30 (17) декабря 1913 года

Киевлянин

На Днепре.

На Днепре стоит ледоход, берега реки сильно обледенились.
Матвеевский и Оболонский заливы сплошь покрыты тонким льдом. Лед, однако, настолько крепок, что у пароходных мастерских, в Матвеевском заливе, установилось по льду пешеходное движение. Вчера с ночи, в виду наступления резкой оттепели, ледоход на Днепре стал ослабевать и река начала очищаться. С 15 декабря, несмотря на большой ледоход, вышел на реку для перевозки пассажиров между Киевом и Слободкой небольшой пароход частного предпринимателя Кинзерского. Вчера весь день пароход также работал с большим успехом, взимая за проезд в один конец по 5 коп. с человека. Полагают, что если теплая погода будет продолжаться, то пароходное общество «Корнилович и Ко» также пустит в работу пароходы, что, говорят, будет весьма желательным для слобожан, так как слободской трамвай переобременен массой пассажиров.

Антитуберкулезная выставка---музей.

14 Декабря, как известно, открылась антитуберкулезная выставка-музей. В первый день взималась с посетителей выставки плата в размере 25 копеек с человека. В первый день, кроме 20 человек распорядителей и докторов, выставку посетили 39 мужчин и 20 женщин. Входная плата посетителей выразилась в сумме 14 р. 75 к, жертвований поступило 8 р. 24 коп. и было получено членских взносов 5 p. 15 декабя, когда с посетителей выставки не взималось никакой платы, число их было 1588 человек из них: мужчин 694, женщин — 339, мальчиков 379 и девочек —176. Пожертвований 15 декабря поступило 33 р. и членских взносов 2 р.         Что касается самой выставки, то большая часть выставки-музея состоит из экспонатов передвижной гигиенической выставки мариупольского земства и меньшая - из экспонатов всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом. Вообще говоря, антитуберкулезная выставка представляет несомненный интересу для посетителей. Сравнительно небольшое количество препаратов вполне восполняется большим количеством диаграмм, рисующих зависимость от разных причин заболеваний туберкулезом и прогесс развития болезни, состояние болезни в различных стадиях и т.п. Знакомство с выставкой для посетителей в значительной степени облегчается популярным объяснениями, даваемыми посетителям выставки. 14 и 15 декабря в качестве демонстраторов на выставке выступали: д-ра Бехтерев и Казанский и студент-медик, командированный правлением всероссийской лиги по борьбе с туберкулезом. 15 декабря при наплыве публики демонстраторы выставки едва успевали давать объяснения посетителям; каждый демонстратор в течение нескольких часов сряду давал объяснения; в данном случае особенно много пришлось работать д-ру Казанскому.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Судебные вести.

Завтра в окружном суде начинается слушание дела об убийстве двумя сторожами Заиконоспасского монастыря привратника того же монастыря. Дело это возникло по следующему поводу. Сторожа привели в сторожку двух женщин которых раздели донага и устроили, оргию. Эту оргию накрыл от. архимандрита. Предполагая, что последнему донес привратник, сторожа так его избили, что он вскоре умер.

Сегодня в московской судебной палате слушалось дело Горбунова-Посадова, привлеченного по 120 ст. за издание книги «Политическая экономия» и «Кругом света». В отношении к самому Горбунову-Посадову это дело было прекращено, и палата обсуждала вопрос только о книгах. «Политическую экономию» Джемса постановлено уничтожить, a «Кругом света» освободить из-под ареста, исключив из нее несколько строк.

Государь Император и Государыня Императрица с Августейшими детьми отбыли из Ливадии для следования в Севастополь.
        В Петербурге состоялось чествование министра торговли и промышленности С.И.Тимашева по поводу 35-летия службы.
        186-й пехотный Асландузский полк празднует в Саратове 150-летие своего существования.
       Тверское губернское земское собрание ассигновало 10 тысяч рублей на памятник императору Александру II в Твери.
        Екатеринославское земство приняло в дар участок земли в 50 тыс. руб., пожертвованный землевладелицей Васильенковой.
        Близ Либавы и по побережью Балтийского моря свирепствует буря.

Началось слушанием дело Угрорусов в Мармарош-Сигете. В Черновцах отслужено молебствие о здравии преданных суду Угроруссов. Предполагается ежедневно служить молебствия до окончания процесса.
       Указом царя Фердинанда болгарского открытие обыкновенного народного собрания назначено на четверг, 19 декабря.
        В заседании сербской скупщины приняты две двенадцатые доли бюджета на 1914 год исключительно депутатами правительственного большинства.
        В Белграде состоялся съезд младорадикальной партии, на котором Давидович заявил, что младорадикальная партия непоколебимо примыкает к России.
        Открылся боснийский сейм. Заседание началось очень бурно. Оппозиция покинула зал заседания.
        По случаю 70-летия дня рождения румынской королевы австрийский посланник вручил ее величеству большой крест ордена Елисаветы при письме императора Франца-Иосифа.
        В Яссах националисты и студенты, в связи с собранием социалистов, произвели демонстрацию против Евреев. Произошли столкновения.
        В Константинополе забастовали рабочие и служащие артиллерийских заводов.
        Французская палата депутатов приняла в сенатской редакции законопроекта об увеличении жалованья унтер-офицерам, офицерам и генералам.
        На собрании социал-демократов в Вене обсуждался вопрос о безработице; вынесена резолюция с протестом против равнодушия правительства.
        Закончены переговоры Германии с Парагваем по вопросу о посылке германских офицеров для обучения парагвайского войска.
        В Сен-Себастьяне грандиозным пожаром уничтожены театр, цирк и несколько домов.
       В Тегеране вывешены объявления о выборах в меджлис.
        На общем собрании русской колонии в Урге большинством голосов решен вопрос о необходимости запрещении ввоза в Монголию русского спирта.
        Дипломатический корпус в Пекине согласился отсрочить до февраля платежи китайского правительства, приходящиеся на январь.
        В Кобэ (Япония) произошел взрыв порохового погреба.

Одесские новости

НИКОЛАЕВ, 16 декабря.
Лекция В. Е. Жаботинского на тему: «Ассимиляция народностей» прошла с огромнейшим успехом и при переполненном зале театра. Встреченный восторженными криками лектор при перерывах награждался небывалой еще здесь овацией. Намечена вторая его лекция на тему: «О национальном меньшинстве».

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Вчера мной получено экстренное извещение от русского общества любителей мироведения о том, что 6(19) декабря Байо в Париже открыл новую планету 13 величины.
В день открытия, в 10 ч. 08 м. среднего парижского времени, положение новой планеты было следующее:
A— 3h 56,6 m; D= —9°08s; другими словами, она, как и недавно перед тем открытая Делаваном комета, находилась в созвездии Эридана. Суточное движение планеты по прямому восхождению равно: —0,7 m, а по склонению: - 3 s. Ни время обращения новой планеты вокруг солнца, ни ее расстояние от последнего еще неизвестны, в виду того, что над ней сделано пока лишь одно наблюдение.

Александр Аленич.

Псковск. Жизнь

Рождественская елка.

В нынешнем году рождественская елка для учеников начальных училищ будет устроена не в Пушкинском доме, а в каждой школе отдельно. Изменение мотивируется тем, что Пушкинский дом не может вместить всех учащихся. Инспектор народных училищ Малышев обратился в уездную управу и другие учреждения с просьбой о пособии на устройство елок.
Между тем коммерческое собрание и о-во приказчиков пожертвовали на эту цель по 10 руб.

Гидро-технический институт.

Главным управлением землеустройства и земледелия разработан проект учреждения высшего гидро-технического института в Петербурге. Курс института предполагается установить 4-летний с такими же условиями приема, какие установлены в петербургском политехническом институте. Расходы по устройству и оборудованию института, исчисленные в 16 мил. руб., предположено распределить на 7 – 8 лет. (Наш. корр.).

НА ЛЕТУ ПО ПРОВИНЦИИ.

Хотинское земство, Вессар. губ. заправляемое Крупенскими, отказалось от введения в уезде всеобщего обучения.

В с. Пашнах, Казан, губ., во время перемены в училище ворвались несколько хулиганов, которые избили мальчиков, a девочкам делали гнусные предложения. В учителя они бросали поленьями и палками. О происшествие доложено губернатору.

В д. Свято-Касах, Казан, губ., кр. Павлов приревновал одну девушку к своему другу Иванову, выколол ему глаза и распорол живот.

Самая большая кухня в свете — в „Бон-Марше”, в Париже; в ней готовятся кушанья на 14,000 человек.

Трехмачтовый парусный французский корабль „Тур-д`Оверн” потерпел крушение у берегов Новой Кaледонии. Экипаж спасен.

МИМОХОДОМ.

В Петербурге татуированные футуристы, пока что, еще в диковинку, в Москве же к ним теперь достаточно присмотрелись.
На-днях, вечером, по Покровке прогуливались три футуриста с раскрашенными лицами.
Эффекта никакого—на футуристов посматривали, усмехались и шли дальше.
В лучшем случае теперь в Москве футурист может рассчитывать на выражение сочувствия по адресу родителей.
Свидетелем сценки, разыгравшейся на такой почве, нам пришлось быть в вагоне трамвая.
В вагон вошел мальчуган, лет 14—15. Надвинутая на лоб папаха... черные мазки и линии на переносице, на щеках...
Пассажиры переглянулись:
        — Такой молодой, а уже футурист!..
        — И чего только родители смотрят !..
Один из негодовавших запросил «футуриста»:
        — Вы ученик училища живописи?..
        — Ученик, — последовал ответ, — но только слесарной мастерской.

КРУПИНКИ.

Из Константинополя сообщают, что умер бывший вселенский патриарх Анфил VII, много лет уже находившийся в покое.

Во всей провинции Токио (Япония) свирепствует голод вследствие внезапного исчезновения рыбы и в связи с прошлогодним неурожаем.

Стачка почтовых чиновников в Глазго (Шотландия) прекращена на второй день Рождества. Требование чиновников удовлетворено.

В Южной Америке, в Колорадо, найдены большие залежи радия, и, таким образом, открыта конкуренция Иоахимсталю, который до сих пор был единственным местом, где добывался радия.

Русские Ведомости (Москва)

Московскiя вѣсти.

Грандиозный дом.

По доверенности г. Лясковского Н.К.фон-Мекк обратился в городскую управу с просьбой о разрешении постройки грандиозного дома, который займет целый квартал, выходящий на Тверскую пл., Тверскую ул. и Глинищевский пер. Вместе с этим представлены чертежи и планы здания, устраиваемого на месте дома бывшего Варгина и других владений. Высота дома проектируется в 28 саж. и 2 арш. Здание будет 12-тиэтажное. На плоской крыше здания будет устроен зимний сад и обширная площадь для прогулок. Первые три этажа предназначаются для торговли помещений и контор, семь этажей по Тверской площади будет занимать гостиница, два этажа - ресторан. Первые 5—6 этажей будут скреплены железным каркасом.

Воспрещение несовершеннолетним управлять автомобилями.

Градоначальником издано составленное московскою городского Думою изменение редакции параграфа 28-го обязательного постановления «о порядке движения по г. Москве автоматических экипажей» в смысле воспрещения управлять автоматическими экипажами лицам несовершеннолетними. Ныне параграф 28-й гласит: «Разрешение на управление автоматическим экипажем выдается лицам обоего пола, но не моложе 21-го года, грамотным, умеющим объясняться по-русски, имеющим слух и зрение не ниже нормального и не обладающими физическими недостатками, мешающими управлять автоматическим экипажем.

Опытный поезд.

Третий пробег опытного быстроходного поезда между Петербургом и Москвой, совершенный в воскресенье, был также неудачен, как и второй. Поезд, выйдя из Петербурга в 9 час. 20 мин. утра, пришел в Москву на Курский вокзал в 6 час. 47 мин. вечера, опоздав против установленной первым пробегом нормы на 1 ч. 22 мин. Опоздание было вызвано двумя причинами. На ход поезда оказала влияние свирепствовавшая на перегоне между станциями Малая Вишера и Тверь снежная метель, а затем, когда поезд шел со станции Брянцево на ст. Тверь, в паровозе лопнула ось у передней пары маленьких колес,— «бегунков» - и поезд тихим ходом дотащился до Твери, где последовала замена паровоза другим. В этой поездке с поездом следовали министр путей сообщения С.В.Рухлов, товарищ министра H.Л.Щукин, начальник эксплуатационного отдела инж. Борисов и члены испытательной комиссии с проф. Ю. В. Ломоносовым.
Вчера, в 4 час. 45 мин. утра, опытный поезд отправился обратно в Петербургу

В Обществе пенсионеров.

В воскресенье в женской гимназии Арсеньевой состоялось общее собрание членов московского Общества взаимопомощи пенсионеров. В виду быстро возрастающего состава Общества во вчерашнем заседании обсуждался вопрос о замене общих собраний членов Общества собранием уполномоченных. Вопрос этот разрешен в утвердительном смысле, и в составе собрания уполномоченных избрано сто лиц.

Снежная буря.

В воскресенье над Москвой пронеслась снежная буря.
Метель продолжалась весь день.
Вчера с утра 18° мороза. К вечеру стало несколько теплее.

Вследствие бушевавшей 15-го декабря сильной снежной метели, все поезда, как дальнего следования, так и пригородные, прибывали в Москву с опозданием от до 6 часов.
Для восстановления правильного движения на линии вызваны рабочие и крестьяне окрестных деревень.
Работали снегоочистители.
Елецкий поезд № 10 Московско-Курской жел. дороги вчера совсем не прибыл. Поезд был задержан на станции «Елец».
На перегоне между станциями «Паточная» и «Самозвановка», Московско-Курской жел. дороги, скорый севастопольский поезд № 1, вследствие снежной бури, простоял около 8-ми часов.
Между станциями «Житово» и «Щекино», той же дороги, вблизи г. Тулы, товарный поезд стоял 4 часа.

Равноправие женщин.

«Большой день», организованный 15-го декабря лигой равноправия женщин в Большой аудитории Политехнического музея, нельзя назвать удавшимся.
Женский митинг собрал далеко не полную аудиторию, по своему составу совершенно не нуждающуюся в доказательстве тех прописных истин, о которых говорило большинства opaторов.
Диспуты о героях Арцыбашева бывали многолюднее.
На кафедре два противоречивых свидетеля.
Член Государственной Думы В.А.Ржевский уверяет, что группа общественных деятелей, с которыми ему пришлось беседовать о своем выступлении на женском митинге, видела в этом легкомыслие:
        — О женском равноправии, по их мнению, могут говорить или юнцы, или те, которые «впадают в детство».
Таковы предрассудки, царящие еще в русском обществе.
Н.В.Тесленко другого мнения и свидетельствует:
        — Русское женское движение в пользу равноправия, в противоположность Западу, - дело всего прогрессивного общества.
Самые различные круги общества поддерживают это движение.
Тормозом женского движения являются те же силы, который вообще тормозят общественное движение.
Депутат М.М.Новиков, рассказывая о сочувственном отношении к законопроектам Государственной Думы, указывает на цитадель антифеминизма:
        — Государственный Совет.
Говорил о равноправии женщин и член Государственной Думы И.Е.Щепкин:
        - Женское движение в России достигло громадных результатов. В этом залог русской культуры.
Не пренебрегайте такой культурной силой, как русская женщина!
Что делается на Западе, - рассказала Е.В.Виленц-Горовиц, по инициативе которой, между прочим, разработан и внесен в Государственную Думу законопроект о женской фабричной инспекции.
Ораторам много аплодировали.

Успехи авиации.

ЛИБАВА. Летчик авиационной станции порта Александра III лейтенант Кульнев, поднявшись на высоту 700 метров, перевернул аппарат, выключил мотор и летел вниз головой до высоты 200 метров, затем он пустил мотор, выправил аппарат и благополучно спустился. Товарищи поднесли ему серебряный кубок.

Пешком 4,000 верст на пари 26,000 руб.

Прибыл пешком в Керчь гидро-техник управления земледелия и государств. имуществ землемер-таксатор Петр Михайлович Покровский, вызвавшийся на пари в 25.000 р. пройти пешком в 3 1/2 мес. расстояние в 4.000 верст без гроша денег, без права зарабатывать каким-либо способом деньга, торговать открытками, фотографиями, пользуясь только гостеприимством общества. Г. Покровский держит пари с ост-зейским бароном Розенкранцом. Начальным пунктом путешествия был город Двинск, витебской губернии, откуда он вышел 11 сент. Конечным пунктом г. Покровскому служить г. Керчь, куда он прибыл на днях, употребив в общем на путешествие 3 месяца. По капризу барона г. Покровский, которому осталось пройти до полных 4000 верст еще 39 верст, обязан побывать в Новороссийске, по прибытии куда пароходом он сможет получить переведенные ему 2.000 руб.