25 (12) апреля 1914 года

Маленькие Одесские Новости

ДОХОДЫ ЭДИСОНА.

Гениальному американскому изобретателю Эдисону на-днях исполнилось 67 лет. В день рождения Эдисона его посетил редактор нью-иоркской газеты «Син». В беседе с журналистом Эдисон, кстати сказать, удивительно сохранившая и готовящий новый сюрпризы человечеству, сообщил интересные подробности о своем режиме.
Эдисон принадлежит к «лиге лиц, не злоупотребляющих сном». Давно уже вошло в прописи, что гениальные изобретатели обыкновенно умирают в бедности. Теперь же оказывается, что и над гениальным изобретателем, подарившим человечеству столько великих изобретений, повторился этот вечный сарказм судьбы.
Конечно, Эдисону не угрожает бедность, но все-таки общераспространенное мнение, что он очень богат, ошибочно. Спрошенный о своих доходах Эдисон ответил следующее:
        -- Я затрудняюсь ответить вам на этот вопрос, так как я не знаю точной цифры моего дохода. Я зарабатываю очень много, но и мои расходы колоссальны. На содержание экспериментальных лабораторий у меня уходит около миллиона долларов ежегодно. Недавно я, продавая одному акционерному обществу несколько моих изобретений, просил уплатить следуемые мне 700 тыс. долларов не сразу, а по частям. Я хотел, таким образом, избежать затрат на ненужные эксперименты. Но и это средство оказалось недействительным: я вошел в долги и, в конце-концов, вынужден был просить правление общества уплатить мне всю сумму.

НОВАЯ ЖЕРТВА КИНЕМАТОГРАФА.

Стремление изобразить на фильме различные сцены из жизни кровожадных животных стоило уже жизни многим артистам. На-днях в Лос-Анджелосе во время съемки сцен для фильмы из жизни первобытного леса, львица бросилась вдруг на циркового актера Вильяма Кирби, повалила его на землю и прежде чем подоспела помощь, настолько изранила его, что он спустя несколько часов скончался в больнице.

О поливке улиц.

Согласно постановлению городской думы, городской управой приобретена машина для поливки и подметания улиц. Поливка и подметание улиц при посредстве приобретенной городской управой машин будут производится одновременно.

ТАИНСТВЕННОЕ ЯДРО.

На центральной улице Парижа в комнату 5 этажа одного дома влетело пушечное ядро, разрушившее камин в стене. Оно пролетело над головами жильцов.
Парижская полиция теряется в догадках.

АМЕРИКАНCKИЕ РЕКЛАМЫ.

Одно из излюбленных мест для рекламы в Америке это — могильные памятники. Вот образцы такой рекламы:
        „Под этим камнем лежит Анни Хоукинс. Она умерла от горя, что потеряла красоту. Этого не произошло бы, если бы она каждый, вечер перед сном натирала себе лицо кремом „Картес и Сын“, его можно получить во всех аптеках”.
       „Здесь покоится Эдуард Мак Кремер; он умер скоропостижно, воспользовавшись револьвером „Парсиммон", который является лучшим орудием для желающих быстро покончить с тяжелой жизнью“.
       „Здесь покоится вечным сном Джо Баумштамм из известной фирмы „Баумштамм и Чепп” гардины и шторы”.

В английской палате общин был сделан запрос о планах России в Персии.
        Председатель венгерской партии независимости граф Карольи, по сообщению «Az Est», предполагает посетить сестру, живущую в Петербурге.
        Агентство Гаваса сделало сообщение о результатах пребывания английской королевской четы в Париже и бесед между сэром Эдуардом Греем и Думергом.
        Из Гальвестона отправлены в Веракруц 4,768 американских солдат.
        Близь Турина над аэродромом Мирафиори упали и разбились на смерть лейтенант Наполи в пассажир.
        Мексиканские союзные войска и чернь совершают нападения в Энзенаде, на американских граждан. В Мексике толпа волочила по улицам американский флаг, угрожая Американцам.
        Японские правительственные круги заявляют, что в случае осложнений между Мексикой и Америкой Япония отправить в Мексику новые военные суда.
        В Цицикар прибыл русский отряд; бунтовщики вернулись в свои казармы. Русские подданные укрылись в консульстве.
        Правитель Албании с супругою был восторженно встречен в Тиране и вечером вернулся в Дураццо.
        В Сатмаар-Неймети начался процесс 35 Румын, обвиняемых в оскорблении униатско-мадьярского викария в Кисмейтенах.
        Вышедший из Слонты продовольственный караван подвергся в окрестностях Биргандула нападению 400 вооруженных Арабов. Нападение было отбито. Арабы потеряли 100 человек убитыми, Итальянцы — 16.
        Близь Цветя упали с аэропланом летчики братья Пичман. Пилот Пичман скончался.
        Военное ведомство предлагает президенту Соединенных Штатов немедленно мобилизовать 400,000 добровольцев, как доказательство готовности Северо-Американских Штатов к принесению жертв.
        В Кракове было нисколько случаев смерти от истощения безработных рабочих, вернувшихся с германской границы. Организуется помощь.
        Английская королевская чета отбыла из Парижа в Англию.

В Риге на заводе «Проводник» объявили однодневную забастовку 12,100 рабочих.
        Скончался член Г. Думы З-го и 4-го, созывов от Херсонской губернии Коняхин.
        Забастовали портовые рабочие в Азове; порт охраняется полицией.

ИЗ РУССКОЙ ПРИРОДЫ.

Юг. В Аскания-Нова (Таврическ.) 1 апреля прилетели кукушки. В Севастополе 5-го зацвела сирень. В Тирасполе (Херсонск.) 4-го прилетели передовые ласточки; озими находятся в отличном состоянии. В Новомосковском уезде (Екатериносл.) 1-го прилетали ласточки.
Юго-запад. В Измаильском уезде (Бессарабской) 4-го были в цвету все фруктовые деревья; хлеба поднялись на четверть от земли и очень хороши.
Северо-запад. В Валдае (Новгород.) 5-го зацвела голубая перелеска (Anemone Hepatica), летели аисты, 6-го запели зарянки, 7-го появились сморчки, зацвела золотянка (Chrysospl. alternifol.). В Лужском уезде (Петерб) 6-го прилетели пеночки-теньковки, появились лягушки, закружились на воде жучки-вертячки, залетали бабочки-траурницы, 7-го зацвели ранние ивы, начался нерест язей. В Везенбергском уезде (Эстлянд.) 5-го летели гуси.
Запад. В Двинске (Витебск.) 3-го зацвело волчье лыко (Daphne Mezereum), 4-го зацвел сон (Anemone pulsatilla). В Ковельском уезде (Волынск.) 4-го закричал удод.

Д. Кайгородов.

ОПЫТЫ ГИМНАЗИСТА.

КИЕВ. В Жмеринке сын врача Кирицы, гимназист, устроил маленькую станцию для опытов беспроволочного телеграфирования. Станцию пришлось закрыть. (Наш корр.)

ЗАГАДОЧНЫЙ АЭРОПЛАН.

ВАРШАВА. Через Домбров ночью пролетел с западной границы неизвестный аэроплан. Покружив над городом около получаса, аэроплан вернулся за границу. (Наш корр.)

Рабочие, занятые прорытием второго тоннеля на Симплоне (в Альпах), забастовали. В ответ на угрозы инженеров они устроили взрыв 10,000 куб метров скалы, к счастью не имевший гибельных последствий.

В Австрии впервые введено изменение в присяге, даваемой солдатами: „солдаты обязуются верно служить своему императору на суше, на воде и в воздухе.

ВОЙНА МЕЖДУ СЕВ.-АМ. СОЕД. ШТАТАМИ И МЕКСИКОЙ.

МОБИЛИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ.

БЕРЛИН. «Frankfurter Ztg.» телеграфируют из Ньо-Иорка, что военное ведомство предлагаете президенту немедленно мобилизовать 400,000 добровольцев не только для пользования ими в Мексике, но также, чтобы доказать Японии готовность Штатов к жертвам. (СПА.)

В ВЕРАКРУЦ.

ВАШИНГТОН. Адмирал Веджер сообщаете, что при занятии Веракруца были убиты еще три солдата и ранены 25. В настоящее время в Веракруце находится 5,400 чел. войска. Вчера прекращен огонь по всей линии. Американцы произвели во всех домах обыски и обезоруживали жителей. (СПА.)

ОТПРАВКА ВОЙСК.

ГАЛЬВЕСТОН. Четыре пехотных полка, батарея и кавалерийский полк, всего 4,768 человек, отправлены в Веракруц. (СПА.)

ЭНТУЗИАЗМ В МЕКСИКЕ.

ВЕНА. Сюда телеграфируют, что в столице Мексики необычайный энтузиазм. Город украшен флагами. Хуэрта объявил амнистию всем политическим преступникам.
Телеграфируют, что войска вожди мексиканских конституционалистов ген. Карранца в двух пунктах перешли границу Сев.-Амер. Соед. Штатов и заняли Ларедо и перевал Кагль. (Наш. корр.) ПАРИЖ. Как телеграфируют из Мексико, мексиканское правительство приняло все меры к упорному сопротивлению. Оно обратилось с воззванием к народу, призывал его к оружию.
Хуэрта заявляет, что запасов у него хватит на год. Он решил сопротивляться до крайности и уверяет, что против неприятеля выступят 4 мил. мексиканцев. (Наш. корр.)

ПОСРЕДНИЧЕСТВО АНГЛИИ.

РИМ. Из Мексико телеграфируют газете «Corriere Della sera», что первый секретарь английской миссии отправился в Веракруц с важным поручением.
Полагают, что он поехал совещаться с командующим американской флотилией. Посредничество Англии направлено к прекращению военных действий.
Что касается Хуэрты, то он проявляете полное спокойствие.
        — Лучше умереть, сражаясь, — заявил он, - чем купить мир ценою национального достоинства. (Наш. корр.)

НАПАДЕНИЯ НА АМЕРИКАНЦЕВ.

САН-ДИЕГО (Калифорния). Американский консул в Энзенаде телеграфирует, что мексиканские союзные войска и чернь совершают нападения на проживающих там американцев. Вследствие этого из Сант-Диего выслан броненосец береговой обороны „Cheyenne". (СПА.)

ОСКОРБЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКАГО ФЛАГА.

ВЕРАКРУЦ. Прибывшие сюда о поездом беглецы сообщают, что когда они покидали город Мексико, толпа мексиканцев волочила по улицам флаг Соединенных Штатов и угрожала американским гражданам. (СПА.)

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЯПОНИИ.

Лондонским газетам телеграфируют из Токио, что японское правительство отправило в мексиканские воды девять военных японских судов с целью «охраны интересов Японии».
ТОКИО. В правительственных кругах заявляют, что если осложнения между Мексикой и Америкой затянутся, то Япония отправить в Мексику новые военные суда. (СПА.)

АМЕРИКАНСКИЕ И МЕКСИКАНСКИЕ ВОЖДИ.

Приводим краткия характеристики некоторых лиц, которым, по-видимому, суждено играть видную роль в новом акте трагедии, разыгрывающейся в Мексике.
Главнокомандующим северо-американскими сухопутными войсками назначен, как мы уже сообщали, генерал-майор Леонард Вуд.
Он родился в 1860 году и начал свою военную карьеру в качестве военного врача. Когда Теодор Рузвельт оставил пост начальника 1-го кавалерийского полка добровольцев, сформированная, как известно, из знаменитых «ковбоев», Леонард Вуд занял этот пост. В войне с испанцами на острове Кубе Вуд очень отличился. В генеральском чине он состоит с 1901 года.
        Американским флотом командует вице-адмирал Чарльз Джонстон Бэджер. Он родился в 1853 г.; двадцати лет окончил военно-морскую академию.
        Вице-адмирал Майо командует эскадрой перед Тампико. Именно его энергичный образ действий после ареста американских матросов в Тампико вывел президента Вильсона из состояния нерешительности и заставил принять внушительные меры.
        «Президента» Мексики, генерал Викториано Хуэрта, мрачный и кровожадный гений своей родины, несомненно, происходить от смешанного брака, и в его жилах много индейской крови. Но сам он считает себя «чистокровным ацтеком» (потомком древнего царствовавшего в Мексике рода).
Хуэрта храбр, как фаталист, крайне вынослив и держится иногда не без достоинства. Но в то же время он не признает никаких принципов чести, никаких велений совести. Его собственные солдаты боятся его больше, чем кого бы то ни было на свете, но слепо следуют за ним.
        О генерале мексиканских инсургентов Франческо Вилле паши читателя имеют уже определенное представление. Это — бандит, убийца и грабитель. Мальчиком 14 лет он уже сидел в тюрьме, как убийца; затем занимался разбоем. Вилла был сторонником Мадеро, затем «близким другом» Хуэрты; с которым он впоследствии так ожесточенно сражался.

В с. Буши, Подольской губ., в имении наследников Оржановского, прислуга эконома 3. Гутковского в отсутствие хозяина напала на его жену и секачом изрубила ей голову, лицо и руки. Когда Гутковская упала без чувств, прислуга, заперев дверь изнутри, выбила окно и ушла в село, в церковь. Гутковскую привели в чувство и по ее указанию стражники отправились к церкви, где нашли прислугу Марию Чайковскую, принимавшую св. причастие. При задержании она стала было отпираться, но, узнав, что Гутковская жива, созналась в покушении на убийство и заявила, что ее подговорил муж жертвы — эконом Гутковский, с которым она была в связи. Преступница арестована.

В Бобруйске на-днях задержаны две пятнадцатилетние гимназистки— Телешева и Васильева, — прибывшие сюда изе Луганска. Захвати в с собой 10 руб., девушки решили совершить „путешествие вокруг света без денег". В Бобруйске оне пытались найти „службу” на время, чтобы затем пробраться дальше. Но здесь их застигли гнавшиеся за ними по пятам родители и забрали „путешественниц вокруг света“ домой.

МАТЧ ЛОНДОН – МОСКВА.

Вчера происходит, третий матч между студентами лондонского университета, получившими на этот раз в противники сборную команду из лучших русских игроков лиги.
Среди присутствовавших попечитель учебного округа А. А. Тихомиров, предсе датель лиги Р. Ф. Фульда, секретарь К. Г. Бертрам, казначей Ж. С. Дубинин и мн. другие.
Игра начинается в назначенное время по свистку рефери И. И. Савостьянова. На этот раз видно, что русские освоились с системой, играют они смелей и удачно парируют удары англичан, временами даже переходят в атаку, ставя гол англичан в опасное положение, хотя все-таки большая часть игры происходить у гола москвичей. Заметно, что прекрасно вытренированные англичане почти не утомляются и все время ведут игру в исключительно быстром темпе. На редкость хорошо работает наша полузащита во главе с Лаш — игрок смело встречал натиск противников и временами удачно обводил англичан под бурные аплодисменты публики. Англичане учли его способности и наделили исключительным вниманием; по-прежнему всеобщее удивление вызывали Лобхон и Бетман. Нельзя не отметить также и бэка Тяпкина; голькипер Шашин («Свифт») очень много выиграл бы если бы поменьше играл для публики.
Первая половина проходит в напряженном внимании. Англичанам удается забить только один гол, и на этом кончается хавтайм.
Во второй половине все ждали что повторится та же история, что и третьего дня, когда англичане забили шесть сухих голов.
Однако, игроки подтянулись, и вскоре под гром аплодисментов форвард Денисов забивает гол гостям, который является собственно первым голом, полученным гостями в Москве. Хавтайм заканчивается в общем в ничью, и англичане покидают поле при скромном результате 2:1 в свою пользу.
Великолепно реферировал И. И. Савостьянов. Завтра последняя гастроль англичан: они будут играть против сильнейшей московской команды, скомбинированной из английских и русских московских игроков.

ВПЕЧАТЛНИЯ.

3 1/4 час. дня.
На футбольной площадке замоскворецкого спортивного клуба публики видимо-невидимо.
Когда подъезжаешь к воротам площадки, над которыми освещенные золотистыми лучами солнца развеваются английский и русский национальные флаги, поражает вереница автомобилей и экипажей.
        — Точно съезд на премьеру в Большом театре, — характеризуете встречающий гостей секретарь футбольной лиги г. Бертрам.
Съезд на футбольный матч действительно шикарный.
Выдавшаяся вчера настоящая летняя погода привлекла на матч лучшее московское общество.
Когда подходишь к первым рядам, в глаза сразу бросаются шикарные наряды дам и цилиндры мужчин.
Бой между англичанами и русскими начинается ровно в 3 1/2 час дня.
Весь круг площади, все деревянные места буквально трещат под тяжестью публики.
Стройно, красивыми группами показываются из красного домика лиги футбольные команды.
Русские в красных рубашках, англичане — наполовину в белых, наполовину в фиолетовых.
В центре, у почетных месть, где заседают правленцы, объясняют:
        - Сегодня решительное сражение. Москвичи выставили все, что есть лучшего в Москве и тем самым — и в России. Фактически решается... судьба России.
Обе команды, словно чувствуют тысячи нервно направленных на них глаз, напряженно ждут результатов боя.
Русские держатся стойко.
Настроение публики до того нервное, что она гиком и аплодисментами встречает чуть ли не каждый удар мяча.
Происходят курьезы.
Романов 2-й, отражающий нападения крайнего левого Бетмана, чуть не все время работает головой.
Каждое движение руоского игрока вызывает горячие одобрения публики:
        - Романом, готовь голову! – предупреждают каждый раз из толпы.
Но особенно демонстративно ведут себя в публике англичане. Каждую неудачу своих они встречают чуть ли не истерически воплем и, наоборот, успешный удар дружным:
        — Оль райт!

После часовой борьбы командам дают отдохнуть.
Антракт на площадке.
Масса новых лиц, запоздавших, к началу матча.
Эти жадно интересуются, каковы результаты начала.
        — Пока в ничью! — успокаивают правленцы.
Когда публика сходит со своих мест, наконец, видишь, какое огромное число учащихся с трепетом следит за состязанием.
Их чуть ли не 60% всей публики.
Масса студентов, курсисток, интересующихся игрой студентов-футболистов, выступающих против англичан.
Собравшейся группе специалистов объясняют:
        — До сих пор русским мешало солнце, лучи которого падали им прямо в глаза, и ветер. Сейчас и солнце и ветер против англичан. Это нас утешает.
На помощь призваны даже силы природы.
Но вот слышится свисток рефери. Публика спешит на места.
Бой продолжается.

А.АРД.

Любители футбола на крыше одного из соседних домов, прилегающих к полю игры.
(Фот. «Ранн. Утра».)

Клад.

Вчера в «Русском Слове» сообщалось о золотом кладе, найденном под полом одной из квартир дома Феррейн, в Кривоколенном переулке.
Сыскной полиции поручено было отыскать владельца клада.
Теперь дело с находкой клада принимает совершенно иной оборот.
Те 985 монет, о которых шла речь во вчерашнем сообщении, — только часть клада. Они найдены были у двух лиц спрятанными в разных местах.
К этим лицам предъявляется обвинение в утайке и растрате части клада.

Безобразия союзников на лекции П.Н.Милюкова.

КИЕВ, 11,IV. Сегодняшняя лекция П.Н.Милюкова на тему: «Ужасы войны – новое равновесие на Балканах» сопровождалось хулиганским выступлением союзников.
Перед началом лекции в зал вошла группа союзников «двуглавцев», с Голубевым и Розмитальским во главе.
Как только П.Н. Милюков появился в зале, «двуглавцы» побросали бутылки с зловонной жидкостью, стали свистать полицейские свистки и кричать : «Долой Милюкова!»
Одновременно «двуглавцы» разбросали по залу пасквильные листки.
Возмущенная публика аплодисментами заглушила крики и свист союзников и потребовал от полиции удаления «двуглавцев».
По требованию публики явился полицеймейстер с большим нарядом полиции. «Двуглавцы» и их главари были удалены.
После этого лекция продолжалась спокойно.
П.Н. Милюкову устроена бурная овация.

Утро (Харьк.)

Распутин и клуб лотошников.

«Петербургский Курьер» пишет, что известный «старец» Григорий Распутин, пользующийся огромным влиянием в придворных и синодских сферах, принимал деятельное участие в делах крупнейшего лотошного клуба, закрытого за незаконные деяния. Распутин, являясь в клубе, знакомился с его приходами и расходами. Заправилы часто угощали Распутина завтраками. Распутин подарил заправиле клуба свою фотографию с надписью: «лучшему из евреев». После закрытия клуба Распутин обещал клубу скорое открытие. К участию в делах клуба Распутин был приглашен председателем клуба академистов Балицким. Распутин давал на игру деньги, неоднократно наблюдал за игрою из другой комнаты, благословлял играющих. Распутин был избран старшиной клуба за «плодотворную» деятельность. (Соб. кор.).

Американский шовинизм.

Из Вашингтона телеграфируют столичным газетам:
Общественное мнение Соединен. Штатов с энтузиазмом поддерживаете президента Вильсона, толкая его на дальнейшие решительные меры против Мексике. В ряды армии записываются сотни тысяч добровольцев.
Гражданская милиция объявила о своей готовности итти на войну.
Студенты высших учебных заведении производясь демонстрации в пользу войны.
Ассоциация американской печати на вчерашнем своем митинге вынесла резолюцию, в которой обещает Вильсону поддержку всей печати страны. Даже союз американских церквей и организованный экс президентом Тафтом „Форум мира" послали президенту поздравительные телеграммы. Одни только социалисты возмущены нападением американского колосса на своего слабого соседа из-за ареста нескольких пьяных матросов.
(Соб. кор.).