24 (11) декабря 1913 года

ХРОНИКА

Эпидемия тифа.

В о. Златоустовке, Мариупольского уезда зарегистрированы заболевания брюшным тифом; заболевания носят эпидемический характер, — больных более 50 человек. В Златоустовку командирован мариупольской уездной управой врач.

Авария.

Вчера около 2 час. дня исполняющим обязанности начальника порта А.А.Спешневым была получена от начальника, таганрогского порта телеграмма о том, что потерпевшие аварию в Азовом море, возле Беглецкого маяка, буксирный пароход Русского общества „Смелый“ и баржа, которую вел этот пароход, взяты на. буксир ледоломы „Мариупольский 4,“ который вышел от Беглецкого маяка по направлению к Мариуполю.

Заносы.

Вчера в Мариуполе, вследствие снежных заносов на железных дорогах, не было получена ни столичная, ни харьковская почта.

Дело газеты «Правда».

Ответственный редактор газеты «Правдам Козюхин 10 декабря опять предстал перед особым присутствием судебной палаты по обвинению чуть ли не по всем пунктам 129 ст. угол, улож. По некоторым, пунктам обвинения Козюхин оправдан за отсутствием состава преступления, а по другим признан виновным и приговорен к заключению в крепости на один год, каковой приговор поглощается другим, более суровым, состоявшимся по аналогичному делу.

В Сан-Ремо состоялось освящение русской церкви, построенной на средства русской колонии.
        В виду серьезности болезни королевы Милены в Цетинье выехал доктор Гергард из Цюриха.
        Конгрес земледельцев в Софии вынес резолюцию не поддерживать нынешнего правительства, отказаться от участия в кабинете, не поддерживать сношений с дворцом и голосовать только предложения, согласные с программой партии.
        Сербское прессбюро опровергает сведения «Albanische Korrespondenz» об анархии в Македонии.
        «Кореспонденцбюро» сообщает, что валонское правительство опровергает столкновение между приверженцами
       Эссад-паши валонскаго правительства к западу от Дибры.
       По сообщениям газеты «A Nap» зацштник Кабалюка, обвиняемого по делу Угроруссов, возбудил ходатайство о приглашении в качестве свидетеля графа В.Бобринского.
        Между Германией и Китаем заключен предварительный договор о постройке Германией новых железных дорог в Северном Китае.
        Хорватский сейм созывается на 14 декабря.
        Всем хорватским станциям венгерских казенных железных дорог предписано заменить венгерские наименования хорватскими.
        Французская палата депутатов приняла полностью законопроекта о повышении жалованья военно-служащим.
        Скончался член французской академии Жюль Кларети.
        Итальянская газета «Tribuna» обсуждает окончание работа комиссии по установлению южных границ Албании и возможность движения в Эпире.
        Представитель английской фирмы «Раuwing» получил от Китая концессии на постройку линии Шаси-Синъи вместо неутвержденной концессии Кантон-Чэндуфу.
        В Ургу прибыл бывший американский посол в Константинополе Рокхил с супругой.
        Палата представителей С.-А. Соединенных Штатов приняла билль о денежном обращении.
        Шайка афганских разбойников напала на вокзал в Хайрабаде, убила двух служащих и увела в плен начальника

В Архангельск взамен отказавшегося Старцева членом Г. Думы избран доктор И.Д.Кривоногов—кадет.
        Открыто движение по Карс-Сарыкамышской ветви Закавказских железных дорог.
        В имении князя Радзивила Минской губ. Мозырскаго уезда во время столкновения лесной стражи с крестьянами-охотниками убит лесник.
        Ледокол Мариупольскаго порта снял людей с потерпевшего аварию парохода «Смелый». Пароход отведен в Мариупольский порть.
        В Варшаве в лаборатории университета сгорела крыша.
        На юге снежные заносы.

Одесские новости

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ.

МОСКВА, 10 декабря. (От наш. кор.).
Пришли в Москву совершающие пешеходное кругосветное путешествие жители Николаева Колченко и Бибиков. Свое путешествие они начали в августе 1910 года и до сих пор успели уже пройти 50.000 верст. Они побывали в Персии, Африке, в Средней Азии, и идут теперь в Сибирь. Условие выговоренного приза в 50 тыс. р. сделать в течение девяти лет 125 тысяч верст, побывав при этом во всех частях света. По России путешественники с разрешения министерства путей сообщения идут железнодорожным полотном, а на больших станциях жел.-дорожная администрация делает пометки о прохождении этих станций в походной книге путешественников.

МОСКВА, 10. декабря. (От наш. кор.). Арестованные немецкие летчики освобождены и немедленно выехали в Германию.

СИОНИСТЫ ПОД СУДОМ.

ЧЕРНИГОВ, 10 декабря.
Под председат. председателя окр. суда Ридмана слушалось здесь интересное дело по обвинению врача Эрлихмана и еще трех местных обывателей в принадлежности к незаконному «сообществу сионистов». Поводом к возбуждению этого дела послужили результаты произведенных у обвиняемых обысков. Так, у Сталина были обнаружены две акции еврейского колониального банка, у Бычкова квитанционная книжка для сбора «шекелей», у Гендина — один экземпляр воззвания к еврейскому народу на сбор пожертвований и у врача Эрлихмана—три марки двухкопеечного достоинства с «эмблемой сионистов»—шестигранной звездой. Обвинение ко всем предъявлено было по 1 п. 134 ст. угол. улож. В качестве эксперта выступил врач Гарлице, известный здесь черносотенец-еврей, заключение которого сводилось к тому, что найденные при обысках марки, квитанции, акции и проч. свидетельствуют либо о принадлежности, либо о сочувствии обвиняемых к запрещенной организации сионистов. Защитник прис. повер. Шраг, бывший член первой Гос. Думы, доказывал, что ни o каком «сообществе» не может быть речи, так как не установлено даже знакомство обвиняемых друг с другом. Суд оправдал только Гендина, а остальных приговорил к заключению в тюрьме на 1 месяц.

ДАВНЯЯ БЛИЗОСТЬ.

(По поводу приближения планеты Марс к земле).
«Марс приближается к земле и в настоящее время уже превосходно виден простым глазом. Резко заметна его кровавая окраска».
(Из газет).

Давно близка к земле уж Марса каска,
Давно видна кровавая окраска.

Женщины — присяжные заседательницы.

В заседании совета министров 12 декабря будет рассмотрено законодательное предположение 37 членов k.-д. партии о предоставлении женщинам права быть прис. заседателями.
Передают, что это законодательное предположение советом министров будет отклонено, так как министр юстиции И.Г.Щегловитов относится в нему отрицательно. (Наш. корр.)

Стипендии для кругосветных путешествий.

Лицом, пожелавшим остаться неизвестным, пожертвованы в распоряжение министра нар. просвещения средства для учреждения двух стипендий для кругосветных путешествий по 6,600 p. Стипендии назначаются по усмотрению министра нар. просвещения ученикам иди преподавателям, русским подданным на совершение путешествия на срок не менее 15 месяцев, при чем составление маршрута предоставляется стипендиантам, с тем, однако, условием, чтобы в этот маршрута, согласно желанию жертвователя, входило посещение Западной Европы, Соед. Штатов Сев. Америки, Японии, Китая, Индии и о. Явы для о знак о плеши с условиями социальной и культуриой жизни посещаемых стран И, п частности, с постановкой вародваго воспитания и образования как общего, так и профессионального. Желающие воспользоваться этой стипендией приглашаются подавать прошения нe позже 10 января 1914 г. (Наш. корр.)

У РАМПЫ.

Владелец цирка Никитин показал красивый жест.
Желая дать возможность многим недостаточным студентам, которым грозит увольнение из университета, продолжать образование, он решил дать спектакль, весь валовой сбор с которого жертвует бедным студентам.
Хороший пример для некоторых больших антрепренеров.

Между Лидсом и Лондоном устанавливается с нового года сообщение при помощи электрического трамвая с двухярусными вагонами.

В Риме магнетизер Леонарди продержал в продолжение трех дней свою пациентку в состоянии гипноза. Начато судебное следствие, так как предполагаются преступный намерения.

В Ланкашире (Англия) до сих пор существует обычай класть в гробик умершего ребенка немного денег, чтобы душа его по прибытии в рай могла купить себе гостиниц.

Американский стальной король Фрик дал в приданое своему сыну 28 миллионов долларов, а своей невестке— 4 миллиона золотом, весом ровно в 50 раз более того, что она сама весит.

В дер. Алексеевке, Полт, губ. сгорел сарай. В огне погибли 9,000 р. завернутые в тряпку и засунутые в зерно.

Среди населения окраин Царицына начались заболевания натуральной оспой.

В Ревеле издатель эстонского календаря Тенисон окружным судом за посрамление священного писания и таинств бракосочетания и причащения приговорен к 9 месяцам заключения в крепости. Календарь, отпечатанный в количестве 100,000 экземпляров, будет уничтожен.

ОБЕЗЬЯНА—КОКАИНОМАНКА.

За последнее время в Западной Европе сильно распространилась кокаиномания.
У одной парижской дамы, страдающей этим пороком, есть орангутанг, которого она также приохотила к кокаину, Обезьяна скоро привыкла к этому яду, который действовал на нее возбуждающим образом. Всегда степенный и спокойный, орангутанг после приема яда начинал кувыркаться, прыгать, плясать и лазать по мебели, очевидно, воображая себя в пальмовых лесах южной Африки.
Все же животное оказалось умнее человека. Сколько бы ему ни давали яда, он никогда не принимает больше той дозы, которая приводить его в веселое настроение. Тоби — так звать орангутанга—до того пристрастился к кокаину, что когда ему долго его не дают, он ищет его по ящикам, сакам и карманам своей хозяйки.
Муж кокаиноманки на-днях отправил свою жену и ее обезьяну в санаторий, из которого они не выйдут, пока не излечатся от своего порока.

„Илья Муромец“.

На Балтийском заводе, в Петербурге, закончен новый аэроплан конструктора Сикорского —- «Илья Муромец». Этот аэроплан в полтора раза больше «Русскаго Витязя». Вместе с тем, он на 1 200 килограммов легче его, а мощность мотора более на 110 лошадиных сил.
На-днях должно было состояться первое испытание аэроплана. Однако, «Илья Муромец» не мог подняться на воздух, он только бегал по земле и при полной работе мотора упирался носом в землю. В воздух поднимался только хвост аппарата. Неудачу объясняют тем, что аппарата установлен на лыжах. Предполагается установить его на колеса. Кроме того, будут произведены некоторые конструктивный изменения. «Илья Муромец» обошелся около 50,000 руб. («Н. В.»)

Русские Ведомости (Москва)

Смерть Менелика.

РИМ. Здесь получено извещение о смерти абиссинского негуса негуса Менелика. Итальянская печать уделяет много места печальным воспоминаниям об этом ставленнике Италии, сделавшемся впоследствии ее врагом и разрушившем колониальные планы Кристи («Наш. корр.»).

Поиски мемуаров Бейлиса.

КИЕВ. В квартиру американского журналиста Берлянда явилась полиция с требованием выдачи мемуаров Бейлиса, записанных журналистами для американских газет. Оказалось, что мемуары накануне увезены за границу другим журналистом. У Берлянда взята на просмотр переписка. («Наш. корр.»).

Кругосветные путешественники.

Вчера по линии Николаевской жел. дороги пришли в Москву два путешественника, предпринявшие путешествие пешком вокруг света на приз американца Дж. Микулича (совершившего кругосветное путешествие в 14 лет) в 50 тыс. руб. Чтобы получить этот приз, необходимо побывать во всех частях света, пройти не менее 125,000 верст и закончить путешествие в 8 1/2 - 9 лет. Путешественники — жители Николаева, А.Д.Кольченко, 25-ти л., и А.Бибиков, 26-ти л., члены тамошнего спортивного клуба, который оказывает им материальное содействие во время путешествия. Начали они путешествие в августе 1910 г., и за три года прошли около 50,000 верст. Теперь идут из Петербурга чрез Москву в Сибирь, оттуда пройдут в Китай, затем направятся чрез Японию в Америку и намерены закончить путешествие Австралией. Кольченко и Бибиков в России идут с разрешения министерства путей сообщения по полотну железных дорог. На больших станциях они предъявляют станционной администрации особую книгу для отметки их прохождения. Сегодня путешественники оставляют Москву и направятся по линия Курской жел. дор. на Тулу, Челябинск и далее в Сибирь.

СЕВАСТОПОЛЬ.

Опыты телепатии в театре „Наука и Жизнь” возбудили большой интерес среди местной публики; и в иллюзионе нередко не хватало мест для посетителей. Отгадываватель чужих мыслей г. Андреже безошибочно исполнял все задуманное лицами из зрительного зала, добровольно выходившими к нему на сцену. Учебное начальство, разрешив учащимся посещение сеансов, запретило им появляться на сцене для передачи своих мыслей необыкновенному гастролеру.
Погода стоить здесь отвратительная: то дождь, то снег, который быстро тает. Незамощенные улицы превратились в непроходимый болота.