11 февраля (29 января) 1914 года

ХРОНИКА

Кинематографы и публика.

Некоторое время назад на страницах нашей газеты было указано на то неудобство для публики, которое вызывается отсутствием в кинематографах объявлений о начале и конце сеансов. На этой почве на-днях в одном из кинематографов произошел следующий случай. Зал кинематографа был полон публики. Администрация кинематографа, отказывалась пускать публику в зал во время сеанса, но просила подождать „несколько минут“. В результате ожидание затянулось более чем на час, и часть публики вынуждена была покинуть кинематограф, не дождавшись возможности войти в зал.

Разрушающаяся мостовая.

Нас просят обратить внимание кого следует на следующее обстоятельство. Сравнительно недавно замощены конец Большой Садовой улицы и Морского спуска, возле Клиновой балки. Морской спуск и Большая Садовая улица принадлежат к подъездным к порту путям; здесь обычно можно наблюдать усиленное движение груженых подвод, по направлению от Покровской площади, где имеются хлебные амбары. Большая часть Покровской площади и прилегающих к ней улиц не имеют мостовых и на колесах подвод во время распутицы навозится грязь на мостовые Большой Садовой улицы и Морского спуска, что и разрушает мостовые. Раньше грязь на упомянутых мостовых счищалась по распоряжению городской управы; в текущем году очистка мостовых от грязи не производилась.

КРУГОМ СВЕТА ПО ВОЗДУХУ.

Америка готовится организовать путешествие вокруг света по воздуху в 90 дней во время панамской выставки летом 1915 года. Англия предупреждает ее на целый год. Предстоящим летом будут устроены одновременно два кругосветных полета на конкурс, призы которого, доходящие до одного миллиона рублей, уже пожертвованы богатыми лордами. В первом полете с востока на запад будут участвовать гидропланы. Маршрут его: Исландия, Гренландия, Канада, Аляска, Алеутские острова, Япония, Китай, Сибирь и по Европе: Москва, Петербургу Стокгольм и Лондон.
Одновременно навстречу гидропланам, т.-е. с запада на восток, отправится военный дирижабль, специально сооруженный, с: приспособлением для спуска среди океана.
Последний этап, миновав Исландию, будет Нью-Фаундленд-Кзинстоун, в Ирландии.

Ф у т б о л.

Всероссийский футбольный союз разослал приглашения на предстоящий всероссийский съезд футболистов, назначаемый в этом году 2 марта в Харькове. Главный вопрос на съезде — порядок розыгрыша первенства России в 1914 году, причем как в названном году, так и в 1915 в конкурирующие команды будут допускаться только три иностранца, а с 1916 вовсе допускаться не будут. Предположено организовать для южных городов особый подотдел в Киеве.

Королем Георгом открыта четвертая сессия II парламента и прочтена тронная речь.
        Переговоры между сэром Эдуардом Греем и Хакки-пашой закончились заключением ряда соглашений.
        Принц Вид прибыл в Рим. Итальянский корь пожаловал принцу большой крест ордена святых Маврикия и Лазаря.
        В болгарском министерстве иностранных дел исчезли документы, устанавливающие ответственность предшествующего кабинета.
        В Берлине открылось очередное годовое общее собрание германского сельско-хозяйственнаго совета, который подверг обсуждению вопрос об отказе сельских хозяев от помощи пришлых иностранных рабочих.
        Переговоры графа Тиссы с Румынами о примирении окончились полным неуспехом.
        В Швеции подало в отставку министерство. Король предложил составление кабинета барону Л. фон-Гееру.
        В Токио, во дворе парламента, произошла стычка между полицией и толпой; с обеих сторон ранено несколько человек.
        На митинге в Токио, привлекшем 40,000 человек, принята резолюция с требованием отставки кабинета.

В Государственной Думе рассмотрен и возвращен в комиссию законопроект о некоторых льготах при переезде через границу. Закончено рассмотрение наказа.
        В связи с загадочным убийством мальчика в Фастове арестован отец мальчика и приказчик.
        В Темир-хан-Шуре, Ессентуках, Грозном и Пятигорске ощущалось землетрясение различной силы,
        В Севастополе морской суд приговорил в арестантские отделения двух матросов, участников бунта на броненосца «Потемкин», скрывавшихся до сих пор в Румынии.

Тысячеверстный лыжный пробег.

СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ. Сегодня, 28 января, в 7 часов утра., из Ульянова Холмогорского уезда выступила в город Каргополь команда разведчиков Измайловского полка в составе трех офицеров и 64 разведчиков, совершающая тысячеверстный пробег на Петербург.
В первых числах декабря прошлого года команда разведчиков л.-гв. Измайловского полка была командирована в Холмогорский уезд Архангельской губернии для производства специальных занятий обучения чинов команды лыжному бегу. Такая удаленная командировка вызвана тем, что в этом году в окрестностях Петербурга долго не устанавливается зима и ежегодные занятия лыжным бегом в Красном Селе не дали бы нужных результатов. В Холмогорском же уезде, начиная с 15 декабря, команда могла вести занятия на лыжах. Кроме занятий чины команды охотились за дичью, устраивались облавы на лосей, оленей и на пушного зверя. Лыжный бег служит для физического развития, а охотой приобретаются ценные качества разведчика - выслеживание, ориентировка в диком лесу и выносливость.
Лыжи нужны команде для больших и быстрых зимних переходов и, на основании этого, тренировка в беге сводилась к ежедневным пробегам всем составам команды 25—30 верст со скоростью 9—10 верст в час. В виду того, что все чины вполне готовы к пробегам, команде разрешено вернуться в Петербург походным порядком на лыжах. Пробег этот явится, таким образом, продолжением тех занятий, для которых команда была командирована в Холмогорский уезд.
Таким образом, сегодня 28 января команда разведчиков, в составе 64 нижних чинов, под командой штабс-капитана Соколова, при помощнике поручике Есимонтовском 2-м и подпоручике Душкине, выступила из места своей командировки, деревни Ульяново, Холмогорскаго уезда, вдоль старинного тракта Архангельск — Петербург, через гор. Каргополь, Вытегру, Лодейное Поле, Новую Ладогу, Царское Село.
Длина всего пробега 1,020 верст.
Величина дневного перехода будет постепенно доведена до 50 верст. В пути предположено сделать пять дневок, так что весь пробег займет около 26 дней.

О РАДИИ.

Одес. отделению технического о-ва принесено в дар через его председателя М.В.Брайкевича 500 килограммов переработанной ферганской руды, из которой радиологическая лаборатория при техническом обществе займется добыванием радия. В состав организованного при обществе совещания по разработке вопроса о применении радия с лечебными целями вошли представители от города, земства и некоторых других учреждений. С возвращением в Одессу из Петербурга М.В.Брайкевича совещание начнет свою деятельность.
В субботу, 1-го февраля, в 8 час. вечера, в помещении радиологической лаборатории Технического об—ва состоится собеседование, в котором предположено обсуждение доклада д—ра Э.С.Лагранского к вопросу о лечении радием рака и организации борьбы с последним.

«ТЫ НЕ ПЛАЧЬ, МАРУСЯ».

(К обсуждению законопроекта о борьбе с пьянством в Гос. Совете.)

Бюрократ: - Ты не плачь, Ма-ру-ся. Будешь ты моя-я-я»...
(Народная песня).

В Ливерпуле присужден к смертной казни Джордж Балль Сумнер, 22 лет, „по подозрению“ в убийстве мисс Брадфильд. Несмотря на улики, он решительно отрицал свое участие в преступлении.

В Найроби (Африка) фотограф-любитель Шнидлер был растерзан львом в ту минуту, когда он производил снимки. Его спутник Реней вместо того, чтоб подать помощь товарищу, поспешил запечатлеть потрясающую картину на своем аппарате.

Купец Энгель в Штаффельде (Германия) в припадке религиозного помешательства зарезал жену, дочь и сына и сам повесился.

В Лондоне восемь дней подряд стоить ясная солнечная погода при безоблачном небе. Такого случая не было ни разу за последние 50 лет.

Во Франции, в департаменте Возж, возникло сильное движение в пользу абсолютной трезвости. Виноделы в отчаянии, так как новые трезвенники ведут воинственную пропаганду своих идей.

Парижанки вотируют.

Парижские суфражистки уже добились отчасти тех прав, которых тщетно добиваются их английские сестры.
В трех выборных участках города женщины были занесены в избирательные списки.
В первом и семнадцатом участках мэры без всяких возражений занесли собственноручно имена гражданок в списки. В девятнадцатом участке было некоторое колебание, но толпа избирателей-мужчин стала на сторону слабого пола и потребовала занесения в списки женщин. Пришлось уступить.
В 16 участках дамам отказали, но весьма вежливо, извиняясь и оправдываясь неимением полномочий.
Хуже всего пришлось суфражисткам в девятом участке. Их встретили «блюстители порядка» с бравым капралом во главе, должно-быть, ярым антифеминистом. Капрал выстроил своих чинов в боевую позицию перед дверьми участка, а сам, загородив вход, встретил депутатов окриком:
        — А, вы за равноправие! Я тоже за равноправие и требую вашего немедленного удаления! Сию минуту вон и как можно скорее!

У учительницы 2-класснаго училища Степановской волости, Оренб. губ., Карасевой родился ребенок, которого она, желая скрыть грех, сожгла в печке. Виновная созналась в своем преступлении.

В с. Пауберезье, Казан, губ., кр. Овчинников, встретив на улице мальчика Балтасева, без всякого повода разрезал ему ножом обе щеки. Хулиган арестован.

В с, Беловожском, Каз. губ.,12-летний мальчик Назаров, шаля с ружьем, выстрелил в своего товарища и убил его наповал. Невольный убийца пытался покончить с собой, но неудачно. В результате он лишился рассудка.

В Верхнеудинске, в почтово-телеграфной конторе, дежурные чины, развлекаясь, обливали друг друга бензином. Один из них незаметно поджег другого, который превратился в живой факел. На несчастном с большим трудом удалось погасить горевшее платье.

МАРИНЕТТИ В МОСКВЕ.

Вождь итальянских футуристов восторгается Москвой.
В России вообще и в Москве в частности, он впервые и говорит, что такой интересной страны он еще не видал.
Вчера он осматривал достопримечательности Москвы.
Был на Кузнецком Мосту, Тверской и в Кремле.
- Россия представлялась мне страной холода и снега, - сказал он одному из своих спутников, - и я думал, что тут под ледяным покровом замерзли люди и их чувства.
Теперь я убедился, что на Россию нам, футуристам, следует обратить серьезное внимание, ибо тут мы будем иметь многочисленную и чуткую аудиторию. В Москве я останусь лишь несколько дней.
Моим приездом я очень доволен. Никогда я и не мог предполагать таких блестящих результатов.
Лекции мои собирают много публики, которая принимает меня восторженно.
Надеюсь, что Россию я теперь буду посещать периодически.
Тут футуризм имеет обильное поле деятельности.

Вчера в малом зале консерватории состоялась вторая публичная лекция о футуризме Ф.Т.Маринетти на французском языке.

Футурист Маринетти читает лекцию в аудитории Политехнического музея.
(Фот. «Ранн. Утра».)

Капабланка.

Вчера г. Капабланка играл в юридическом собрании одновременно 28 партий.
Проиграл 5: гг. Цаделю, Вайнштейну, Заблудовскому, Коробовскому и Урусову.
Игра продолжалась 3 часа 40 минут.
С большим интересом московские шахматисты ожидают сегодняшнего, последнего выступления г. Капабланки.
Г. Капабланка предстоит весьма трудная игра-—одновременно против 22-х игроков первой категории. В их числе такие крупные силы, как гг. Алехин, Блюменфельд, Симсон, Острогский, играющий сам до 20-ти партий одновременно, не глядя на доски, затем недавние противники г. Капабланки—гг. Селезнев, Павлов и др.
Турнир начнется сегодня, в 8 часов вечера, в помещении Охотничьего клуба.
Завтра московские шахматисты чествуют г. Капабланку прощальным банкетом.

Маринетти.

Вчера состоялось второе выступление Маринетти.
Первую часть своей лекции вождь итальянского футуризма посвятил чтению своих произведении.
Во второй части говорил об отношении футуристов к женщине.
Когда Маринетти приступить к разбору женского вопроса, — двое небезызвестных в Москве художников демонстративно встали и вышли -из зала.
Маринетти при виде этой неожиданной демонстрации воскликнул, улыбаясь :
        — Я восхищен тем, что мы избавились от этих шагающих, как немецкие гренадеры, господ.
Часть аудитории аплодировала.
Маринетти пытался обосновать причины проповедуемого футуристами «презрения к женщине».
        — Это положение футуризма,—говорит он,—вызвано тем, что культ женщины, которым охвачена Италия, загораживает нам дорогу к настоящей жизни. У нас, даже чтобы объявить войну, надо спроситься у мамы...
Часть аудитории опять аплодировала.
Заключил свою лекцию Маринетти призывом к русским футуристам забыть раздирающие их среду ссоры и верно служить «религии будущего — футуризму».
По окончании лекции, публика окружила на лестнице Маринетти и долго с ним спорила.

Тульская Молва

Дорога с ямами.

Мостовая от Ряжского вокзала до Чугунного моста, а также на Демидовской плотине представляет сплошные ямы и ездить здесь лошадям, особенно ломовым, одна мука: бедные животные все сбиты так что при виде ран у них невольно приходится содрогаться. На Демидовской плотине образовались глубокие ямы-выбоины, который наполнены водой, так что езда по ней, как пишет пристав 4 части в городскую управу, является не только затруднительной, но и небезопасной.

СЕВАСТОПОЛЬ.

— На 25-ое января в городской больнице числились следующие инфекционные больные: брюшным тифом —9, корью—1, скарлатиной—48, дифтеритом -5, рожей—1, сифилисом—4 и туберкулезом — 8 больных.

Признак.

Местные политики считают признаком окончательного успокоения в Болгарии начавшийся приезд болгар-огородников. Как известно, все эти огородники были вызваны на родину во время войны. Каждый прибывающий в Севастополь пароход доставляет их сюда человек по 30-40.