10 февраля (28 января) 1914 года

КРЫСОИСТРЕБЛЕНИЕ и ПОЛЯРНЫЕ КОШКИ.

Для борьбы с крысами американцы применяют новую открытую ими породу кошек. В Питтсбурге имеются огромные склады-холодильники для хранения мяса, дичи и рыбы. Несмотря на суровую, царящую там температуру, крысы великолепно здесь акклиматизировались и развелись в неимоверном количестве. Напротив, кошки, которым поручали охрану складов, не выдерживали холода и вымерзли. Тогда промышленники выписали из полярных стран кошек особой, мало известной до сего времени породы. Эти животные — белого цвета, снабжены весьма богатым и густым мехом и отличаются исключительной мускульной силой. Их не в меру пушистые усы придают им весьма отталкивающий вид. Опыт показал, что эти кошки страшные враги крыс. В течение короткого срока полярные „крысоеды“ в корне освободили питтсбургские склады от зловредных гостей.

Русский заем в Париже покрыт уже предварительной подпиской более чем в три раза.
        Во французской палате депутатов началось обсуждение бюджета на 1914 год.
        Черногорцы предъявляют к Албанцам требования признания правь Дечанскаго монастыря на его земельные имущества в Ипекском и Дьяковском округах.
        Принц Вид официально уведомил представителей иностранных держав в Берлине и албанскую контрольную комиссию о принятии им албанского престола.
        Болгарские социалисты устроили в Филиппополе публичное собрание протеста против роспуска муниципального совета, закончившееся дракой, причем легко ранен полицейский.
        Дипломатическая переписки между Сербией и Болгарией отныне будет вестись на французском языке.
        В Петербург выехал для временного управления оттоманским посольством Фар-Эддин-беЙ.
        Агентство Рейтера опровергает поездку английской королевской четы в Петербург и Вену.
        На состязании конькобежцев в окончательном матче выиграл русский конькобежец Ипполитов.
        В заседании верховного украинского комитета утверждено соглашение с Поляками относительно избирательной реформы.
        В Барселоне произведены беспорядки приверженцами бывшего консервативного министра-президента Маура.

Близ Пултуска на полях гмины Козлово опустился германский аэроплан, вылетевший из Лейпцига.
        В Кронштадтском морском соборе по случаю 10-летия русско-японской войны отслужена панихида по всех погибших воинах.
        В Кронштадте вода поднялась на 2 фута 6 дюйм, выше ординара.
        В Астрахани вскрылась Волга. ,
        Из числа бежавших из Петровской части в Петербурге восьми подследственных арестантов - арестовано двое.

„ЗАЙЦЫ" НА БАЛАХ И КОНЦЕРТАХ.

Изобретательности одесситов, положительно, нет предела. Оказывается, что не проходит в зале биржи ни одного благотворительного бала или концерта, чтобы в зал не проходили без билета «зайцем» джентльмэны обоего пола. Выработана целая сеть мер усыпления бдительности контроля, имеется своего рода рецидивисты, умудряющиеся, то благодаря настойчивости, то хитрости, проникнуть в зал, не уплатив ни сантима входной платы. Стараются, проникнуть в зал в момент усиленного наплыва публики, спекулируют на «потерях“ талона от билета, фактически передаваемого другому лицу, не без изобретательности убеждают распорядителей в том, что другой распорядитель разрешил выйти из зала, забыв дать «пропуск“, и т. д. Но чаще всего берут «нахрапом», апломбом, ловкими движениями локтей, „гордым видом». Распорядители благотворительных вечеров передают о целом ряде курьезов в этой области. Особенно курьезно, что стараются пройти «зайцем» расфранченные молодые люди и расфранченные дамы, студенты в парадных мундирах, изъясняющиеся на французском языке, и т. д. «Гг. «зайцы», проскочив сквозь цепь контролеров, норовят сесть в первых рядах, с самым независимым видом оспаривая свои права на занятое захватным правом место у их законных владельцев. В итоге — благотворительные о-ва теряют благодаря „зайцам" несколько десятков рублей, но „зайцы» этим не стесняются, — они горделиво проходят сквозь все препятствия и столь-же горделиво пренебрегают всеми соображениями о допустимости их поступков. Они, изволите ли видеть, свое желание попасть на вечер ставят выше всего...

В ШКОЛЕ АВИАЦИИ.

СЕВАСТОПОЛЬ (От нашего корреспонд.).
Школа авиации приобрела в Париже нисколько аэропланов системы Дюпердюсена, которыми предполагает заменить употребляемые ею до сего времени Ньюпоры.

ОТКРЫТИЕ СОСТЯЗАНИЙ В АНГЛИЙСКОМ БОКСЕ.

Вчера, 27-го Января, в присутствии Высоких Особ, в манеже графа Рибопьера состоялось открытое любительских состязаний в английском боксе.
Зрелище поистине захватывающее, и для спортсмэна не может не представляться интересным такое великолепное соревнование в силе и ловкости.
Присутствовали лишь приглашенные гости, представителя печати и известные спортсмэны.
Все участники разделены были по весу на три группы, при чем открылся бой с легчайшей группы.
Первыми бились Ремерть и СлонимскиЙ. Оба устояли в продолжение четырех полагавшихся «кругов» (каждый «круг» в 2 мин. с 1 мин. перерыва), но Слонимский нанес большее количество ударов и был признан победителем.
Второй парой были Лушев в Сассапарель (тяжелый вес). Последний отказался в начале третьего круга, и арена была уступлена следующей паре: Гаврилов—-Иванов.
В первом же кругу Иванов отказался и был признан побежденным.
Далее Лушев победил Гаврилова большинством нанесенных ударов, Иванов—Ремерта (так же) и Слонимский—Иванова.
Таким образом призы разделились следующим образом: 1-й приз—почетный серебряный кубок и звание чэмпиона журнала «Геркулес» в легком весе получил Слонимский, второй приз достался Иванову и третий Ремерту.
В тяжелом весе первым Лушев.
В заключение состоялся «ассо» в три круга между любителем-боксером Джоэ Мора и профессором бокса Э. Лусталло (отец).
Несмотря на свои 53 года, Лусталло отлично выдерживал нападения индуса, и матч кончился в ничью.
Русский боксер Граве отказался от боя с Мора, считая почему-то индуса за профессионала, тогда как Мора не участвовал ни в одном не любительском состязании.
«Санитас» тоже отказался от предложения участвовать в состязании, письменно заявив, что, по мнению этого общества, настоящие состязания есть «коммерческие».
Это при отсутствии-то платной публики?
Не другая-ли тут причина в этом странном отказе.

С. П.

В.В.Розанов и религиозно-философское общество.

26 января на закрытом общем собрании религиозно-философского о-ва обсуждалось предложение совета о—ва об исключении В.В.Розанова из числа членов за его статьи по поводу дела Бейлиса. Действительных членов явилось 63. Между тем, по уставу вопрос об исключении членов может быть разрешаем при наличии двух третей членов, что составляет 83.
В виду того, что в уставе о—ва не имеется определенных указаний относительно правомочности собрания, созываемого во второй раз для обсуждения вопроса об исключении, совет о—ва, заявивший с самого начала, что для него безразлично, будет ли Розанов исключен или собрание выразить ему осуждение в какой-нибудь другой форме, не настаивал на формальном исключении Розанова, а поддерживал следующую резолюцию:
        «Выражая осуждение приемам общественной борьбы, к которым прибегает В.В.Розанов, общее собрание присоединяется к заявлению совета о невозможности совместной работы с В.В.Розановым в одном и том же общественном деле». Резолюция эта оказалась принятой большинством 51 голоса против 10, при двух воздержавшихся.

На ст. Ясиноватая, Екатер. жел. дор., когда поезду был дан третий звонок, из вокзала выбежала женщина и крикнув: „У меня там грудной ребенок", быстро направилась к поезду. Не успев вскочить в вагон, несчастная попала под колеса поезда, откуда ее извлекли уже с отрезанными ногами.

В Саратове, в Столыпинском музее, получена из Петербурга для хранения университетская диссертация покойного премьер-министра П. А. Столыпина на тему о табаке и его свойствах, представлявшаяся Столыпиным по окончании естественного факультета в петербургском университет на степень кандидата.

Последняя статистика народонаселения городов Франции установила, что большинство семейств имеют всего одного ребенка.

На-днях эмигрировавшие в Америку поляки справляли в своей колонии свадьбу, на которую заготовили 7 телят, 135 кур, вагон устриц и бочку водки. Веселье продолжалось две недели, что весьма поразило всех американцев.

В южной Франции происходить массовое истребление птиц посредством яда. Хищники-птицеловы подмешивают яд к зернам, который бросают на лесных дорожках и окраинах селений.

Приезд Маринетти.

В воскресенье приехал из Милана вождь футуристов - Маринетти.
Встречали его без помпы. К приходу поезда на перроне Александровского вокзала собрались лишь несколько человек.
Среди них гг. Тастевен, гр. А.Н.Толстой, П.Кожевников, Шершеневич и Большаков.
Приветствовал гастролера г. Тастевен.
Он указать на «знаменательное» явление.
Приезд в Россию Маринетти совпал с пятилетним юбилеем со дня выхода первого футуристического манифеста.
Футуризм за эти годы уже настолько окреп, что успешно борется с укоренившимися в обществе предрассудками.
Маринетти благодарил за привет в пространной и с пафосом произнесенной речи:
        — У итальянских и русских футуристов, — сказал он, — общий враг — современное общество.
В Италии оно не внимает нашему учению под влиянием царящей там жары, а в и России под влиянием холода.
У нас общество разленилось и не желает дать себе труд выслушать наше учение, а у вас под ледяным покровом у толпы застыл разум.
Будем бороться вместе, и я уверен, что мы весьма скоро добьемся реальных результатов.
        - Благодарю за радушную встречу, - сказал он в заключение и, сопровождаемый немногочисленными поклонниками толпой любопытных, направился к выходу.

Встреча Маринетти (Х) на Александровском вокзале.
(Фот. «Ранн. Утра».)

Маринетти о футуризме.

Невысокого роста, коренастый, мускулистый, с резкими движениями и самоуверенным сверкающим взглядом...
Таков вождь футуризма, его основатель и неустанный проповедник— итальянец Маринетти.
На вид ему лет 40, но в его стремительных жестах и энергичных движениях есть что-то совсем юношеское.
Не ожидая обычных вопросов интервьюера, он заговорил первый и, как хороший оратору облекал свои мысли в красивые, вполне законченные периоды.
        - Я очень рад, что мне удалось приехать в Россию, в страну, которая еще так молода.
Она – вся в будущем, в созидании.
Уверен, что футуризм—эта поэзия будущего, искусство, стремящееся создать новые формы, будет иметь в вашем отечестве большой успех.
Футуризм необходим каждой стране, которая не желает отставать на пути мирового прогресса.
Все стремится вперед.
Меняется наш быт, наши привычки, мысли, ощущения, чувства и даже душа.
Каждый день приносить открытия в области науки, техники и способах передвижения.
Человек стал летать, он пожирает пространство на сильных моторах.
Все, что нас окружает, находится в постоянном движении, в беспрерывном творчестве и разрушении.
Только искусство и литература отстали от бешеного темпа окружающей жизни.
Как узники, они прикованы цепями к красоте прошлого и все еще воспевают полет ласточки и бег коня, не замечая прекрасного аэроплана и мощного мотора. Эту отсталость в искусстве мы хотим уничтожить.
Мы будем воспевать прогресс промышленности, небоскребы и кинематографы, радий и икс-лучи, аэропланы и электричество, — словом, все, что обогатило комфортом нашу жизнь.
До сих пор все это почему-то считалось недостойным поэзии.
Итак, мы опоэтизируем и механическую культуру современной жизни.
Вы спрашиваете, как футуристы относятся к женщине и любви,—к этим основным элементам всякой поэзии.
Мы отрицаем современную женщину с ее пряной, расслабляющей любовью.
Женщина нашего времени больше любит аксессуары любви,—роскошь и изнеженность,—чем самую любовь.
Вот почему влияние такой женщины я считаю губительным.
Во имя творческой борьбы, во имя героизма и мужественности мы, футуристы, отрицательно относимся к женщине.
Мы хотим быть бодрыми и сильными, деятельными и жизнерадостными.
Долой расслабляющий пессимизма символистов и декадентов!
Мы любим смелые выражения в сжатой форме:
Необходимо совершенствоваться, чтобы многое сказать быстро и в двух-трех словах.
Поэзия должна быть так же стремительна, как и жизнь.
Нам некогда заниматься утомительным анализом и разъяснением деталей.
Твердо верю, что все идеи футуризма вызваны к существованию самой жизнью, и потому недалеко то время, когда футуризм покорить весь мир.

AVE.

Лекция Ф.Т.Маринетти.

Вчера в новой аудитории Политехнического музея была прочитана на французском языке организованная обществом „Les grands conferences” лекция основателем и одним из самых горячих проповедников идей футуризма Ф.Т.Маринетти—о сущности этого направления.
Публики собралось много. Чувствовалось несколько приподнятое, выжидательное настроение. Слухи о готовящемся скандале сделало свое... Но все проходят спокойно и тихо. Число контролеров-распорядителей было увеличено.
На эстраде появляется возбужденный, взволнованный лектор в сопровождении г. Тастевена и гр. Ал. Н. Толстого.
Г. Тастевев знакомит аудиторию c оратором и читает ему приветствие.
Начинает говорить Маринетти.
Его подвижная, нервная фигура беспрерывно движется, он увлекается до страсти, до самозабвения. Его речь— это какой-то стремительный и бурный каскад слов и оборотов, четких, образных и остроумных. В нем сказывается не только пламенная натура южанина, во и недюжинные способности прирожденного блестящего оратора.
Ничего нового и замечательного о футуризме его родоначальник не сказал. Все это уже говорилось на многочисленных лекциях нынешнего сезона. Важна скорее форма, манера изложения, чем содержание речи.
Это—проповедь, гимн завтрашнему дню, движению, энергии, смелости, силе.
Два мира противопоставил оратор: прошлое—с его традициями, рутиной, культом неподвижности, приверженностью к мертвым богам, и будущее, —полное ярких переживаний, бодрой деятельности, натиска и мощи.
Приверженцы и защитники старого немощны, педантичны, вялы. Литература прошлого мертва.
Нужна новая поэзия, новое слово, которое выразило бы сущность современная мира, современной мысли и чувства.
Прочь все, что умиротворяет, успокаивает, мертвит. Нужны война, натиск, стремление, общий динамизм...
Оратор читает образец футуристической корреспонденции с театра балканской войны. Описание, действительно, яркое.
В конце Маринетти хрипит. Он вдруг останавливается, делает безнадежный жест рукой и заявляет:
        — Я потерял голос.
Через несколько минут он снова появляется на эстраде и обещает пополнить недосказанное в следующей лекции.
Раздаются шумные, долгие аплодисменты. Видимо, лектор сумел захватить внимание и чувство аудитории.
Воинствующих московских футуристов, о которых Маринетти отозвался, как о людях тщеславных, бьющих на эффект,—не было. Публика разошлась чинно.
Те, кто ожидал встретить в Маринетти буяна, а на лекции скандальчик,—должны были разочароваться!

В Хамильтоне (на Вермудских островах) австралийские пловцы Герберт Бреннон и мисс Анетт Келлерман давали представлвние в стеклянном бассейне. Внезапно стекло треснуло, и вода затопила публику. Оба пловца получили опасные порезы.

В Париже продолжаются опыты с парашютом новой системы. Парашют с привязанным к нему грузом в 75 кило был сброшен с Эйфелевой башни. Парашют раскрылся и плавно опустился на землю.

Гарэ французский авиатор, побил на днях в Шартре рекорд полета на высоту с пассажирами. Он поднялся на 2 250 метро на аэроплане собственной системы, имея пять пассажиров.

У РАМПЫ.

Взгляды на модный танец танго меняются. Эволюция этого танца, выразившаяся в большой свободе движений, вызывает уже репрессии к исполнительницам его.
Так, уже около двух месяцев в обоих московских театрах миниатюр — и у г-жи Ртищевой и у г-жи Арцыбушевой — танцевали танго ученицы хореографической школы Нелидовой.
В театре у Каменного моста демонстрировала этот модный танец г-жа Бах, а в Мамоновском переулке г-жа Крюгер.
Обе они танцевали с разрешения г-жи Нелидовой, которая, очевидно, не могла не знать о выступлениях своих учениц. Недавно взгляд г-жи Нелидовой на этот танец изменился, ибо она нашла в нем слишком много „свободных” движений.
Ученицам дан был приказ прекратить его.
Г-жа Крюгер ослушалась и понесла уже кару:
Ее попросили впредь не посещать школы.
Г-жа Бах, несмотря на контракт с дирекцией театра г-жи Ртищевой, оставляет службу, ибо не желает подвергнуться участи своей подруги.

Русские Ведомости (Москва)

В научном институте.

Вчера состоялось заседание совета научного института. Решено публичное годичное собрание научного института созвать 19-го февраля. На этом собрании будут сделаы научные сообщения: проф. Н.Д.Зелинским – на тему «Естественный и искусственны катализ белковых тел в связи с превращением этих веществ в живые организмы» и А.А.Эйхенвальдом – «Об атомах».

Положение В. Н. Коковцова.

Председатель совета министров В. Н. Коковцов продолжает пребывать в полном неведении относительно той сложной интриги, которая ведется вокруг него.
По-прежнему он лично не видит никаких данных, знаменующих начало конца. Тем немногим, которые рискуют обращаться к нему со щекотливым вопросом, он брезгливо отвечает, что ему бабьи россказни и сплошная ложь глубоко опротивели и надоели. Ничего об этом он не знает и знать не хочет.
Между тем, враги В. Н. Коковцова считают теперешний момент крайне благоприятным для натиска и пытаются одержать победу. Судя по многим признакам, кампания ведется вовсю. Исход этой кампании предсказать трудно, но не исключена возможность поражения В. Н. Коковцова. Никаких решений еще не принято, но вопрос о возможной отставка во влиятельных кругах поднят.
Один из наиболее осведомленных сановников, имевших в последние дни исключительную возможность проверить слухи о положении В. Н. Коковцова, заявил вашему корреспонденту:
        — Одно могу вам сказать: под слухами об отставке Коковцова почва есть... Влияние Коковцова в последнее время сильно упало, и им, видимо, не стали дорожить, как раньше.
Не решены два основных вопроса: кто будет преемником В. Н. Коковцова в случае его отставки, и куда будет назначен г. Коковцов.
По первому вопросу по-прежнему остается нерешенным, будет ли на место В. Н. Коковцова назначен председатель совета или, как многие полагают, «назначенный председательствующий».
Мысль о председательствующем, наносящая новый удар российской конституции, была подхвачена правыми и привлекла много сторонников. В противовес ей группа, влиятельная в придворных кругах, примыкающая к кружку кн. Мещерского, настаивает на том, что должен быть назначен настоящий премьер. В пользу этого она приводит такие соображения.
Присутствие премьера, как лица, с одной стороны; руководящего внутренней политикой, с другой—объединяющая правительство, необходимо именно для того, чтобы ответственность за действия правительства лежала всецело на нем.

Наводнение в Москве.

С раннего утра в воскресенье к Калужской площади;—месту водопроводной катастрофы, — потянулись со всех сторон москвичи.
Калужская площадь была запружена народом.
Работы по починке водопровода еще продолжались.
Работали пожарные и полиция, вынося и укладывая в повозки вещи пострадавших.
Представляла опасность для публики полуразрушенный дом Комарова.
В виду этого полиция принялась деятельно очищать площадь от публики. Частично было прервано движение трамваев, и наряды городовых оцепили с разных сторон площадь.

Тульская Молва

К процессу свящ. Алитовского.

Нас просят исправить погрешность, вкравшуюся в наш отчет о процессе священника Алитовского. Поджоги в принадлежащем священнику доме случались не в селе Pыхотке, епифанского у., а в другом, из которого он был переведен. Кроме того кр-ка Карнаухова, осужденная по этому делу, не жила постоянно в загоравшемся доме, а он стоял необитаемым. Эти погрешности, совершенно несущественного характера, конечно, не вносят никаких важных изменений в наш отчет о деле священника Алитовского.

Кража кур.

На днях в Бахчи-Эли ночью неизвестные злоумышленники, проникнув при помощи пролома стены в курятник, принадлежащий Ефросинии Демьянченко, зарезали бывших там 11 кур, из которых унесли с собой 61 штук.

БЕРДЯНСК. Черносотенная агитация.

По городу бесплатно раздаются брошюры „Мораль талмуда" соч. пp. Алексия, en. саратовского, издание местного отдела союза русского народа.
„Сочинение“ это по духу и характеру равноценно „произведениям” знаменитого черносотенца и „талмудиста” Шмакова.
Интересно, что вот уже несколько лет, как местные „мавры" не проявляют никакой деятельности. Но процесс Бейлиса вновь пробудил в них старые инстинкты, и дальше оставаться в бездействии они оказались не в состоянии. И они выступили. Брошюра в количестве нескольких экземпляров была кем то прислана в управу и с ведома головы Анопова свободно раздавалась служащим управы. А между тем некоторые руководители еврейского общества вели деятельную агитацию за переизбрание Анопова в гласные!