03 апреля (21 марта) 1914 года

Маленькие Одесские Новости

Из писем читателей.

ЧУЖИЕ КУПЛЕТЫ.

В Одессе издаются книжки с куплетами под громкими названиями. В последнем «сборнике», под названием «Танго», помещены куплеты «Фонарь», под которыми подписана П. Рязанский. В виду этого я должен опубликовать, что куплеты «Фонарь» написаны мною, и если они каким-то образом попали в руки П. Рязанского, то это вовсе не значит, что Рязанский вправе приписывать себе авторство.

С. Б. Леонардов-Степанский.

НОВЫЙ БУМАЖНЫЙ ЗАВОД.

14 марта в Екатеринославе начал работать новый бумажный завод г.г. Фермана и Кофмана. Построен таковой по ту сторону Днепра против Богомоловского острова и будет вырабатывать разные сорта бумаги.
Несомненно, такой завод (первый в Екатеринославе) принесет огромную пользу местному краю, ибо даст, с одной стороны, возможность местным сельским хозяевами и крестьянам выгодно продать свою солому, а другой - облегчить жителям приобретение бумаги, т. к. торговцам не нужно будет теперь ее выписывать из других отдаленных мест и платить довольно высокий тариф за ее перевозку.
Построен завод из силикатного кирпича и бетона и помещается в 3-этажном здании. Оборудован завод новейшими машинами, самыми лучшими, какие теперь существуют для производства бумаги. Так как в России нет заводов, изготовляющих специальные машины для производства бумаги, то последние выписаны из Германии и установлены заграничными монтерами. Цельй ряд весьма сложных и тщательно изготовленных машин является замечательно интересным. Постройка завода и его оборудование обошлось почти в 600 т.р.

(„Пр. Кр.”)

Во время маневров французского флота в Тулоне затонул вследствие полученной пробоины миноносец №358.
        Подписка на греческий заем в Париже покрыта с перевыполнением
        Открыто болгарское народное собрание. Председателем народного собрания избран Вачев.
        В некоторых местностях Анатолии произошли беспорядки, вызванные отказом населения платить сильно повышенные налоги.
        В Перемышле при аресте застрелились жандармский поручик Сольтис и вахмистр, содействовавшие переправе за границу лиц призывного возраста.
        В итальянской палате депутатов новый министр-президент Саландра сделал заявление о планах кабинета.
        Во французской палате депутатов началось обсуждение заключения комиссии по делу Рошета.
        Император Франц-Иосиф назначил царевича Кирилла болгарского поручиком 11-го гусарскоаго полка.
        Объединенные социалисты организовали враждебную манифестацию во время банкета, устроенного в Париже партией республиканцев-социалистов в честь Бриана.
        Китайское правительство заключило у Britisoh-Chinese Corporation заем в 8 миллионов ф. ст. на 45 лет.
        В Мюнхене скончался на 85 году жизни известный писатель Пауль Рейзе.
        Морские разбойники остановили близь острова Линтин китайский пароход, шедший в Вучоу, убили смотрителя, ранили конвойного и захватили 30 тыс. долларов.
        В курорте Сент-Аугестен во Флориде огнем уничтожены три гостиницы и ратуша.
        В Токио устраиваются митинги протеста против составления беспартийного кабинета.

Советом Министров решено снарядить экспедицию из трех судов «Герта», «Андромеда» и «Татиана» для розысков экспедиции лейтенанта Седова и на розыски экспедиции Брусилова и Русанова послать судно «Эклипс».
        Произошло извержение сопки Джавтобэ близ Феодосии. Кратер опустился на 2 caжени. Лавой залито 10 десятин.
        В Вильне открылся северо-западный съезд российской экспортной палаты.
        В Азов прибыл Высочайше командированный генерал-майор Дашков.

ВНУТРЕННIЯ ИЗВѢСТIЯ

Мост через залив Сиваш.

На 752—753 верстах Южных железных дорог по линии Курск — Севастополь состоялось испытание вновь сооруженного моста через Сивашский залив. Мост этот, железо-бетонный, арочной системы, имеет он семь пролетов по десяти сажен каждый и является первым в России по способу своей постройки, именно по применению железобетона для железнодорожного моста. По словам «Южн. Кр.», испытание прошло удачно.

Научная экспедиция ссыльных.

По инициативе политического ссыльного г. Мигуцкого, зарекомендовавшего уже себя многими удачно выполненными работами для зоологического музея Академии Наук по энтомологии и орнитологии Киренского края, снаряжена экспедиция политических ссыльных для всестороннего изучения бассейна реки Киренги (т.е. названного края).

Неудавшаяся демонстрация.

За Нарвской заставой группа рабочих Путиловского завода пыталась устроить демонстрацию и с пением двинулась к Нарвским воротам.
На место происшествия вскоре, однако, подоспели чины полиции.
Демонстранты немедленно были разогнаны. Несколько человек было задержано.
Ряд таких же инцидентов произошел на Выборгской стороне и на Васильевском острове.

В Престоне (Англия) жена булочника, лечившаяся от глухоты радием, проглотила колбочку с этим металлом. Ей немедленно сделали операцию, вынули колбочку, но тем не менее она умерла.

В Барцелоне дирижер местного оркестра, смерть которого оплакивали родные и знакомые, в то время, когда гроб с его телом закрывали крышкой, вдруг поднялся и закричал:
        — Прочь, я еще не умер!

В Феньи, на границе Бельгии, устраивается крематорий, так как в самой Бельгии их устройство не разрешено, а желающих избрать этот род „погребения” среди бельгийцев очень много.

В Японии после извержения вулкана Сакурашима появился новый остров, представляющий собой массу камней и застывшей лавы, но еще настолько горячей, что вода крутой острова имеет температуру, близкую к кипению.

В Летичеве, Подольской губ., отравился ученик гор. училища Багрий. При самоубийце нашли записку: „Я умираю при полном сознании с чистой совестью; не знаю, такая ли совесть у учителей". За несколько дней до рокового события у Багрия был найден какой-то роман, и за это Багрию поставили за поведение три.

В Благовещенске арестован командир-самозванец, дворянин Летто-Михальский, недавно прибывший из столицы с рекомендациями из высших кругов и поступивший на службу командиром при управлении водных путей Амурского бассейна. При самозванце-командире найден диплом, якобы выданный из петербургского училища дальнего плавания имени Петра I-го. Летто-Михальский сознался, что этот диплом он сфабриковал сам.

Жительница Пятигорска Троянова явилась в полицию и созналась, что арестованные по подозрению в убийстве ее мужа лица невиновны: он убит двумя парнями, нанятыми ею для этой цели за 40 руб. Мужеубийца арестована. КРУПИНКИ.

Карикатуры «Русского Слова» под редакцией С.Ф.Соколовского.

- Скажите, а вы не сыщик?
-?!!
- ...мы здесь поезд ограблять будем... а он машинист.
Рис. Ивана Малютина.

Германские летчики.

(По телеграфу от нашего корреспондента).

ПЕРМЬ, 20,III. Положение содержащихся под домашним арестом в «Королевской» гостинице германских летчиков осложняется тем, что в декабре прошлого года в пределах той же Пермской губернии были арестованы тоже три германских летчика. Они были задержаны на станции «Шабуничи», вблизи Перми, в тот момент, когда собирались сесть в поезд.
Заподозрив в них иностранцев, жандарм задержал их вместе с грузом, заключавшимся в сложенном аэростате. После наведения справок, они были отправлены в Москву, где были установлены их личности, и они были освобождены.
Пожелание тех и других германских летчиков возле Перми, где находятся пушечные заводы, навело местных властей на мысль о шпионаже.
Подозрение усугубляется, между прочим, тем обстоятельством, что у инженера Берлинера и его товарищей найдены фотографические снимки и другие, по мнению властей, компрометирующие их вещи. Среди летчиков есть инженер, архитектор и лицо знакомое с механикой, что, в свою очередь, усугубляет подозрительное к ним отношение.
Настроение задержанных подавленное. Содержание под надзором нервирует их. Прогулки по городу допускаются только под охраною чиновника.
Есть предположение, что летчики будут отправлены в Казань, где им будет предъявлено обвинение.
Вся частная телеграфная переписка, связанная с задержанием германских летчикою, подвергается просмотру.

На реке Москве.

Ночью на вчера ледохода не было, так как у села Троицкого образовался затор.
Вчера, около полудня, появились отдельные льдинки, а потом начался настоящий ледоход, тотчас же собравший толпы любопытных.
Лед шел 1½ часа, затем поредел, и вскоре река совсем очистилась.
На пристанях сначала полагали, что прошел верховой лед. Но скоро стало известно, что это только прорвало затор у Троицкого.
Лед оказался рыхлым. При ударах о баржи льдины разбивались на мелкие осколки. Этот ледоход никаких повреждений судам не причинит.
Из Звенигорода сообщают, что там была частичная подвижка льда, но затем обрадовался затор.
В Можайске вода сильно убывает.
По вчерашнему сообщению, там уже убыло 18 вершков.
В Москве прибылой вода 3 аршина 10 вершков.
Судовладельцы ждут только звенигородского льда для того, чтобы отправить караваны судов. По их словам, затянувшаяся весна должна продержать долго высокую воду. Обычно половодье начиналось очень быстро, но затем так же быстро вода и убывала.
Нынче же средней высоты вода позволить судам неспеша дойти до Коломны. Ока судовладельцев не беспокоит.

Кража у Скитальца.

Третьего дня у писателя Скитальца (С.Г.Петрова), остановившегося в гостинице «Боярский Двор», похищены серебряные часы, подаренные ему в 1902 году М.Горьким, которыми писатель очень дорожил.
В день кражи к Скитальцу звонил по телефону неизвестный, назвавшийся Покровским, выразивший желание непременно видеться с писателем по делу. Незадолго до назначенного для свидания с Покровским часа Скиталец вышел из своего номера к парикмахеру в той же гостинице. Вернувшись вскоре к себе в номер, он обнаружил исчезновение со стола часов.
Как предполагает писатель, назвавшийся Покровским, придя в его отсутствие в незапертый номер, похитил часы. Покровский больше Скитальцу не звонил и не приходил к нему.

Южная Копейка (Киев).

К изъятию книг на украинском языке.

Инспектора народных училищ киевск. губ. по распоряжению директора народных училищ Плесскаго разослали циркуляры об изъятии из земских народных библиотек всех книг на украинском языке, независимо от их содержания. По этому поводу уманская уездная земская управа, в доладе от 12 марта н. г. на чрезвычайном земском собрании высказалась в том смысле, что в списки запрещенных книг входит 90 проц. популярных брошюр по сельскому хозяйству, остальные по беллетристике. Запрещено в общем 752 книги различных названий. Все же эти книги выписаны дореформенным земством на основании до сих пор не отмененных правил 28 февраля 1906 г.

Б Е Р Д Я Н С К. Слухи об урагане.

Вот уже несколько дней город находится в тревоге. Из уст в уста переходит кем-то пущенный слух об урагане, ожидаемом на 24 марта. Говорят, что учитель физики в одном из учебных заведений сказал ученикам: „будьте готовыми “ (?). В домашнем кругу и на улице, в общественных учреждениях и магазинах, взрослые и дети—всюду только и слышны разговоры об урагане, все только и заняты мыслями о нем. Стоить только вебу нахмуриться и подуть ветру с моря, как на лицах прохожих отражается гнетущая забота.
Кстати сказать, этот слух, упорно держащийся в населении, вызвал даже панику среди прибрежных жителей, состоящих из многосемейных бедняков, не знающих, куда деваться в случае „беды“. Любопытно, что тревога в городе проникла и в деревни, откуда получаются полные страха запросы родителей, дети которых учатся в местных учебных заведениях.
Дело дошло до того, что 14 марта полицеймейстер вынужден был издать приказ по бердянской городской полиции, в котором он напоминает , что „распространение всяких тревожных слухов воспрещено законом “ и угрожает привлекать к ответственности виновных в этом.

Южный Край (Харьков)

Столкновение сановника с Гр. Распутиным.

В высших административных сферах много толков вызывает столкновение между одним высшим администратором и Гр. Распутиным, о котором много говорят в последнее время. Гр. Распутин явился на прием и просил исполнить какую-то просьбу. Администратор отказад. Гр. Распутин настаивал. Администратор встал, сказав: «Разговор окончен. Более беседовать не о чем». Распутин угрожал администратору всевозможными неприятностями. В результате, говорит «Киевск. М.», администратор нанес лжепророку оскорбление действием. В газетах после этого появилось известие, что администратор получает продолжительный заграничный отпуск и к своему посту более не вернется. На сколько верно это сообщение, судить не беремся.

Король-республиканец.

В мемуарах графа де-Моньи, недавно вышедших в Париже, есть не мало интересных сведений и анекдотов из жизни императоров и королей. Любопытны воспоминания де-Моньи об итальянском короле Викторе-Эммануиле I, при котором одно время состоял автор мемуаров. Первый король объединенной Италии был большой оригинал и заклятый враг придворного этикета. Лучше всего он чувствовал себя в лесу и в полях на охоте, во время которой он охотно посещал крестьян, подолгу с ними беседовал и очень любил с ними обедать. На парадных обедах король нисколько не скрывал своей скуки. После падения Наполеона III король заметил, что такая судьба должна бы постигнуть всех монархов. При этом прибавил, что нисколько не жалел бы своей короны, так как он — республиканец по своим взглядам. Как известно, оригинальному королю так и не удалось осуществить своей республиканской программы. («У. Р.»).