14 (01) января 1914 года

За год.

Что дал истекший 1913-й год в области городского благоустройства?
Сколько бы мы ни старались, мы не можем разглядеть на всем протяжении истекшего года какого-нибудь хотя и мелкого фата, относящегося к области реально-осуществленных задач местного городского благоустройства.
Выдвинутые самой городской думой в первую очередь задали, как наприм., замощение улиц, расширение электрической, водопроводной сети и проч; до сего времени не могли быть осуществлены по той простой причине, что городу до сего временя не удалось реализовать 800 тысячный заем, предназначенный на эти нужды.
Но зато, быть может, ни один из предыдущих лет не может сравниться с истекшим в отношений количества проектов, либо зачатых в истекшем году, либо подвергшихся в истекшем году более или менее серьезному обсуждению со стороны городской думы.
Достаточно привести следующий перечень:
        Проект сооружения городского дома,
     канализации,
     трамвая,
     музея имени Куинджи,
     замощения и освещения окраин.
По поводу некоторых из этих проектов, как наприм., трамвайного, можно даже сказать, что думой проявлена некоторая решимость и категоричность.
Но достаточно вспомнить, что добрая часть перечисленных проектов досталась в наследство от прошлого года и нет уверенности, что значительная часть этих же проектов в неприкосновенном виде все еще неосуществленных проектов перейдет в наследство к будущему 1915 году. Это доказывает только, с какой относительной медлительностью претворяются в живую реальную деятельность даже такие задачи городского благоустройства, которые бесспорно принципиально решены думою и считаются ею самыми первоочередными.
Можно нa Новый год пожелать мариупольцам, чтобы из намеченных проектов к будущему 1915 году перешло поменьше неосуществленных и чтобы среди неосуществленных не было уже проекта трамвая, который получил бы свое практическое разрешение, свое реальное осуществление в текущем же 1914 году.
Из года в год торгово-промышленными и широкими обывательскими кругами все яснее сознается могущественное значение путей сообщения – будь то железнодорожные, трамвайные и т. п. факторов экономического развития местности.
Отсюда то замечаемое в последнее время интенсивнейшее отстаивание в комиссии о новых дорогах представителями местных интересов желательного направления жел.-дор. линии.
Желательное для Мариуполя направление отстаивали в комиссии о новых дорогах и представители г. Мариуполя. Не странным ли кажется после этого та медлительность, которую все еще проявляет городская дума в отношении трамвайного сообщения, осуществить которое хозяйственным или концессионным путем по самому существу своих функций призвана городская дума?

Бенедиктов.

Вчера, в 12 часов ночи отошел в прошлое старый - 1913 год и вступил в свои права Новый - 1914 год.
Различно провожали 1913 год; кто с радостью, это те, кому принес с собой безотрадное минувший год, а кто – с сожалением, это те к кому минувший год был милостив и принес собой хорошее, радостное.
Но все, без исключения, встретили Новый год с надеждой и верой в будущее. Ибо надежда и вера в лучшее живы и не умирают в душе человека в самые трудные для него минуты жизни и они-то дают ему силы и бодрость переносить жизненные невзгоды.
Но каждый Старый год уходя в вечность, не уходит бесследно.
Каждый Старый год оставляет после себя наследие, ликвидировать которое выпадает на долю его преемника – Нового года.
Таким образом, Новый год является ликвидатором наследия прошлых лет и созидателем новых жизненных ценностей.
Так пусть же, дорогой читатель наступивший вчера в полночь Новый год будет счастливым для вас ликвидатором наследия прежних лет и счастливым для вас созидателем жизненных благ.

В окрестностях Эльбасана, в Албании, произошло сражение между отрядами жандармерии временного правительства и приверженцами Эссада-паши, потерпевшими серьезное поражение.
      Во вновь приобретенных болгарских территориях произведена перепись населения.
      Декретом итальянского короля разрешен кредита в тридцать миллионов на военные расходы по занятию Ливии.
      Согласительная комиссия делегатов австрийской палаты господ и палаты депутатов приняла компромиссное предложена относительно подоходного налога.
      Король Норвегии произнес тронную речь при открытии стортинга.
      Колония Оранжевой реки представляет собою военный лагерь. На железнодорожной линии от Иоганнесбурга на Мефкинг сделана попытка взорвать мост через реку Вааль.
      Синдикат инженеров в Дурбане объявил забастовку.

Грамотой Государя Императора повелено собрать финляндский сейм 20 января.
      На сегодняшнем заседании секции имени Ушинского представитель полиции сделал два предостережения.
      По делу об аварии канонерской лодки «Уралец» приговорены капитан Берх к отставлению от службы, с потерей некоторых прав, лейтенант Горбацкий к 3 месяцам гауптвахты. Мичмана Максимов оправдан.
      В Рижском заливе застряли во льду двенадцать пароходов.
     В Новгороде сгорели казармы рабочих на фабрике Шитова. Погибло трое детей.

Встреча Нового года

В последнее время обычай встречать Новый год в ресторанах все больше и больше прививается.
Вчера почти вся Москва встречала Новый год в клубах и ресторанах. Не только первоклассные, но даже рестораны для средней публики были переполнены, нигде нельзя было достать свободного столика.

В ДВОРЯНСКОМ КЛУБ.

Встреча Нового года в Дворянском клубе происходила в семейной обстановке.
Столы в буфетном и большом залах заняты членами клуба и их семействами, представителями московской бюрократии, крупными чиновниками различных ведомств с их семьями.
В 12 часов ночи раздаются звуки „Боже, Царя храни". Все встают и поздравляют друг друга с Новым годом.

КУПЕЧЕСКИЙ КЛУБ.

Встречи Новаго года здесь всегда отличались многолюдством.
Многочисленные члены клуба со своими семействами наполнили почти все помещения клуба; в столовую обращены не только большой зрительный зал, но и боковые залы.
Шумно и весело.
Старшины клуба раздают гостям сюрпризы и новогодние подарки. После шумной встречи состоялся импровизированный танцевальный вечер.

В ОХОТНИЧЬЕМ КЛУБЕ.

Здесь также все столы заняты.
Встреча Нового года также сопровождалась исполнением народного гимна и взаимными приветствиями.

В ЮРИДИЧЕСКОМ СОБРАНИИ.

Встреча Нового года в Юридическом собрании собрала исключительно молодежь. Присутствовали молодые адвокаты с женами и семьями.
После встречи Нового года начались оживленные танцы, затянувшиеся до утра.

«ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ».

Билеты для встречи Нового года разобраны давно.
Встретить Новый год собралась здесь артистическая Москва: из Малого театра—г-жи Смирнова, Комаровская, Шухмина; из Художественная театра— гг. Леонидов, Масалитинов и много артистов из других театров. В публике: Асмоловы, поэт Ратгауз, С.Н.Коншина, Петровская-Иванова. Гостей встречает К.И.Корнев, раздавая цветы и подарки-сюрпризы. До 12 часов шла программа.
В 12 часов раздвинулся занавес. В средине сцены — часы в старинном стиле. Когда стрелка подвинулась к 12-ти, из часов вышел новый год.
На сцене все артисты кабарэ с живыми поросятами в руках.
По всему подвалу раздается колокольный звон: нищать свистульки, хлопают хлопушки.
После торжественная момента встречи, артисты передают публике живых поросят.
Было шумно и весело.
После 12 часов сюда съехались постоянные посетители кабарэ, переполнивши подвал.

ТЕАТР ЗОН.

Зеркальный зал переполнен. Много артистов, которые вносят заметное оживление и веселье.
Главный контингент встречающих здесь Новый год - постоянные посетители театра и кабарэ.
Встреча Нового года здесь отличалась особенным весельем.

У М.И.РТИЩЕВОЙ.

Небольшой, но уютный театр М.И.Ртищевой вчера для встречи Нового года преобразился и быль очень наряден. Цветочные гирлянды, букеты по стенам, букеты на столиках, масса электрического света и украшений.
Зрительный зал и буфетная комната в столиках. Масса гостей.

«МАКСИМ».

Публики много. Сцена, залы варьетэ и кабарэ убраны желтыми материями – цвет танго. Столы красиво убраны цветами. Публика разношерстная. Встреча Нового года собрала постоянных посетителей «Максима». К двум часам съезжаются сюда из других ресторанов.

«СЛАВЯНСКИЙ БАЗАР».

В зале ослепительно блестит белая «елка-гигант». Все лампочки на ней матово–белые. Освещение a giorno. Масса живых цветов. Полно, весело и очень корректно.
Среди присутствующих: кн. Волконский, кн. Оболенский, кн. Трубецкой, гласные думы И.Я.Емельянов, гг. Наумов, Серебряников, Гиттих, Малюшин, Иванов, Вахтер, Демченко, Шпажников. Астахов и др.

В «МЕТРОПОЛЕ».

Здесь встречало Новый год много представителец финансовой и промышленной Москвы. За отдельными столиками были: Манташевы, Рябушинские, Носовы, Грибовы, Павловы, Прове и др.
За отдельным столом сидели офицеры-кирасиры, приехавшие из Петербурга, специально для встречи Нового года в первопрестольной.
Залы ресторана были убраны растениями и цветами. Все столы и столики также были убраны живыми цветами. После ужина начался оживленный бой цветов и серпантин.

ЭРМИТАЖ.

По традиции, Новый год здесь встречают богатая Москва и иностранцы.
Красиво убранные столы утопают в цветах. Гостей на лестнице встречает гостеприимный директор Г.И.Мочадов и «papa» Лаказ, которые раздают дамам цветы и подарки-сюрпризы.
Столы расписаны давно.
За отдельными столами: Карзинкины, Морозовы, Митрофановы, Нечаевы, Лыжины, Алышванг, Бер, Мерилиз, Фрихсон, Миргаузен, директора телефонного о—ва Шилле, Гербер, Ферман, Реттере, Соболевы, Жихаревы, Рихтер, прис. пов. Геннерт, Шлиппе и др. В колонном зале Новый год встречают артисты оперы Зимина с С.И.Зиминым во главе.
Ровно в 12 часов оркестр заиграл встречу Нового года, и по всему залу раздалось «ура!».
Во всех залах царило непринужденное веселье.

В „БОЛЬШОЙ МОСКОВСКОЙ”.

Все залы „Большой Московской" гостиницы уставлены столиками.
Для встречи Нового года здесь собралось много представителей купечества и много приезжих.
В большом зале была зажжена елка, освещенная разноцветными электрическими лампочками.

В „ПРАГЕ".

Залы убраны растениями и цветами. На каждом столике цветы, при входе дамам раздают букетял роз о ландышей, перевязанные лентами. Мужчинам —-цветки гвоздики.
Отдельные столы занимают штаб московского военного округа, офицеры Александровского военного училища и представители магистратуры.
Среди присутствовавших - полковник Вельяминов, гг. Устиновы, Киселевы, Покровские, Берг и др.

У ЯРА.

Особенно торжественна была встреча Нового года у Яра.
Здесь были гг. Высоцкие, Манташевы, Ильин, A.Л.Поляков, Б.Д.Востряков, Носовы, Морозовы и др.
Ровно в 12 часов раскрылся занавес эстрады, и русский хор с opкестром исполнил народный гимн, трижды повторенный но требованию публики.
Раздались приветствия. Все поздравляли друг друга с Новым годом.

В „СТРЛЬНЕ".

Съезд публики в „Стрельне" начался поздно—только к 2 часам. Здесь полно.
Съезжается публика со всех концов Москвы.

„АПОЛЛО".

„Елка-гигант“ и на каждом столике — елка-миньон.
В 12 часов все эти елки засветились разноцветными электрическими огоньками. Елочки миньон увешаны подарками-игрушками для дам и мужчин. Кроме того, представительницам прекрасного пола раздаются белые слоны „на счастье” и веера с духами. Все столики и ложи расписаны. Публика собирается в два приема. „Своя" приехала к началу концертного отделения. А к 2 час. ночи были заказы из города—от „Максима", из „Метрополя" и т. д.
В залах танцевали танго и на аэроплане прилетел малютка „Новый год". Рождественский дед пел: « В старину живали деды веселей своих внучат"...
Среди присутствовавших—гг.Павловы, Грибовы и др.

„ЗОЛОТОЙ ЯКОРЬ".

Сцена и зал в цветах. На столиках сувениры для дам. Оркестр музыки. Хор.
Среди присутствовавших: гг. Павловы, Измайловы, Шершевские, Решетниковы, Сачковы, Шапочниковы, Котовы и др.

У СКАЛКИНА.

Автомобили и „голубцы” у подъезда. Полно, шумно, весело. Оркестр музыки. Хоры мужские и женские, На сцене—„этуали" и „звездочки”. Много цветов.

В ПОЛНОЧЬ.

На старой Спасской башне гигантские часовые стрелки, в несколько сажен длиною каждая, вчера, в полночь, подползли к громадным цифрам: 12.
Заскрипел промерзший часовой механизм.
Завертелись зубчатые колеса...
Задвигались рычаги...
Натянулись проволочные канаты.
И в морозной тишине поплыли медные звуки колоколов...
Не даром какой-то дьякон подпиливал колокола, настраивая их.
Колокола теперь не фальшивят...
И „старший" колокол отсчитывал:
        — Раз, два, три... девять... одиннадцать, двенадцать!
Новый год, родившийся где-то на далеких островах страны хризантем, в Японии, прибыл в Москву... Старый год умер.
Наступил новый 1914 год.
От сотворения мира 7422.

Новогодняя ночь выдалась морозной...
На площадях и перекрестках улиц пылали костры...
Извозчики, бездомные люди, встретили новый год около этих костров.
Вместо шампанского некоторым из этих замороженных москвичей пришлось выпить горячего сбитня.
Сбитенщики, словно осколки старой Москвы, со своими переносными самоварами и калачами уцелели до сих пор.
Все более лютеет мороз.
Из костров во тьму летят золотые искры и тухнут...
Так тухнут и человеческие надежды...

К новому году из Ниццы к Москве мчатся экспрессы, наполненные душистыми цветами.
Московские садоводы издавна славятся свлим искусством—в оранжореях московской знати когда-то вызревали ананасы и земляника, когда кругом плясали снежные метели.
Но раньше цветы были предметом роскоши, ими любовались лишь богатые люди. Теперь же срезанные цветы из Ниццы запрудили, заполнили Москву...
И новый год встречают дождем душистых цветов.
Дождем нарциссов, анемонов, гвоздик и роз...
Кругом сугробы.
А на столах, за которыми празднуют пришествие юного незнакомца цветут пышные цветы...
Через московскую таможню проходит в год шампанского:
        Около четверти миллиона бутылок.
И значительная часть этого искрометного вина уничтожается в новогоднюю ночь.
Администрации московских ресторанов называют сказочные цифры уничтоженного вчера москвичами шампанского.
Картина вчерашней ночи.
Канонада взлетающих пробок!
Плещутся шампанские волны...
Гремят оркестры.,

Не так давно во всех церквах Москвы в новогоднюю полночь стали служить молебны:
        „О лете благоприятнем”...
Церкви переполнены...
Горят тысячи мерцающих восковых свечей.
Словно в пасхальную заутреню, пахнет росным ладаном и можжевельником.
И, опустившись па колени, измученные люди молятся о том, чтобы новый год не принес нм несчастья...

Воет ветер, носящийся по старым валам Симоновских пороховых погребов.
По валу шагает часовой, сжимая холодное ложе винтовки...
Что грезится ему в ночной тьме? Поскорее бы 12 часов...
Придет смена...
        — Пост Его Величества такой то... обязан охранять то-то... под сдачей состоит свисток, тулуп, кеньги, пять замков и печатей...

В новогоднюю ночь большая работу полицейских фельдшеров.
То и дело в камеры для пьяных доставляют опившихся до бесчувствия.
Надо приводить в чувство.

Вчера пенились бокалы с золотистым вином.
Люди желали друг другу:
        — Нового счастья!..
Даст ли новый год это новое счастье?

МИМОЗА.

Русские Ведомости (Москва)

Елка в Академии Наук.

— 31 декабря строгий конференц-зал Академии преобразился. Здесь была устроена елка для служительских детей. Детским праздником руководил В.А.Тулинов. Присутствовали: вице-през. Академии П.В.Никитин, много семей академиков и приглашенные лица. Елка началась молебном, затем дети стройно пропели, совместно с оркестром, гимн «Боже Царя Храни». После шествия детей со знаменами был демонстрирован детский кинематограф с удачным подбором картин из жизни зверей, акробаты и др. Детям были розданы подарки, конфеты и фрукта, а по окончании раздачи состоялись общие танцы. На празднике было несколько сот детей самых разнообразных возрастов.

В Кремле.

Уже в 11 м часу вечера в Кремле царило вчера необыкновенное оживление.
Через всю Царскую площадь тянется длинная вереница желающих побывать в Успенском соборе на торжественном новогоднем богослужении. Но «счастливцев», как всегда, оказалось немного. Большинство остается на площадке, так и не проникнув в храм.
Ровно в 12 часов ночи мощный звон Ивана Великого возвестил столице о наступлении Нового года. Первому звону стали в
торить колокола других храмов, и скоро над всей Москвой царил гул. В Успенском соборе молебствие «на новолетие» совершал московский митрополит Макарий соборне с епископами Василием можайским и Евфимием, настоятелем Заиконоспасского монастыря., протопресвитером собора H.А.Любимовым, 12-ю архимандритами и другим духовенством. Пел синодальный хор.
Митрополит Макарий произнес слово.
Оратор отмечает современное неверие и осуждает уклонение христиан от религиозных обязанностей.
Высокопреосвященный Макарий испрашивает у Бога:
        — Да сохранит Господь от нашествия иноплеменных, от междоусобной брани. Да дарует Он нам спокойствие в новолетие.
Служится молебствие. Испрашивается мир, изобилие плодов земных, долгоденствие...
Кончается молебен. Все приносят друг-другу поздравления.
Молебствия на «новолетие» совершаются во всех храмах столицы. Всюду много молящихся. Священники произносят молебствия и проповеди.
В храме Христа Спасителя молебствие совершал епископ Анастасий серпуховской. Здесь, как всегда, тысячи народа.
В университетской, лицейской, Румянцевского музея и других церквах много интеллигенции и аристократии. Фраки чередуются с роскошными туалетами дам.