19 (06) февраля 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

К возмутительной истории на руднике Василевской-Коц.

Как мы уже сообщали, уполномоченные рабочих рудника Василевской-Коц обратились к члену Государственной Думы Петровскому с просьбой довести до сведения центральной власти о действиях владелицы рудника, не уплачивающей рабочим до сих пор жалованья.
Нам сообщают, что депутат обратился за содействием к министру торговли и промышленности, который обещал расследовать дело и принять меры к улучшению положения рабочих закрытого рудника.

ХРОНИКА

Детская елка.

12 февраля в помещении театра бр. Яковенко будет устроена общая елка для учащихся во всех начальных школах; города. На-днях состоялось заседание комиссии из учителей начальных школ по вопросу о выработке программы елки. Учащихся предполагается по школам распределить на две приблизительно равные части с таким расчетом, чтобы первая партия учеников могла явиться на елку в 9 час. утра, вторая партия—в 2 ч. дня. На устройство елки для учащихся начальных школ, помимо пожертвований частных лиц, ассигновано мариупольским попечительством о народной трезвости — 200 р., уездной земской управой — 75 р. и городской управой – 50 р.

Небезопасная местность.

С городского базара по направлению к полотну железной дороги имеется спуск. Внизу спуска имеются домики обывателей. Вообще говоря, эта местность сравнительно густо заселена. Спуск снабжен лестницей и для освещения его поставлены керосиновые фонари; но лестница находится далеко в неудовлетворительном состоянии, а фонари, предназначенные для освещения спуска, очень редко зажигаются. Ночью здесь царить тьма, что, понятно, делает спуск далеко небезопасным для прохожих. На это нас просят обратить внимание городской управы, в ведении которой находится как освещение спуска, так и имеющаяся здесь лестница.

3адержание вора.

В поезде, следовавшем от ст. Дебальцево, задержан поездной вор А.Гульский; при нем оказалось краденое мужское пальто, в кармане которого два платных билета на проезд в первом классе.

ПРОДАЖА ОТЦА.

Совершенно необычайный случай произошел в с. Карабачине, Киевск. губ. В этом селе с недавних пор в высшей степени развилась тайная продажа водки, следствием чего и является почти поголовное непробудное пьянство крестьян.
Кр. П. Бабенко, находясь в пьяном виде, подал за 45 рублей своему собутыльнику Л. Бортничуку своего 80 летнего отца. Когда деньги были уплачены, покупатель пожелал „вступить во владение„ своей новой собственностью, но внук проданного старика воспротивился этому. Тогда обиженный потребовал возвращения денег.
П. Бабенко заявил ему на это, что он скорее отдаст отца, чем деньги, и предложил немедленно забрать отца. Два брата Бабенка, узнав о состоявшейся сделке, потребовали выделения им доли „заработанных” денег. Так как внуки старика не пожелали выдать его новому владельцу тот подал жалобу сельскому старосте, требуя либо возвращения денег либо отдачи ему в собственность проданного старика.
Предстоит курьезнейшая тяжба.

АНГЛО-АВСТРИЙСКИЙ СПОР ИЗ-ЗА АНТАРКТИЧЕСКИХ ОБЛАСТЕЙ.

ЛОНДОН. Возник серьезный англо-австрийский спор из-за антарктических областей. Австрийцы утверждали, что ими открыты многие земли еще до экспедиции Шекльтона, но на основании документов и географических карт Шекльтон блестяще доказал ложность австрийских притязаний. Вследствие нахождения там угля Австрия желала обеспечить за собой часть страны, но Англия решительно воспротивилась этому.

ПОДПИСКА НА ПАМЯТНИК СКОВОРОДЕ.

ПОЛТАВА. По инициативе крестьян Чернуховской волости лохвицкое земство возбуждает ходатайство о разрешении всероссийской подписки на сооружение в Чернухах памятника философу Сковороде.

В Софии в присутствии царя, царицы и царевичей Бориса и Кирилла была отслужена панихида по великом князе Владимире Александровиче.
        10 тысяч Албанцев, бежавших в начале турецко-балканской войны, обратились к сербскому правительству с просьбой о разрешении возвратиться в родные села на новозавоеванной Сербами территории.
        Венизелос опровергает известия о переговорах между Грецией и Сербией относительно Гевгели и Дойраны.
       Черногорское правительство представило в скупщину проект росписи на 1914 год.
        Принц Внд посетил Лондон и отправляется в Париж.
        В Женеве обнаружена тайная шпионская организация, имевшая сношения с Францией, Россией, Германией и Австро-Венгрией.
       В Мариарош-Сигете в виду отказа прокурора от обвинения 26 лиц суд объявил их от суда свободными,
        Новый шведский министр-президент прочел во второй палате, а министр иностранных дел в первой палате заявление об обстоятельствах, при которых кабинет призван был к власти.
        На вокзале Бертон суфражистка ударила по лицу хлыстом руководителя лиги мира 67-летняго лорда Уэдэля.
        Депутация египетских нотаблей просила хедива поддержать протест со стороны Египта против ареста в Константинополе египетского полковника Азис-бея.
        В Восточной Африке, озера Альберт, открыты обширные месторождения нефти.
        В Японии обнаружены злоупотребления морских чинов и буддийского духовенства.

По инициативе московская земства отслужена панихида в Чудовом монастыре по императорам Александре III и Александре II, на памятник которого возложен венок.
        В Г. Совете продолжалось обсуждение законопроекта о пьянстве.
        В Сарапуле скончался Мефодий, епископ сарапульский.
        Общество крестьян местечка Кожангородка, Пинского уезда, пожертвовало учебному округу 15 десятин земли для учительской семинарии.
        В Риге на судостроительном заводе Бекер и Ко забастовали все рабочие.

Общий вид мостового парома через реку Большую Неву от Мясной улицы к 26-й линии Васильевского Острова в С.-Петербурге.

Вагон-аудитория.

Из главных вагонных мастерских Николаевской жел. дор. выпущен вагон-аудитория, предназначающийся для чтения лекций по медицине, общеобразовательным и агрономическим предметам. Вагон этот будет курсировать по всей линии, останавливаясь на крупных станциях, где особыми лекторами - врачами и учителями дороги будут читаться лекции для железнодорожников.

Выдающийся малолетний аферист.

На этих днях на страницах „Петербургского Листка” уже сообщалось об аресте малолетнего афериста и вора Петра Пугина, разгуливавшего в форме воспитанника одной из столичных гимназий.
По окончании расследования, 2-го Февраля, из сыскной полиции Пугин был передан в распоряжение с.-петербургского уездного полицейского управления для того, чтобы оно водворило малолетнего афериста в колонию малолетних преступников на станции „Ржевка“, Ириновской железной дороги.
Каково-же было изумление чинов сыскной полиции, когда они вчера, 5-го Февраля, днем, встретили Пугина расхаживающим по Невскому проспекту, около здания Публичной библиотеки. Пугин шел не один, а в компании неизвестного молодого человека. На этот раз малолетний аферист был уже не в форме гимназиста, а в костюме конькобежца.
Молодых людей задержали и доставили в управление сыскной полиции.
Спутник малолетнего афериста оказался сыном дворянина Романом Павловским. Пугин при опросе заявил, что он бежал от конвоя по пути из уездной полиции в колонию.
Об обстоятельствах побега малолетнего афериста производится подробное тщательное расследование.

ПО ТЕЛЕФОНУ

Кинематографический скандал.

На днях на Кузнецком мосту в 10 часов утра громадная толпа окружила прислонившегося к стене артиста Малого театра Максимова.
Котелок на артисте сбить на бок. Лицо бледное. Толпа растет.
Из уст в уста передают:«отравился».
Возле Максимова суетятся артисты Малого театра Головин и г-жа Смирнова.
В это время мимо проезжает на автомобиль один из высших чинов конторы Императорских театров. Увидя Максимова и собравшуюся около него толпу он стремительно выскакивает из автомобиля, чтобы узнать в чем дело.
В этот момент из соседнего кафэ выходит артисть Малого театра Садовский. Максимов внезапно набрасывается на него. За ним следуют Смирнова и Головин.
Смятый Садовский падает на мостовую. Вмешивается публика. Происходить общая свалка. В это время подкатывает пустой автомобиль, в который Смирнова, Головин и Максимов втаскивают бесчувственного Садовского. Несмотря на протесты толпы, на требование составить протокол, автомобиль скрывается. Представитель конторы Императорских театров мчится в контору и вызывает по телефону управляющего трупной Малого театра Южина. Тот в ужасе. Звонят к градоначальнику. Градоначальник ничего не знает. Контора производит расследование. Звонят на квартиру к участвовавшим в скандале артистам. Оказывается, что происходила кинематографическая съемка для скетча, который будет демонстрироваться в Большом театре на маскараде в пользу театрального общества.

В Тулоне на-днях состоялась свадьба глухонемых. Трое из свидетелей были тоже глухонемые. Согласно закону, все они дали расписку в том, что прочли статьи закона о браке, который не могли выслушать из уст мэра во время брачной церемонии.

При свидании короля Италии с вожде м албанцев Эссад-пашой был приглашен переводчик, так как Эссад-паша не говорит по-итальянски. Король, заподозрив, что переводчик не точно передает его слова, перешел к жестам, на что Эссад-паша отвечал также жестами, и оба отлично поняли друг друга.

МОСКВА

Вредный запах.

Во врачебное управление поступила жалоба обывателей на то, что мусоросжигательная печь на фабрике Щенкова распространяет вредный для здоровья запах.
Городскому санитарному надзору поручено произвести обследование.

Празднование земского юбилея.

Вчера началось торжественное празднование московским губернским земством земского юбилея.

ПАНИХИДА.

В Чудовом монастыре в 2 часа дня была совершена торжественная панихида по Императоре Александре II и Императоре Александре III.
Панихиду служил еп. Анастасий серпуховской в сослужении с членом синодальной конторы еп. Иоанникием, наместником Чудова монастыря архим. Арсением, архим. Олимпием и духовенством Чудова монастыря.
За богослужением присутствовали: московский губернатор гр. Н.Л.Муравьеву московский градоначальник свиты Его Величества г.-м. А.А.Адрианов, московский губернский предводитель дворянства А.Д.Самарнн, заведующий дворцовой частью в Москве кн. H.Н.Одоевский-Маслов, председатель московской губернской земской управы Ф.В.Шлиппе, члены губернской земской управы, московский уездный предводитель дворянства кн. В.В.Голицын, волоколамский уездный предводитель дворянства кн. А.Д.Голицын, серпуховской уездный предводитель дворянства П.А.Янов, верейский уездный предводитель дворянства К.В.Шлиппе, председатели уездных земских управ: звенигородской—Ю.Г.Карпов, коломенской — А.Р.Расторов, серпуховской — П. П. Рубии, рузской—А. М. Чернов, гласные московского губернского земского собрания—H. Н. Хмелев, П. П. Патрикеев, А. Д. Булыгин, кн. В.П.Трубецкой, кн. А.С.Кропоткину Н.В.Тесленко, Н.И.Астров, Н.В.Глоба, В.М.Духовской, Ф.Е.Клейст и др., служащие московской губернской земской управы и др.

ВОЗЛОЖЕНИЕ ВЕНКА.

По окончании панихиды духовенство во главе с еп. Анастасием направилось к памятнику Императору Александру II.
Здесь была отслужена краткая лития с возглашением вечной памяти Императору Александру II и Императору Александру III.
После этого особая депутация в составе губернского предводителя дворянства А.Д.Самарина, председателя губернской земской управы Ф.В.Шлиппе, старейшего губернского гласного H.Н.Хмелева и старшего по службе председателя звенигородской уездной земской управы Ю.Г.Карпова возложила к подножию памятника серебряный венок.
Венок состоит из помещенных на черном бархате инициалов имени Императора Александра II, пальмовой ветви и цветов.
На венке надпись: «Императору Александру II—создателю земских учреждений, в полувековую годовщину — 1864—1914 гг. — московское земство».

ТОРЖЕСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ.

Сегодня, в 2 часа, в Благородном собрании будет отслужен молебен и затем состоится юбилейное собрание.

ОБЕД ГУБЕРНАТОРА ЗЕМЦАМ.

Сегодня губернатор дает обед всем составу московского губернского земства.

Публика у памятника Императору Александру II после возложения венка.
(Фот. «Ранн. Утра».)

Борьба с пьянством и Соед. Штатах.

В 23 штатах северо-американской республики уже проведено в законодательном порядке воспрещение употребления алкоголя иначе как по предписанию врача. В настоящее время в обе палаты конгресса сторонниками антиалкогольная движения внесены резолюции, в которых конгрессу предлагается пополнить союзную конституцию новым параграфом, коим воспрещалось бы изготовление, продажа и ввоз каких бы то ни было спиртных напитков на всей территории Соединенных Штатов. Если предложение получит в конгрессе большинство оно будет поставлено на обсуждение в законодательных учреждениях отдельных штатов. Оно станет параграфом конституции Соединенных Штатов, когда за него выскажутся ¾ всех штатов.
Из Вашингтона сообщают, что резолюция антиалкоголистов, по всей вероятности, получит в конгрессе необходимое большинство.

В Брюсселе, на товарной станции, взорвался вагон с бутылями серной кислоты. Несколько человек убито и ранено.

В Эвре (Франция), на одной мельнице, рабочий нечаянно упал в резервуар с мукой; его моментально засосало, и он задохся.

В Рубэ, центре прядильного производства Франции, обанкротилась фабрика Комэ. Пассив три миллиона франков.

В германской армии среди нижних чинов последнего призыва свирепствует церебро-спинальный менингит. Было несколько смертельных исходов.

В Севилье во время богослужения в кафедральном соборе застрелился сержант королевской гвардии. Смерть последовала мгновенно.

Река Москва.

Вчера, ночью, начались работа по разборке бабьегородской плотины.
Работы будут окончены сегодня, к вечеру.
Из Рузы получены сведения о том, что там вода поднялась на 0,29.
Подъем незначительный, но, в виду состояния погоды и ожидаемого разлива многочисленных притоков реки Москвы, считаются с возможностью быстрого и дружного ледохода.
В большой опасности москворецкий караван судов.
В нынешнем году он довольно велик. Между Устьинским и Новосимоновским мостами около 120 груженых и негруженых судов.
Такого раннего разлива реки Москвы, какого ждут нынче, не наблюдалось уже около 50-ти лет.
В 1865 году ледоход начался еще ранее – 20-го января.
Тогда на реке Москве погиб весь зимовавший караван судов.

Рязанская Жизнь

Насаждение трезвости.

Раненбург.
        С 1 го января, по распоряжению управляющего Ряз. Ур. ж. д. г-ва Окоренко, во всех станционных буфетах по линии этой дороги, где нет кухни с горячей пищей, воспрещена продажа водки и пива.
Воспрещена продажа вина и на ст. Раненбург.
Эта запретительная мера расплодила много тайных торговцев запретным плодом — вином. Жители сел и слобод, лежащих близ ж.д. станции, стали тайно торговать казенкой во всю. Торгуют больше женщины.
По предписанию же начальства, при станциях организуются общества трезвости.
Недавно открыто о-во трезвости при ст. Богоявленск.
В недалеком будущем проектируется такое же общество и при станции Раненбург.

ФЕОДОСИЯ.

Maскарад в обществе приказчиков прошел 2 февраля весьма оживленно. Публика, как и всегда здесь бывает, не в пример городскому клубу, была предоставлена самой себе, и получилось всегдашнее чувство непринужденности и даже неподдельного веселья. Костюмов интересных опять не было, и присуждали призы приближающимся к этой мерке маскам. Призы получили обладатели костюмов: „Саломея", „Что любят мужчины?" и „Весна"; мужской приз получил костюм „Обозрение Феодосии“. Танцы продолжались до 4 1/2 час. Сбор достиг 225 р.
Следует отметить, между прочим, энергичное содействие успеху нового совета старшин, деливших хлопоты с некоторыми из членов правления.

МЕЛИТОПОЛЬ.

По духовному завещанию покойного домовладельца А.А.Пенера, утвержденному и обращенному к исполнению, отписано: Богоугодному заведению „Бетания” в Кичкасе и сиротскому приюту Гальбштадской волости, бердянского уезда, в равных долях два дома в г. Мелитополе на углу Бульварной и Воронцовской ул. и капитал около 5 тыс. руб.