мусульманского духовного правления. При этом депутация выразила уверенность, что когда у Чеченцев будет земля, отведенная каждому Чеченцу на праве собственности, население обратится всецело к мирному производительному труду и всякая преступления тогда исчезнут. Говоря о духовных нуждах чеченского народа, депутация охарактеризовала своих мулл с самой непривлекательной стороны, как людей крайне невежественных и не могущих поэтому руководить религиозно-нравственной жизнью народа. Затем, ссылаясь на непросвещенность населения особенно в горах, депутация просила наместника об открытии в Чечне возможно большего числа школ для обучения детей Чеченцев русской грамоте, столь им необходимой в целях поднятия умственного развития и экономического благосостояния населения. Чтобы отвлечь молодое поколение от дурных наклонностей, хищничества, приучить его к мирному производительному труду, к порядку и дисциплине и к уважению законов, властей, имущественной собственности и личности,— депутация просила графа сформировать отдельный чеченский полк на подобие Конно-Дагестанского полка.

Группа лиц, присутствовавших на очередной «боярской посиделке» союза русских женщин.
В центре: председательница союза М.Н.Дитрих.

Анатолий Дуров в Петербурге.

Сегодня в цирке Чинизелли, после долгого отсутствия, впервые выступает знаменитый артист Анатолий Леонидович Дуров.
Его удивительное остроумие, уменье быстро схватывать и откликаться на злобы дня, его едкие сатиры и, наконец, его дрессированные животные создали ему всемирную славу.
Уже со школьной скамьи Анатолия Дурова влекло на цирковую арену.
        - А все потому,—сказал мне Анатолий Дуров,—-что в 1-м московском кадетском корпусе, где учился, не разрешали посещать цирк.
«Запрещенный плод сладок». Кадеты переодевались, ходили в цирк с задних дверей.
Потянуло и меня в цирк, и здесь я увлекся акробатами.
Я начал изучать это искусство.
Денег не было, я продавал втихомолку от моего крестного учебники и вырученные гроши отдавал акробату за уроки.
Вначале я занимался гимнастикой в сарае.
Здорово «лупсовал» меня мой учитель.
Наконец, вскоре я показал свое искусство.
Как-то раз на уроке Закона Божьего меня вызывает священник к кафедре.
Я ловко поднял ноги вверх и на руках быстро пошел по классу.
Батюшка был возмущен моей выходкой, товарищи ликовали и поздравляли с «успехом».
Через несколько дней меня исключили из корпуса.
Мой крестный, у которого я воспитывался, был очень удручен этим событием, а я в душе только радовался этому, так как мог всецело отдаться любимому делу.
Все же для того, чтобы хотя немного успокоить своего крестного, я сдал еще экзамен на городского учителя и затем... пошел в цирк.
С этого времени и началась моя карьера.
В начале был гимнастом, затем помогал знаменитому клоуну Танти и, наконец, выступил солистом в парке Труции.
Отсюда пошли мои приключения.

Осел «Мишин».

Первое столкновение с администрацией у меня произошло в Воронеже.
Местный полициймейстер, по фамилии Мишин, все время ко мне придирался.
Мне это надоело, и я решил его проучить. Был у нас в цирке «рыжий», которого звали Мишей.
У него был осел.
Я вывел этого осла на арену, проделал с ним несколько упражнений, а когда публика начала аплодировать, я сказал:
        — Это осел Мишин.
Полициймейстер ушел из цирка.
        — Господа, вы, должно быть, не поняли меня,— сказал я ему вслед.
        — Это осел не мой, а Миши, «рыжего». Публика еще больше стала аплодировать.
С тех пор полициймейстер не приходил на мои гастроли в цирк.

А.Д.

Небычайный улов рыбы у Соловецкого монастыря.

Лет двадцать монахи Соловецкого монастыря не имели такого улова рыбы, какой удался на днях.
Улов быль чисто случайным.
Монахи вышли посмотреть на проходившие по морю огромные глыбы льда, которые отличались особенной красотой и причудливостью форм.
Около одной из глыб плеснула большая рыба.
Старик монах, проведший в монастыре очень много лет, заметил, что у льдин должно быть большое количество рыбы и посоветовал закинуть невод.
Через несколько минуть сети были в воде.
Вытащить их обратно оказалось делом далеко не легким.
На море разыгрывалась буря и окоченевшие от холода и ветра монахи готовы были выпустить сети, с силой тянувшие вниз.
Пришлось звать на помощь других монахов.
Кое-как общими усилиями невод был вытащен.
В первую голову из сетей плеснулся огромный лосось.
Длиной он был около сажени.
За ним было вытащено еще несколько лососей, a затем необычайное количество другой рыбы меньших размеров.
Монахи глазам не верили.
Чтобы перенести всю пойманную рыбу к монастырю, им пришлось прийти к берегу три раза.
Часть сетей оказалась совершенно изорванной острыми концами ледяных глыб.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Авиатор Сикорский подал заявление с просьбой зачислить его в члены русского собрания. При обсуждении его заявления, председатель собрания гр. Гейден заявил, что Сикорского следует записать в члены, хотя он мало известен своими патриотическими заслугами, но из уважения к отцу.

Наказанное хулиганство.

В Тулузе, университетском городе Франции, компания студентов человек в 20 отправилась ночью после товарищеского банкета в Николин день гулять по улице. Подвыпившие студенты стали приставать к прохожим. Затем один 19-летний ученик художественной школы позвонил у первого попавшегося дома. На балконе показалась фигура старика в халате, видимо разбуженного и поднятого с постели.
        — Что вам нужно? — спросил он.
        — Мешок, мы пришли за мешком, — ответил юноша.
        — Какой еще мешок?
Школьник ответил ругательством, в ответ на которое старик вынул револьвер и, думая, что имеет дело с ночными грабителями, три раза выстрелил.
Компания разбежалась, а школьник, сыгравший такую глупую шутку, остался на месте. Он был убит.

В омскую баптистскую общину вошел в качестве полноправного члена бывший священник и миссионер Кустанайского у., Тургайской области, Волгин.

В Перновском у. 17-лет. сын зверски убил своего отца, нанеся ему ряд огнестрельных и ножевых ран. Цель—ограбление.

В о. Новоизноскове, Судж. у., девица М. Кокова, родив девочку, бросила ее в погреб, предварительно разбив голову.

В Техасе (Америка) — наводнение. Затоплены города, поля и огороды. Утонуло более 50 человек, застигнутых в расплох.

Иосиф Джозефсон, банкир, избивавший своих конторщиц и заставлявший их целовать себя, о чем у нас своевременно сообщалось, присужден лондонским судом к 1 году каторжных работ. *** 98-летний Фердинанд Дюги, иавестный артист и драматический писатель, праздновавший недавно 70-летие своей деятельности, скончался в Париже, попав под трамвай.

Сахалянская Сафо.

В Сахаляне (близ Влаговешенска) c недавнего времени проживает японка, по прозванию Потто, содержательница фотографии. Образ жизни и поведение этой японки с самого начала вызывали недоумение. Она почему-то тяготела, исключительно к женщинам легкого поведения. И вообще она избегала знакомства с мужчинами, проявляя к ним как бы отвращение. Вместе с тем, женщины быстро подпадали под ее влияние, теряли свою волю и также начинали проявлять отвращение к сношениям с мужчинами. В последнее время это явление распространилось на столько широко, что торговцы живым товаром стали терпеть «ущерб» в своих операциях. И вот содержатели «чайных домиков» собрались на совещание, где и было установлено, что Потто склоняет и увлекает женщин так называемой лесбосской любовью. Тут же выяснилось, что Потто до приезда в Сахалян жила в Цицикаре, где были замечены те же явления, что и в Сахаляне. Из Цицикара она была выслана, по-видимому, по ходатайству содержателей «чайных домиков».

Русские Ведомости (Москва)

Нобелевские премии.

ХРИСТИАНИЯ. Нобелевская премия мира за 1912 г. присуждена американцу Элайгью Руту, а за 1913 г. – бельгийскому сенатору Ляфонтену (СПА).

РАЗНЫЯ ИЗВѢСТIЯ

В воскресенье, 1-го декабря, в помещении реального училища Воскресенского назначено собрание Общества любителей астрономии. Н.И.Днепровский сделает доклад «Время в ХХ веке (Передача сигналов часов при помощи радиотелеграфии), Е.С.Томашевич. – «Отделение пулковской обсерватории в Симеизе».

Утро (Харьк.)

Арест профессиональн. вора.

Околоточным надзирателем Двуносовым, третьего дня, на Черноглазовской улице, задержан с поличным неизвестный субъект, стащивший с проезжавшей подводы крестьянина Скаленко полушубок. Вор оказался крестьянином Изотовым, судившимся уже неоднократно sa всевозможные кражи и отбывавшим не один раз тюремное наказание. Изотов, кроме того, сознался, что занимается кражами уже 12 лет, и последний раз отбыл наказание в новороссийской губернской тюрьме. В Харьков приехал из Новороссийска 21 июля, где все время занимался также мелкими кражами и, между прочим, подыскивал себе товарища для совместного совершения преступлений.

Стоимость электрической энергии.

Представитель акционерного о-ва симферопольских электрических трамваев и освещения г. Бернар предлагает губернскому земству электрическую энергию своей станции для освещения по 13 коп. за 1 килоуат-час и для двигателей по 6 1/2 коп, за 1 килоуат-час.

СЕВАСТОПОЛЬ. Потемкинцы.

Преданы военно-морскому суду участники вооруженного восстания на броненосце „Князь Потемкин Таврический” в 1905 году и сдачи его румынским властям, добровольно вернувшиеся в Россию гальванер Балясников и матросы Дорошенко, Глущенко и Губский.
На допросе все четыре заявили военно-морскому следователю, что все восемь лет они прожили под надзором румынской полиции в г. Баксе, не разрешавшей им явиться к русскому консулу в Яссах, что они уже давно хотели сделать. По словам их же, положение всех потемкинцев в Румынии крайне тяжелое, благодаря недобросовестной эксплуатации их полицией.
С целью помещать вернуться на родину полиция категорически уверяет их, что всех их ожидает смертная казнь.