14 (01) декабря 1913 года

Задержание дезертира.

На-днях приставом сыскной части в с. Чермалыке, Мариупольского уезда, задержан дезертир 51 пехотного литовского полка В. Брагин. Брагин заключен под стражу в мариупольском полицейском управлении. До задержания Брагин состоял на службе в Мариуполе, в магазине Кечеджи, Ягулов и комп.

Подробности находки "Джиоконды".

ФЛОРЕНЦИЯ. После двух лет тщательных поисков "Джиоконда" Леонардо да-Винчи найдена у назвавшего себя г.Леонаром, проживающем в гостинице "Триполитания". Знаменитая картина тщательно сбереглась в деревянном ящике с двойным дном.
Похититель картины заявил, что его зовут Винченцо Перуджио, сын Джиакомо, 22 лет. Он работал одно время в качестве декоратора вместе с другими рабочими, Французами, в галерее Лувра и много раз останавливался перед знаменитой картиной, всякий раз негодуя, что она является славой чужой страны, пользуясь дружбой прежних товарищей, по окончании своей работы в Лувре Перуджио продолжал приходить в музей, где его все знали. Во время этих посещений ему пришла мысль, что возвратить chef d'oeuvre итальянского искусства на родину, было бы прекрасным поступком. Он решил похитить картину; зайдя в пусто зал, где висела "Джиоконда" снял картину со стены, вынул ее из рам, оставив последнюю в помещении под лестницей, затем спрятал картину под рабочей блузой и вышел никем не заподозренный из музея. В продолжение этих лет Перуджио свято сохранял картину в ящике, не смея вынимать ее из тайника и боясь ареста; наконец решил, что единственный способ возвратить ее миру, это - повезти ее во Флоренцию. Похититель прибавил, что план похищения был выработан им одним, и никаких сообщников у него не было.

ВОЕННЫЕ ИЗВЕСТИЯ.

В непродолжительном времени в Одессе предполагается открытие местного о—ва ревнителей военно-санитарных знаний. Цель общества — развитие военно-санитарного дела, возможность совместного обсуждения вопросов, касающихся потребности местных войск, распространение в войсках сведений о сбережений здоровья путем устных бесед, печатания брошюр и т. д. В состав о—ва войдут врачи местных войсковых частей и учреждений и некоторые офицеры.

РУССКИЕ ДЕЗЕРТИРЫ В РУМЫНИИ.

Как сообщает одес. румынское генер. консульство, с присоединением к территории румынского королевства болгарской провинции Силистрии-Лабич-Туртукай регистрацией населения этих городов обнаружено много лиц, заявляющий себя русскими дезертирами. В местном консульстве почти ежедневно получается по несколько запросов относительно достоверности заявлений этих лиц, в виду чего консульство собирает соответствующие справки.

Театральный Листок.

Грядущий приезд Макса Линдера в Одессу волнует артистов Городского театра. Необходимость выступать наряду с „кино-гением" кажется многим зазорной. Идут толки о протесте и т. д. Дело, собственно, идет не о том даже, чтобы делить успех с Линдером, а б том, чтобы заполнять часть вечера до или после знаменитого „скерча.“
Играть и петь для съезда „на Макса” и для разъезда „с Макса”, действительно, малоутешительная перспектива.

Капитан Батсон и его аэро-яхта.

Американский капитан Матью Батсон соорудил замечательный летательный аппарат—мюльтиплан или аэро-яхту, предназначенный для перелета через Атлантический океан.
Это новое чудо техники находится на острове Дютч, близ Саванны.
Много ученых и авиаторов съехались в настоящее время для осмотра этой аэро-яхты. Она представляет собой огромной силы гидро-аэроплан, снабженный шестью парами крыльев и тремя моторами.
По воде эта аэро-яхта может двигаться со скорость от 45 до 60 миль в час, но воздуху-же она делает 100 миль в час.
Аэро-яхта снабжена тремя винтами. Весь ее остов, за исключением крыльев, сделан из стали; крылья же из непроницаемой для воды и воздуха ткани.
Команда, включая и пилота, должна состоять из 6 человек. Общий вес аппарата с моторной лодкой, командой и припасами на дна дня путешествия достигает 9,000 фунтов, тогда как сила трех моторов равняется 10,000 фунтов.
Благодаря особым приспособлениям, все шесть пар крыльев могут действовать одновременно все вместе или с выключением одной, или нескольких пар.

Для первого опыта аэро-яхта совершит полет из Саванны в Нью-Иорк.
Весной-же наступающего года она полетит через океан из Америки в Европу.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Курьезный случай.

Сиделица винной лавки в с. Тритузном, екатер. у., вдова М. Свида, на днях открывая с утра лавку, нашла записку, в которой кто то, расписывая ея прелести, говорит, что такой интересной вдове грешно одной проводить время, а ей нужен „любящий человек“. И вот, чувствуя неудержимое стремление к любви, этот „некто“ предлагает ей свои услуги.
М. Свида не обратила на эту анонимку никакого внимания, но через несколько дней „любящий человек” опять прислал ей подобную записку, Но уже подписанную инициалами: А.К.
Г-жа Свида, увидя „грозное“ А.К., с ужасом предположила, что иод этими инициалами, по всей вероятности, скрывается какой-нибудь анархист-коммунист, посягающий на ее благополучие, и, не долго думая, заявила своему начальству и полиции, что ее хотят ограбить.
Принятыми мерами приставу сыскной полиции удалось установить, что автором анонимного письма является хозяин дома, где проживает Свида,—Афанасий Купотенко. При допросе последний заявил, что писал письма Свида только потому, что жена его в и данное время находится в больнице, а вдова М.Свида ему страшно нравилась.

Радиологический институт.

Вчера состоялось пленарное заседание особой комиссии при медицинском совете по вопросу об устройстве радиологического института в Петербурге. Присутствовали представители ученых и учебных заведений Петербурга и Москвы и петербургских городской голова гр. Толстой. Подкомиссией выработан проект института, смета которого исчислена в 500,000 руб. Признано целесообразным присоединить проектируемый институт или к женскому медицинскому институту или к одной из больших городских больниц. Комиссия пришла к заключению: центральный институт учредить в Петербурге; просить у правительства на покупку радия 200 тыс. руб. и, кроме того, некоторые суммы на покупку радия для провинциальных университетов. Подкомиссии предложено выработать более детальный план радиологического института и установить количество радия, необходимое для провинциальных университетов. (Наш. корр.)

Приобретение радия.

Городская больничная комиссия вносит в гор. думу доклад о приобретении 1 грамма радия для нужд городских больниц. На покупку, требуется 200,000 руб. (Наш. корр.)

Джиоконда.

(По телеграфу от наших корреспондентов).

Как нашли Монну-Лизу.

ПАРИЖ, 30, 11—13, XII. Вот подробный рассказ, как была найдена «Джиоконда».
Флорентийский антнкварий Джерри получил недавно из Парижа письмо на итальянском языке следующего содержания:
        «Творение Винчи в моих руках. Мне кажется, Италия имеет право получить обратно этот шедевр. Моя мечта— возвратить «Джиоковду» стране, внушившей своему сыну гениальное творение».
Джерри полагать скачала, что это—мистификация, но все же ответил на письмо. Завязалась переписка, и было установлено, что Джерри свидится с обладателей» «Джиоконды» в Милане. Однако, еще за несколько дней до назначенная свидания в давку антиквария вошел незнакомец, по внешности рабочий, и, обратившись к хозяину, заявить :
        — Я приехал сюда. «Джиоконда» со мной. Вы—итальянец, и я—тоже. Вам понятны мои чувства и мое желание возвратить Италии сокровище, вывезенное во Франции деспотом корсиканцем Наполеоном.
        — Конечно,—поддакнул Джерри, опасаясь, что перед ним сумасшедший.
        — Устройте так, — продолжать незнакомец,—чтобы итальянское правительство купило картину.
        — За такое дело, — заявил антикваpий,—я боюсь взяться один. Разрешите мне взглянуть на картину вместе со своим другом, чтобы убедиться в подлинности ее.
        - Какие могут быть сомнения?—возразить незнакомец.—Я сам, слышите, —сам,—своими собственными руками, снял ее в Лувре со стены.
Для осмотра картины Джерри отправился в гостиницу, где остановился незнакомец, в сопровождении директора музея Уфицца, Поджи.
Незнакомец жил здесь в скромной комнате. Достав сундучок с двойным дном, он извлек из него сначала платье, a затем, открыв потайное отделение, показал «Монну-Лизу».
Джерри и Поджи остолбенели. Никаких сомнений: перед ними была сама она—улыбающаяся Монпа.
        — Имеете полномочие от правительства на покупку?—спросил незнакомец, прописавшийся в гостинице под именем Анри Леонардо.
        — Да,-—ответил Джерри не без иронии,—правительство готово дать вам заслуженное вознаграждение.
Дело в том, что Альфред Джерри и Поджи успели по телефону предупредить в Риме директора изящных искусств Коррадо Риччи, который и выехал немедленно во Флоренцию.
Мнимый Леонардо согласился вручить покупателям картину, и она была доставлена в музей.
Коррадо Риччи, повернув полотно, увидел на нем печать Лувра,—и сомнений больше уже не было.
Дали знать в префектуру. В гостиницу нагрянула полиция и арестовала Леонардо.
На допросе Леонардо с первых слов заявил с гордостью:
        — Италия должна быть мне признательна. Я возвратил ей ее сокровище.
Дальше задержанный рассказал, что его зовут Винченцо Перруджиа. Ему 22 года, родился он в Доменце, в провинции Комо. Долго жил во Франции, в качестве декоратора работал в Лувре.
        — Долго зрела во мне идея осчастливить Италию. Закончив работы в Лувре, я сохранил добрые отношения со своими земляками, продолжавшими там работать, и навещал их. Явившись как-то туда, я заметил, что зал, в котором находилась «Джиоконда», быль пуст. Снять картину со стены было делом одной минуты. Я отделил полотно от рамы, спрятал его под свою рабочую блузу и спокойно вышел черным ходом.

Похититель.

ПАРИЖ, 30,ХI—13,ХII. По справкам полиции, Перруджиа—профессиональный вор, трижды судившийся и осужденный.
Он неоднократно менял в Париже имена и адреса и скрывал от своих соотечественников свое настоящее «ремесло».
ПАРИЖ, 30,ХI—13,ХII. В Париже, на улице Сен-Луи, живет многолюдная колония рабочих-итальянцев —декораторы, натурщики, резчики на мраморе.
Винченцо Перруджа жил среди них, особенно ни с кем не сближаясь. Он был молчалив, зарабатывал прекрасно, имел сбережения.
По окончании работ, он, не в пример своим товарищам, не засиживался в кафе и спешил в свою мансарду, где, как скупой рыцарь, оберегал свой сундучок. Все были уверены, что он скопил деньги и боится, как бы их не украли.
В последнее время он начал говорить, что должен получить на родине большое наследство, и, действительно, выехал в Италию.
ПАРИЖ, 30,ХI—13,ХII. Всех поражает, как плохо сообразил похититель. Судить его будут в Италии, так как она не обязана выдавать своего подданного. В Париже он мог безнаказанно возвратить картину, так как всякая газета согласилась бы стать келейным посредником между похитителем и властям.

Дактилоскопия.

ПАРИЖ, 30, XI—13, ХII. Бертильон сравнил следы пальцев, оказавшиеся на раме, с следами пальцев Перруджиа, имеющимися в его досье в антропометрическом бюро. Установлено полное тождество отпечатков.

Впечатление в Париже.

ПАРИЖ, 30, XI—13, ХII. Вчера, к вечеру, здешний корреспондент одной большой итальянской газеты получил по телефону из своей редакции следующее сообщение:
        — Найдена «Джиоконда». Соберите сведения. Похититель жил в Париже. Зовут его Винчеенцо Перруджиа.
Это была первая ласточка из целаго вороха известий, посыпавшихся затем со всех сторон. Однако, сначала никто не верил, что «Джиоконда» действительно найдена. В редакциях газет засуетились, начали проверять: ведь, таких уток было уже немало.
Наконец, в министерстве иностранных дел сообщили, что от французского посла в Риме Баррера получена телеграмма, подтверждающая сенсационное известие.
Трудно описать то впечатление, которое произвела эта сенсация в Париже всюду: в правительственных, в парламентских кругах, в обществе, наконец, прямо на парижских улицах и бульварах.
Когда камло тучей наводнили бульвары со специальными выпусками газет, громко выкрикивая: «Найдена «Джиоконда», толпу охватило радостное, праздничное настроение. Незнакомые люди делились друг с другом радостью, но скептиков все-таки находилось много. Многие не верили, что «Джиоконда» действительно найдена, — так часто извесгие это оказывалось неверным. Однако, в конце-концов, все сомнения рассеялись.

Впечатление в Лондоне.

ЛОНДОН, 30, XI—13, ХII. Здесь выражают большую радость по поводу отыскания «Джиоконды».
Особенно рады коллекционеры и продавцы старинных картин, так как это снимает с них тяжкое подозрение.
Дело в том, что французская сыскная полиция все время подозревала, что «Джиоконда» похищена лицом, подкупленным каким-то английским коллекционером. Одно время говорили даже, что картина спрятана в доме английского посла в Париже. Розыски происходили в Англии, при чем коллекционеры и продавцы были подвергнуты довольно стеснительному надзору со стороны агентов французской тайной полиция.
ЛОНДОН, 30, XI—13, ХII. Здесь еще находятся скептики, сомневающиеся в подлинности найденной картины.
Указываюсь на возможность того, что мнимый Перруджиа и Джерри разыграли комедию. Перруджиа согласился отсидеть за кражу, а потом получить часть награды, которую французское правительство выдаст Джерри.
Во всяком случае, по мнению коллекционеров, когда картина будет вновь выставлена в Лувре, то многие все же будут относиться к подлинности ее с подозрением, которого не снимут никакие уверения экспертов. Существуют копии с «Джиоконды», почти не уступающие оригиналу. Так, например, в мадридском музее есть «Джиоконда», которую испанцы считают оригиналом, купленным королем Франциском у самого Леонардо.

В галерее Уфицци.

РИМ, 30, XI—13, XII. «Джиоконда» с большой помпой будет возвращена Франции. Сейчас она выставлена в галерее Уфицци. Наплыв публики туда огромный.
Вообще, во Флоренцию ожидается громадный наплыв иностранцев и итальянцев.

Приготовления в Лувре.

ПАРИЖ, 30, XI—13,ХII. В Лувре готовятся к встрече «Монны Лизы» с особым торжеством.
Картина будет помещена на прежнем месте, и к ней будет приставлена специальная охрана.
ПАРИЖ, 30,XI—13,ХII. Для принятия «Джиоконтды» в Италию отправляется специальный чиновник, в сопровождении целого штаба полицейских aгентов.

Телеграмма Вивиани.

ПАРИЖ, 30,XI—13,ХII. Министр народного просвещения Вивиани отправил итальянскому премьеру телеграмму с выражением признательности от имени французского павительства.

К истории исчезновения картины.

ПАРИЖ, 30,ХI—13,ХII. 22-го августа 1911 года, перед открытием зал Лувра для публики, обходившие музей досмотрщики заметили пропажу «Джиоконды».
Лувр был тщательно обыскан от погреба до чердака; искали даже на крышах, где помещаются «висячие сады».
Под лестницей была найдена рама от картины, но самой «Джиоканды» не нашли. Сообщили о пропаже властям, когда дальше нельзя было скрывать от публики.
Это был поистине национальный траур. Распространялись слухи всякого рода. Говорили даже, что это—диверсия со стороны правительства, в виду внешних затруднений (марокканские дела), чтобы отвлечь общественное внимание. Говорили, что картину изуродовали, украли коллекционеры, садисты, воры... Были подозрения против одного известного архи-миллионера.
Вся полиция была поднята на ноги. На границах обыскивали путешественников, в таможнях были невероятные строгости. Каждый день распространялись ложные вести, будто «Джиоконда» найдена, будто напали на след похитителя. Газеты, с своей стороны, обещали огромную премию тому, кто найдет «Джиоконду».
В одной газете было помещено объявление, исходившее от правительства, что похитителю обеспечена безнаказанность, если он возвратит «Джиоконду».
Был смещен директор Лувра. Товарищ министра народного просвещения, заведующий отделом изящных искусств, Дюжарден Бомец поплатился портфелем, начал хиреть с горя и недавно умер.
В самом музее была усилена охрана, бродили полицейские собаки.
Через год опять ложная тревога. Англичанин-коллекционер Ратбон доставил британскому послу в Париже Бертье, будто бы, найденную им «Джиоконду». Увы! — она оказалась только прекрасной копией. В последнее время о «Джиоконде» начали понемногу забывать, примирились с великим несчастьем.
Передают, что когда сменялись за это время министры народного просвещения, они, передавая дела своим приемникам, меланхолически заявляли:
        — Помните «Джиоконду».

ФЕОДОСИЯ. Среди татар.

Директор народ. училищ г. Маргаритов посетил, между прочим, и татарское гор. училище. Особенный интерес директора вызвали успехи девочек-татарок. Заведующий училищем С.М.Сейдамет высказал директору пожелание об удлинении курса в татарских школах. Сейчас курс — 4-годичвый, но больше года уходит исключительно на изучение татарской грамоты. Для того, чтобы воспитанники татарских школ шли в ногу, в смысле успехов, с воспитанниками русских школ того же типа, необходимо обучать первых, по крайней мере, лишний год. Тогда программы совпадут фактически, а не только номинально, и сделается более легким переход татар в общие учебные заведения. Директор обещал ходатайствовать перед министерством.