18 (05) февраля 1914 года

Маленькие Одесские Новости

По обычаю кровавой мести.

— Убивший Зелим-хана поручик Кибиров, находящийся в госпитале, заявил начальству, что в Петербурга» прибыли четыре кавказца, намеревающиеся по обычаю кровавой мести убить его, и просил назначить для его охраны воинский карауль. В виду трудности охранить его в госпитале, Кибиров переведен в арестантское отделение Николаевского военного госпиталя, и ему дали охрану военного караула.

ОШТРАФОВАНИE «ОДЕССКИХ НОВОСТЕЙ».

Постановлением г. градоначальника редактор «Одеск Нов.» Н.В.Самокатов за нарушение пун. I изданного 14 февраля 1911 г. обязательного постановлени «О печати», выразившееся в напечатании: в от 31 января статьи под заглавием «Сбылось», в № от 1 февраля — фельетона «Мелочи жизни» и карикатуры под заглавием «История повторяется» и в № от 2 февраля — корреспонденции из Петербурга «Министерский кризис», — подвергнуть штрафу в 500 рублей, а при неуплате - аресту на 3 месяца.

СУФРАЖИСТКИ ЗАБАВЛЯЮТСЯ.

ЛОНДОН (ПТА). Из Блекберна сообщают, что минувшей ночью раздался громкий звук выстрела, взволновавший население. Утром выяснилось, что выстрел произведен из старой русской пушки, взятой во время Крымской компании. Около пушки был найден пакет с суфражистскими прокламациями.

РАЗНЫЯ ИЗВѢСТIЯ

НОВАЯ ДРАМА АНДРЕЕВА.

Как сообщают из Берлина, остановившийся здесь по пути в Италию Л. Андреев сказал, что пишет драму под названием «Самсон в цепях».

САМОУБИСТВО ЖУРНАЛИСТА в ПРИСУТСТВИИ КУПРИНА.

На-днях, ночью, в ресторане „Рекорд" находились: писатель Куприн, клоун Жакомино, сын статскаго советника, врач, поэт и журналист, 27 лет, Лозино-Лозинский и другая лица, В ожидании поезда, отходящего в Гатчину, они вели разговоры на тему о тяжести жизни, при чем более обиженным считал себя Лозино-Лозинский, в виду своего убожества (у него искусственная нога). Разговор закончился тем, что Лозинский со словами: „Я решил умереть" выстрелил себе в грудь.

ХРОНИКА

Из школьной жрзни.

Во дворе первого высшего начального училища предполагалось весной текущего года устроить площадку для гимнастических игр. В целях физического развития учащихся училища желательно, чтобы отводимая для гимнастических упражнений и игр площадка, была сравнительно большого размера, а между тем во дворе училища свободного пространства очень мало. В виду того, что в непосредственном соседстве с училищем находятся несколько принадлежащих городу пустопорожних мест, инспектор названного училища просит городскую управу отвести одно из городских мест в распоряжение училища для устройства площадки для детских игр.

О приглашении кассира управы.

В настоящее время в городскую управу поступили от нескольких артелей предложения услуг в деле найма кассира управы от артели. Вопрос о том, какой из артелей управой будет отдано предпочтение при найме кассира, — пока остается открытым.

НОВЫЙ РЕКОРД ВЫСОТЫ.

В Буэнос-Айресе аргентинский летчик Ньюбери установил новый всемирный рекорду высоты подъема, а именно: поднялся на высоту 6.275 метров.

ИНОСТРАННЫЯ ИЗВЕСТIЯ

ВОЗРАЖАЮЩИЙ МЕРТВЕЦ.

Из Вены „Р.У.” сообщают: В Венгрии в Фюнекиркине, скончался торговец Гергель.
Когда у его гроба читали молитвы, один из чтецов сказал:
        — Жалко тридцатилетнего человека!
Неожиданно «мертвец» поднялся в гробу и возразил:
        —- Мне еще нет тридцати лет.
A затем снова улегся в гроб и с тех пор находится пока в бессознательном состоянии.

ТЯЖБА ДЖОНА РОКФЕЛЛЕРА.

Предстоит сенсационная тяжба знаменитая американского миллионера Джона Рокфеллера со штатом Огайо, предъявившим к нефтяному королю требование об уплате подоходного налога в размере 25 милл. руб. Свои претензии штат Огайо основывает на том, что Рокфеллер недавно поселился на территории штата. Рокфеллер назвал постановление штата Огайо вздорным, в виду того, что он провел некоторое время в Огайо единственно в интересах здоровья своей больной жены, подоходный же налог, платит по месту своего постоянного жительства.
Правительство же штата ссылается на закон, согласно которому каждый американск. гражданин, проведший шесть месяцев на территории штата Огайо, безусловно обязан к уплате подоходного налога. Рокфеллер переносит дело на решение верховного американского трибунала.

МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ ЗА КРУГОСВЕТНЫЙ ПОЛЕТ.

В Соединенных Штатах установлен приз в 100.000 долларов зa кругосветное путешествие на аэроплане. В настоящее время правление международной выставки в Сан-Франциско, как сообщают газеты, намерено повысить этот приз до одного миллиона долларов. При этом правление готово значительно облегчить условия получения приза и, между прочим, удлинить предельный срок для совершения полета до 120 дней.

ВЗРЫВ, ПРИЧИНЕННЫЙ МЕТЕОРИТОМ.

В городе Систеривиле, в штате Виргиния, метеорит упал в помещение завода компании „Торпедо", в которош^ находилось 500 литров нитроглицерина.
Произошел страшный взрыв, разрушивший до основания все постройки завода. На месте взрыва образовалась пропасть, глубиной в 30 и в диаметре в 100 метров. На расстоянии 50 километров разбиты в окрестностях все стекла.

ГЕРМАНСК. ГЕНЕРАЛ О БУДУЩЕЙ ВОЙНЕ.

По этому поводу германский генерал Лицман пишет в «Тегл. Рундш.» следующее:
        „Франция для защиты в стратегическом отношении со стороны Германии нуждается в возможно большем превосходстве военных сил в сравнени с немецкой армией. Если 6 корпусов Германии будут внезапно атакованы Россией, у нас остается только 19 корпусов против 22 французск., при чем Франция может еще рассчитывать на 150 тысяч солдат из Англии.
Франция в мирное время представляет свои финансовые богатства в распоряжение Роосии, но в случае войны требует от нее безграничной поддержки. И Россия, по-видимому, вполне согласна удовлетворить требования Франции.
Интересно поэтому, говорит германский генерал, с какой целью так сильно вооружаются наши соседи с запада.
Но мы не должны терять веру в себя. Наша армия отличается образцовым мужеством и преданностью и может выдержать несколько неудач без всякого ущерба в смысле дисциплины. Лучше нашей нет армии, и превосходство в численности не должно нас пугать.
Мы не ищем войны, наоборот, мы всегда стоим) за миролюбивые соглашения; и мы возьмемся за оружие только в тот день, когда война станет необходимой и этого потребует честь и безопасность нашего отечества.
Сознание нашей правоты дает нам превосходство моральное, — заканчивает германский генерал.

УЛОВКА МИСТРИС ПАНКГЕРСТ.

Лондонская полиция, узнав, что на одном из публичных собраний мистрис Панкгерст намерена произнести речь, решила снова арестовать неутомимую агитаторшу суфражисток. Но мистрис Панкгерст перехитрила лондонских Шерлоков Холмсов. Сна успела обменяться платьем с другой суфражисткой, которую полиция и арестовала, но, к великому своему конфузу, принуждена была тотчас же освободить.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НЕ ВЫРОЖДЕТСЯ.

Уже давно много и охотно говорят, что в „доброе, старое время” люди были крепче и долговечнее, чем теперь. Даже статистики доказывали, что современное человечество должно быть признано вырождающимся хотя бы потому, что продолжительность человеческой жизни неизменно сокращается. Для выяснения этого вопроса целое исследование предпринял нью-йоркский университета; оказалось, что молодежь 1910 года, в смысле физического развития ушла далеко вперед по сравнению с молодежью 1864 г. Средний вес юноши повысился на 16,2 фунта, рост — на 0,01 д., ширине груди на 1,6 д. и т.д.
Такие же результаты получились при сравнена данных о молодых солдатах 1910 и 1864 гг. Средний вес повысился на 12,3 ф., ширина плеч — на 0,4 д ., объем груди - на 0,9 д. и т. д. Все это объясняется, вероятно, более рационально поставленным физическим воспитанием детей и усиленными, сравнительно, занятиями спортом. Таким образом, человечество отнюдь не вырождается.

СЧАСТЛИВЫЙ ОХОТНИК.

Один охотник во Франции несколько дней назад убил вальдшнепа с золотым ожерельем на шее, на котором была сделана надпись, гласившая, что тот, кто доставит эту птицу в Танжеру г. Терсит, получить премию в 15 тыс. фр.
Счастливый охотник, не задумываясь, отправился в Марокко и вернулся недавно с обещанной премией.
История этого ожерелья, — говорит „Матэн" , —такова: во время путешествия по Сибири некий г. Терсит, американский миллионер, нашел полузамерзшего вальдшнепа в одном из болот, отогрел его и, надев ему на шею вышеуказанное ожерелье, отпустил на свободу. Птичка летала, очевидно, все время по прямому направлению, почти не отдыхая, так как, меньше чем в месяц, пролетела Сибирь, Европейскую Россию, Германию н попала, наконец, в руки французского охотника.

НОВЫЙ ПОРОХ.

Некто Тюрнен, французский инженер, изобретатель мелинита, изобрел новый порох, который он назвал „тринитротолуином“. Формула этой смеси составляет его секрет, которого он не хочет выдать.
Особенности этого взрывчатого вещества заключаются в том, что при одинаковой силе порох Тюрнена может воспламеняться только при 50—70 градусах выше нуля, тогда как бездымный порох воспламеняется при 35 градусах и потому весьма опасен в обращении. Новый порох совсем не портится и может сохраняться целыми годами, чего нельзя оказать про бездымный порох, послуживший причиной взрыва на броненосцах «Иена» и „Либертэ”. Новый порох обойдется в три раза дешевле прежнего.
За то, что Тюрнен не захотел открыть своего секрета военному ведомству, он был лишен ордена Почетного Легиона.

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В С.-А. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ.

РУССКАЯ ЭМИГРАЦИЯ В С.-А. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ. НЬЮ-ИОРК. Согласно официальной статистике, в продолжение 1913 г. эмиграция в Северо-Американские Соединенные Штаты достигла 1.197,893 человек иностранцев, причем эмигранты из России и Финляндии по имеющимся сведениям составляют 291.040 человек. Министр коммерции Вильям Вильсон заявил, что наступил момент положить предел этой людской волне и что он намерен в ближайшем будущем представить правительству соответствующий проект.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

На станции Снегири, Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, арстован И.П.Артамонов, обокравший дворец великого князя Дмитрия Павловича. Он сознался в там, что похитил четыре Евангелия с серебряными крышками, серебряную чашу, лжицу, два священных облачения и другие вещи. Судебный вести.

В Г. Думе принять законопроект о расширении некоторых прав замужних женщин.
        Эмир Бухарский подарил Бухарской дороге дворец, выстроенный в 1899 г.
        В финляндский сейм внесен проект петиции о выяснении характера теперешнего политического режима в Финляндии.
        В Ревель прибыл ледокол, купленный в Копенгагене русской морской комиссией.
        В Юрьеве на выборах в городскую думу победила немецкая партия.

На приеме у царя Фердинанда сербского посланника Чолак-Антича царь Феринанд и посланник обменялись речами.
        Принц Вид выехал в Лондон.
        В Вене начались немецко-чешские переговоры.
        В Мармарош-Сигете по делу Угророссов закончен допрос свидетелей.
        Бельгийский король во время прогулки в лесу близь Брюсселя упал с лошади и сломал левую руку.
        Образовалось новое шведское министерство под председательством фон-Гаммаршельда,
        В Урмию прибыл новый русский консул Введенский.
        В Ургу вернулся из России премьер-министр Саин-Ноин-хан.
        В Токио предан морскому суду адмирал Фудзии за получением комиссионных от фирмы Сименс.

Борьба с опиумом.

Хабаровское общество востоковедения, заявляет «Харб. Б.», приглашает русское общество к борьбе с опиумом. Общество говорить, что культурой мака занимаются исключительно Китайцы, арендующее для этой дели крестьянские земли. Оказывается, что борьба с желтым трудом в городах повела к тому, что масса Китайцев перекочевала в села и деревни и занялась здесь прибыльной культурой мака. Посевы мака после закона 21 июля 1910 г. о желтом труде сильно увеличились. В 1910 году в Ольгинском уезде, например, засевалось маком 120 десятин, в 1911 г. уже 690 десятин. Арендная пшата за землю в 1913 году поднялась до 50 руб. за десятину. Конечно, крестьяне охотно сдают за эту бешеную цену свои лучшие земли. Климатические условия, по-видимому, особенно благоприятны культуре опиумного мака. Добываемый в Уссурийском крае опиум по своему высокому качеству занимает на рынке первое место. Культивируется по преимуществу белый мак, так называемый «снотворный» (рараvег somniferum), особенно выгодный для добычи опиума. Отдача в аренду земель под культуру мака конечно сильно расстраивает сельскохозяйственный промысел крестьян. Сокращаются запашки хлебов благодаря легким доходам от аренды. Под хлеба остаются худшие земли. Следует не забывать и того, что культура мака быстро истощает почву.

В Харбине по данным городского статистическаго бюро на каждую девицу приходится 5 холостых мужчин.

На хуторе Мешкове, Херсон, губ. вспыхнула со страшной силой эпидемия кори. За два дня в начальном училище заболело 80 учеников. Училище закрыто.

В Каменец-Подольске судебным следователем по важнейшим делам окончено грандиозное дело о шайке, освобождавшей от воинской повинности. Шайка оперировала 15 лет. Дело заключает 40 томов в 10,000 страниц. Обвиняемых сто человек, среди них доктора, чины полиции. Следствие велось четыре года.

В Берлине произошел необычайный случай: на одной из площадей после рыночного дня осталась такая масса оберточной бумаги, что, будучи подхвачена ветром, эта бумага образовала лавину и буквально засыпала вагон трамвая, проходивший мимо площади, Вагон вынужден был остановиться.

Телеграфный подводный кабель, соединявший о. Гельголанд с материком (с Германией), разорван бурей. Телеграфное сообщение с островом поддерживается в настоящее время при помощи беспроволочного телеграфа.

В Лейстере (Англия) скончалась 80-летняя девушка спустя несколько дней после своей госпожи, у которой она прослужила около 70 лет. И госпожу и служанку похоронили в одной могиле.

Русские Ведомости (Москва)

Студенты-путешественники.

Студент М.А.Крайнев уехал вчера в Архангельск Планы его путешествия на поиски Русанова изменились под влиянием критики, какая была сделана недавно на заседании в зоологической аудитории: Крайнев с Ляпуновым не поедут на остров Уединения, но направятся на северные берега Новой Земли. Эта поездка в Архангельск – подготовительная. Сейчас Крайнев предполагает совершить лишь небольшую экскурсию в окрестностях Архангельска и вернется в марте.

Турция. Помощь индусов.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ, 4(17),II. Сюда приехал и был немедленно принят Талаат-беем представитель мусульман Хаджи-Аббас, командированный индусским комитетом по сбору пожертвований н турецкий флот.

Рязанская Жизнь

Раненбург.

Своевременно в Рязанской Жизни сообщалось, что настоятелем Петропавловской пустыни возбуждено через городскую дуну ходатайство о переноси ярмарок с территории монастыря на городскую площадь. По слухам, это ходатайство будет удовлетворено.

На-днях концессионер Мазаев приступил к оборудованию электрического освещения в домах его абонентов. Но, по нашему глубокому убеждению, концессионеру следовало бы, в виду наступившей весенней распутицы и отсутствия в городе чистой питьевой воды, в первую очередь приступить к оборудованы» артезианского колодца. Артезианский колодезь нам еще необходим и потому, что в уезде, да и в самом городе, наблюдается эпидемия тифа.

Некоторыми членами литературно-художественного кружка подано в правление кружка заявление о желательности приглашения для публичной лекции профессора Д.А.Гредескула. По слухам, правление к такому предложению отнеслось сочувственно.

ХРОНИКА

Гимнастика в сельской школе.

На предложение инспектора народных училищ организовать в деревнях детские площадки симферопольская уездная земская управа ответила, что по условиям жизни деревенских детей устройство таких площадок не нужно. Очень желательно, по ее мнению, в целях лучшего физического развития детей устройство в сельских школах гимнастических упражнений и полезных для физического развития игр. С этой целью управа просит инспектора народных училищ поддержать перед министерством народ. просвещения ее ходатайство о пособии в 300 руб. на устройство в 3 школах гимнастических приспособлений и для оплаты наблюдающего за гимнастикой (по 25 р.).

Щедрый дар.

Крымское общество борьбы с туберкулезом, как мы слышали, получило предложение от москвича Попова принять в дар 40 тыс. руб. с условием, чтобы два бесплатных места в Лименском пансионе были имени его отца и матери, при чем замещаться они должны по его выбору. Правлением общества на днях созывается общее собрание для решения вопроса о принятии дара, а также вопроса о выкупе Лименского пансиона у Пономарева.

К Е Р Ч Ь.

К открытию порта.

Постройка порта ныне закончена, остановка за открытием его лишь в прочистке подходного канала шириной в 30 саж., начиная с Керченского канала и до широкого мода. Прочистка подходного канала и рефулирование широкого мола и мола для мелких судов тянется с весны текущего года и к концу осени канал этот должен быть закончен. На широкий мол с открытием его перейду т пароходства Русского и Российского общества. Глубина бассейна широкого мола и подходного канала будете 20 футов, глубина бассейна для судов малого плавания будет 15 футов. Весной 1915 г. начнутся работы по углублению Керченского канала с 24 до 28 футов с тем, чтобы океанские пароходы могли беспрепятственно проходить гружеными непосредственно по выходе из Мариуполя.

Слезы Глинища.

Жители предместья Керчи Глинища до сего времени в течение более 2 десятков лет слезно молят город. управление принять меры к предупреждению частых наводнений. Ныне утопающие в грязи глинищане по инициативе заведующего глинищанским училищем гласного думы В.А.Строганова возбудили перед думой ходатайство об ассигновании средств на предупреждение Глинища от наводнений. Надо полагать, что на этот раз почин г. Строганова может дать положительные результаты, так как дума, реагируя на вышеуказанное ходатайство глинищан, постановило уполномочить городскую управу снестись с видными специалистами по орошению местностей и предупреждению наводнений, пригласить одного из них ознакомиться с условиями местности, поручить ему составить проект по нивелировки местности и смету с тем, чтобы по обсуждению этого проекта в думе приступить к предупреждению наводнений. Дума, между прочим, высказалась за возбуждение ходатайства перед министерством о разрешении городу ссуды на предмет осушения Глинища и др. работ по предупреждению предместья от наводнений.

Ф Е О Д О С И Я.

В порт прибуксирован был на днях новый плавучий кран, сооруженный казенным Воткинским заводом по заказу министерства для феодосийского порта. Кран рассчитан на подъемность в 40 тонн (2.400 пудов); приемка его состоится 5-го февраля.