31 (18) декабря 1913 года

ХРОНИКА

Выставка-музей лиги.

16 декабря выставку-музей лиги по борьбе с туберкулезом посетило 1920 человек. В качестве демонстраторов на выставке 16 декабря выступали доктора: Казанский, Сахаров, Алакозов, Рожанский и студент-медик.

Инфекционные заболевания в г. Мариуполе.

С 8-го по 15-е декабря в г. Мариуполе заболело; брюшным тифом —16 (город—2, заводы -l4), оспой ветряной—1, скарлатиной—3, дифтерией —3, коклюшем —1, корь —6, заушницей — 16, рожей—1. Всего—47.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

«В помощь генералу Сандерсу назначен еще один германский генерал».                 И з         г а з е т.

- Исполним свой долг до конца: подождем еще одного генерала!..
Карикатура Боба.

Их Императорские Величества с Августейшими Детьми отбыли из Севастополя на север.
       Маркиз Паулуччи пожертвовал свияжскому уездному земству землю и капитал для устройства школы садоводства.
        Мировые посредники Дагестанской области и Закатальскаго округа объявили о выдаче вознаграждения бекам и кешкелевладельцам в виду прекращения зависимых от них отношений поселян;
        В Моонзундском проливе затерт льдом пароход «Либава». Пароход «Балтика» спас команду с погибающего грузового шведского судна «Торвальд», застигнутого ураганом в Балтийском море.
        Во время бурана в Петровском уезде, Саратовской губернии, замерзло 14 чел.

Закрыть славянский клуб в Любляне.
       Разногласил в греко-сербской комиссии улажены.
       Восстановлены дипломатические отношения между Сербией и Болгарией.
       На допросе Воробчука в Мармарош-Сигете он не признал себя виновным в действиях против государства.
        В мексиканские воды прибыл британский крейсер «Ланкастер» в виду слухов о вторжении восстанцев в британский Гондурас.
        Ответ тройственного союза на ноту сэра Эдуарда Грея в виду праздников еще не представлен.
        По сведениям «Albanische Correspond denz », великие державы официально уведомили временное правительство Измаил-Кемаля об избрании принца Вида на Албанский престол.
        Авиатор Ведрин перелетел из Яффы в Каир в течение 8 часов и опустился в Гелиополисе.
        Болгарское агентство опровергаете известия о беспорядках в Софии во время митинга социалистов.
        В Стокгольме скончалась вдовствующая шведская королева София.
        Кабинет Пашича подал в отставку.
       В Любляне скончался депутат каноник Шитник, последний славянофил клерикальной словинской партии.
        По сообщениям английских газет Турция приобрела на верфях Армстронга бразильский броненосец-дреднот «Рио-де-Жанейро».
        На всем побережье около Грейфсвальда свирепствует буря. Вода наводнила гавани в Висмаре, в Вернемюнде и в Киле.

Совещание при академии наук.

Вчера, 17-го Декабря, в большом конференц-зале при академии наук состоялся вернисаж для членов предварительного совещания по вопросу об устройстве в Петербурге в 1918 году IV международного исторического съезда. В совещании принимают участие только русские ученые, в числе 45 человек. Тут представители академии наук, академии художеств, университетов, духовных академий, Эрмитажа, публичной библиотеки и др. В задачи совещания входят вопросы о выработке программы съезда, установление секций, выборы организационного бюро и т. д. Заседания совещания будут закрытыми и продлятся три дня.

В Одессе обнаружена шайка мошенников, выманивавшая крупный деньги у лиц, подлежащих отбыванию воинской повинности, с условием освободить их от службы, не прибегая к членовредительству. Вместо наличных денег вымогатели получали векселя. При обыске обнаружено векселей на 50,000 руб. Производится дознание.

В Ниспоренах, Бесс, губ., крестьянин Кирлига ночью прокрался в комнату спавших родителей и топором отрубил им головы. Затем убийца взял у отца 67 руб. Преступник арестован.

В (нрзб.) ире (Англия) в один миг полдесятины векового леса было превращено в гладкое поле: под корень каждого дерева был положен патрон с 6 фунтами гелигнита (динамит в желатине),соединен проволокой с батареей, одновременно взорвавшей все стволы. Этот способ, кроме быстроты, имеет и то преимущество, что не остается на мете ни одного пня.

В Стретфорд (Англия) в день Рождества прибыл на аэроплане „Санта Клаус" (рождественский дед) и, опустившись, роздал детям привезенные с собой подарки, после чего полетел дальше.

Снежные бури.

В ночь на 16 декабря на линии Рязанско-Уральской ж. д. свирепствовала снежная буря. Громадные сугробы снега совершенно закрыли путь. Беспрерывно на месте заносов работали вспомогательные паровозы и масса рабочих. Движение товарных поездов было временно приостановлено. Двигались только пассажирские и то с большим трудом.
Саратовский поезд № 2, шедший из Москвы, добравшись до ст. Михайлово, остановился до расчистки пути.
Шедший из Москвы почтовый поезд №4 простоял несколько часов у ст. Кашира.
Поезд №1 стоял на станции Козлов.
Почтовый №3, шедший в Москву, стоял долгое время ва ст. Раненбург и поезд №5 – на ст. Елец.
Поезда приходят с опозданием до 10 час.

Продавцам кокаина и эфира объявлена война.

Центральная медицинская власть обратила внимание на увлечение кокаином и эфиром.
Целый ряд самоубийств на почве злоупотребления кокаином и эфиром почти одновременно имели место в Москве, Петербурге, Киеве.
Чтобы разработать меры борьбы с тайной продажей ядов, медицинский совет запрашивает сведения у врачебных управлений.
Интересуются: „имеются ли в данном округе кокаинисты и эфироманы? Если имеются, то в какой среде и много ли их? Не было ли случаев изобличения аптекарей в тайной продаже кокаина и эфира?
Нет сомнения, что врачебные управления пришлют самые „утешительные” сведения. В итоге ни в одном округе кокаинистов и эфироманов не окажется...
        — И этому удивляться не следует,— говорил нам вчера один из известных московских врачей. — Разве врачебная инспекция может знать о том, кто и чем злоупотребляет? В Москве кокаинисты и эфироманы получают яд преимущественно в аптекарских магазинах, где совершенно открыто без рецепта врача изготовляют какое угодно лекарство. Знаменитый ген. Толмачев в бытность свою одесским градоначальником установил такой режим для аптекарских магазинов, что там даже ядовитой пылинки не продавали. Одна известная актриса, К—ва, тщетно пыталась две недели найти кокаин. Кончилось тем, что она от него... отвыкла.
В Москве кокаин и эфир добывает всякий. Все говорят о существующем кружке студентов-эфироманов, об актрисах-кокаинистках. В театральных кругах известны имена всех этих лиц, которые своего порока и не скрывают. Один из эфироманов, г. С., оставил после себя даже целую тетрадь-рукопись, в которой подробно описывает ощущения эфироманов. Отрывки из этой тетради доставлены были вчера нам в редакцию; это какой-то бред сумасшедшего, который без ужаса нельзя читать.
А, между тем, С. занимал видное общественное положение, занимался делами, увлекался театром, etc.
Приложение к ст. 677 врачебного устава относит кокаин к числу особо ядовитых веществ, а ст. 678 угрожаете за неправильную торговлю ядовитыми веществами „ответственностью по законам уголовным”.
Несмотря на это, почти все московские аптекарские магазины торгуют кокаином.
Существуют еще „страшные” для аптекарей статьи 894, 899 и 885, грозящие за „несоблюдение должной осторожности при отпуске не только ядовитых, но сильнодействующих веществ лишением навсегда права содержать аптеку и управлять ею".
        — А все-таки и в аптеках вы достанете эфир,—убеждал нас вчера один из „бывших" эфироманов, каким-то чудом спасшийся в самом начале от пагубного порока.—Достаточно иметь там хоть одного знакомого фармацевта,— a разве он откажет „по знакомству?!”.
Несомненно, московское врачебное управление не сегодня—завтра тоже получит запрос из Петербурга о кокаинистах и эфироманах.
Выло бы желательно, чтобы оно не ответило обычным: „У нас все обстоит благополучно".

В Торре Анунциана, близ Неаполя, произошел взрыв на газовом заводе. 14 убито, 5 ранено.

В кратер Везувия на глубину 50 метров спускался лондонский геолог Вурлингхэм. Несмотря на облака сернистых испарений, он сделал измерение дна, открыл новый конус с кратером диаметром в 15 метров и снял несколько фотографий.

Театр Гаррика в Лондоне в самый день Рождества сгорел до основания во время репетиции детской пантомимы.

Во время сильного тумана норвежское судно „Терездаль” столкнулось в Бристольском канале с английским судном „Гея“. Оба судна пошли ко дну. Оба капитана потонули, стоя на своих постах.

В погоне за наследством.

В приюте идиотов, на ст. Удельной, давно содержится единственный сын купчихи Авдеевой, о которой говорили, что у нее в мешках зашито около 500 тыс. руб. Около месяца тому назад Авдеева заболела. Ее воспитанница, жившая при ней, уговорила ее взять сына домой и с ним, как говорят, тайно обвенчалась. Новобрачный идиот по возвращении в приют пытался что-то рассказать о свадьбе, но его не поняли. Теперь. когда Авдеева скончалась, «невестка» ее предъявила права на наследство, но наследники Авдеевой хлопочут о признании брака недействительным. (Наш. корр.)

Русские Ведомости (Москва)

Радиотерапия.

Вчера происходило совещание городских больничных врачей под председательством Г.Л.Грауэрмана по вопросу о применении в городских больницах лечения радием. В частности рассматривался вопрос о том, нужно ли приобрести на ассигнованную городской Думой сумму в 50 тыс. руб. один только радий или вместе с ним и мезоторий. Совещание признало необходимым купить только радий на всю сумму, как лучший и более прочный материал для лечения рака. Вместе с тем решено ограничиться оборудованием для лечения радием одного кабинета при Солдатенковской больнице и затратить на это всю ассигнованную Думой сумму в 9 мыс. руб. При этой больнице, имеющей гинекологические и хирургические отделения, будет помещено все приобретенное количество радия.

К нам едут футуристы!

Наш скромный Симферополь удостаивается чести не по рангу. Господа футуристы во главе с Игорем Северянином предпочли его Парижу. Игорь Северянин, не смотря на предложение двух импресарио выступить в феврале в Париже, решил приехать со своими собратьями 7-го января в Симферополь и с него начать свое литературное турнэ по России.
Ранее господа футуристы предполагали познакомить поближе с собой симферопольцев 30 декабря. Теперь они несколько запаздывают, но за то обещают симферопольцам нечто небывалое. В дворянском театре 7-го января состоится первая „олимпиада футуризма". На этой „олимпиаде”, вместо борцов и бегунов, будут состязаться литераторы-футуристы (эго—футуристы Игорь Северянин, Владимир Майковский, Вадим Баян и Борис Богомолов).
Перед „состязанием” „директор” газеты „Петербургский Глашатай" Н.Я.Игнатьев прочтет сообщение „о вселенском футуризме”.
В самой программе этого сообщения находим: красоту быстроты, механическую жизнь, радий и электричество, „смертью покинутый улыбнется судьбе“ и др. Это— „горнило футуризма", его научное обоснование.
Дальше идет ознакомление с итало-французским футуризмом. Мелькают заголовки: „Жечь Музеи!”, „Между женщиной и тюфяком нет разницы", „Башмак выше Венеры Милосской" и ряд футуристических имен.
Затем следует „занавес футуризма Российского" - о главарях футуризма и образцы эго поэзии: „Громокипящий кубок”, „Аэропланные поэмы" и проч. и проч.
Кончается сообщение следующими рубриками: „ поэт-прорицатель, завоевание планет, механическое потомство, два в одном и одно в трех через Четвертое к Первому и Последнему” и „Вентилятор бесконечности”. Эта последняя вещь является, очевидно, венцом футуризма, но не лучше ли бы было начать с вентилятора и провентилировать головы футуристов.

ФЕОДОСИЯ. „Поэзия и музыка".

Вечер, так названный и устроенный правлением общ. приказчиков, показал, что в Феодосии имеется группа лиц, объединенные выступления которых могут, в самом деле, доставить культурное удовольствие. Но выступления должны происходить в рамках интимности. Толпа, т. е. случайный подбор слушателей не аудитория для такого рода исполнителей. Толпе нужна реальная сценичность, резкость литературных форм, — ничего тонкого, рафинированного она оценить не может. К этому ее нужно подготовить исподволь. Вот почему „вечер поэзии и музыки“ встретил неодинаковое отношение co стороны многочисленной публики Часть ее пережила несколько хороших часов, слушая г.г. Волошина (поэзия), Дембовецкого (декламация), Могилянского (скрипка), Донского (стихи) и г-ж Цветаевых (поэзия), Бленар (пение), Бернштейн-Гольдман (рояль) и др. А часть иронически ухмылялась и снисходительно резюмировала: „М да ...похвально... почти по футуристски". И аплодировала Максимилиану Волошину и сестрам Цветаевым, тут же пережевывая бутерброд с ветчиной, наскоро купленный в буфете.
К манере чтения колонии наших поэтов и поэтесс надо, конечно, привыкнуть. Это манера не театральная, а комнатная. По законам сцены, так читать нельзя. Вот почему насмешники (где их нет?) окрестили объединенную группу поэтов „колонией замогильных декламаторов”. Немножко они, в сам деле, того... злоупотребляют заунывностью декламаторских ноток. Точно выстроились они все на паперти, вытянули руки и просят подаяния... Жалостливо, но однообразно. Публика, — она поиронизировать любит. И когда г. Донской читали „Мы, поэты не можем любить!" — какая-то фабричная девица в сердцах воскликнула: „А почто ты ухаживаешь, окаянный?!” Что же касается рассказа А.И.Цветаевой, до ужаса обстоятельно названного „Сон о Пушкине”, то, во-первых, это не рассказ, а очень, очень плохой фельетон, избитый по приему (диалог с сошедшим с пьедестала Пушкиным) и до трогательности беспомощный в смысле формы и идейности.
Вечер закончился танцами, и звуки неумирающего вальса прекрасно дополняли впечатление от стихов, музыки и пения. Следовало бы почаще устраивать такие вечера, но организаторская часть должна быть поставлена иначе.