31 (18) марта 1914 года

Маленькие Одесские Новости

Последние дни Абдул-Гамида.

Болезнь Абдул-Гамида приняла очень тяжелую форму, больной отказывается говорить впал в полную апатию; он страдает изнурительной бессонницей, но отказывается выполнять предписания докторов.
Все комнаты в помещении экс-султана наполнены животными, он чрезвычайно ласков с ними и если произносит несколько слов, то лишь по их адресу. По приказанию военного министра, сожжено несколько ящиков, наполненных документами, принадлежащими экс-султану, несколько европейских издателей предлагали крупные суммы за позволение напечатать эти материалы, имеющие огромный исторический интерес.

НОВАЯ СЕКТА.

Передают, что в Петербурге организовалась новая секта, выделившаяся из баптистов и носящая название «пятидесятников». Собрания членов секты бывают очень многолюдными и сопровождаются некоторыми странностями. Так, напр., в то время как музыканты играют на гуслях, a певцы исполняюсь песнопения, такие же, как у баптистов, из другой комнаты выходят девушки не старше 16 лет в белоснежных одеждах, с распущенными волосами и начинают пророчествовать о сошествии св. Духа на присутствующих. Все это вместе взятое приводит присутствующих в экстаз, и тогда начинаемся общее пение псалмов, во время которого присутствующие заламывают руки и возглашают: «Снизошел, снизошел». После этого все расходятся. Никаких радений не устраивается.

ПРОТИВ ПЬЯНСТВА.

Из Екатеринослава „Ю. К.“ сообщают: Лоцманы Лоцманской Каменки постановили ходатайствовать о закрытии казенной винной лавки и открытии библиотеки.

В китайских редакциях.

Всем известна китайская вежливость, но рекорд ее, кажется, побил редактор одной очень распространенной пекинской газеты.
На-днях в редакцию этой газеты один из сотрудников принес свою рукопись, которая почему-то не понравилась редактору. Последний, возвращая ее журналисту, сказал:
        «Высокоуважаемый брат солнца и луны! Я целую землю, по которой ты ступал и умоляю тебя разрешить мне поговорить с тобой, однако, с тем условием, чтобы за разговор мой я не был казнен. О, глубокоуважаемый, твой манускрипт был настолько снисходителен ко мне, что позволил мне прочитать себя, и, надо отдать справедливость, я читал его с восторгом я упоением. Клянусь тебе прахом моих предков, что никогда в жизни мне не приходилось читать что-либо более возвышенное. Со страхом и душевным трепетом я возвращаю тебе твою рукопись. Если бы я решился напечатать ее, то мой президент приказал бы мне печатать все статьи исключительно по образцу твоей, а под ней не позволил бы поставить ни одной заметки. Мой литературный опыт дает мне право высказать мысль, что такие перлы литературы появляются лишь раз в десять тысяч лет. Только поэтому я беру на себя смелость вернуть тебе ее обратно. О, молю тебя, прости меня. Припадаю к стопам твоим, как раб твоего раба».

ОПЫТЫ БЕСПРОВОЛОЧНОГО ТЕЛЕФОНИРОВАНИЯ.

ПАРИЖ. Радиотелеграфной станцией на башне Эйфеля произведены блестяще удавшиеся опыты разговора с Брюсселем по телефону без проводов. Собравшаяся в большом количестве публика слушала тенора, певшего на концерте в Брюсселе, на расстоянии 360 километров.

Британский военный министр Сили, а также Френч и Юарт подали в отставку.
       Общество мира устроило публичную манифестацию в Кельне в пользу вечного международного мира.
       Возобновлены греко-болгарские дипломатические отношения.
       В Дураццо прибыли дети принца Вида.
       В Фалернской бухте вовремя прогулки на катере утонул управляющий греческим национальным банком Валауритис.
       Во французской палате общин обсуждался запрос о китайском зайцме. Был принят простой переход к очередным делам большинством 340 голосов против 206.
       В Мальту пришла французская эскадра.
        Выяснились результаты выборов в риксдаг Швеции. Наибольший успех имели социалисты и партия обороны.
       Персидский министр внутренних дел подал в отставку.
       Князь Токугава отказался от составления беспартийного кабинета, генро частным образом предложил составление кабинета Киоуре.

Председатель Гос. Думы М.В.Родзянко выезжал в Царское Село и удостоился продолжительной аудиенции.
       Охтенская «богородица» Дарья Смирнова и Денис Шеметов приговорены к ссылке на поселение, Петр Смирнов к 8 месяцам арестантских отделений.
       В Харькове открылся экстренный съезд горнопромышленников юга России.
       В Москве вспыхнул пожар в складе кинематографических картин Ханжонкова и Комп., причем взрывом убиты инженер и механик.

Унесенные в море рыбаки.

Из Уральска на льдине унесло в море 30 рыбаков. Долгое время о них ничего не было известно. Как сообщает «Сар. Л.», положение их теперь выяснилось. Льдина наскочила на скалы небольшого островка и, с страшным треском разделившись на несколько частей, остановилась. Казаки с неописуемыми усилиями перелезли горы льда, рискуя быть затертыми и сброшенными на островок. Лошади, упряжь, рыболовные принадлежности и пойманная рыба - все погибло в бушующем море. Пароход «Уралка», посланный на поиски погибающих казаков, нашел их на островке полузамерзшими. От испуга, истощения и холода многие не могли сказать слова. Здоровые рассказывают пережитые ужасы. «Порывы ветра и свирепые волны с страшным грохотом подобно пушечным выстрелам, ломали тонкий лед и льдина становилась все меньше и меньше. Все собрались в одну кучу и молились. Некоторые плакали, прощались... Лошади, предчувствуя гибель, жались к нам, хрипели, ржали... Сердце разрывалось на части, кажется, они наше положение понимали и учитывали лучше нас»... Пострадавшие доставлены в Гурьев. "Новое Время"

Отлучение от церкви Cepгея Труфанова (Илиодора).

Нa последнем заседании святейшего синода было заслушано нашумевшее послание Сергея Труфанова (Илиодора) о его полном расхождении с православной церковью.
В этом послании он сам просит об отлучении от синодской церкви.
«Тогда, говорить он, бывшие духовные дети мои поверят моему «отречению», бросят меня, не будут спрашивать меня о моей вере, а я не буду поставлен в необходимость колебать их «слабую веру» «лжемудрствованиями».
По рассмотрении этого отречения бывшего царицынского Саванароллы святейший синод постановил отлучить его от церкви.
Как известно, вместе с Сергеем Труфановым (Илиодором) подала в святейший синод прошение об отречении и его гражданская жена Надежда Перфильева, в котором заявляла, что она верует так-же, как и ее муж.
Святейший синод вынес определении послать ей указ с письменным увещанием.

Манифестация мира.

КЕЛЬН, 17-го Марта. (Соб. корр.). Общество мира устроило публичную манифестацию в пользу вечного международная мира. Главным оратором выступил поборник пацифизма в Австро-Венгрии, каноник Гисвейн (Giesswein) из Будапешта. В речи, которую местами слушатели не понимали, оратор излагал цели и стремления друзей мира и призывал культурный государства и правительства возможно скорее принять меры к созыву третьей Гаагской конференции. (СПА).

Шпионство по беспроволочному телеграфу.

КИЕВ. Из достоверных источников вашему корреспонденту сообщают что на допросе начальника службы телеграфа Юго-Западных жел. дорог Поркушко следственные власти особенно интересовались историей возникновения станции беспроволочного телеграфа в Жмеринке, о конфискации которой и об аресте техника Житковскаго нами сообщалось в воскресном „Ран. Утра". Выяснилось, что начальство при попытке Житковского устроить станцию отнеслось к этому сочувственно. Несмотря на примитивность своего устройства, станция приспособлена была принимать радиотелеграммы на расстоянии 4,000 верст; передавай, однако, свои телеграммы могла только на расстояние 3 вёрст. Пользуясь напечатанным во многих специальных изданиях шифром, станция Житковскаго регулярно дважды в день принимала рассылаемые парижской центральной станцией беспроволочного телеграфа сведения о погоде и времени. Станция в Жмеринке была устроена Житковским по его собственному почину. По слухам, Житковский переводится из винницкой тюрьмы в одесскую. (Наш. корр.)

Сикорский,
авиатор-конструктор, перед аппаратом «Илья Муромец».
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро».)

„Шахматный король” в Москве.

В воскресенье при переполненном зале в Охотничьем клубе состоялся второй турнир Эм. Ласкера с О. С. Бернштейном.
Э. Ласкер играл белыми, г. Бернштейн — черными.
Начали дебютом ферзевых пешек и продолжали партию быстро и оживленно.
В самом начале позиция г. Бернштейна была стесненной и невыгодной. На 5-м ходу положение черных еще ухудшилось, и Ласкер перешел к энергичной атаке. Увлекшись своей задачей, «король» упустил момент (на 17-м ходу), когда его противник удачно вышел из затруднительная положения и, в свою очередь, принял угрожающую позицию в отношении белых.
Это-то упущение Э. Ласкера и привело на 44 ходу к победе над ним московского чемпиона Бернштейна.
Партия продолжалась всего 2 ч. 15 м.
Присутствовавшие устроили победителю шумную овацию.

Вчера в Охотничьем клубе состоялся последний сеанс «шахматного короля» Э. Ласкера, выступившего в одновременной игре против 41 противника.
Начавшаяся с 8 часов вечера игра пошла быстрым темпом, и противники уже через 2 часа стали один за другим выбывать из строя.
В 12-м часу ночи разыгрался маленький инцидент: Ласкер, утомленный последними состязаниями с Бернштейном и Алехиным и одновременной игрой с лучшими московскими шахматистами, ь тому времени совершенно выбился из сил и заявил, что с таким количеством противников он игру продолжать не может, тем более, что обнаружилось, что вместо 37 шахматистов, как было заявлено вначале, с ним играли 41 чел.
После переговоров с Ласкером пришли к следрощему компромиссу: игра будет продолжаться до 2 часов ночи, а к этому времени в кружок прибудут шахматисты О. С. Бернштейн и А. А. Алехин, которые и решат, какую из неоконченных партий считать выигранной, какую проигранной и какую оконченной в ничью.
После 5 часов игры Ласкер выиграл 27 партий, проиграл 2 (Заблудовскому и Тюхтину) и 12 партий окончились в ничью.
Из Москвы Ласкер едет в Серпухов, где выступить в состязании с местными шахматистами, a затем вернется в Москву для отдыха перед международным шахматным турниром в Петербурге.

Эльзасец Ганси, артист, за то, что в кольмарской пивной сжег кусочек сахара с целью „очистить воздух после разговора о немецких офицерах", приговорен за оскорбление армии к трехмесячному тюремному заключению.

„Белые волки” взяли приступом два китайских города — Лунг-Чу-Чай и Сан-янг, в провинции Шанси, — при чем перерезали 280 человек, в том числе четырёх европейцев — норвежцев.

В Париже пантера загрызла укротительницу во время представления в передвижном зверинце на бульваре Гарибальди.

В Белостоке выслежены в гостинице два участника ноябрьской экспроприации в таганрогском отделении Гос. банка. Экспроприаторы успели бежать в автомобиле, но один из них, австрийский подданный Пруссик, 26 л., был задержан в Бельском уезде и доставлен обратно.

Трагикомическая история приключилась с гласными керченской думы. Гласные, назначенные попечителями санитарных участков, обходили свой участок в сопровождении санитарного фельдшера. Они зашли в расположенную в их районе турецкую пекарню. Хозяин, недовольный их замечаниями об антисанитарном состоянии пекарни, завел гласных в какой-то темный чулан и запер их там. Гласные были освобождены из заключения какой-то женщиной, сжалившейся над ними и отпершей чулан.

В Лейзере (Франция) во время охоты молодой олень вбежал в открытую дверь одного дома и улегся у подножия постели, на которой лежала больная женщина. Не обращая на нее внимания, охотники тут же прирезали животное.

Лондонский лорд-мэр вывез из своего замка в Крейдоне кошку и привез ее в Лондон. В декабре она пропала, а на-днях появилась в Крейдоне, пройдя более трехсот километров. Пришла она сытой и здоровой и, по-видимому, весьма довольна своим путешествием.

Пуанкарэ у футуристов.

Желая ознакомиться с новейшим течением в живописи, президента Французской республики Пуанкарэ посетил выставку — «Салон независимых».
Молча и спокойно он переходил от одной «загадочной» картины к другой, но, наконец, не выдержал и, остановившись перед какой-то «симфонией из оранжевых цветов», спросил у вице-президента салона, что это означает. Вице-президент ответил надменно:
        — Такой же вопрос, г. президента, я вам задал бы о любой картине академика.
Пуанкарэ молча выслушал этот ответ и пошел дальше. Через несколько минут какая-то сильно взволнованная дама остановилась перед г-жой Пуанкарэ и стала умолять ее отдать ей во владение Царство Польское.
Даму увели, но до сей поры не знают, была ли это сумасшедшая или... в своем роде футуристка.

Лекция П.Н.Милюкова.

Лекция члена Гос. Думы П. Н. Милюкова, устроенная в воскресенье в зале Купеческого собрания, привлекла много публики.
Лектор в живой популярной форме передал историю армянского вопроса, начиная с сан-стефанского договора и кончая последним проектом реформ, который удалось провести русской дипломатии.
По словам лектора, если армянский вопрос в продолжение более полувека продолжал оставаться в таком неопределенном положении, то благодаря лишь соперничеству великих держав, которые, имея в Турции свои интересы, не решались принудить Порту осуществить постановления сан-стефанскаго договора, a затем берлинского конгресса, которые гласят о реформах в турецкой Армении.
Многочисленная публика наградила лектора бурными аплодисментами. После лекции в честь П. Н. Милюкова был устроен банкет.

Ha Mocкве-pеке.

Благодаря теплой дождливой погоде за последние два дня стаяла масса снегу.
Снег на полях и в более или менее открытых местах почти уже весь сошел.
В лесах масса талой воды.
Река начинает быстро прибывать.
После продолжительная «антракта», когда вода держалась на одном уровне, за вчерашний день вода сразу поднялась на 5 вершков.
Вчера, вечером, у Бабьегородской плотины воды было 1,05 саж.
По сообщениям с «верховьев», прибыль воды там гораздо интенсивнее.
В Звенигороде прибылой воды 40 вершков.
В Рузе—16 вершков.
Из Можайска вчера сообщили, что вода поднялась там на 35 вершков.
Большая прибыль воды в «верховьях» должна отразиться сегодня в Москве.
Ожидают значительного подъема воды.
Вчера же сообщили, что лед в «верховьях» еще держится.

Англичане в Тибете.

ПЕКИН, 17(30),III. (Через Харбин). В округе Луангчанг, в Дадуне и Тучунга, на территории Тибета, англичане поставили своих судей с отрядами полиции, исполняющей приговоры.
Усматривая в этом нарушение восьмого параграфа англо-китайского договора о Тибете, правительство протестовало перед британским посланником. но безуспешно.
Министр иностранных дел вступил в личные переговоры с посланником.

Развал Китая.

ПЕКИН, 17(30),III. (Через Харбин) Опубликовано 46 параграфов конституции, предоставляющей Юаньшикаю почти самодержавную власть.
В связи с внутренним и внешним положением Китая, опубликование этой конституции является ставкой «ва-банк».
Революция с Юга проникла уже вглубь, в крупные центры Севера.
Произведенное в связи с арестом секретаря президента рассдедование установило наличность в китайских портах отделений токийских революционных организаций.
Волонтеры для инсургентов вербуются массами.
В громадных размерах в Китай провозят в гробах или под видом продуктов оружие и боевые припасы.
Японская печать открыто доказывает выгоду перехода на сторону «белых волков», которые платят солдатам по 25 долларов.
За такую статью закрыта японская газета в Пекине. Вскоре, впрочем, вследствие протеста японского посланника, запрещение было снято.
Недовольны все классы, все слои населения, начиная с чиновников, не получающих жалованья, и кончая обывателями, которые измучены красным и белым террором.
Положение финансов критическое. Вместо необходимых 30-ти миллионов лан, правительство располагаешь на 1-е апреля всего 8-го миллионами. Частичные займы вызывают в народе озлобление.
Убедившись в обесценении бандитами единственной гарантии по займам—соляной монополии, Франция приостановила переговоры о пятерном займе.
Известия, идущие из провинции Сычуань, предвещают вторую китайскую революцию, с доминирующей ксенофобской тенденции, которая по своей напряженности превзойдет даже движение «большого кулака» в 1900 году.
Вот факт, крайне характерный, как показатель настроения.
«Белые волки»» телеграфировали из Шенси Юаншикаю, что они возьмут главный город Сианфу.
Пекинские телеграфные чиновники, нисколько не задумываясь, передали депешу для вручения президенту.
Со вчерашнего дня высших и низших служащих и даже министров пускают во дворец президента по особым удостоверениям личности, с приложением фотографической карточки.