26 (13) декабря 1913 года

Киевлянин

Меры для борьбы с пьянством.

ПЕТЕРБУРГ, 12 декабря. К проекту комиссии Госуд. Совета о мерах борьбы с пьянством, почти к каждой статье внесено несколько поправок. Это первый случай столь значительного расхождения во мнениях комиссии и общего собрания. Наиболее интересна поправка, подписанная Кони, гр. Витте, Гурко, Андриевским и тремя архиепископами верхней палаты, воспрещающая продажу крепких напитков в буфетах всех театров, копцертов, кинематографов, выставок, катков, общественных садов, гуляний, правительственных учреждений и присутственных мест.

ОБЫСКИ и АРЕСТЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ.

Последствием не прекращающихся протестов со стороны генералов и офицеров турецкой армии против назначения Сандерса командиром первого корпуса являются репрессии против протестантов.
Были произведены обыски у Эмирджана и Явер-паши. Потом начались и аресты. Арестовали Явер-пашу, за ним также генералов Кеппана и Низам-Эддина.
Вечером депутаты от офицерства явились к военному министру и потребовали освобождения арестованных генералов.

ГРЕЧЕСКИЕ ШПИОНЫ.

Миноносец „Альпагат” доставил в Константинополь трех греков, обвиняемых в шпионстве. Греки эти были схвачены в тот момент, когда они фотографировали дарданелльские укрепления. Полагают, что это — офицеры греческой армии Дело о них передано военному суду.

СОВРЕМЕННЫЙ МАФУСАИЛ.

В деревне Гзихов, близ Лодзи, проживает крестьянин Юзеф Петрасик, 105 лет. Несмотря на свой преклонный возраст, Петрасик весьма бодр и здоров. Огромная его семья состоит из 5 человек детей, 22 внуков, 20 правнуков и 7 праправнуков.

Перелет —Петербург—Москва—Петербурга

Приехал в Петербург авиатор Я.В.Михайлов, 3 декабря вылетевший из Петербурга в Москву на немецком аэроплане с пассажиром авиатором В.П.Невдачным. По словам Михайлова, около» Твери мотор сталь слабеть. Пришлось спускаться. При спуске поломалось колесо.

СОЖЖЕНИЕ ХРАМА В ЛИВЕРПУЛЕ.

На днях, во время богослужения в церкви св. Анны, в Ливерпуле, послышался запах гари. Публика вначале не обращала на это внимания, но когда запах уедался и появился дым, кто-то крикнул «Пожар!» Произошла паника и все бросились к выходу.
Благодаря самоотверженности мужчин, не тронувшихся с места и организовавших порядок, все женщины и дети благополучно выбрались из пылавшей церкви. В это время примчалась пожарная команда и отстояла здание. Обгорели внутри хоры, орган, пюпитр и ризница. Жертв не было. Ценные, покрытые живописью окна, потрескались. Когда пожар потушили, в ризнице была найдена суфражистская литература. Поджог несомненен.

ПАРИЖСКИЕ ФУТУРИСТЫ.

Парижские футуристы постоянно упражняют свою фантазию и не только выдумывают новые моды, но и бегут впереди нее. Так, супруги д.Ю. Рамп устраивают футуристский чай в кубистском салоне, а гости их должны входить на особый манер - прихрамывая. Теперь они изобрели новое увеселение, вроде концерта, и надеются, что оно; скоро войдет в моду в высшем свете. „Концерт” исполняется целым оркестром, состоящим из 36 „музыкантов”. Само собой разумеется, что они отвергают всю старую музыку: новая музыка целиком должна выйти из „школы шума“ Знаменитый художник Руссоло писал недавно „великому музыканту футуристу” Балила Прателла, что „до ХIХ века всюду царила тишина и что только теперь можно будет создать себе представление, что такое шум». Все слышанные им до сих пор концерты заставляли его морщиться. Теперь, наконец, пора выйти на открытую дорогу, — заканчивает он свое послание, - я не могу дольше сдерживать своего безумного жёлания создать настоящую музыку, раздавая направо и налево звонкие пощёчины, колотя по клавиатуре рояля, сотрясая контрабасы”.
По пути, начертанному Руссоло, футуристы и пошли и „настоящая музыка в разгаре...

Наш кореспоиздент сообщает слух, что глава германской миссии генерал Сандерс не сохранит фактического командования войсками.
        Русский и германский послы совместно посетили великого визиря и беседовали с ним по армянскому вопросу.
        В румынской палате депутатов депутат Арион заявил, что успех румынской политики надо приписать разрыву с Австрией.
        Сербская официозная «Самоуправа» сообщает в передовой статье, что большинство сложных вопросов между Сербией и Болгарией уже улажены.
        Открылись заседания сербской скупщины.
        По сообщению «Magyar Kurier» председатель суда по делу Угро-руссов отклонил ходатайство о вызове гр. Бобринского в качестве свидетеля.
        Из бумаг кардинала Рамполлы исчезло завещание. Заявлен протест от имени предполагаемых наследников.
        В Торре-Аннунциата произошел вэрыв в пиротехническом заведеии. Извлечены 8 убитых и 5 раненых.
        Полковник Лабрадор в Кадиксе приговорен к 6 месяцам ареста за отказ присутствовать на литургии перед началом военного совета, в котором ему предстояло председательствовать.
        Закончились выборы в законодательную палату в Египте.
        Мексиканские мятежники вновь взяли город Торреон.
        В штате Мичиган, в Кэлюмете, произошел пожар на елке в общественном собрании. Вследствие возникшей паники убиты 80 человек, преимущественно детей.

Г         Состоялось во Владивостоке совещание высших представителей разных ведомств по вопросу о поддержке Владивостокской бухты свободной ото льда.
       В Батуме забастовали наборщики. В Саратове закончилось совещание местных хозяев и агрономов о постановке опытов откорма скота.
        В Барнауле открылся съезд сибирских маслодельных артелей.
        В Одессе воры ограбили кассу в молельне беспоповцев, похитив 3,500 р. деньгами и на 21,000 руб. облигаций.
        Киевская судебная палата приговорила к 1 году крепости сотрудника «Киевской Мысли» Бразуля-Брушковского, не вставшего во время исполнения гимна.
        Объявлен приговор по делу «степных дьяволов» в Екатеринодаре.

Елка для бедных детей.

Окраины столицы полны беднотой. Особенно много ее в рабочем районе Нарвской заставы. В узких занесенных снегом улицах, в скверных деревянных домиках ютятся здесь семьи заводских рабочих. Дети живут в тяжелых условиях, без радости и проблесков счастья.
Сейчас приближается детский праздник. Находящееся в этом районе попечительство при Серафимовской церкви ежегодно устраивает для бедных детей елку с раздачей полезных вещей и сладостей. Средствами для этого служат исключительно пожертвования отзывчивых людей.

По примеру прежних лет попечительство, не имеющее своих средств, решается напомнить добрым людям о своем намерении в надежде по прежнему встретить сочувствие и поддержку.
Пожертвования можно направлять священнику СерафимовскоЙ церкви за Нарвской заставой о. Борису Клеандрову (Спб., Петергофская ул., д. 4, кв. 35) и церковному старость М.И.Заседателеву (Фонтанка, д. 169, кв. 5).

Итальянец или одессит — похититель «Джиоконды».

Несмотря на категорические утверждения столичных и иностранных газет, что похититель «Джиоконды» Виченцо Перуджио чистокровный Итальянец, о России понятия не имеет, «Одес. Нов.» получили сведения, подтверждающие телеграмму «Нов. Bp.», что Перуджио — одессит, хотя отрицают его еврейское происхождение. Сообщил об этом газете вернувшийся на днях из Парижа молодой художник-одессит г. Цалюк. Последний часто встречал в парижских «приютах» русской богемы В. Перуджио. Это—низенького роста брюнет 27—29 лет, худощавый, с небольшими усиками, довольно развязный, прекрасно владеет русским языком. Своим родным языком он считает однако итальянский, которым владеет в совершенстве, что давало ему основание выдавать себя за Итальянца. Кроме итальянского и русского, сн владеет также и французским языком. В кругу знакомых он говорил, что отец его — скульптор по профессии — проживает в Одессе, и что он получает от него средства к жизни. В действительности же он довольно часто нуждался.

Поезд в сугробах снега.

Снежный ураган, бушевавший несколько дней почти повсеместно в России, заполнил пути железных дорог огромными сугробами снега.
Поезда Северо-Западных железных дорог, Николаевской дороги и Финляндской приходили в Петербург с опозданиями.
Особенно много снега намело в Финляндии.
Масса пустых летних дач и зимних жилых помещений очутились под снежными грудами.
Железнодорожный путь только кое-где виднелся из-под снега.
От Петербурга до Выборга поезда ходили без всяких задержек.
Здесь энергично работали усиленные наряды железнодорожных сторожей и рабочих, но за Выборгом по дороге к Гельсингфорсу дело обстояло иначе.
У местечка Рисимяки, например, железнодорожный путь на большом протяжении быль заметен снегом.
На многих перегонах поезда останавливались посреди снежной пустыни, и проходило много времени, прежде чем занесенные рельсы освобождались от сугробов.
Местные крестьяне моментально изобрели оригинальный способ заработка.
Слыша сигнальные свистки, раздававшиеся c пути близ станций, они летели на лошадях к занесенным поездам и везли пассажиров на вокзалы, взимая за желание выпить горячего чая и закусить несколько рублей.

Возвращение на лошадях.         Откапывание паровоза из снега.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Кременчуг.

На хуторе Раевке юноша Гирич, 18 лет, задушил, с целью воспользоваться крупным состоянием, свою мать, 63 лет.

ЗА ГРАНИЦЕЙ

П а р и ж. Забастовали рабочие городских боен. Прекращение убоя скота накануне праздников вызвало тревогу.

В е н а. На днях у крупного ювелира некто Шумахер похитил два бриллианта. Во время ареста Шумахер успел проглотить один из них. Ночью арестованный почувствовал боли. Врачи исследовали и нашли аппендицит. Полагают, что апендицит вызван проглоченным бриллиантом, попавшим в червеобразный отросток. Арестованному будет произведена операция.

Показательный музей.

Графиня В.Н.Бобринская внесла в правление университета имени Шанявского предложение об организации наглядного историко-географического музея, предназначенного исключительно для ознакомления провинции, главным образом уездных городов, с возможностью в пределах небольших средств устраивать такого рода культурные учреждения у себя. При этом музее будут учреждены специальные курсы музееведения. Кроме такого постоянного музея, который по предположению гр. Бобринской, должен обойтись около 2000 руб., будет собран подвижной музей такого же типа, который под руководством специально приглашенных лиц будет демонстрироваться в провинции.

ЮБИЛЕЙНЫЕ МАРКИ.

ПЕТЕРБУРГ. Главное управление почт и телеграфов объявляет, что юбилейные знака почтовой оплаты, согласно распоряжению министра внутренних дел, будут беспрепятственно допускаемы к обращению и после 1 января 1914 года. О сроке, с коего упомянутые знаки будут считаться недействительными последует особое распоряжение. (СПА.)

Палач — против смертной казни.

В Лондоне на-днях скончался отставной палач Берри, который после своего ухода в «частную жизнь» сделался странствующим лектором.
Самая оригинальная черта палача состояла в том, что он был убежденным противником смертной казни. Получив отставку с -пенсией, он сталь разъезжать по городам Соединенного} королевства и всюду читал лекции в пользу отмены смертной казни.

МЕЛОЧИ.

В Лондоне произведена ревизия среди мясников; у многих оказались в числе заготовленных бычачьих туш лошадиные.

В Англии без специального разрешения нельзя носить перстня с печатью. За право ношения своей печати платится 10 руб. в год, а за незаконное пользование перстнем взимается штраф в 200 руб.

Одна американская газета в списке умерших против фамилии каждого покойника указывает также фамилии доктора, лечившего его. Эта рубрика в газете носит название „Причина и следствие".

«Джиоконда» и русские авантюристы.

По поводу слухов об участии в краже «Джиоконды» некоторых русских нам сообщают из достоверных источников, что расследования французской сыскной полицией действительно, коснулись некоторых русских, но установило их полную непричастности к похищению картины. Из указанных! газетами лиц: Севери, хотя и находился в момент похищения в Париже, совершенно к краже непричастен и будет на-днях в Париже. Бар. Энгельгардт, содержащийся за кражу в венской тюрьме, заявил, что если бы он принимал участие в краже картины, то не разыграл бы такого дурака и картина была бы возвращена. Гуревич, проигравший миллион руб. в Монте-Карло, в данное время живет в Венеции и служить проводником для иностранцев. Что же касается Валецкаго и Дашкевича, то они совершенно неизвестны полиции и, как предполагается, фамилии их вымышлены. (Наш. корр.)

Мобилизация футуристов.

То, что происходило вчера в доме Политехническаго о—ва на лекции Н.И.Кульбина--«Грядущий день и искусство будущего»,—-нельзя назвать иначе, как манифестацией, победным шествием футуризма.
Налицо представители московского «будетлянтства».
В роли теоретика выступил г. Кульбин. Долго и скучно говорил он о «нашем дне», связывая эволюцию искусства с космическими переворотами. Далее он перешел к пуризму, кубизму, орфеизму, лучизму, симультанизму...
Публика начала понемногу покидать зал.
После перерыва говорил Вас. Каменский. Появился он с игрушечным медвежонком в руках и приглашал молиться на футуристов...
Вл. Бурлак сделал вылазку против газет, «диких и некультурных», напал на «невежественную критику», а затем с размаха предложил:
        — Давайте кричать: отвергнем Пушкина, Толстого, Бальмонта, Репина!
В публике раздались возмущенные крики. Послышались свистки. В ответ на это г. Каменский заиграл на какой-то свистульке.
Какой-то намалеванный красавец с лицом мечтательного парикмахера сердечно благодарил футуристов за поднятый ими шум. Оказалось, что он где-то что-то рисует и теперь «осмелился выступить со своими вещами».
Затем пошли не менее курьезные выступления из публики.

В гродненском округе нисколько человек крестьян перешли в иудейскую секту иеговизм. Производится расследование.

В Воронеже на станции задержаны два 13-летние гимназиста - Попов и Трепаков. Беглецы заявили, что они проживают в Рязани. Полиция дала знать родителям.

В Херсоне, в гостинице „Швейцария". обнаружен чемодан с тремя коробками пироксилина, взрывчатыми капсюлями и мотком Бикфордова шнура. Скрывшиеся обладатели корзин, Гуленко и Карзан, разыскиваются.

На ст. Богоявленской, обл В. Донск., за последнее время четыре раза поджигалось мужское приходское училище. Пущен нелепый слух, что школу хотят сжечь учителя.

В Фернаме (Англия) лорд Модитморс в прошлую субботу посвящен в священники.

Черногорская королева опасно заболела; к ней вызван врач, д-р Гернгардт.

Королевская резиденция в Лансдоуне (Англия) сожжена суфражистками.

Из Брисбана (Австралия) телеграфируют, что людоеды Ново-Мекленбургских островов умертвили немецких ученых—д-ра Дейнингера и его компаньона, — а также всю их прислугу, состоявшую из 14 человек.

Некоторые из лондонских газет высказывают подозрение, что грандиозный пожар в портсмутских доках является следствием поджога совершенного суфражистками.

„Илья Муромец“.

ПЕТЕРБУРГ, 12, XII. (По телефону). Авиатор-конструктор Сикорский установил сегодня новый всемирный рекорд грузоподъемности.
Он совершил всего 10 полетов на новом аппарате «Илья Муромец», при чем два последних полета совершил с 10-ю пассажирами и 24-мя пудами нагрузки. Подъем был до 100 метров, при чем вся нагрузка равнялась 1,100 килограммам, или 69-ти пудам.

Макс Линдер в Киеве.

(По телеграфу от нашего корреспондента).

КИЕВ, 12, ХII. Вчера на второй гастроли Макса Линдера цирк был пустой. Линдер запросил дирекцию, почему нет зрителей.
Ему объяснили отсутствие публики чрезвычайно высшими ценами.
Линдер заявил, что он — артист толпы, и отказался выступать, пока не понизят расценки. Сегодняшняя гастроль, назначенная по прежним высоким ценам, отменена.
Завтра состоится гастроль по значительно уменьшенным ценам.
КИЕВ, 12, XII. Отмененная сегодня гастроль Максз Линдера вызвала ряд инцидентов.
Лица, взявшие билеты, явились сегодня получить обратно деньги. Касса отказалась возвратить их. Стали искать дирекцию. Оказалось, что импресарио и его уполномоченный уехали из Киева.
В полицию поступили жалобы.

Толстовская коммуна.

„День" сообщает, что в глухой тайге в Приамурье в 1906 г. группа толстовцев-народников основала коммуну и до сих пор удержала ее. Колонисты живут в хорошем двухэтажном доме собственной постройки. Имеют кузницу, столярную мастерскую, библиотеку, 10 сельско-хозяйственных машин, громадный огород и много живого инвентаря. Они обрабатывают более 20 десятин земли и много занимаются ремеслами. Хлеб и овощи продаются в окрестный селения. Лес сплавляется в Благовещенск. В коммуне установленв восьмичасовой рабочий день. Жалованье выдается натурой. Вместе с временными членами и гостями в коммуне имеется минимум 60 человек. Большинство членов коммуны рабочие. Интеллигенты подолгу не уживаются.