12 декабря (29 ноября) 1913 года

Русский поверенный в делах в Бухаресте Арсеньев сделал представление румынскому правительству по поводу убийства румынским солдатом русского жандарма. Румынское правительство произвело дознание. Арсеньев ожидает дознания бессарабского губернатора.
        Новый французский кабинет прочел декларацию в палате депутатов, которая приняла формулу доверия большинством 312 против 141.
        Сербское Прессбюро опровергает, будто затруднения в железнодорожном сообщена делаются Сер5ией, чтобы воспрепятствовать австро-венгерскому экспорту на Балканы.
        Корреспондент русского телеграфного агентства в Белграде в виду продолжающихся ссылок болгарских газет на беседу гофмейстера Гартвига с Ганчевым вновь категорически опровергает приписываемые посланнику заявления о болгарских деятелях и об Австрии.
        В Сербии обнародован указ о демобилизации войск, действовавших против Албании.
        В пленарном заседании австрийской делегации начались прения по бюджету министерства иностранных дел.
        Венгерская делегация приняла морской бюджет.
        Студенты лейпцигской, вюрцбургской и берлинских вубоврачебных школ забастовали, требуя предоставления звания доктора зубным врачам.
        Итальянский товарищ министра иностранных дед Дискалеа по вопросу об участии правительства в начавшемся в Германии движении в пользу русских политических заключенных заявил о невозможности вмешательства во внутреннюю политику другой страны.
        В 20 милях от Плимутского мола пошла ко дну подводная лодка «С 14», принадлежащая к девопортской флотилии, вследствие столкновения с пароходом «Бард». Экипаж спасен.
        В Лидсе забастовало 5 000 муниципальных служащих.

Государь Император сопричислил блаженнейшего Иосифа, экзарха болгарского, к ордену св. Александра Невского.
        В Ялту прибыл морской министр адмирал Григорович.
        Бобруйское земское собрание ассигновало на первые расходы по школьному строительству 90,900. руб. и на прочие расходы по народному образованию 188,000 руб. В Благовещенске открылось совещание по выработке земской сметы на 1915— 1917 год.
        В Новочеркасске закрылся съезд агрономов.
        По постановлению минского губернского присутствия закрыто и привлечено к суду несвижское еврейское литературное общество.

Гибель подводной лодки.

ПЛИМУТ, 27-го Ноября. Сообщают, что подводная лодка «С 14», принадлежащая к девонпортской флотилии, пошла ко дну в 20 милях от плимутского мола в то время, когда она шла из Торкуэ к Плимуту. Полагают, что команда спасена. (Аг. Рейтера). (СПА). ЛОНДОН, 27-го Ноября. По последним известиям, подводная лодка «С 14» столкнулась с пароходом «Бард» у самого входа в Плимутскую гавань и спустя 2 минуты пошл ко дну. Весь экипаж спасен. (Аг.Рейтера). (СПА).

Первые пешеходы по Неве.

Не успел лед на Неве окрепнуть, как появились смельчаки, совершающие опасные путешествия до хрупкому ледяному покрову.
В большинстве случаев эти путешествия оканчиваются холодными ваннами, а сплошь и рядом смельчаки гибнут, попав в открывшуюся полынью, которую с берега не видно.
Нa этих днях едва не сделались жертвою своей бесшабашной смелости двое крестьян, рискнувших переправиться в город прямым путем от деревни Клочки.
Было уже темно.
В нескольких саженях от берега один из «путешественников» угодил в воду и поднял отчаянный крик.
Второй смельчак поспешил к нему па помощь, но край ледяного покрова внезапно обломился и сам «спасатель» очутился в воде. По счастью, на берегу были люди.
Услышав крики и заметив несчастие, местные крестьяне кинулись к барахтавшимся в воде смельчакам и при помощи веревок вытащили их на лед.
В черте города за такими «путешественниками» следит полиция и чуть-что, немедленно составляется протокол.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Океанские часовые.

Трагическая гибель „Титаника“ внушила aнгл. народным обществам, поддерживающим сообщение между Европой и С.-А. G. Штагами, оборудовать на общие средства специальное судно, которое несло бы постоянную сторожевую службу в открытом море и посылало бы пароходам предостерегающие сигналы о грозящих им опасностях.
Это судно, „Scotia“, вооружено всеми новейшими приобретениями морской техники и уже исполняете свое назначение.
Но ужасная катастрофа с „Вольтурно“, повлекшая сотни человеческих жертв, повела к признанно заинтересованными кругами недостаточности одного лишь парохода „Scotia“ для разведочно-сторожевой службы на неизмеримом пространстве океана.
В виду этого, решено в близком будущем спустить на воды целый ряд „океанских часовых”, типа уже существующей Scotia".
Эти суда не будут отличаться большими размерами, но онb способны будут выдержать самые сильные штормы.
Благодаря беспроволочному телеграфу, они будут находиться в постоянном сообщении с центральными paдио-телеграфными станциями и посылать по телеграфу подробные бюллетени о состоянии погоды, о передвижении ледяных гор, состоянии барометра, направлении и силе ветров.

Культурная ночлежка.

Вчера открыта трудовая детская ночлежка на деньги, вырученные от прошлогоднего сбора в «день красного яичка».
Место для детской ночлежки выбрано очень удачно—на Солянке, в Спасо-Глинищевском переулке, недалеко от «дна» Москвы - Хитровки...
Маленьким хитрованцам совсем близко можно получить ночлег.
Все ночлежники попадают сначала в приемную.
Здесь их регистрируют, опрашивают, кто их родители, давно ли они блуждают без места по Москве...
По возможности безработных ночлежников будут отправлять на родину, в деревню, снабжая их железнодорожными билетами, одеждой.
Подростки попадают на жуткое московское «дно» по преимуществу тогда, когда, потеряв место в мастерской или у хозяйчика, торгующего в разнос через разносчиков, они бродят по Москве, клянча милостыню или занимаясь кражами.
Каждый ночлежник, попав в трудовую ночлежку, направляется в раздевальню...
Все его лохмотья, зараженный микробами, опускаются в дезинфекционную камеру...
Лохмотья обратно ночлежники получают только утром, когда уходят из ночлежки.
Здесь же ночлежников стригут и отправляют в баню.
Баня — словно операционная...
Никелированные баки для воды с тазовыми подогревателями, цинковые шайки, белоснежные стены и полы выложенные метлахскими плитками.
Пройдя через это «банное чистилище», смыв заразу горячей водой с зеленым мылом, ночлежники направляются в одевальню, где они переодеваются в чистую одежду:
        Красная рубаха, холстинные штаны и лапти.
Хитрованцев, омытых, остриженных, переодетых «мужичками», не узнаешь...
В течение двух часов ночлежники обязаны проработать, нашивав крючки, пуговицы и кнопки на картонки, за ночлег, горячий ужин и чай с черным хлебом.
В ночлежке три спальни для трех возрастов: одна для мальчиков до 10 лет, другая—от 11—13 лет и третья—от 13 до 16 лет.
Вместо ужасных традиционных нар белые железные кровати, серые одеяла...
Словно в клинике...
Когда ночлежники укладываются спать, то на потолке вспыхивают синие электрические лампочки...
Словно лунный снег озаряет ночлежку, так непохожую на кошмарные ночлежные притоны Хитровки, где детям улицы приходилось спать до настоящего времени, наблюдая сцены разврата и пьяного разгула «бывших» людей...

NEMO.

В бане перед вступлением в ночлежный приют.
(Фот. "Ранн. Утра".)

В Константинополе турецкая суфражистка Шевкет, член союза „защиты прав женщин”, поднималась на-днях над городом на аэроплане и разбрасывала суфражистские воззвания.

Пятилетний Франц Вриссон после того, как его высекла мать за дурное поведение бросился с моста в Граце (Австрия) и утонул.

В Неаполе, в тюрьме Кастельдель-Ово, убит при загадочных обстоятельствах один из видных членов каморры, Гварино, убивший своего соперника Кампаниле. Предполагают месть.

Попечитель харьковского учебного округа II. Э. Соколовский издал циркуляр, в котором настоятельно предлагает начальствующим лицам средне-учебных заведений, а также директорам и инспекторам низших учебных заведений „вежливое и корректное обращение с почтенными лицами, особенно с женщинами".

В с. Каспле, Пореч. у., при земской больнице не имеется покойницкой; покойников помещают в арестантскую комнату при волостном правлении. В этой же арестантской отбывают наказание крестьяне.

В Кагызманском округе, Эриванск. губ., открыты богатые залежи асбеста, меди, железа, каменного угля и другие ископаемые богатства в недрах земли.

СУД НАД КОШКОЙ.

Наш век пестреет неожиданностями. Наука и техника шагают вперед, а европейское правосудие перенеслось в темные дебри средних вковь. К подобным процессам следует отнести недавно разбиравшееся в бристольском суде, в Англии, дело о кошке, обвинявшейся в похищении, убийстве и съедении двух голубей, принадлежавших неким Гудсону и Вуду. Гражданский иск — 8 ф. ст. Ни свидетелей, ни каких-нибудь улик не было. Все обвинение покоилось на подозрении, что кошка находилась в помещении одновременно с голубями.
Судья потребовал привода „обвиняемой” в суд.
Публика пришла в весьма веселое настроение, когда кошка заняла место на скамье подсудимых.
Удостоверившись в ее личности, судья заявил обвинителям, что приметы „обвиняемой” совершенно не совпадают с теми, которые указаны ими.
Кошка была оправдана, а ее защитник потребовал признания обвинения недобросовестным.

У РАМПЫ.

Литературная конвенция заставила общество русских драматических писателей и оперных композиторов понизить взимаемые с авторов и переводчиков проценты получаемого ими гонорара.
До сих пор с оригинальных произведений о—во удерживало 15% гонорара, а с переводных — 30%.
Теперь уже поднят вопрос о понижении процентного отчисления до 10 с оригинальных пьес и до 20 с переводных.
Из остальных 80% авторского гонорара переводчики в большинства случаев уплачивают автору произведения половину, а часто и три четверти получаемой ими суммы.
Иностранные композиторы очень недовольны тем, что общество не защищает права на публичное исполнение романсов и вообще отдельных музыкальных вещей.
Союз русских драматических и оперных писателей идет в этом отношении навстречу желаниям иностранцев и будет требовать уплаты гонорара за исполнение даже романсов.

В Россiи.

Побег Уточкина из лечебницы.

ОДЕССА, 28,ХI. Вчера, ночью, Уточкин взломал дверь в лечебнице для душевно-больных, где он содержится, и ушел оттуда.
Он явился к присяжному поверенному Богомольцу, занял у него один рубль и отправился в клуб, где вскоре выиграл 50 руб. В клубе он держался совершенно спокойно, шутил, говорил, что выздоровел и освобожден.
Выйдя из клуба, он сел на первый попавшийся автомобиль и просил прокатить его. Автомобиль принадлежал частному лицу, и шофер отказался исполнить эту просьбу.
В лечебнице заметили исчезновение Уточкина и узнали о его местопребывании. Уточкин был задержан и водворен обратно в лечебницу. При задержании Уточкин пытался оказать сопротивление.

Чествование Клода Дебюсси.

ПЕТЕРБУРГ, 28, XI. (По телефону). Сегодня состоялось чествование Клода Дебюсси.
В 4 часа в редакции «Аполлона» собралось до 200 человек представителей , литературы, художественного и артистического мира. Для Клода Дебюсси специально была исполнена музыкальная программа из произведений Мусоргского, Глинки, Чайковского и самого Дебюсси.
Клода Дебюсси встретили шумными овациями. Был произнесен ряд речей; затем Клоду Дебюсси поднесли почетный диплом от музыкального общества.
Были также прочитаны приветственные телеграммы от «Музыкальной драмы», Михайловского театра и проч.

Утро (Харьк.)

Австрийский „цадик".

КИЕВ, 28 XI. В Киев приехал из Галиции старик-еврей Моргулиес. Его заподозрили в шпионстве в пользу Австрии и арестовали. Моргулиес, как правоверный еврей, отказался от пищи. Отказался он также снять ермолку. Такое поведение еврея породило слухи, будто арестован важный цадик. После долгих мытарств выяснилось, что Моргулиес—комиссионер по покупке перьев и пуха, и что прибыл он в Россию по торговым делам. Он выслан за границу. (Соб. кор.).

Нобелевская премия.

СТОКГОЛЬМ, 28,ХI. В присутствии короля и членов королевского дома состоялась раздача нобелевских премий, присужденных в этом году к раздаче.
Присутствовало трое из 4 лауреатов: лейденский профессор Камерлинг-Онес, получивший премию по физике, цюрихский профессор Вернер – по химии и парижский профессор Рише – по медицине. Король собственноручно раздавал премии и медали.
ХРИСТИАНИЯ, 28,ХI. Нобелевская премия мира 1912 г. присуждена американцу Руту, и 1913 г. – бельгийскому сенатору Лафонтену.

ХРОНИКА

К учреждению юбилейной учительской семинарии.

Симферопольская уездная земская управа обратилась к городской думе с просьбой отпустить из городского земельного фонда 2 дес. земли под устройство за счет казны в Симферополе учительской семинарии в ознаменование 300-летия Дома Романовых.

Р е ф е р а т о футуристах.

Вновь возродившееся о-во любителей искусств, устроившее уже несколько общедоступных популярных лекций об искусстве, на 2 декабря в квартире г-жи Семенкович (Александро Невская, д. Усова) намечает вечер, на котором будет г. Лейбманом прочитан реферат о футуристах. Кроме того, на вечере будет исполнен ряд литературно-вокальных номеров. Вечер устраивается для членов и гостей по рекомендации членов.

Спасенные рыбаки.

В Балаклаве сильным порывом ветра была оторвана от берега и унесена в море лодка с шестью рыбаками. Все считали несчастных рыбаков погибшими: они не имели запасов пресной воды и пищи, да и погода на море стояла почти штормовая. Однако, на днях, вечером, шедший в Ялту пароход „Гурзуф” заметил близ „Профессорского уголка" лодку с злополучными рыбаками. Несчастные, пробывшие несколько суток в море, находились в ужасном состоянии. По счастливой случайности, лодку их не залило водой. Спасенные были доставлены в Ялту, где им была оказана помощь. (Р. Р.)