16 (03) марта 1914 года

Маленькие Одесские Новости

ПРОТИВ ТЮРЕМНАГО РЕЖИМА.

МОСКВА, 2 марта. (От нашего корресп.).
Из Берлина сообщают, что там состоялся грандиозный митинг протеста против режима, установленного для политического заключенных в России. Редактор «Francf. Zeit.» Раушер сделал на митинге очерк жизни тюрем и каторги, иллюстрируя свой рассказ туманными картинами. Очерк произвел на слушателей потрясающее впечатление. Принята в конце митинга резолюция: требовать от германского правительства не выдавать России политических эмигрантов. Попутно выражен протест высылки Луначарского из Пруссии.

ПРИГОВОР ПО ДЕЛУ СИОНИСТОВ.

Из Вильны телеграфируют, что судившиеся за принадлежность к центральному комитету сионистской организации в России приговорены: купец Гольдберг — к трем месяцам заключения в тюрьме, его брат —- к двум месяцам, журналист Друянов и Гринбаум — к сорока дням, а Веловейский — к месяцу тюремного заключения.

Московская Газета

Вчерашние балы.

Вчера в Купеческом собрании состоялся интересный благотворительный вечер, устроенный московским попечительным комитетом Императорского человеколюбивого общества в пользу недостаточных учениц Усачевско-Чернявского училища, учеников Набилковского коммерческого училища и на нужды начальных школ комитета.
Кружком любителей при участии артистки Е. И. Юдиной, были сыграны: изящная комедия А. Додэ „Лилия“ и старинная веселая комедия „Медведь сосватал“. С большом вкусом и художественностью представлены были пластические танцы в постановке и при участии И. Чернецкой, в заключение пел цыганский хор из „Стрельны”.
Главными устроителями вечера были: Л. Р. Свечина, И. Н. Тюкина, В. К. Морозова, В. А. Тюкин, С. А. Морозов и другие.
У лоттерейных касс продажи цветов, шампанского, программ, чая и т. н. были: Баранова, А. П., Безобразова, А. К., Матвеева А.Ф., Пашкова, А. В., кн. Звенигородская, В. И., Долгова-Галкина, М. С., кн. Меньшикова-Корейш, М. Э., Люби, 3. И., Макщеева, Е. П., Цеймерн, Е. В., кн. Масальская, Е. С, Гришинская.

Е.Л.

Московская Копейка

О смерти имп. Николая I.

В только что вышедшей книжке „Голоса Минувшего“ А.А.Пеликан дает некоторые новые сведения о смерти императора Николая I. Дед автора воспоминаний был в близких отношениях с лейб-медиком Николая I, Мандтом, который вскоре после смерти государи исчез с петербургского горизонта. По словам деда автора воспоминаний, Мандт дал желавшему во что бы то ни стало покончить с собой яду, от которого он и умер.
Смерть Николая I вызвала тогда большее толки в обществе. Мандта осуждали, как врача, который должен был охранять жизнь, а не уничтожать ее. „Находим, — пишет А. А. Пеликан, — что Мандт обязан был скорее пожертвовать своим положением, даже своею жизнью, чем исполнить волю монарха и привести ему яду. Дед находил такие суждения слишком прямолинейными. По его словам, отказать Николаю в его требовании никто бы не осмелился. Да такой отказ привел бы еще к большему скандалу. Самовластный император достиг бы своей цели и без помощи Мавдта: он нашел бы иной способ покончить с собой и, возможно, более заметный. Николай I предпочел смерть подписанию унизительного мира... Безгранично гордый и самолюбивый, Николай но мог колебаться и сохранить жизнь ценою позора...”
Вальзамирование тела государя поручено было анатому Венцелю Груберу. Этот известный в то время ученый отличался большой наивностью в житейских делах. О вскрытии тела покойного Государя он составил протокол и, найдя последний интересным в судебно-медицинском отношении, опубликовал его в Германии. За это оп был посажен в Петропавловскую крепость, из которой его друзьям только с трудом удалось освободить его, доказав, что он действовал безо всякого злого умысла.

„Тошниловка".

Такое название носит трактир в Брюсовском переулке ..
Собственно, это не название, а прозвище...
Официального названия у трактира никакого нет, —- просто стоит одна фамилия... „Тошниловка” известна тем, что в ней собираются цирковые и балаганные артисты „второго сорта”...
Не те—из больших цирков - что „резиденцией” своей избрали одну из кофеен на Тверской, a те, что выступают во временных цирках и балаганах на разных ярмарках, гуляньях и проч.
Они и по виду-то отличаются от первых...
Артисты из настоящих цирков — хорошо одеты, сыты и „вылощены" на вид, а эти — „тошвиловцы” - большей частью одеты плоховато, в каком-нибудь сильно заношенном пальтишке...
Пальтишко это часто надето прямо на балаганный костюм... Из-под коротких пол выглядывают какие-нибудь красные с бисером штаны, а рваные калоши (если и такие есть) надеты на мягкие „акробатские” туфли...
„Тошниловка” разделяется на три комнаты.
При входе в первую «грязную” комнату посетителя охватывает какой-то неприятный, тошнотворный запах... (Не от этого ли произошло название „Тошниловка”?..
Не разберешь, от чего этот запах: от кушаний-ли, разложенных на прилавке, от сидящих-ли за столиками посетителей — в большинстве легковых извозчиков или от чего еще...
Когда же входишь в следующую комнату, „чистую”, то видишь любопытное зрелище... За столиками восседают „герои” ярмарочных цирков и балаганов, все эти „воздушные и партерные акробаты”, „человеки-змеи”, фокусники, шпагоглотатели, „девицы-геркулесы” и т. п.
Их сразу узнаешь по упомянутым пестрым костюмам, по худощавым бледным физиономиям, по характерным „развихленным” движениям и ловким жестам...
Третья, последняя комната тоже „чистая”, даже пожалуй чище второй... Но тут публики меньше... Главная „биржа” во второй комнате...
Каждого прилично-одетого человека, входящего во вторую комнату, посетители встречают жадным горящим взглядом:
        — „Не антрепренер ли?..”
Обыкновенно, это и бывает „атрепренер”...
Кроме этих своеобразных антрепренеров и артистов здесь редко кто бывает... Разве из любопытства только?..
Договоры „на слово” совершаются тут же, в трактире... Тут же выдаются и авансы... Часто какие-нибудь пятерки и трешницы...
В „тошниловке” не раз происходили драмы... И при том — „на романической почв"...
Как известно, ведь и „паяц-человек”, и ничто человеческое ему не чуждо...
И в сердце какого-нибудь „человека-змея” пылает иногда такая любовь к „канатоходице”, что не шути!..
Бывают ссоры и на почве конкуренции...
Ведь много — ох, как много! — Этих „париев сцены и арены”... Не меньше, чем любых других ремесленников.

Скорпион.

Черногорское бюро печати опубликовало сообщение об австро-черногорском инциденте в Металке.
        Черногория требует образования смешанной комиссии для расследования инцидента при Металке и эвакуации запятой турецкими войсками черногорской территории.
        В католической церкви св. Павла в Берлине произошли беспорядки, вследствие выступления польского социалиста. Полиция очистила церковь.
        В Вене Чехи, собравшись на совещание для обсуждения немецких предложений прекратить чешскую парламентскую обструкцию, постановили отклонить эти предложения.
        Австрийское правительство заключило соглашение с венскими банками относительно займа в 500 миллионов крон помимо парламента.
        Итальянский синдикат по концессиям в Малой Азии и английская смирно-аидинская компания подписали ad referendum соглашение относительно железных дорог.
        В Бредфорд Черчилль заявил, что предложение Асквита об уступках в Ульстере является большим шагом вперед и что правительство не даст себя запугать и насилием.
        В британском Сомалилэнде дервиши совершили нападение нa базар туземцев в Бербере. Восстание вспыхнуло в 20 милях к востоку от Берберы.
        В Аките, в Японии ощущалось сильное землетрясение.
        В Токио скончался председатель нижней палаты Хасеба.

В Николаеве на заводах общества верфей спущены на воду эскадренные миноносцы «Дерзкий» и «Пронзительный».
        В Москве состоялось освящение агрономического поезда, оборудованного Московско-Казанскою железною дорогою для распространения сельско-хозяйственных знаний среди населения.
        Последствия урагана ив Азовском море еще не выяснены окончательно, однако число погибших превышает тысячу человек. Затоплено побережье от города Ейска до Керченского пролива.
        В Гельсингфорсе на железнодорожной площади состоялся устроенный социал-демократами митинг протесту против установления пошлины на хлеб.
        В Барнауле на контору строящейся Алтайской дороги напали шесть вооруженных браунингами грабителей, убили кассира, отобрали ключи, но кассы открыть не могли и скрылись.

«Илья Муромец».

2 марта на аэродроме первой авиационной роты (Корпусном) было очень много полетов; летали все инструкторы авиационного отдела Русско-Балтийского завода — Г.В.Алехнович, Г.В.Янковский и В.М.Миллер, а также и военные летчики. «Илья Муромец» совершил два полета; каждый раз он летал около получаса. Это первые продолжительные полеты «Ильи Мурому» после установки новых моторов «Аргус». При первом полете пассажирами «Ильи Муромца» были член Г, Думы И.Ф.Половцев, начальник финансового отделения канцелярии Г. Думы В.И.Маевский и М.М.Шидловский, при втором полете — командир 1 роты воздухоплавательного парка Новицкий, полковника Балтийский, ротмистр офицерской кавалерийской школы Далматов и С.И.Сикорский. Оба раза пилотирозал И.И.Сикорский. «Илья Муромец» летал, придерживаясь обычного маршрута — над Гатчиной, Красным Сёлом, Царским Селом. С установкой новых более сильных моторов скорость «Ильи Муромца» увеличилась. Пока установлено два новых мотора (это крайние моторы}, а на этих же днях начнутся работы по постановке еще двух новых моторов (средних), но гораздо более сильных, чем «Аргус». Затем, после нескольких опытных полетов «Илья Муромец» будет отправлен в Либаву. К этому времени на Русско-Балтийском заводе будет закончена постройка второго воздушного дреднота из серии заказанных морским ведомством дреднотов типа «Илья Муромеу». Испытания этого дреднота начнутся сейчас же по отправке «Ильи Муромца».

Ужасы урагана.

ЕКАТЕРИНОДАР, 2-го Марта. В последних числах Февраля, в течение нескольких дней дул сильный и теплый южный ветер.
В ночь на 26-е Февраля подул сильный ветер с севера. Предполагают, что над Азовским морем два воздушных течения, столкнувшись, образовали несколько водяных смерчей, которые, разбившись, были направлены северным ветром на восточное побережье Азовского моря. Вода шла массой в 6 аршин вышиной.
Затоплено побережье от города Ейска до Керченского пролива. Сильно пострадали жители станицы Приморско-Ахтарской, города Темрюка и заводов рыбных промыслов на песчаных косах Ясенской, Ачуевской, Кучегорской, Голубицкой.
На Ясенской косе находился песчаный карьер, строящейся Кубанской дороги. В момент катастрофы в бараках находилось 176 спавших рабочих. Спасаясь от наводнения, люди бросились в стоявший здесь рабочий поезд. Напором воды паровоз, тендер и платформы были перевернуты, увлекая в бездну спасавшихся.
Ураган свирепствовал в течение десяти часов.
После спада воды обнаружилась страшная картина разрушения. Железнодорожный путь, проложенный по Ясенской косе, протяжением в 8 верст, представлял собою разломанные куски рельс и шпал. В некоторых местах путь поднят на воздух на три сажени.
На паровозе и тендере найдены окоченевшие человеческие трупы в положениях, свидетельствующих о страшных усилиях спастись. Вокруг места катастрофы — обломки жилищ и домашнего имущества и масса обезображенных трупов. На обломках чудом спаслось лишь 48 человек.
На Ачуевской косе было 380 рыбачьих домов, вмещавших более тысячи человек. Причиненные здесь водой несчастья в точности неизвестны за невозможностью проезда. Пока из Ачуева спаслось на крыше дома лишь 8 человек, занесенных в станицу Ерыньковскую, находящуюся в 60 верстах от Приморско-Ахтарской. В Темрюке пока установлены десятки человеческих жертв. Разрушения всюду неописуемые. Убытки неисчислимы.
Старожилы-кубанцы припоминают, что 37 лет тому назад была подобная катастрофа.
1-го Марта на место катастрофы выезжал начальник области и судебные власти. Когда буря затихла, была организована помощь пострадавшим. В море выехали смельчаки, спасая оставшихся в живых и подбирая многочисленные трупы.
Верег усеян толпами народа, с нетерпением встречающего приходящие лодки. Происходят душу раздирающие сцены. Среди родных погибших есть много случаев психического расстройства. (СПА).
ТЕМИР-ХАН-ШУРА, 1-го Марта. В течение 16 часов над городом свирепствовала буря, покрывшая город слоем пыли. В 3 ч. дня, вследствие темноты, в домах зажгли огни. Несчастий с людьми не обнаружено. (СПА).
ШЕМАХА, 2-го Марта. Вчера с раннего утра в течение нескольких часов город и окрестности были окутаны густым желтым туманом. Моросил грязный глинистый дождь. Чувствовался запах гари. (СПА).
ТИФЛИС, 1-го Марта. В городе и окрестностях наблюдалось редкое явление: с раннего утра небо было обложено тучами желто-грязного цвета. Туман настолько сгустился, что на улицах царила зловещая мгла. Шедший мокрый снег оказался с примесью грязи. Явление это связывают с свирепствовавшим на Бакинском участке Закавказских железных дорог ураганом, поднимавшим такие столбы пыли, что на станциях и линии образовались земляные заносы, препятствовавшие движению поездов. (СПА).

Рыбинский Листок

Почтовый ящикъ.

ЗДЕСЬ. Рядовому 9 роты 182 пех. Гроховскаго полка Б.В.Лосицкому. Рассказ „Прокламации" не напечатаем, но почерк у вас не дурный и бойкий, авось ухитритесь списать еще что-нибудь. Только пожалуйста указывайте автора. Разыскивать нет времени. А лучше всего забудьте наш адрес.

Литературное дело.

Брандмейстер гор. пожарной команды Кривошеев привлек к ответственности сотрудника „Вест. Рыб. Биржи” H.В.Ленге по 1535 ст. улож. о нак., усмотрев клевету в сообщении о позднем приезде пожарных на пожар, бывший летом прошлого года в имении г.г. Кутумова и Лезина на Гоголевской ул. Корреспондент подал в суд прошение о вызове свидетелей: до мовладельиев Кутумова и Лезина и несколько других лиц. В ответ суд уведомил К. В. Ленге, что xoдaтaйcтвo его о вызове Кутумова и Лезина отклонено вследствие неуказания имен и отчеств этих лиц.
Кутумов и Лезин совладельцы огромного дома; владеют оба хлебно комиссионными конторами; лица, так, образом, известные всему городу, повестки вручить этим лицам мог бы даже ребенок.
Н.В.Ленге подает жалобу на определение уголовного отделения об отказе в вызове Кутумова и Лезина, показания которых на суде он считает существенно важными.

Стол. Молва

Ласкер и Капабланка.

9-го марта в Москву приезжает из Берлина известный «король шахматистов» Ласкер.
В Москве Ласкер даст три сеанса одновременной игры и разыграет две партии с Бернштейном на первенство.
Кроме того московские шахматисты рассчитывают на приезд к этому времени из Петербурга Капабланки. На всякий случай уже помечены две консультационных партии: Ласкер и Бе штейн с одной стороны и Капабланка и петербургский маэстро Алехин с другой.
До сего времени между Ласкером и Капабланкой не было решающих „встреч" в виду того, что шахматный „король” поставил кубанскому чемпиону слишком неудобные условия игры, между прочим принятые москвичом Бернштейном. Приезд Капабланки в Москву и его поединок с Ласкером однако вполне возможен, потому что в Москве будут разыграны 4 партии из 20, имеющих составить всемирный матч за обладание шахматной короной.