10 января (28 декабря) 1914 года

КОНСТИТУЦИЯ В КИТАЕ.

ПЕКИН. Печать без комментариев отмечает продолжение ликвидации парламента. Председатели палат отсутствовали на новогоднем приеме у президента, так как не были включены в число участников церемониала. Членам совета, одновременно сохранившим звание депутатов парламента, указано с одобрения президента на несовместимость обоих званий. Ожидается переименование совета в республиканское собрание, с предоставлением ему полномочий для составления окончательного текста постоянной конституции.

Новый дворцовый комендант
Свиты Его Величества генерал-майор В.Н. ВОЕЙКОВ.

В Валоне объявлено осадное положение вследствие попытки к перевороту для возведения на престол вместо принца Вида бывшего военного министра Изета-паши.
        В Турции уволено в отставку 280 офицеров от подполковника до дивизионного генерала. Среди них Абуки Шукри-паши.
        Соединенный клуб в Софии чествовал обедом отъезжающего русского посланника Неклюдова.
        Между греческими добровольцам и Албанцами близ Корицы в течение двух дней происходил кровавый бой.
        Постройка железных дорог на новозавоеванных сербских территориях предоставлена сербско-французскому обществу.
        В Рим прибыл греческий премьер Венизелос и имел продолжительное совещание с маркизом ди-Сан-Джулиано.
        Венгерский министр юстиции Балог отказал в свободном пропуске графу В.Бобринскому для прибытия в Мармарош-Сигет с целью участия в процессе Угроруссов.
        В собрании украинских депутатов в Черновцах решено потребовать от правительства запрещения распределения пожертвований, собираемых в России в пользу голодающих Галичан.
        Венское и берлинское правительства присоединились к точке зрения Италии относительно Эгейских островов.
        В Стокгольме состоялись похороны вдовствующей королевы.
       Эдиктом китайского президента открыто шесть городов для иностранной торговли.
       Во всем Трансваале объявлена всеобщая железнодорожная забастовка в полночь 25 декабря.

В Москве торжественно освящены больница и храм при Покровской общине сестер милосердия в память 300-летия царствования Дома Романовых.
        В Петербурге открылись: съезд физиков, съезд по экспериментальной педагогике, съезд деятелей суда для малолетних и съезд потребительных обществ петербургского района.
       В Москве открылся международный конгресс по общественному призрению больных.
        На западных шхерах, близь Гельсингфорса, погиб горманский пароход.
        Между Петербургом и Кронштадтом море свирепствует буря.
       В Батуме летчик Кебуров упал в оаре, но был спасен. Аппарать утонул.
       В Шемахе ощущалось землетрясение.

20 лет на цепи в конуре.

Ужасный случай обнаружен на днях близ Орлеана, как передает «Journal».
В деревне Оливе, по распоряжению прокурора, арестованы весьма почтенная домовладелица г-жа Робишон-Бурю и ее сын.
Г-жа Робишон-Бурю много лет была вдовой и пользовалась репутацией богатой женщины.
Среди односельчане ходили смутные слухи о том, что из одной конуры на дворе их усадьбы часто слышатся стоны и что никто никогда не видит слабоумной дочери покойного Робишона Бурю, Марии, от первого брака.
Эту тайну совершенно случайно открыл приехавший в деревню комиссионер швейных машин.
C целью сбыть свой товар он зашел во двор богатой вдовы Робюшон-Бурю. Не видя никого на дворе и не желая войти прямо в дом, он стал искать работников и вошел в конурку, находившуюся в стороне.
Здесь его глазам представилась страшная картина, посреди конуры, в невообразимой грязи, сидела совершенно нагая седая, маленькая старуха, почти, карлица, с кольцом цепи на руке.
Эта цепь была прикована к большому бревну.
В несчастной прикованной на цепи признали Марию Робишон-Бурю, 59 лет, дочь покойного Робишона от первого брака.

Слабоумную девушку жестокая мачеха 20 лет держала на цепи.

Балы и вечера.

Елка в клубах.

Вчера третьего дня во всех московских клубах были устроены елки для детей, а вечером состоялись балы для взрослых.
Залы клубов наполнялись шумными толпами детворы. Для детей устраивались игры, танцы, раздавались игрушки.
С большим оживлением прошла елка в Дворянском клубе. На елке было более 2,000 детей.
Очень интересно был составлен детский дивертисмент, в котором участвовали клоуны, фокусники и театральные марионетки.
После детской елки открылся бал для взрослых.
В празднично-настроенной толпе много красивых эффектных дамских туалетов.
Бал в Дворянском клубе посетили: ген. Плющинский, Тугане-Барановский, полк. Н. М. Ремизов, проф. Мирза-Джафар, С.И.Второва (светло-серый туалет), баронесса Энгельгардт (голубой шелковый туалет), Н.П.Прохорова (черный шелковый туалет), С.И.Геннерт (платье цвета танго), К.Г.Чакалев, Е.В.Каштанов и др.

Бал 1-го реального училища.

Интересный вечер был устроен вчера в пользу общества вспомоществования недостаточным воспитанникам 1-го реального училища.
Зал и многие классные комнаты училища были красиво декорированы флагами, цветами и растениями. Стены украшены декорациями работы воспитанников училища.
Ученики старших классом» сыграли несколько отрывков из «Недоросля» и инсценированные басни Крылова.
Хор воспитанником училища исполнил несколько песен, a затем были показаны гимнастические упражнения.
Вечер закончился балом.

Елки в Лит.-худ. кружке.

Кружковские елки, устраиваемые ежегодно для детей членов кружка, всегда проходят с большим оживлением.
В виду тесноты помещения дирекция устраивает елки в течение двух дней. На второй день праздника была устроена елка для детей первой группы, вчера — для второй.
К 6 часам вечера залы кружка были переполнены детворой. Получив подарки, дети весело направились в большой зал, где для них были устроены танцы.
Детский вечер продолжался до 10 ч.
После 10 час. начались танцы для взрослых.

О—во „Музыка и драма".

Очередной спектакль о—ва, устроенный вчера в помещении Немецкого клуба, собрал много публики и прошел с успехом. Исполнение поставленных „Трех мушкетеров” ровное. Артисты имели успех.
После спектакля состоялся танцевальный вечер.

Бал Иванова.

Традиционный бал учителя танцев артиста Императорских театров Е.М.Иванова собирает всегда много свое обычной публики.
Вчерашний бал в залах Охотничьего клуба прошел с обычным оживлением. Залы клуба были переполнены.
Днем был устроен детский праздник. Дети танцевал и играли. Закончился детский праздник шествием с флагами.

МИМОХОДОМ.

Как грибы-дождевики, растущие и чуть не ежедневно открывающиеся пo Москве иллюзионы-кинематографы, являются рассадником заболеваний.
Легочных и ревматических в особенности.
Каменные дома для помещения кинематографов строятся вновь и переделываются наспех, на скорую руку.
Лишь бы поскорее отделать, открыть и обирать денежки.
Дома и помещения совершенно не просушиваются.
Войдите в любой новый кинематограф, и вы увидите настоящий ужас.
Воздух полон сырых испарений, дышать почти нечем, со стен буквально текут ручьи воды, — настолько они сыры и не просушены.
В таком воздухе и такой сырости нездорово быть и публике.
Но она — туда-сюда, как говорится.
Подышит сыростью час-полтора и уйдет.
А каково всем служащим в кинемо, вынужденным быть в сырости дни и ночи?
Ревматизм, чахотка — вот результаты.
Где же санитарный надзор.

У москвичей прививается новая мода. На Кузнецком Мосту, на Петровке и в других шумных местах можно теперь нередко встретить богатых франтов, разъезжающих в собственных экипажах с... муфтами в руках.
Прохожие по этому поводу подсмеиваются:
        - Мода капризна. Дамы теперь исключительно носят лисьи муфты. Мужья же носят прошлогодние чтобы не пропадали даром.

Петербург — Москва.

Два дня праздника в Москве гостили петербургские хоккеисты, члены нарвского кружка спортсменов. В первый день они играли против „Униона” и выиграли 6:2. Во второй они встретились с сокольническим клубом; встреча была тем более интересна, что как Нарва в Петербурге, так сокольнический клуб в Москве взяли в прошлом году первенство, и невольно сравнивался класс игры. Москвичи постояли за себя: в первой половине они забили один сухой гол, а во второй—два и ушли с поля победителями при счете 3: 0; оба матча реферировал И.И.Севостьянов. Публики собралось довольно много.

(20) 7 ноября Ведрин начал из Нанси свой поистине мировой полет. Направляясь через Вену, Белград, Софию и Константинополь, Ведрин скоро достиг местностей, население которых никогда еще не видало аэроплана. Из Яффы он перелетел в Египет и благополучно достиг Гелиополнса в окрестностях Каира. Но неутомимый и отважный француз не удовольствовался этим: он предпринимает полет к о. Цейлону в надежде достичь череэ Малайский архипелаг Австралии.

Знаменитый французский летчик Ведрин летит над египетскими пирамидами.

Стрелочник 122-й версты Черноморско-Кубанской ж. д. Коваль проживал с женой и четырьмя детьми в будке 3 арш. ширины и менее 3 арш. длины. В этой пропитанной маслом и керосином коробке имеется также и печка. Ha-днях в отсутствие Коваля и его жены от выпавшей из печи горящей головешки в будке вспыхнул пожар. Из четырех детей стрелочника спасся только один. Остальные трое сгорели.

В Хвалынске пронесшийся снежный ураган сорвал крыши со многих зданий; в одной части города снесены заборы и ворота, поломаны деревья. В поле замерзло 8 чел., две лошади и много рогатого скота.

В ярославском окр. суде во время разбора дела кр. Афанасьевой, обвинявшейся в краже, подсудимая почувствовала родовые схватки и, застонав, упала и разрешилась от бремени. Принимать ребенка пришлось конвойному солдату. Присяжные вынесли Афанасьевой оправдательный вердикт и собрали ей 15 руб. денег.

Казаки хут. Арпачина, Старочеркасской стан., постановили приговор, в котором просят в видах искоренения развивающегося из года в год пьянства о закрытии находящихся в хуторе пивных лавок и трактира.

В Шемахе 25-го декабря, в 6 ч. 30 м. утра, ощущалось землетрясение.

Возле Идзу (Япония) в бурю затонул пароход „Аситакамару”. Погибло 115 человек.

В Элладе и других частях Пелопонеза сильными подземными толчками причинены большие убытки.

В Дакове-Мокре (Познань) разгромлен грабителями замок графа Мельжинского, недавно убившего жену и племянника и находящегося в заключении. Похищены все ценные вещи.

Американский миллионер Месс тайком увез из Варшавы 18-летнюю девушку Занеску, которую родители отказывались выдать за него замуж. Похищению девушки способствовала ее гувернантка.

В Виденбрюкке (Вестфалия) 25-летний сын в отсутствие отца убил в припадке умопомешательства мать, 17-летнего брата и 7-летнюю сестру. Отец, вернувшись домой, сошел с ума.

Убийство ведьмы.

В с. Ростоши, Тобольской губ., один из жителей заметил ночью, что на гумне у него разгуливает какой-то призрак.
        — «Ведьма! — подумал крестьянин и тут же решил навсегда освободиться от этой нечисти.
Набравшись храбрости, он вооружился ружьем и, перекрестившись, троекратно, окликнул: «Кто это?» Ответа не последовало. Грянул выстрел, второй и третий, после чего, что-то упало на землю.
Но подойти к нечисти крестьянин не решился, он пригласил на помощь сына, который побоялся следовать sa отцом, на место происшествия. Всю ночь не спал убийца «ведьмы>. Лишь поутру не без страха пробрался он к убитой «ведьме». И что же? — перед ним лежала убитая его же собственная телушка.

Рижская Мысль

Либава. Юнкер - убийца.

Третьего дня, как сообщает «Либ. Цейт.» в районе военноаго порта юнкер Павлович в квартире какого-то фельдфебеля застрелил его жену. Совершив убийство, П. скрылся, но спустя несколько часов ь был задержан в квартире своей невесты.

Ревель. Новыя газеты.

Иоганн Вейденштраух получил разрешение на издание в Ревеле двух новых газет на эстском языке под одним и тем же названием „Меie Tallinna Ajaleht” (Наша ревельская газета). Из них одна газета будет выходить ежедневно, а другая 3 раза в неделю.

Ревель. Гор. дела.

Как сообщают эстские газеты, избиратели 4-го участка предполагают созвать собрание избирателей, чтобы на нем подвергнуть критике деятельность вообще городского управления и в частности гласных думы из означенного района.

Русские Ведомости (Москва)

Столетний юбилей Публичной библиотеки.

Празднование столетнего юбилея Императорской Публичной библиотеки назначено на 2-е января. В этот день состоится в 12 часов торжественный молебен. Торжественное заседание начнется в час дня. Съезд гостей на этот праздник русского просвещения ожидается до тысячи человек. Библиотекой посланы приглашения всем ученым учреждениям и Обществам России. Кроме того библиотека послала 100 приглашений разным заграничным ученым и ученым учреждениям. В числе приглашенных значится и наш русский ученый профессор Мечников. Ко дню юбилея выходит из печати очерк культурного развития России в связи со столетней деятельностью Публичной библиотеки («Наш. корр.»)

Разоблачения Савова.

ПАРИЖ, 27,ХII-9,I. Генерал Савов проживает инкогнито в Париже и занимается составлением истории последней войны.
Труд ген. Савова появится одновременно во Франции и в Германии. Особая часть этой истории будет посвящена разоблачениям относительно внезапного нападения болгар на своих союзников.
Уверяют, что генерал Савов опубликует ряд подлинных документов, раскрывающих печальную роль в этом деле как царя Фердинанда, так и некоторых иностранных правительств, сознательно вызвавших братоубийственную войну.