14 (01) апреля 1914 года

Маленькие Одесские Новости

ЛЕНСКАЯ ГОДОВЩИНА.

КИЕВ, 31 марта. (От нашего корресп.).
В связи с перенесенной на сегодня годовщиной ленских событий забастовали днепровский машиностроительный завод, наборщики польской типографии и некоторые мастерские. Эксцессов не было. В участках дежурили усиленные наряды городовых и казаки.

ПОГОНЯ ЗА РОШЕТТОМ В ПЕТЕРБУРГ.

ПЕТЕРБУРГ, 31 марта. (От нашего корресп.).
В Петербург прибыл из Парижа агенту сыскной полиции Арраго для ареста скрывшегося по слухам, в Петербург банкира-афериста Рошетта, ведущего переговоры с одним банкиром. Сыщик Арраго, выследив свою жертву, толкнул Рошетта в тот момент, когда он выходил из «Европейской» гостиницы. Спутник Рошетта вступил с агентом-обидчиком в объяснения, a сам Рошетт тем временем вскочил в автомобиль и скрылся. Спутник его оказался доверенным одного банка. Когда попытались установить, на чьем автомобиле уехал Рошетт, то оказалось, что номер автомобиля подложный. В связи с розысками Рошетта произведен обыск в одном аристократическом особняке на Петербургской стороне.

ПЕТЕРБУРГ, 31 марта. (От нашего корресп.). «День» сообщает, что в петербургском почтамте устроена секретная комната в отделении иностранной цензуры. В ней сидят чины охранного отделения и чиновники eе особыми машинками для вскрытия писем. За другими столами писцы записывают копии писем, «заслуживающих внимания». Вскрываются письма, адресованные соц.-демократической думской фракции, а также многим отдельным социал-демократам и многим прогрессистам, рабочим газетам и журналам. На почте также выслеживаются лица, получающие корреспонденции до востребования.

СЕКРЕТНАЯ КОМНАТА.

Бомбы в гимназии.

НЕМИРОВ, Подольск, губ. В квартирах инспектора и директора местной гимназии обнаружены подброшенные какими-то злоумышленниками бомбы. Одна из них взорвалась. Пострадавших от взрыва нет. Как только получено было известие об обнаружении бомб, сюда экстренно были вызваны и прибыли из Винницы прокурор окружного суда Ф. Мартыновский, судебный следователь по важнейшим делам Назаренко, жандармские власти, эксперты и др. Выяснено, что взорвавшаяся бомба была начинена охотничьим порохом и пулями, а для производства взрыва был вставлен фитиль. В доме от силы взрыва выбиты стекла. Подобная же бомба оказалась на одном из деревьев во дворе усадьбы инспектора гимназии. Она не взорвалась, так как фитиль потух. В м-ке в связи с обнаружением бомб произведены многочисленные обыски, недавшие, однако, положительных результатов. Никто не арестован.

ТАНГО В КЛЕТКЕ.

Директор берлинского зоологического сада приготовил публике сюрприз. В прошлое воскресенье им демонстрировались две обезьяны-шимпанзе, танцующие танго. Обезьяны были одеты в бальные костюмы: дама—в бальное платье цвета танго, а кавалер - во фрачную пару и с моноклем.
Исполнение танца было безукоризненное и директору публикой была сделана восторжен. овация.

НОВЫЙ АППАРАТ.

В заседании научного общества врачей больницы Николая Чудотворца ординатор больницы доктор Спиртов демонстрировал изобретенный им прибор;. Прибор воспринимает речи вполне свободно и при помощи фонографа передает их на далекое расстояние. Аппарат может быть приспособлен для записывания речей в судах, в Государственной Думе и т. д.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦАРЯ ФЕРДИНАНДА САМУИЛА.

СОФИЯ. Местная газета «Дневник» сообщает, что царь Фердинанд поручил известному австрийскому генеалогу барону Дунчерну изучить и установить его происхождение от древних болгарских царей. Результат исследований опубликован в австрийском журнале «Rundschau». Оказывается, что царь Фердинанд происходит из рода царицы Марии, единственной дочери болгарского царя Самуила. Дочь ее Ирина была женой византийского императора Алексея Комнена, а одна из его наследниц вышла замуж за Филиппа Гогенцоллерна, из рода которого и происходит царь Фердинанд и император Вильгельм.

В 10-летню годовщину гибели «Петропавловска» в Кронштадте в морском соборе отслужена была панихида по адмирале Макарове и всех погибших.
        В загородном дворце эмира бухарского был устроен обед на 200 чел. по случаю праздника Сеил. На обеде присутствовали чины политического агентства.
        Нева вскрылась от истока на 45 верст.

Итальянский министр иностранных дел маркиз ди-Сан-Джулиано выехал в Аббацию для свидания с графом Берхтольдом.
        Наш корреспондент сообщает по результатам торговли Авсгфии за последние годы. (G. т.).
        Имперский канцлера фон-Ветман-Гольвег выехал на Корфу.
        Солдат-Индус выстрелом из револьвера ранил английского политического агента в Вазиристане и другого офицера и ранил троих.
        Рекрутский набора в Персии не дал результатов, так как население, опасаясь строгостей дисциплины, новобранцев не дало.
        «Белые волки» подошли к Сианьфу и делают приготовления к осаде.

ЛИСТОКЪ

Борьба с дороговизной резины.

Нам сообщают, что за последние дни значительно вздорожал в Петербурге резиновый товар, что в частности тяжело отозвалось на извозном промысле в столице, несущем громадный расход на резиновых шинах, изнашивающихся крайне быстро по петербургским мостовым. На состоявшемся вчера годичном собрании общества потребителей извозопромышленников, под председательством Н. Г. Боюнова, решено обратиться к московским фабрикантам, предлагающим резину на 25-30 коп. дешевле с каждого фунта, и организовать при обществе постоянный склад шин и других необходимых для промысла резиновых изделий, с отпуском их и для сторонних покупателей.

Новая футуристическая выставка.

Ряд выставок художников новейших формаций пополнилась еще новой выставкой кружка, именующего себя «лучистами». Выставка открылась в Вербное Воскресенье в частном помещении на Гороховой улице, все окна которого наглухо заколочены и освещение картин, написанных транспарантами, производится электрическими лучами, пропущенными через стекла соответствующего цвета. Всего на выставке 17 картин и почти исключительно пейзажей, из которых действительно оригинальным является большой холст «Закат солнца на Стрелке Елагина острова», принадлежащей кисти одного из известный пейзажистов. Пока выставка эта, не лишенная оригинальности, открыта лишь для художников и их знакомых а не для большой публики, так как предстоит еще преодолеть некоторые чисто технические трудности в освещении.

В Люкноу (Индия) некий П. Флин пытался вынудить у своего старика-отца деньги После тщетных просьб и угроз он повалил отца на землю и бросил на него одну из самых ядовитых змей — кобру. По счастью, старик остался жив; сын его арестован.

В Реймсе, на кладбище, найдено завернутое в бумагу сердце теленка с воткнутыми в него длинной иглой и 20 булавками. Очевидно, французы тоже знакомы с приворотом», ворожбой и т. д.

Загадочная радиофонограмма.

(По телефону из Петербурга.)

В главном управлении почт и телеграфов получено сенсационное донесение от заведующего архангельской радиостанцией.
22 марта, в 10 ч. 30 м. вечера, приемный аппарат архангельской станции внезапно начал работать. Подошедшие I для приема радиотелеграммы чины станции были изумлены, услышав несшийся из аппарата разговор и совершенно ясные звуки граммофона, исполняющего какую-то пьесу. Разговор велся на иностранном языке и потому удалось понять только одно отчетливо произнесенное несколько раз слово «ало». Разговор и звуки музыки были слышны до 10 ч. 47 м., когда приемный aппaрат прекратил свою работу. Донесение это служит предметом оживленного обсуждения как среди высших чинов главного управления почт и телеграфов и профессоров электротехнического института, на заключение которых передано сообщение о замечательном явлении на архангельской станции.
Высказывается предположение, что наблюдавшееся на архангельской радиостанции явление, есть результат опыта, производившегося чрезвычайно мощным радиотелеграфом в Науэне, близ Берлина, принадлежащем о-ву «Телефункен». Эта станция давно уже производит опыты беспроволочного телефонирования. Известно также, что ей удается при благоприятном состоя атмосферы передавать разговор на несколько сот верст.
Возможно, что 22 марта, состояние атмосферы было особенно благоприятным, и телефонирование удалось на расстояние более 2000 верст.
По поводу этого сообщения ваш корреспондент беседовал с директором русского телеграфного заведения, который подтвердил полную возможность описанного явления. Он говорит, что в последнее время проводятся удачные опыты беспроволочного телефонирования на большом расстоянии, а ночью значительно усиливается деятельность станции. Аппарат, который днем работает на 150 верст, ночью может работать на расстоянии 8—9 тысяч километров. Очень значительная роль принадлежит в этом отношении состоянию атмосферы. (Наш. корр.)

СЕНСАЦИЯ БЕСПРОВОЛОЧНОГО ТЕЛЕФОНА.

(Немецкому обществу «Телефункен» удалось передать разговор пo беспроволочному телефону на 2,000 верст).

(ИЗ БЕСЕД.)

Как сообщают из Петербурга, архангельской радиотелеграфной станции 22 марта совершенно случайно удалось принять по своему аппарату ясную речь и даже прослушать граммофон.
Разговор велся на немецком языке, которого никто из чинов станции не знал.
Это странное явление заинтересовало не только почтово-телеграфное ведомство, но и ученые круги.
По мнению петербургских специалистов, все это явление объясняется не чем иным, как опытами германского общества электропередачи «Телефункен».
Московские специалисты — проф. А. А. Эйхенвальд и Б. И. Угримов — также присоединяются к мнению своих петербургских коллег.
        — Я не вижу в этом удачном опыте «Телефункен» ничего невозможного, — сказал нам проф. А. А. Эйхенвальд.
Телефонирование без проводов на расстояние полутораста — двухсот верст уже разрешено.
Мне самому приходилось наблюдать опыты подобного рода, и скажу, что они всегда были удачны. Таким образом, вопрос о передаче разговора на более далекое расстояние вполне разрешим. Необходима лишь кропотливая работа, которую и выполняет общество «Телефункен».
       -— Словом, вопрос о беспроволочном телефонировании на далекое расстояние можно считать разрешенным?
        — Очень возможно.
        — Можно ли будет в достаточной степени сохранить тайну разговора?
        — Этот вопрос в беспроволочном телефоне так же висит в воздухе, как и при телеграфе. Достаточной гарантии все равно нет...
        -— Явление случайного перехвата архангельской станцией опытов «Телефункен» очень интересно, - сказал нам Б.И.Угримов. - Интересно оно не столько тем, что разрешает вопрос о телефонировании на далекое расстояние, сколько тем, что, лишний раз (подтверждаете наличность больного места в каждом беспроволочном телефоне и телеграфе — невозможность абсолютно изолировать передачу. Трудно предположить, чтобы общество «Телефункен» прямо рассчитывало переговариваться с архангельской станцией.
Архангельская станция просто-напросто была случайно настроена на ту же длину электрической волны, с которой производились опыты.
Что же касается передачи разговора по телефону без проводов, то над этим работали и у нас, в России.
Между прочим, инженеру Липшицу удалось получить хорошие результаты.
Вопрос дальности расстояния — лишь вопрос силы аппаратов.

Г. ЭЛЬ.

Около г. Верхоянска, Якут. области, обнаружены богатые залежи киновари. Обыватели двинулись к месту рождеыия ея для постановки столбов и производства заявок. Осенью ожидается открытие прииска.

В херсонском отделении Русско-Азиатского банка обнаружено получение по подложному чеку 10 тысяч рублей. Два кассира, отец и сын Сурановы, арестованы.

Во Владикавказе, в ресторане „Сан-Ремо“, в отдельном кабинете, застрелился молодой поручик Мохнов, приехавший с компанией знакомых. Знакомые не видели, как произошел выстрел. Предполагают, что Мохнов нечаянно зацепил револьвером зa стол.

Извержение в Закавказье.

БАКУ, 31,III. В воскресенье, в 7 ½ час. вечера, над городом появилось зарево, державшееся несколько минут.
Сегодня выяснилось, что в 30-ти верстах от города, между станциями «Черногорка» - «Сангачал», Закавказский ж.д., у подножия горы Каргез произошло извержение сопки, продолжавшееся ¼ часа.
Открывшаяся сопка выбрасывала грязь, камни и горючий газ.

Оштрафование книжного магазина.

ЯРОСЛАВЛЬ, 31,III. (По телефону). По распоряжению губернатора Д.Н.Татищева, оштрафован на 200 руб. владелец книжного магазина «Просвет».
Наложение штрафа вызвано тем, что при осмотре магазина губернаторским чиновником были обнаружены брошюры: Бернацкого – «К агарному вопросу» и Вандервельде – «Парижская коммуна».

Судьба изобретателя.

ПАРИЖ, 31,III—13,IV. В Монте-Карло на состязании моторных лодок внезапно скончался известный изобретатель Фернан Форест.
Он стоял у руля лодки, на которой подвергался испытанию новый, изобретенный им мотор. Внезапно он почувствовал себя дурно и тут же скончался, как полагают, от разрыва сердца.
Судьба Фореста крайне любопытна. Мелкий ремесленник-механик, работавший в фабричном предместье Парижа, Пюто, Форес изобрел в свое время усовершенствованный мотор, сыгравший видную роль в развитии автомобильного, а затем и воздухоплавательного дела. На изобретениях Фореста люди нажили сотни миллионов, а сам он до глубокой старости (умер на 71-м году) оставался в бедности и по-прежнему работал в своей мастерской, с трудом добывая себе на пропитание.
Лишь недавно государство вспомнило о заслугах Фореста, и ему был дан орден Почетного Легиона.

„Поэзо-концерт".

Воскресный «поэзо-концерт», на котором «представлялся» Москве Игорь Северянин, привлек в Большую аудиторию Политехнического музея массу публики.
Каждое стихотворение покрывалось восторженными «бис» и «браво».
На эстраду летели бутоньерки.
«Лекторскую» штурмовали толпы поклонниц.
Между прочим, любопытно, что ни один футурист не посетил вечера. Очевидно, Игорь Северянин окончательно предан анафеме и отлучен от воинствующего футуризма.
Начался «поэзо-концерт» кратким рефератом В. Ф. Ходасевича.
Докладчик разбирал Игоря Северянина исключительно как поэтическую индивидуальность, не касаясь его принадлежности к литературной школе.
Игорь Северянин по словам докладчика, типичный поэт нашей современности.
Многое в нем, конечно, от дурной современности.
Воспеваемые Северянином будуары, кокотки, автомобили, бипланы, — все это, конечно, лишь накинь «гнилой, как рокфор, культуры», и если бы Северянин этим ограничился,—он не был бы истинным поэтом.
Но в душе Северянина живет мечта о чем-то высшем, более прекрасном и чистом, чем бешеный хоровод современного города.
В его душе горит порыв к солнцу и свободе.
«Солнце нас не выдаст, солнце не забудет».
Этот порыв — главная ценность и оправдание поэзии Игоря Северянина.
После реферата состоялось чтение «поэз».
Выступали г-жи Ильнарская, Морская, Рындина, Селиванова и в заключение сам автор.
Из артисток только одной г-же Рындиной удалось дать художественное воплощение исполняемым ею «поэзам». От остальных же капризная муза Северянина ускользнула совершенно.
Игорь Северянин, встреченный публикой громом аплодисментов, собственно, не читал, a распевал свои стихи.
Манера, которую нельзя отрицать хотя бы из-за ее почтенной древности. Ведь, она была уже принята во времена античных рапсодий.
К сожалению, мотивы, на которые распевал свои стихи Игорь Северянин, были слишком однообразны и не делают чести выбору автора.
Доминировали «поэзы светские», воспевающие «жено-клубы», автомобили, ликеры и проч., и «поэзы программные», в которых поэт излагает свое крайне смутное миросозерцание. Правда, в прекрасных стихах.
Чистая же лирика, в роде прелестной «Ты ко мне не вернешься» или трогательной «Интуиты на смерть К. М. Фофанова», составляющая главное очарование поэзии Игоря Северянина, - отсутствовала.