13 января (31 декабря) 1914 года

В ПОИСКАХ РАДИЯ.

В январе 1914 г. из Петербурга в Донецкий бассейн выезжает особая комиссия в составе русских и французских горных инженеров дл производства ряда наблюдений и опытов в восточной части Донецкого бассейна с целью обнаружения степени интенсивности радиоактивных явлений и свойств в недрах полезных ископаемых
Одновременно из Одессы в Донецкий бассейн с теми же целями выезжает группа членов одесского технического о-ва, открывшего между прочим, подписку для сбора пожертвований на приобретение радия.
Радиокативную экскурсию сопровождают французские журналисты.
Послано предложение профессору-геологу Л.И.Лутугину, известному исследователю Донецкого бассейна, принять участие в этой научной экскурсии.

ИНОСТРАННЫЯ ИЗВЕСТIЯ

РЕДКИЙ СЛУЧАЙ.

В Париже на-днях каменщик итальянец Валенти Риго споткнулся на лесах и полетел вниз с шестого этажа. Прохожие с ужасом смотрели на это падение. Однако Риго, шлепнувшись о мостовую, через секунду поднялся и почесав затылок, промолвил: „однако, здорово же я кувырнулся! Где бы здесь поближе хлопнуть стаканчик?" Прохожие с восторгом повели его в кабачок.
Явились полицейские и настояли, чтобы Риго отправился с ними в госпиталь. Там врачи три часа осматривали и исследовали гуттаперчевого итальянца и убедились, что кроме ссадины на колене никаких повреждений он не получил.
Риго отпусти ли, причем он же еще ворчал, что зря заставили его потерять полдня.

ГОД БЕЗ МОЗГА.

В парижской академии наук доктора Пьер Мари и Робинзон прочли доклад о небывалом случае. Год назад в их госпиталь поступил старик 65 лет с раною на черепе, проникшей в мозг. Лечили его от сильной головной боли и ослабления зрения, но общее положение его здоровья не представляло по-видимому ничего угрожающего. Больной отлично ел, спал и разсуждал совершенно здраво. На-днях он скончался от удара и при вскрытии доктора с изумлением убедились, что весь его мозг обратился в бесзформенную кашу, болтавшуюся как в мешке в мягкой мозговой оболочке. Как при этих условиях сохранились жизненные функции представляет не разрешимую загадку.

ПОЧЕМУ ПОДЕШЕВЕЛА КАЛОША?

Уже несколько лет потребители калош отдыхают от прежней непомерной их дороговизны. Но з а эти годы произошел огромный промышленный переворот. Каучук. из которого выделываетс я резина, добылвалс я шлавным образом в Бразилии, где каучуковые деса давали нгеобходимое количество этой ценной смолы. С годами спрос все больше и больше обгоняла прёдложение и, наконец. наступил небывалый кризис...
Калоша стала недоступной... Скоро, однако, пришло спасение. Начались опыты искусственной посадки каучуковых деревьев, которые дали блестящие результаты. И теперь под каучуковыми плантациями занято до 300 000 десятин земли, главным образом, на Малайском архипелаге. На каждой десятине можно в среднем посадить до 1080 деревьев, при чем каждое дерево дает в год в среднем 22 фунта каучука. Плантационное дело так развилось, что в 1911 г. насчитывалось уже свыше 600 акционерных обществ. Капитал, вложенный в дело, составляет более 425 мил. рублей. Плантационный каучук значительно лучше дикорастущего и притом он обходится значительно дешевле. Так бразильский каучук обходится в 51 руб. пуд, а каучуку с Малакки в 32 рубля.

ШКОЛА В ЛЕСУ.

Один из обитателей Берлина, пожелавший остаться неизвестным, пожертвовал городу 5 миллионов марок с тем, чтобы город основал новую школу для мальчиков. Школа должна быть в лесу, и дети должны по возможности, все время проводить на воздухе, ближе к природе. Главное внимание при обучении должно быть обращено на изучение новых языков. Обстановка, в которой будут жить дети, должна быть самая простая; дети не будут получать ни алкоголя, ни кофе, ни иных возбуждающих напитков. Большое значение жертвователь придает пешеходным экскурсиям, таким путем дети должны знакомиться со своей родиной.
Город решил принять дар и намерен в ближайшему будущем приступить к постройке школьного здания.

Николаевская Газета

Страшная месть.

В театре „Олимп“ вчера состоялся закрытый сеанс для специально приглашенной публики, которой была показана картина московской фирмы акция o-ва. А.Ханжонков и Ко „Страшная Месть" Н.В.Гоголя, в инсценировке г. Старевича. До сих пор на экране Кинематографа мы видели большею частью сюжеты иностранные, с Жаннами и Зюзеннами. В последнее время все чаще появляются инсценировки произведений русской литературы и этого нельзя не приветствовать. В постановке „Страшной мести” интересно переплетены картины быта Украины, со сказочной фантазией и легендой и вся картина смотрится с интересом.
Следует пожелать фирме и театру „Олимп”, что бы они побольше выпускали и ставили такие картины, которые с интересом смотрятся всеми слоями о-ва.

Французский совет министров постановил назанчить преемником Делькассэ директор политического отдела министерства иностранных дел Палеолога.
        В Париж прибыл Венизелос.
        По сведениям «Liberte», переговоры Венизелоса с итальянским правительством привели к соглашению Италии и Греции по вопросу об островах.
        Болгарский премьер-министр Радославов прочитал в народном собрании декларацию нового кабинета.
        В болгарское народное собрание внесено предложение о производстве парламентского расследования деятельности кабинетов Гешова и Данева.
        В Черногории состоялись выборы в скупщину. Правительственная партия получила большинство.
        В Албании, близ Полиса, произошло столкновение между сторонниками Эссад-паши и отрядами жандармерии. Войска Эссад-паши потерпели поражение.
        В военном суде в Валоне, под председательством шефа жандармов полковника Веера, началось слушание дела Бекир-аги, турецких офицеров и главарей чет, арестованных на пароходе «Меран».
        В Праге состоялся митинг протеста против процесса Угроруссов.
        Арестованные в Черновцах братья Геровские преданы суду по обвинению в государственной измене.
        Германский сельскохозяйственный совет обратился к имперскому канцлеру с просьбой о более строгом надзоре за ввозом из России содержащих муку отрубей или об изменении обложения их.
        Эдиктом китайского президента распущены обе палаты парламента.
        На о. Сакурасима произошло сильное извержение вулкана. Город Кагосима, и деревни объяты огнем.
        Железнодорожная забастовка в Южной Африке протекает спокойно. Строительные рабочие вынесли постановление в пользу всеобщей забастовки. Митинг членов торговой федерации также высказался за присоединение к забастовке.

В угольной шахте Государево-Байракских копей, Бахмутскаго уезда, сгорело надшахтное здание.
        В Риге ночью в городской больнице вспыхнул пожар в женском хирургическом бараке. Человеческих жертв нет.
        В Виленском земельном банке обнаружена растрата в 32,000 рублей.
        Варшавская судебная палата приговорила графа Роникера к 11-ти и Завадского к 10-ти годам каторги.
        В Астрахани неизвестный, скрываясь от преследования, убил двух городовых и ранил извозчика.
        В Екатеринбурге рухнула стена склада пивоваренного завода. Под развалинами погиб рабочий.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

Разные известия.

Для военных врачей московского округа вводятся особые санитарно-тактические занятия. Военным врачам будет читаться курс начальных сведений по тактике. Кроме того они должны будут научиться чтению планов, решать санитарно-технические задачи и участвовать в полевых поездках. Все врачи разделены на три группы, причём каждой будет руководить корпусный врач.

Редактор газеты «Русское Слово» Благов за помещенную в №290 от 17 декабря статью «Под флагом благотворительности» подвергнут московским градоначальником денежному штрафу в размере 500 р., с заменой арестом на три месяца.

29 декабря на кладбище Донского монастыря состоялось погребение тела покойного главного инженера по постройке железной дороги Одесса—Бахмач Тимофеева-Рясовского, тело которого было привезено из Киева.

Происшествия.

Владелец типографии в Сретенском тупике Беликов покончил с собой. Он пустил в ход электрическую резальную машину и ее резаком отрезало ему голову. Самоубийство совершено на почве материальных неудач: типография Беликова должна была поступать в продажу за долги.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Вандализм.

О полном разгроме весьма ценного в научном отношении буддийского дацана-музея в Чите и о расхищении его богатых коллекций сообщает «Сибирь».
Богатые коллекции бурханов, предметов ламаитского культа, быта бурятской народности и тибетской медицины были размещены в трех этажах дацана.
Вокруг него, в виде каменных плит и столбов с письменами, были расположены памятники давно минувших времен страны, собранные местными учеными силами.
При осмотре выяснилось, что множество священных вещей исчезло. Все серебряные и золотые божки похищены, груда дорогих шелковых хадаков— также, книги на бурятском языке разбиты по листочкам и свалены в кучу, весьма редкие фолианты по тибетской медицине похищены, шкаф с медикаментами взломан и опустошен, и т. д., и т. д.
Во втором этаже, посредине, стояла искалеченная колесница бога Майдара, а сам бог «ушел» за границу или, во всяком случае, в частные руки. Из полной коллекции масок процессии Цама осталось только шесть, и то изуродованные.
С третьего этажа боги также «ушли». В углу стояла только священная стрела с оторванной лопастью да висело рваное тряпье.
Из памятников вокруг дацана сохранились очень немногие. Некоторые камни с надписями сломаны, другие вовсе отсутствуют и, очевидно, употроблены на постройку или засыпаны землей при расчистке сада. Чтобы восстановить памятники, понадобятся новые раскопки, и на этот раз не по горам и долинам Даурии, а в центре города Читы.

Забытая святыня.

«Кавказ» обращает внимание на один из замечательнейших памятников старины, какими так еще богата Грузия. Это - храм, воздвигнутый в XVI столетии кахетинским царем Леоном (1520—1574 гг.) в нынешнем Закатальском округе, населенном омусульманившимися Грузилами Иншлойцами.
Храм стоит одиноко в открытом поле, в 15 верстах от г. Закатал. Кругом нет признаков жизни.
Редкий турист, попадающий туда, изумляется, кем и для кого строился храм в такой глуши. Но внимательный осмотр местности подскажет ему ответ. Несколько малых церквей в некотором расстоянии от главного храма, надмогильные плиты и множество развали убедят его, что там некогда существовал городок, если не город.
Храм этот был построен в г. Бaзаре, в одном из оживленнейших торговых центров Грузии, куда стекались купцы не только со всего Кавказа, но и из Закаспия, и даже из Европы. В раскопках вокруг церкви находили монеты иностранные, даже английские XVI столетия. Базаром интересовались и русские посланники Нащекин и Леонтьев при кахетинском царе Александре (1574—1605 г.). В народе сохранились сказания, что Базар тянулся на десятки верст, достигая берега р. Алазани. Вот для кого воздвигалась заброшенная святыня. В общем вся постройка хорошо сохранилась, так что реставрация храма не потребует больших усилий и затрат. Внутри и снаружи стены не штукатурены, но весь алтарь оштукатурен и покрыт фресками с церковно-славянскими титловыми надписями. Живопись, конечно, повреждена не только временем, но и дикими полчищами азиатских завоевателей, разорявших эту местность, и невежественным населением. Лики святых обезображены, глаза выбиты кинжалами, но все же можно разобрать некоторые священные изображения. Живопись эта откосится также к XVI столетию, когда грузинские цари приглашали иконописцев из России.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Богослужения.

В 12 часов ночи, под новый год, во всех приходских церквях города Екатеринослава будут отслужены торжественные молебны.
В первый день Нового года в 11 1/2 часов после божественной литургии, в соборе будет отслужен торжественный молебен, на котором будет присутствовать все городское духовенство; о б л а ч е н и е желтое.

Еврей - глава государства.

С 1 января н. ст. президентом швейцарской республики стал д—р Артур Гофман — еврей, выдающейся юрист, которому в настоящее время 56 лет.
В Европе и Америке бывали евреи министры, даже премьеры, но в роли главы государства еврей здесь является впервые.
Любопытно еще добавить, что равноправием в Швейцарии евреи пользуются всего с 1878 года.

Сара Бернар о безбрачии.

Редакция журнала „Strand Magazine" устроила анкету, посвященную выяснению причин того, что в современном обществе быстро растет армия убежденных противников и противниц брачного института. В анкете, как водится, принял участие целый ряд выдающихся лиц.
Любопытен ответ Сары Бернар. Знаменитая актриса полагает, что молодые девушки нынче пользуются столь значительной свободой, что брак ничего им не дает в этом отношении. Совершенно иначе обстояло дело лет сорок—пятьдесят тому назад, когда молодые девушки встречали на каждом шагу тот или другой запрет и выходили замуж, чтобы избавиться от связывавших их по рукам и ногам стеснений.

«Жирофле-Жирофля».

В нью-иоркском оперном театре подвизаются в настоящее время две актрисы сестры-близнецы, у которых наружность и голос до того схожи, что различить их могут только по платью. Они специально ангажированы для тех ролей, который до сих пор исполнялись одною артисткой, как, например, Жирофле-Жирофля в известной оперетке того же названия. Для различия одну зовут мисс Мак Фарлан, а другую — мисс Мэри.

(Налево – портрет мисс Мэри, направо — мисс Мари).

Арест корнета Савина.

Хорошо известный корнет Савин, именующий себя графом Тулуз-де Лотрек, снова арестован. Обстоятельства при которых он попал в тюрьму, на этот раз таковы.
Корнет Саввн явился в московский Соединенный банк, в иностранное отделение и предъявил от разных американских банков чеки в общей сложности на русские деньги на 8,000 р.
Савин просил до получения по чекам денег выдать ему квитанцию в получении от него чеков. Это банком было исполнено.
Затем, когда „граф” уехал, управляющий банком, увидев, что это чеки известного корнета Савина, усомнился в их подлинности и тотчас же послал служащего с просьбой вернуть квитанцию и взять обратно чеки.
Савин заявил:
        — Корнет Савин ничего даром не делает. Давайте 100 руб.
Обратились в сыскную полицию, которая и задержала Савина. Арестованный говорить, что чеки написаны не им самим, а их прислал его главноуправляющий его имениями в Канаде.

В Смоленске, на Благовещенской ул., в гостинице „Франция”, отравился приехавший из Москвы неизвестный молодой человек.

В Ярославском уезде два мальчика, ученики халдеевской земской школы, возвращаясь в метель из соседней деревни, сбились с дороги и замерзли. В последствии найдены были их окоченевшие трупы, при чем старший мальчик прикрыл собою младшего, желая, очевиднл, согреть его.

В Туркестанском крае крест. Вл. Мезин, вернувшись с работы, потребовал у жены дать ему обед. Жена не исполнила моментально его просьбы. Озлившийся Мезин выхватил из люльки спавшего грудного младенца и размозжил ему голову об стену.

В Юрьеве вследствие снежных заносов небывалый недостаток в керосине. Керосин продают во 15 к. за фунт.

В Александровском уезде, Екатериносл. губ., выпал глубокий снег. Телефонные провода порваны. Поезда задерживаются.

В Америке некая Элиза Андрюс умерла, оставив 6 миллионов франков, из которых один миллион завещан митрополиту Балтиморы, кардиналу Гиббонсу.

Испанец Палацие оставил младшему сыну три миллиона пезет, обойдя старшего. Последний, узнав об этом, до такой степени рассвирепел, что убил мать и брата, после чего застрелился сам. Наследство, как выморочное, перешло в казну.

В Бразилии сорок шесть банков прекратили платежи.

В Винипеге (Америка) паром, перевозивший рабочих через реку Фразер, опрокинулся. 75 человек утонули, 25 ранены.

Рижская Мысль

Газетные штрафы.

«Латвия» подводит итог карам, коим подверглась прибалтийская печать в 1913 г. В 39 случаях газеты оштрафованы в административном порядке на общую сумму в 10,800 p. (с заменой фотами на 79½ месяцев). Рекорд остается за газетой „Дзивес Балсс”, оштрафованной 11 раз, всего на 2800 руб. Конфискованы: латышские газеты в 17 случаях, немецкие в 5, русские в 4 и эстские в 4 случаях.

Русские Ведомости (Москва)

Арест корнета Савина.

На-днях в Соединенный банк явился какой-то человек, назвался графом Тулуз де-Лотрек и заявил, что желает заменить имеющиеся у него чеки американских банков на 8,000 р. квитанцией Соединенная банка. Выяснилось, что явившийся — известный корнет Савин, и банк, согласившийся - было на сделку, заявил, что от нея отказывается. В дело вмешалась судебная власть, и корнет Савин был арестован и препровожден в губернскую тюрьму.

КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ УТРА.

Кинематограф в наши дни завоевываете себе все больше внимания у публики, но не всякий родитель с легким сердцем отпускает своих детей в кинематограф ввиду подчас неразборчивого выбора сюжетов. Б.П.Кащенко и Г.Шендриков задались целью дать, главным образом для учащейся молодежи, в ряде «кинематографических утр» здоровый образовательно-художественный материал.
На утре 29-го декабря прошла перед зрителями при талантливом объяснении г. Кащенко «Жизнь моря», начиная с его берегов и поверхности и кончая ее сказочными глубинами. Очарование перед красотой морских «тихих видов» сменялось мощным чувством от величественных размахов океана. Проходили перед глазами захватывающие тайны жизни морских обитателей, то очаровательных, как прекраснейший цветок, то отталкивающих безобразием своих форм, — все это неослабно держало в своей власти внимание зрителей—взрослых не менее, чем малышей.
Нем меньшее очарование произвела «Сказка о рыбаке и рыбке» под чтение специалистки сказочницы г-жи Лисициан. Моментами ее голос сливался с мимикой «старухи» настолько, что получалась полная иллюзия речи «старухи», говорящей с экрана.
Сеанс повторится 2-го января в новой Большой аудитории Политехнического музея.

Новый французский посол в России.

ПАРИЖ, 30, ХII—12, I. Послом Французской республики в Петербурге назначен директор отдела политических и коммерческих дел министерства иностранных дел Морис Палеолог.
Новому французскому послу 54 года. С 1885 г. по 1907 г. г. Палеолог занимал последовательно все канцелярская должности в министерстве иностранных дел.
В 1907 г. г. Палеолог был назначен посланником в Софию, a затем, еще до первой балканской войны, был вызван обратно в Париж и назначен на важный пост директора политических и коммерческих дел.
Новый посол считается выдающимся дипломатом и большим знатоком балканских дел.
Известие о назначении г. Палеолога встречено в русских дипломатических кругах чрезвычайно сочувственно.
Новый посол ожидается в Петербурге в январе.

Арест корнета Савина.

Знаменитый корнет Савин, он же граф Тулуз-де-Лотрек, в последнее время проживавший в Москве, снова арестован и заключен в тюрьму.
Произошло это при следующих обстоятельствах.
На-днях в Соединенный банк, в иностранное отделение, явился граф Тулуз-де-Лотрек и предложил принять от него на 8,000 руб. чеков американских банков.
Получить деньги граф не пожелал. Он попросил лишь выдать ему на соответствующую сумму квитанцию Соединенного банка.
Операция состоялась.
Но когда затем администрация банка, по тем или иным соображениям, признала необходимым эту сделку ликвидировать и предложила графу Тулуз-де-Лотреку вернуть банку квитанцию и получить свои американские чеки обратно, то граф ответил:
        — Без куртажа менять квитанцию не буду. Уплатите 100 рублей...
Банк обратился к содействию властей.
Идет расследование.
А графа Тулуз-де-Лотрека—корнета Савина препроводили в тюрьму.

Археологи.

Нам сообщают из Авджикоя (ялт. у.) о следующем: летом один из местных поселян выбирал камни для постройки дома на участке, принадлежащем земству, и нашел, между прочим, 3 плиты с надписями. Находка заинтересовала многих; собрались татары, греки, начали пробовать прочесть надписи, но оказалось, что письмена никому не знакомы, а потому решено было, что надписи неинтересны, и потому камни пошли в постройку, Сколько, таким образом, пропадает ценных археологических предметов. Почему не назначить хотя небольшой премии за находки, что было действительнее всяких разъяснений темному населению.