02 марта (17 февраля) 1914 года

Маленькие Одесские Новости

Извозчики-аристократы.

Был вчера в гор. аудитории на выборах старосты извозчиков.
Сначала я был удивлен: дорогие шубы... пальто... благообразные физиономии...
Все это, конечно, не те несчастные, загнанные и запуганные городовыми «ваньки», которых мы привыкли и в знойную жару, и в зимнюю непогоду видеть дремлющим на дрожках.
Нет, эти уже давно забыли о прелестях облучка.
Среди них есть уже даже, насчитывающие состояния в 30—40 тысяч руб.
Но есть и бедняки, все благополучие которых тянет на себе одна полудохлая кляча.
Однако, и эти принадлежат к «аристократии», потому что держат наемных возниц.
Они одинаково с богачами, имеющими по несколько лошадей и выездов, платят на содержание старосты и потому пользуются избирательным правом.

ВЫМАЗАЛИ ДЕГТЕМ.

ЛОНДОН. (ПТА). По словам вечерних газет в Колапорев в Индии вымазаны дегтем статуи прежней и нынешней английских королевских чет. Полиция безуспешно разыскивает виновных.

В ТРИПОЛИ.

РИМ (ПТА). По сообщению «Аг. Стефани» из Бенгази итальянцы 15 февраля произвели нападение на неприятельский лагерь Эсолейдима. Неприятель обращен в бегство, потеряв 235 убитыми и несколько сот человек ранеными. Правительство поздравило генерала Амелио и войска.

Московская Газета

Юные далькрозисты.

Вчера в синодальном училище преподавательница ритмической гимнастики по Далькрозу Н.Г.Александрова демонстрировала успехи своих юных воспитанников.
За два года — со дня приезда самого Далькроза в Москву — увлечение его гимнастикой сильно потускнело.
Школа, организованная на широкую ногу кн. С.Волконским закрылась по недостатку средств.
На если значение принципа Далькроза было сильно раздуто, вплоть до возможности перерождения самых нравственных качеств человека, то отрицать значение его, как способа «деления времени пространством» осталось в сфере музыки неоспоримым.
Три десятка детей из консерватории и частных музыкальных школ успешно проделали вчера ряд несложных ритмических упражнений. Конечно, под восхищенный шепот родителей, наполнивших первые ряды.
Г-жа Александрова заявила, между прочим, в вступительном слове, что влияние принципа Далькроза уже сказалось в Москве на местных «дунканистках» и, в частности, на постановке пантомимы «Покрывало Пьеретты» в Свободном театре.
К сожалению — и для г-жи Александровой и для «дунканисток» — это совершенно не верно.
Исполнение пустяковой контрапунктированной темы ученицами г-жи Александровой обнаружило в малышах больше ощущения и понимания музыкального ритма, чем во всех наших млосковских босножках, вместе взятых.

А.А.Ч-нъ.

Дан Высочайший рескрипт на имя министра внутренних дел по случаю 50-летия крестьянской реформы в Царстве Польском.
        Но всех городах Царства Польского отслужены панихиды по императоре Александре II торжественно отпраздновано 50-летие крестьянской реформы.
        Четыре каторжных арестанта виндавской тюрьмы, убив надзирателя и тяжело ранив другого, бежали. Послана погоня.

Инцидент из-эа отказа хутухты принять русского дипломатического агента в день нового года исчерпан ихзвинениями и отданием почестей россйискому флагу. (соб. т.).
        В венгерской палате депутатов министр гоноведов охарактеризовал отношения межд у Россией и Австро-Венгрией , и указал на возможность войны.
        Император Франц-Иосиф принял албанскую депутацию в Шенбрунне и пожаловал Эссад-паше большой крест ордена Франца-Иосифа.
        Австро-венгерским посланником при албанском дворе назначен Левенталь.
        Mинистр-президент Пашич сделал в сербской скупщине заявление о посещением им Петербурга и Бухареста и свидании с Венизелосом.
        В Триесте толпой анархистов произведена демонстрация против возвращавшегося с ночных маневров военного флота.
        Болгарское телеграфное агентство опровергает известие о нахождении болгарских офицеров среди Албанцев.
        Погиб в долине Тивериады лучший турецкий авиатор Фетхи-бей.
        В Берлине учрежден германско-китайский института для укрепления взаимных отношений между Германией и Китаем.
        Новый британский истребитель «Laverock» наткнулся на скалы в бухте Скэльморли в Шотландии. Команда спасена.
        В Хайд-парке в Лондоне состоялся митинг протеста против высылки в Англию вождей южно-африканских рабочих.
        В Валенсии повторились беспорядки. В толпе стреляли. Взорвалась адская машина.
        В центре Парижа организованной бандой произведено ограбление почтового фургона на сумму более миллиона франков.
        Мексиканское правительство дало обещание сообщить С.-А. Соединенным Штатам подробные объяснения о расстреле Американца Вергара.

Полеты «Илья Муромца».

15 февраля воздушный дреднот И.И.Сикорского «Илья Муромец» совершил свой очередной полет при крайне неблагоприятной погоде: ветер (порывистый) достигал 14 метров в секунду. В 2 ч. дня И.И.Сикорский, имея на борту. «Ильи Муромца» 7 пассажиров, поднялся с Корпусного аэродрома и, описав несколько кругов, полетел по направлению к взморью. Здесь «Илья Муромец» снизился как раз над местом, где происходили в то время автомобильные состязания; пассажиры дреднота бросили гонщикам записку — приветствие. Затем «Илья Муромец» вновь поднялся на значительную высоту и полетел на Царское Село, откуда возвратился обратно на Корпусный аэродром. Полет продолжался около 40 мин. При таком сильном ветре большие аэропланы никогда еще не летали. При полете «Ильи Муромца» выяснилось, что сильный ветер для больших аппаратов несравненно менее опасен, чем для маленьких. Вечером И. И. Сикорский получил ответные телеграммы от участников автомобильной гонки.

12 февраля с.г. аэроплан-гигант «Илья Муромец», построенный на Русско-Балтийском вагонном заводе установил мировой рекорд полета с 16 пассажирами в продолжении 18 минут на высоте 300 метров. У входного трапа: конструктор Игорь Иванович Сикорский и пассажиры (слева на право): мех. Хрисанфов, лейтенант Пиотровский, пор. Мельницкий, лейт. Лавров, авиаторы Раевский, Янковский, Миллер, пор. Кнох, авиатор Алехнович, пор. Баранов, мех. Панасюк, Кучеренко, Биндер, Платонов и Смирнов.

Стол. Молва

Кинематограф на 1-й неделе поста.

Кинематограф не знает великпостных перерывов. С сегодня, когда все театры наглухо заперло свои двери, кинемо работает. В электро-театрах „Унион", „Палас”, „Европейском" и Технического клуба демонстрируются с особого разрешения картины „В мире насекомых" и „Охота в Африке” (снимки с натуры в 3-х частях). Конечно, это — не Макс Линдер, не раздирательные мелодрамы, столь излюбленные посетителями кинематографов, но все же, для 1-й недели поста, и это — кое-что.

Студенты и „танго“.

От „Максима” и „Яра“ - до студенческой вечеринки.
Такой путь совершил „танго" в Москве.
Это ли не скандаль!
О падении нравов закричали не только строгие моралисты, но и просто хранители старых студенческих традиций.
Семейная студенческая вечеринка, с традиционной „мертвецкой", где-нибудь в уголку. Там теснота, дым ходить серыми волнами, хлопают без умолку пробки пивных бутылок. И без умолку гремит „дубинушка", „Из страны, страны далекой", а дальше и „Похоронный марш” и „марсельеза"... И все шумнее, и все пьянее. Кто-то пытается говорить речь:
        — Товарищи!..
Но дальше ничего не слышно. Оратора не слушают.
        — Довольно! Браво!
И вот уже все столы — долой, и готовь круг и самоотверженно и до боли отбивают ладоши: „Ай, дуб-дуба", в кто-то откалывает в присядку, sa ним другой, третий, и вот уже все пляшут. Все артисты и все—врители. Хотя и не слыхали важных речей о хороводном начале и соборном действе.
А потом выливается вся эта буйная толпа в танцевальный зал — и пошла общая „русская”...
Вот что такое студенческая вечеринка!
И вдруг сюда-то, в этот безудержный размах буйной молодежи, пожаловал развинченный, расхлябанный, сюсюкающий „танго” — прославленный „танец мастурбации”.
Вы скажете: такова уж теперь молодежь, и знал „танго", куда шел? Да, часть молодежи и приняла его радостно.
А другая часть запротестовала. И вышла целая история.
Случилось это на-днях, на одной земляческой вечеринке.
На-грех так вышло: один студент, член землячества, — он же и артист, исполнитель „танго" в одном маленьком театрике. Он-то и занес этот анафеме преданный танец на студенческую вечеринку. Нашлись еще и студенты и курсистки, сим ядом уже зараженные. Целых четыре пары тангистов— хотя и „Яру” впору!
И в самом разгаре был „танго”, как вдруг на имя распорядителей поступает „письменный протест” от имени „группы учащейся молодежи”.
Письменный протест на студенческой вечеринке—одно это уже великолепно!
Протест против профанации студенческих вечеринок.
        — В прежнее время, — заявляют протестанты, — на студенческих вечеринках читались рефераты, велись горячие споры, пелись хорошие песни. Теперь — один флирт и, наконец, этот развратный танец... Куда мы идем?!
Протест остался гласом вопиющего в пустыне: „танго" победил!
Но протестанты не успокоились, и вопрос о допущении „танго" на студенческой вечеринке был перенесен на земляческое собрание.
Были великие споры. И, хотя в отсутствии обвиняемого студенты оказались и более строгими блюстителями нравственности, — победа опять осталась зa „танго".
Но на этот раз победил „танго" с великим трудом:
18 голосов было подано за „танго".
14 голосов — против.
Так, большинством 4-х голосов „танцу мастурбации” дано право гражданства на студенческих вечеринках.

Aэль.

Великопостное.

Чуть брежжит свет.
Ночь еле приподняла свои черные ресницы и бледно-синими главами, спокойно, спокойно смотрит на улицы Москвы, И в этой тихой синеве медленно расплывается редкий однообразный, протяжный звук колокола. Наступал Великий пост.
И вот из закоулков поползли по всем пустынным улицам в одиночку черные фигурки. И откуда эти салопницы и старички, — Бог их знает!
Никогда их днем не видно... Или не замечаем?.. Что за странные одежды: куцые кофты, с смешно торчащими вверх турнюрами, допотопный шляпенки, рваные пуховые платки, перевязанные крест-на-крест поверх длиннополых пальто кофейного цвета, пелеринки на пелеринках...
Скрюченными от холода, прижатыми к груди руками они держать маленькие книжечки с поминанием.
И медленно, с трудом ползут к церковным дверям.
В церкви темно. Свечей мало. Их свет жалобно дрожащий, — красновато-желтый на фоне синевы, проникающей из окон. Но чувствуется печальное, большое торжество. Начинается длинная, длинная великопостная служба.
В Замоскворечьи больше оживления. Там можно увидеть в этот ранний час и богатую соболью шубу и модное манто.
Старая купеческая Москва жива еще. Разряженная в пух и прах, едет она в церковь слушать протяжные красивые напевы, слушать чтение мефимонов (покаяние Марии Египетской, читаемое за вечерней).
Впрочем, бывало говорили; „поехала мефимоны слушать", с веселым подмигиванием; и значило это: к приятелям поехала.
Зрелищ и увеселений никаких.
Поневоле в церковь каждый день едут. С собой берут всех чад и домочадцев, в возрасте от трех до девяноста лет. Детям сначала весело, а к концу службы станет скучно, скучно.
Великий пост!

В-овъ.

Южная Копейка (Киев).

Министр, танцующий танго.

Министр финансов Соединенных Штатов Мак Адос находится в настоящее время в Атланте (штат Георгия) для изучения вопроса о целесообразности открытия банка в этом городе. Совещания, в которых ему приходится участвовать, скучны и утомительны, и министр, желая отдохнуть от и них, посвящает часы досуга более легкомысленным занятиям. Он решил реабилитировать в Америке танго, подвергшееся остракизму в Европе, и преподает его членам местного общества. На данном в его честь вечерь он показал собравшимся такие оригинальный фигуры, что некоторые из приглашенных были возмущены. Надо думать, что американский министр вывез свое танго прямо из аргентинских кабаков, так как, по свидетельству очевидцев, он исполняет его с реализмом, который привел бы в восторг самого отчаянного апаша.