20 (07) февраля 1914 года

Маленькие Одесские Новости

ЭГОФУТУРИСТЫ.

Сегодня в «Унионе» вечер настоящих эго-футуристов.
Вечер начнется докладом директора петербургск. издательства «Очарованный странник» Виктора Ховина на тему: «Распад декаданса и возникновение футуризма».         Затем г. Игорь Северяяин прочтет свои поэзы.
Кроме него, в поэзо-концерте принимают участие : первая артистка-футуристка Орлеанская и Вадим Баян, которые будут читать поэзы Игоря Северянина и других эго-футуристов.

Бар. Ротшильд в Палестине.

Как сообщалось уже у нас, 2 февраля известный филантроп барон Эдмонд Ротшильд из Парижа прибыл в своей яхте с женою в Яффу. Порт был декорирован, тысячи людей встречали барона с криками на древнееврейском языке: «Barach HaЬЬа! Heidod!» (Добро пожаловать! Ура!), играл военный оркестр. В сопровождении конной полиции, представителей колоний и еврейских учреждений барон поехал прямо в Петах-Тиква, являющуюся крупнейшей колонией в Палестине. Здесь навстречу ему выезжали юноши-колонисты на конях, салютовали ему. У въезда в колонию были выстроены рядами учащиеся всех местных школ. Вся колотя была разукрашена флагами и цветами. Барон с супругой посетили синагогу, некоторые бояры (сады апельсин) и квартал иеменских евреев, живущих в крайней бедности. Барон тут же, ознакомившись с их положением, предписал купить для них земли. Пробыв в колонии часа два, барон с женой под звуки оркестра и хора учащихся вернулись в Яффу. Здесь они отправились осматривать раньше всего новый еврейский квартал Тель-Авив, который в их честь был блестяще декорирован триумфальными арками, флагами и пр. Гостей встречали члены раввината, и самоуправления квартала, приветствовавшие их в торжественных речах. Порядок все время быль образцовый, распорядителями были члены организации «Маккавеев», одетые в белые костюмы. Торжественный парад был устроен барону в гимназии. Все 700 учеников и учениц со своими учителями тепло приветствовали гостей. Барон отвесил им низкий поклон и произнес краткую речь, в которой выразила свое удивление столь быстрому росту еврейской колонизации в стране. После этого, сопровождаемые пением и музыкой, гости возвратились в» яхту. На следующий день они выехали в Ришон-Легион, где выделывается вино «Кармель».

ХРОНИКА

О горячих завтраках в школе.

Богословское школьное попечительство обратилось в мариупольскую уездную управу с ходатайством о пособии попечительству на устройство горячих завтраков для учащихся в двух начальных училищах с. Богословки. Попечительство это находит необходимыми устройство горячих завтраков в местных школах. Земской управой ассигновано в виде пособия на устройство горячих завтраков для учащихся в школах с. Богословки 235 рублей. Земской управой также выдано пособие на устройство горячих завтраков для учащихся в школе хутора Хлебодаровки, и чермалыкскому санитарному попечительству на устройство завтраков в трех школах с. Чермалыка. Чермалыкское сельское общество, с своей стороны, ассигновало на устройство завтраков в местных школах 300 рублей.

На городском угольном складе.

Цены на уголь на городском угольном складе установлены следующие: кулачный 24 коп пуд, чистый орешек 22 коп., при чем отменена прежняя максимальная норма в 10 пуд. при каждой по покупке. В настоящее время уголь отпускается без ограничения количества. Объясняется это намереньем городской управы ликвидировать угольный склад, в виду постепенно разрешающегося угольного кризиса, а также в виду приближения весны.
В настоящее время запас угля на городск. угольном складе исчисляется приблизительно в 5 тысяч пудов.
По приблизительному подсчету, убыток, который понесет; городская управа на операции по организации оклада, не превысить полторы-две тысячи, Всего было приобретено городской управой кулачного угля 20.600 п. и орешника 3742 п.

К выборам раввина.

На 5 февраля в помещении городской управы были назначены выборы уполномоченных от прихожан первой синагоги, а на 6 февраля выборы от первого молитвенного дома. 5 февраля на собрание явилось всего около 10 чел., а 6 февраля - 5—6 чел. Выборы не состоялись. От прихожан остальных молитвенных домов выборы назначены на 9, 10 и 11 февраля.

ЗАПРЕЩЕНИЕ ТАНГО.

Появление на сцене ялтинского театра танго повлекло составление полицией протокола о непристойности. Администрация объявила, что впредь танго на местной сцене допускаться не будет.

Базар невест.

В с. Черновском, Тобольск, губ., Курганск. у., по словам «К. В.», происходить в середине января «базар невест» - весьма интересный обычай, закрепленный десятками лет. В этот день сезжаются на смотрины женихи и невесты. Невесты и женихи выстраиваются в одну шеренгу. После того как парочка «приглянулась» друг другу, записываются адреса, наводятся справки и затем уж направляют сватов. Говорят, что приезжают в этот день женихи и невесты верст за 100.

Карлсруэ прибыли на похороны принцессы Баденской великий князь Георгий Михайлович, император Вильгельм, герцог Брауншвейгский, великий герцог Ольденбургский, шведский принц Евгений.
        Английский король пожаловал пршщу Виду большой крест ордера Виктории. Принц побывал у русского посла и выразил сожаление о невозможности посетить на этот раз Россию.
       Франция дала согласие на греческий заем в 350 миллионов франков.
        Албанская депутация во главе с Эссад-пашою прибыла в Нейвид.
       Отряд Албанцев под командою голландского офицера и Кессим-бая занял деревни Сефрани, Малинце и Мушку. При приближении греческих войск Албанцы бежали.
       В германском рейхстаге депутат Эрцбергер заявил, что нынешняя политики Германии должна быть наготове в виду принимаемых теперь Россией мер.
        Верховный суд в Софии отсрочил заседания до 12 февраля для ознакомления суда с судебным следствием по делу бывших министров-стамбуловцев.
        В прусскую палату господ внесен законопроект о раратификации договора об изменении прусско-русской границы от реки Мемеля до реки Писсы.
        Прусский сейм принял пожелание о борьбе правительства с безнравственностью в Берлине и во всей стране.
        В английской палате общин сэр Эдуард Грэй заявил, что готовность. Великобритании оказать помощь Албании не встретила отклика у других держав.
        В Мукдене раскрыто отделение организации, подготовлявшей третью революцию.
        Русский посол в Токио дал парадный завтрак в честь президента японско-русского общества принца Канин.
        Войска мятежников на Гаити потерпели поражение.
        Австро-венгерский посол граф Сапари представил Государю Императору в Царском Селе свои верительные грамоты.
        В Петербурге состоялись похороны варшавского генерал-губернатора генерал-адъютанта Скалона.
        Эмир бухарский подарил Бухарской железпой дороге участок в 50,000 кв. саж., примыкающий к подаренному им ранее дворцу.
        В Москве открылось губернское земское собрание, связанное с празднованием 50-летия земских учреждений.
        В Сычевке освящен первый в Смоленской губернии старообрядческий храм приемлющих белокриницкую иерархию.
        Арестован в Уфе бывший член третьей Г: Думы врач Покровский по обвинению в покушении на изнасилование пациентки.

Радиотелеграмма с о. Шпицбергена.

На этих днях одним из участников товарищества «Грумант» получена от русских зимовщиков на Щпицбергене радиотелеграмма следующего лаконического содержания: «Все здоровы». Эта радиотелеграмма получена со Шпицбергена через Тромсэ и является ответом на поздравительную рождественскую телеграмму зимовщикам, отправленную тем же участником товарищества «Грумант». Такой запоздалый ответ объясняется, по словам «Арх.», тем, что хотя русский поселок нa Шпицбергене отстоит от американского, где и находится радиотелеграф, всего около 10 верст, но чтобы пройти зимою это короткое пространство, нужно организовать что-то вроде маленькой экспедиции, и конечно передачи депеш по радиотелеграфу от Американцев делаются лишь с оказией, как было и в данном случае.

Необходимость заставила.

окнах нескольких лучших магазинов дамских нарядов появились аншлаги «Весенние модели 1914 года на окна не выставляются». Владельцы магазинов вынуждены были так поступить потому, что портнихи не только запоминают и зарисовывают покрой моделей, но даже фотографируют их кодаком.

Дело русского миллионера в Париже.

Покойный бакинский «нефтяной король» А.Манташев подолгу жил в Париже и имел там крупный дела.
После его смерти его детям досталось состояние в несколько десятков миллионов рублей.
Старший сын покойнаго Л. Манташева, И. А. Манташев, живет постоянно в Париже. На днях к нему был предъявлен в третьей палате гражданского суда, как передает «Journal», иск в 650,000 фр.
Происхождение этого иска следующее.
В 1906 году покойный А. Манташев, намереваясь учредить армянский банк, пригласил юрисконсультом г. Джериана, армянина, родом из Константинополя.
Открытая тогда подписка дала более ста миллионов. Однако, по каким-то неизвестным причинам «нефтяной король» отказался осуществить свой проект.
Теперь Джериан требует возмещения убытков.
Адвокат г. Манташева, Морис Тома, доказывал суду, что это дело русского подданного уроженца Тифлиса и турецкого подданного, живущего в Константинополе, ему неподсудно.
Суд согласился с этими доводами и дело прекратил.

БОРЬБА С БЕЗНРАВСТВЕННОСТЬЮ.

БЕРЛИН. Прусский ландтаг после 2-дневного обсуждения принял пожелание о принятии правительством всех законных средств борьбы с увеличивающейся по всей стране, в особенности в больших городах, безнравственностью, чтобы, таким образом предотвратить физическую и нравственную опасность, которой подвергается молодежь. Консервативные члены ландтага выступили с резкой критикой условий жизни в Берлине, который в ночное время является самым темным пятном Пруссии и даже всей Германии. Министр внутренних дел выразил готовность принять меры к сокращению ночных ресторанов. Кроме того, министр сообщил о предположенной выработке законопроекта против ресторанов с исключительным отпуском крепких напитков, а также законопроекта, согласно которому кинематографы будут открываться лишь с разрешения властей. (СПА).

МУЧЕНИЦА «МОДЫ».

«Появилась новая мода: цветные парики. Волоса шиньонов окрашиваютс я в разные цвета: синий, красный, зеленый и т.п.»
(Из газет.)

К годовщине столовой на Хитровом рынке.

На днях исполнилась первая годовщина деятельности дешевой столовой на Хитровом рынке, открытой в прошлом году хитровским попечительством. В течение года столовую посетили 203,276 человек.

Заведующий столовой д-р Горбачев с служебным персоналом.
(Фот. «Ранн. Утра».)

В Тулоне во время бала, данного по случаю карнавала, главный механик флота Гонорэ Понс, танцуя, упал мертвым, сраженный ударом, на руки своей дамы. Джон Кеннеди, казначей нью-иоркского штата, заподозренный в попытке подкупить влиятельных лиц, покончил с собой, перерезав cебе горло бритвой.

В Бордо один шоффер автомобиля, раздавив нечаянно прохожего, направил автомобиль в реку и утонул вместе с своей машиной.

В Виенне (Франция) отменена сессия окружного суда, и присяжные распущены за отсутствием дел.

НА МОСКВЕ-РЕКЕ.

Весь вчерашний день на Бабьегородской плотине шли работы по разборке ее.
Работает до 50 человек. Работу приходится вести при исключительных условиях: Люди в буквальном смысле висят над водой.
Паводок не позволяет производить работу с плотов.
Почти весь вчерашний день ушел на то, чтобы спустить лишнюю, «прибылую» воду.
Воду постепенно спускали, но она опять поднималась.
К вечеру высота воды была 1,60 саж., т.-е. почти на 2 арш. выше ординара. Сегодня предполагают навести плоты, и тогда работа по разборке плотины пойдет успешнее.
Вчера с верховьев поступили тревожные вести:
        В Звенигороде высота воды неожиданно поднялась на 45 верш., т.-е; почти на 3 арш. Сегодня эта вода дойдет до Москвы.
Ледохода можно ожидать со дня на день. Но думают, что, большого льда в этом году Москва не увидит.
Лед настолько рыхл, что он вряд ли дойдет до Москвы в больших массах.
Таким образом, особой опасности для плотин и зимующих судов.

На крыше вагона поезда, прибывшего на ст. Льгов, Курск, губ., обнаружен труп „зайца“. Покойный окоченевшими руками держался за вентилятор. У него оказалось рассеченным лицо. По-видимому, он ударился об арку моста.

В Екатеринославе начальники местных среднеучебных заведений запретили учащимся принимать участие в местном шахматном турнире.

В Бахмуте, в женской гимназии, покушалась на самоубийство посредством отравления ученица VII кл. Гимназическому врачу удалось спасти ее. Причина — отказ родителей устроить вечер для ее подруг.

Крестьяне дер. Винисте, Эстл. губ., на Кузальском побережье обнаружили на льду большое количество щук, которых выбросило водой на лед. Крестьянами собрано около 8 пудов рыбы.

На 1 января 1914 г. в Бельгии было 53,125 адвокатов, или по одному адвокату на 600 взрослых. К тому же моменту число лиц, занимающихся банковскими и биржевыми операциями, достигало 86,000. человек.

На-днях в Париже в „Комической Опере" появилась дама в ярко-зеленом парике. В театре поднялся такой шум и хохот, что футуристка принуждена была удалиться, крикнув на прощанье публике: „Куча дураков!"

В Сен-Глене (северная Франция) нашелся новый Диоген. Правда, живет он не в бочке, а в шкапу на открытом воздухе. Так как он не попрошайничает, a работает поденно, власти оставляют его в покое.

СТРЕЛЬБА С АЭРОПЛАНА.

На днях в Виллакублэ (Франция) на военном аэродроме начались опыты стрельбы из пулемета с блиндированного аэроплана с мотором в 80 сил. Военное ведомство результатами осталось довольно.

Феминистки в Голландии.

БРЮССЕЛЬ, 6 (19),II. В Амстердаме состоялась огромная манифестация, в которой приняли участие до 15 000 феминисток.
Кортеж манифестантов прошел от вокзала ко дворцу промышленности, где манифестация закончилась митингом.
Ораторы, большей частью — женщины, требовали полного уравнения обоих полов в избирательных правах.
На митинг были посланы приглашения всем партиям.
Явились, однако, только представители социалистов и либеральных демократов.

Рязанская Жизнь

Старинный мотив.

Мотив унылый и старинный
       Напомнил мне былые дни,
       Когда мечтательно в гостинной
       С тобой сидели мы одни
       Горели свечи на рояли...
       Уютно было нам вдвоем...
       Но мы, смущенные, молчали
       И каждый думал об одном.
       Словами полно не умея
       Душевный выразить порыв,
       Играла тихо ты, краснея,
       Старинный дедовский мотив,
       И в этих звуках, чистых, ясных,
       Слегка волнующих мне кровь,
       Я прочитал души прекрасной
       Неугасимую любовь!

Всеволод Рождественский.

Барская затея.

Раненбург.
Телефонная сеть постепенно окутывает весь уезд.
Металлическая проволока, чуть не цепляя соломенный крыши крестьянских хибарок на курьих ножках, гудя точно Эолова арфа, напоминает о прогрессе. Телефонная барышни стараются до седьмого пота, до хрипоты, то и дело соединяя и разъединяя разговаривающих с утра до вечера.
Скучающая деревня тоскует о городе и недовольная селедкой деревенского лавочника, в виду приближающейся масленицы, интересуется по телефону у горожан, — по чем в городе осетрина и что в городе новенького.
Для сытых и богатых телефон забава. Они им убивают праздное время. Но вот, на-днях, одному бедному горожанину, у которого сильно занемогла мать, пожелалось телефоном вызвать свою сестру, проживающую в одном селе, где в волостное правление проведен телефон.
Раз десять этот бедняк звонили с центральной в волостное правление, прося ради Бога вызвать его сестру.
И раз десять ему из волости отвечали — то писаря дома нет, то послать некого, то не знают, где его сестра живет. Хотя и все сельцо то, выражаясь фигурально, не больше ладони.
Так бедняк и не дозвонился сестры, и ушел с центральной станции.

Суфражистки.

ЛОНДОН. На вокзале Бертон выдающемуся руководителю лиги мира 67-летнему лорду Уерделю нанесен удар хлыстом по лицу суфражисткой, от которого лорд упал. Суфражистка задержана. На суде лорд Уердель во время разбирательства дела показал, что он состоит председателем антисуфражистского союза.

АФИНЫ. По сведениям афинского агентства, германский император прибудет в Корфу весною и проведет в Греции около шести недель и, вероятно, посетит Олимпию. Утверждают, что император посетит также Афины.

Запрещение юбилея Шевченко.

В Петербург приехали из Киева союзники, которые, по словам „Пет. Кур.“, обратились в министерство внутренних дел с ходатайством о воспрещении украинцам поставить в Киеве, Екатеринославе и Полтаве памятники Шевченко. Министр внутренних дел отнесся сочувственно к ходатайству киевских союзников и издал телеграфное распоряжение о воспрещении возвести в означенных местах памятники. Находящийся в настоящее время в Петербурге киевский городской голова Дьяков сообщает, что, когда он посетил министерство внутренних дел, ему поручили передать по телеграфу в Киев как о воспрещении возвести памятник Шевченко, так и устройства каких либо юбилеев и панихид.

Хотят иметь телефон.

Сельский сход д. Булганак постановил ассигновать 300 р. на соединение их деревни с Симферополем телефонным проводом. Так как этих средств может оказаться недостаточно, то сход обратился к симферопольскому уездному земству с просьбой ассигновать ему на это дело из земских средств какую-либо сумму.