15 (02) февраля 1914 года

Брачная Газета

Среди газет и журналов.

Эльбруса» считается самой высокой горой не только Кавказа, но и всей Европы.
Благодаря большой высоте (5600 метров) восхождение на него весьма затруднительно вследствие крайне разреженного воздуха и низкой температуры. Большинство восходителей не достигали вершины, встречая на своем пути непреодолимые трудности и до настоящего времени насчитывают только 5 удачных русских восхождений на вершины седого великана.
Текущим летом я вместе с А.В.Раковским после прожолжительной тренировки 25 июня достигли вершины легендарного Эдльбруса, совершив восхождение в таком месяце, который считается очень неблагоприятным для подбного предприятия.
Переночевав на скалах на высоте 4100 мет., оставив носильщиков, туристы в полночь покинули ночлег и в течение всей ночи поднимались по крутым ледяным склонам на таинственную вершину.
При рассвете, когда очарованным взорам нашим предстала величественная картина восхода солнца, мороз дошел до 14°.
Раковский, несмотря на все принятые меры, отморозил ногу, которую, однако, удалось спасти растиранием спиртом и снегом.
В 9 утра вершина была достигнута.
Вершина представляет воронку, почти сплошь накрытую снегом. Такая форма ее указывает на то, что Эльбрус был когда-то действующим вулканом.
Туземцы ие верят в возможность достижения вершины Эльбруса и окружают эту гору легендарной недоступностью. Теперь же носильщики-горцы имели возможность в бинокли проследить за туристами до самого последнего момента, когда они уже скрылись на вершине.
Благодаря хорошей погоде мы пробыли на верху 2 часа, сделав ряд интересных наблюдений.
При спуске произошла катастрофа, к счастью, окончившаяся благополучно. На ледяном откосе я поскользнулся и полетел по очень крутому льду на камни. Благодаря мягкой теплой одежде я, задержавшись на этих камнях, отделался только ушибами.
Это интересное восхождение, окончившееся так удачно, позволило нам сделать заключение, что после некоторой тренировки достижение вершин таинственного Эльбрус не представляет особых трудностей.

Известный миллиардер Карнеджи недавно в Нью-Иорке позировал и говорил перед кинетофоном Эдиссона. Карнеджи счел нужным увековечить для потомства свой взгляд на обязанности богачей и сказал: «Первое, что обязаны делать богатые люди, это давать пример скромной жизни и всячески избегать роскоши. Во-вторых, всеми силами стараться удовлетворить справедливые требования неимущего класса. В-третьих, смотреть на свое богатство не как на личную собственность, а как на благо, лишь доверенное им, которое они должны управлять по своему разуму, на пользу отечества».

Маленькие Одесские Новости

РУССКИЕ ЕВРЕИ В ПАЛЕСТИНЕ.

ПЕТЕРБУРГ, 1 февраля. (От нашего корресп.)
        В «России» напечатана беседа с русскими драгоманом в Константинополе о русских евреях в Палестине. По словам драгомана, русское еврейство в Сирии и Палестине является проводником русской культуры, промышленности и языка, оно подчеркивает свою привязанность к России, отказывается переменить подданство, парализует немецкую колонизацию, вообще оказывает культурное влияние на коренное население. Драгоман находит, что Россия всемерно должна поддерживать русских евреев в Турции.

В Афинах передана коллективная нота держав по вопросу об Эгейских островах. Такая же нота передана и в Константинополе.
        Русский пароход «Наталия» на пути из Риги во Францию сел на мель близ острова Готланда.
        Россия купила у Дании ледокол.
        Болгарское агентство опровергает» инцидент на болгаро-румынской границе.
        Греческий министр-президент Венизелос прибыл в Солунь.
        В Белграде начались заседания скупщины.
        Албанская банда Кессим-бея грабит греческое население.
        В Белград вернулся наследный королевич Александр.
        Итальянский король принял Эссад-пашу.
        В Берлине открылась русская кустарная выставка;
        Александрийский патриарх посетил русскую выставку в Порт-Саиде.
        В галицком сейме депутат Марков пытался говорить на русском языке, но после трех предостережений был лишен слова.
        В Тавриз прибыл вновь назначенный русский генеральный консул Орлов.
        Китайскому военному министру Дуаньцижую поручено исполнять должность дуду Хонаня.

Министр юстиции Щегловитов прибыл в Киев.
        Германские авиаторы, спустившиеся в Витебской губ., признаны обыкновенными путешественниками.
        В Киеве по обвинению в шпионстве арестовать Австриец Флиг.
        В Варшаве скончался варшавский генерал-губернатор генерал-адъютант Скалон.
        Лейтенант Пальчиков военно-морским судом в Севастополе приговорен к 3 месяцам гауптвахты и к церковному покаянию за нарушение морских правил, повлекших за собою гибель боцманмата броненосца «Георгий Победоносец».
        В Юзовке в угольной шахте «Наклонная №7» произошел взрыв газа. Ранено 13 человек.

Прибытие в Петербург нового французского посла Ж.М.Палеолога.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро»).

Недавно в Риме был выпущен ив тюрьмы некто Вишенцо, проведший в заточении 50 лет. Он приговорен к вечному заключению и освободили его лишь вследствие его безупречного поведения. Теперь выяснилось, что приписываемое ему преступление было совершено другим человеком.

В Тулоне у белошвейки Мари Фриодаль на-днях из левой руки одновременно вышли четыре иголки, которые вошли в ее тело несколько лет тому назад.

НОВАЯ МОНЕТА.

Вновь поднят вопрос о злополучных полукопейках...
Министерство финансов первое не так давно начало «пропаганду действием»...
Стало обучать обывателей «экономии» на грошиках.
Сидельцам винных лавок вменено было в обязанность непременно давать сдачи полукопейки.
Не так давно и администр ацией был отдан приказ, чтобы лавочники и разносчики сдавали полукопейки.
В настоящее время выдвинуть новый проект:
        Монеты в 1 ½ копейки.
Мы не привыкли беречь гроши—полукопейки.
Инициаторы новой полуторакопеечной монеты рассчитывают ею приучить к дробным цифрам при расчетах:
        Фунт хлеба — 2 ½ копейки.
        Сахар — 13 ½ копеек.
Игнорируя гроши, едва ли будут игнорировать монеты более ценные, чем копейка.
Полуторакопеечные монеты легче привьются, чем гроши.
Непопулярность грошей сделала то, что монетный двор стал одно время выпускать все менее и менее полукопеек.
Лишь с введением винной монополии стали чеканить полукопеек несколько больше.
Лица, компетентные в этом вопросе, высказывают опасения, что новая монета будет очень схожа по весу и объему со старыми копейками.
Обыватели будут невольно ошибаться...
Но ведь в течение нескольких лет у нас дебатируется вопрос о введении вместо медной монеты монеты из никеля.
Выпустив 1½ копеечную монету из «белаго металла», произвели бы и широко поставленный опыт относительно возможности введения у нас «гигиенической монеты».
Несомненно, что эта новая монета, вычеканенная из непривычного для нашей публики металла, сразу завоевала бы симпатии публики.
От хронического обсчитывания больше всего, конечно, страдает беднота...
Она, может-быть, и не пренебрегает полукопейками и протестует против обсчитывания, но в ответ слышит лишь презрительный смех лавочников:
        — Грошовые покупатели!

NEMO.

В Екатеринославе, в сыскном отделении городской полиции, обнаружена панама. Уволены начальник и его помощник. Производится следствие о вымогательстве ими денег у частных лиц.

В Николаеве в виду разрастающейся эпидемии сыпного и возвратного тифа, гор. дума ассигновала на борьбу с эпидемией 65,000 р. Приняты экстренные меры.

В Брест-Литовске, по дороге в крепость, обнаружен повесившимся гимназист 8-го кл. местной гимназии сын подполк. Насонова, Причина самоубийства не выяснена.

В с. Дубове, Киевск. губ,, сын кр. Мельчиненко пригрозил своему старшему 15 летнему брату пожаловаться отцу, что он крадет муку из амбара. Старший брат ударил младшего кирпичом и тот упал без чувств. Боясь наказания, старший покончил с собой.

МЕЛОЧИ АЛБАНСКОЙ ЖИЗНИ.

Франкфуртская газета дает несколько заметок, характеризующих Албанию и присланных одним из жителей этого „европейского" государства:
        Национальный гимн имеет более ста строф. Но зато ему всего три года.

Жизнь женщины стоит половину стоимости жизни мужчины. За убийство последнего полагается штраф в 5,000 пиастров, а за женщину всего 2,500.

Самый могущественный человек Албании не умеет ни читать ни писать.

На албанском языке нет слова любить. Но зато есть восемь различных слов, означающих мщение.

Северный албанец не столько боится смерти, сколько бани.

Русские Ведомости (Москва)

Торжество в институте путей сообщения.

Сегодня в институте путей сообщения состоится торжественный акт в связи с преобразованием инженерного училища в институт. Торжество начнется в 12 ½ час. дня благодарственным молебствием. На торжество ожидается прибытие министра путей сообщения, высших чинов различных ведомств, членов Государственного Совета и Государственной Думы, представителей местных учреждении министерства путей сообщения, представителей высших учебных заведений, бывших питомцев инженерного училища и др.

Юбилей Шевченко.

КИЕВ, 1, II. Находящийся в Петербурге киевский городской голова И.Н.Дьяков прислал заступающему место головы Ф.С.Бурчаку следующую лаконическую телеграмму:
        — Чествования, панихиды, закладка допущены не будут.
Эта телеграмма последовала в ответ на частную просьбу Ф.С.Бурчака, обращенную к И.Я.Дьякову, осведомиться об отношении в сферах к торжествам, предполагаем по случаю юбилея Шевченко.
И.Н.Дьяков завтра возвращается в Киев.
КИЕВ, 1,II. Сегодня истек срок четвертого именного конкурса проектов памятника Т.Г.Шевченко.
Завтра состоится заседание жюри для оценки проектов.
Всего поступило 9 проектов: пять - скульпторов, которым комитет заказал проект, четыре - от неизвестных лиц, приславших проекты по собственной инициативе.
В число первых пяти скульпторов входят: московский — Андреев, известивший, что его модель прибудет завтра, московский — Волнухин, приславший две модели, петербургский — Шервуд, львовский -— Гаврилко и итальянец — Шиортино.

Карикатура «Русского Слова» под редакцией С.Ф.Соколовского.

Опять в поход.
(Против «Кобзаря» и украинцев).
Рис. Ивана Малютина.

Приветствие М. Горькому.

Группа московских помощников присяжных поверенных послала вчера М. Горькому приветственную телеграмму следующего содержания:
        «Дорогой Алексей Максимович! Молодая московская адвокатура выражает вам свою искреннюю и глубокую радость по поводу вашего возвращения на родину, приветствует вас — любимого писателя, в годы всеобщего упадка и уныния неустанно будящего в нас веру в народ и его светлое будущее, и желает вам на родной почве почерпнуть новые силы для вашего славного труда».
Под приветствием 92 подписи.

50-летие освобождения польских крестьян.

ЛОДЗЬ, 1,II. Опубликована программа торжеств по случаю 50-летия освобождения крестьян в Польше от крепостной зависимости.
28-го февраля во всей Петроковской губернии, во всех церквах и костелах, кирхах и синагогах будут совершены панихиды по Царе-Освободителе.
1-го марта в Петрокове состоится съезд комиссаров по крестьянским делам.
Они соберутся на торжественное заседание, посвященное юбилею великой реформы.
В программу торжеств входит также раздача народу брошюр, посвященных реформе, на русском и польском языках и чтения во всех, как сельских, так и городских учебных заведениях туманными картинами и раздачей брошюр.
В день торжеств состоятся заседания гминных судов, посвященные юбилею. В местностях, где имеются памятники Царю-Освободителю, состоятся парады войскам.
ВАРШАВА, 1,II. На предстоящие 15-го февраля торжества 50-летия крестьянской реформы в Царстве Польском сюда ожидается И.Л.Горемыкин, который, в качестве комиссара по крестьянским делам Пултусскаго уезда, принимал деятельное участие во введении реформ.
Приглашение сделано И. Л. Горемыкину до назначения его премьером.

Рязанская Жизнь

На р. Оке.

Воды в Оке у Рязани за последние сутки пребыло на 9 ½ вершков. Всего прибыло на сажень 11 ½ вершков.
Около плашкоутного моста лед подняло почти на уровень с берегами. Идет очень спешная работа по уборке с берега дров и других материалов. На Ветке все лесные материалы почти убраны. Колка льда продолжается. Судопромышленники и судовладельцы предполагают, что полного разлива не будет.

Южная Копейка (Киев).

Запрещение шевченковских торжеств.

От киевского городского головы И. Н. Дьякова получена из Петербурга телеграмма, в которой сообщается, что шевченковские торжества (панихида, закладка памятника, юбилейное собрание) не разрешены.

Областной Отдѣлъ.

(Отъ нашихъ корреспондентовъ).

СЕВАСТОПОЛЬ.

Слухи.

В городе циркулирует вполне определенный слух о том, что местный градоначальник контр-адмирал Бурлей оставляет свой пост и снова переходит на службу во флот; место же Севастопольского градоначальника, как говорят, займет контр-адмирал Мязговский, ныне градоначальник г. Николаева.

Падение гидроплана.

31-го января, утром, за Константиновской батареей, вследствие неисправности мотора, упал в море один из летавших над бухтой гидропланов.
К месту падения подоспел миноносец, который взял гидроплан на буксир и доставил в морской воздухоплавательный парк.
Находившийся на гидроплане авиатор не пострадал.

БАХЧИСАРАЙ.

Погоня за дешевизной и аферисты.

На днях двумя рыбаками, по-видимому, из Ceвастополя привезены были в бочонках рижские сельди, которые предлагались по 30 руб. за бочонок (обыкновенная же цена им 36—38 р.) На такую „ягму“ (на местном языке дешевка) нашлось много охотников. А на утро оказалось, что сельдей было всего лишь по 3 ряда в бочонке, остальное же все—соль... Пока охотники на дешевку спохватились, рыбаков-аферистов и след простыл. В общем куплено 10 бочонков, которые разделила между собой торговцы 3 бочонка пришлись Пачаджи, Буюну, Васильеву и Совранскому. К тому же, говорят и товар не первосортный.

Общественная библиотека.

Готовится и в скором времени местными любителями драматического искусства поставлен будет спектакль, весь сбор с которого пойдет на усиление средств библиот. о-ва.