27 (14) апреля 1914 года

Маленькие Одесские Новости

Война в Мексике.

(По телеграфу).

МОСКВА, 13 апреля. (От нашего кор.).
Из Вашингтона телеграфируют, что в Мексике сын президента Хуерты во главе толпы сбросил с пьедестала статую Георга Вашингтона. Он сам привязал для этого веревку к статуе.
Из Вера-Круца сообщают, что отряд солдат Хуэрты занял частную американскую литографию, где по приказу Хуерты было отпечатано огромное количество ыексиканских ассигнаций, как запас для ведения предстоящей войны.
ЛАРЕДО (ПТА). Нуэво-Ларедо превращен в груду развалин огнем американских орудий. Убиты 2 мексиканца, много зданий обрушились и подожжены мексиканцами.
ВЕРА-КРУЦ (ПТА). По слухам, в городе Мексико толпа разрушила памятник Вашингтону. Сын президента Хуэрты предводительствовал толпой, сам Хуэрта бросил веревку на памятник.
ВАШИНГТОН (ПТA). Германский, французский и ииспанский послы посетили государственного секретаря Брайана с целью установить основания относительно допущения иностранных судов и грузов в Вера-Круц.
БУЭНОС-АЙРЕС (ПТА). Газеты обсуждают поведение Соед. Щтатов в мексиканском вопросе.
МОНТЕВИДЕО (ПТА). Газеты говорят, что южно-ажериканские республики в виду опасности быть поглощенными Соед. Штатами должны войти в соглашение друг с другом, чтобы оказать противодействие.
ТОКИО. Граф Окума в своем органе «Ейоци» категорически опровергаешь слухи об изменении японской политики по отношению к Мексике в связи с последними событиями. Япония будет нейтральна по отношению других держав в Мексике.

Московская Газета

Экспедиция по наблюдению солнечного затмения.

Министерство народного просвещения отпустило московскому университету 11 тысяч рублей на снаряжение специальных экспедиций по наблюдению предстоящего 8 августа с.г. солнечного затмения.
Университет с этой целью организует три экспедиции.
Две экспедиции с целью наблюдения астрономических и географических явлений в момент затмения университет командирует в Феодосию, третью же в Киевскую губернии.
В состав экспедиции входят профессора и приват-доценты физико-математического факультета.

Южно-американские республики предложили свое посредничество между С.-А. С. Штатами и Мексикой.
        Эллинское правительство дало приказание военным властям северного Эпира немедленно очистить страну.
        Мусульмане выселяются из пределов новых сербских земель, не желая свыкаться с новым порядком вещей, хотя и признаются, что по отношению к ним ничего дурного властями совершено не было.
        В Белграде состоялось торжественное принесение присяги первыми рекрутами из новозавоеванных сербских земель.
        В Дураццо прибыла итальянская эскадра под командой герцога Абруцкаго, который вместе с командирами судов был принят правителем Албании.
        Черногорский министр внутренних дел Гойнич и министр просвещения и исповеданий Миушкович подали в отставку. На их место назначены Савва Вулетич и Черович.
        Ульстерские добровольцы устроили мобилизацию, отвлекли внимание властей к Бельфасту, окружили таможенные посты и на сотнях автомобилей провезли выгруженные с парохода «Fanny» оружие и патроны.
        Союз воздухоплавателей в Берлине запретил своим сочленам полеты на аэростатах союза в Россию.
        В Тегеране отслужена торжественная заупокойная служба у тела убитого шведского майора графа Левенгаупа.
        Граф Окума уверяет в своем органе «Хоци», что Япония не изменила политики по отношению к Мексике, но будет действовать в зависимости от отношения других держав к Мексике.

Ад по Божественной Комедии Данте.

Самой захватывающей частью Божественной Комедии несомненно является Ад, в котором все волнующие и гнетущие душу средневекового человека думы и ужасы Страшного Суда и ожидающие его в загробной жизни кары, отражены с титанической силой творческого гения Данте.
Одна за другой развертываются картины жизни Ада, раскрывая мир, полный таинственности, трепета и ужаса.

Мы видим поэта, бродящего половину своей жизни по дремучему лесу, т.-е. среди людских страстей и пороков и стремящегося наконец возвыситься до истинной добродетели. На пути своем он встречает препятствия в виде лютых зверей — эмблемы гордости и честолюбия, жажды власти, почетов, славы, чувственных наслаждений. На помощь ему, в виде Виргилия, является олицетворение мудрости.
Вместе с поэтом и его добрым гением — Виргилием мы спускаемся в душные все суживающиеся круги ада. В самом низменном углу его, в центре земли, находится Люцифер, — середина его тела образует собой ту центральную точку, в которой сходятся, со всех сторон все тяготы мира. Падение Люцифера с неба образовало громадную яму, в виде конуса, основание которой находится на поверхности земли, а верхушка в центре. Там-то и пребывает Люцифер в вечных мучениях: его крылья приняли форму перепонок летучей мыши и, вечно махая ими, он наводить страшный холод...
Муки усиливаются по мере того, как суживаются эти девять кругов...

Мы присутствуем на беспорядочных плясках сластолюбцев, кружащихся в вечном урагане, на страшных мучениях и терзаниях еретиков-эпикурейцев, на многих других душураздирающих сценах, которыми населило Ад утонченно-болезненное воображение величайшего поэта...
Современному человеку своей собственной фантазией трудно воссоздать в реальных образах весь этот душевный мир средневековья, но он становится нам ближе и понятнее, когда, инсценированный опытной рукой, он проходить перед нами на экране в живых сценах и интересной обстановка в театре «Паризиана». Невский 80.
Сценическое воспроизведение Ада было сопряжено с огромными техническими затруднениями..
В картине участвуют свыше тысячи человек.
Снимки приходилось делать в очень опасных ущельях Италии.
Так что на постановку ушло 1 ½ года и затрачено свыше 2.000.000 франков.

Музыкальная иллюстрация картины будет сопровождаться симфонией «АД> муз. Листа в исполнении большого симфонического оркестра.

Цены местам возвышенные.

Скандальный диспут футуристов о „танго" в зале Калашниковской биржи.

Вчера, в Воскресенье, 13-го Апреля, в зале калашниковской биржи состоялся диспут-лекция футуристов о „танго”, чуть было не закончившаяся большим скандалом.
Дело в том, что многие из обещанных участников этого вечера совсем не явились, a явившиеся принадлежали к такой категории реферантов и диспутантов, которых даже наша снисходительная публика награждаете шиканьем и свистом.
Вчерашний вечер начался демонстрацией танцев „танго” и „фурляна“, ни шатко, ни валко исполненных двумя парами танцоров после чего последовало остроумное выступление г-жи Тэффи.
С этого момента началось уже нечто в высшей степени кубо-футуристическое.
Прежде всех выступивших некий горе-реферант г. Салавьев, пробормотавший, сбиваясь и запинаясь, какой-то вздорь без начала и конца об искусстве эксцентриков, о танго и еще о чем-то, совершенно не относящемся к делу.
Публика наградила оратора дружным шиканьем.
Его место занял футурист Кульбин, который прежде всего начал плакаться на то, что ему никак нельзя прочесть полностью гениального манифеста великого Маринетти: „Долой танго и... Парцифаль!“
Скромный и эастенчивый оратор передаете лишь сжато суть этого манифеста. „Парцифаль”, видите-ли, не можете удовлетворить футуристов, потому, что он только сладко сентиментален и в нем отсутствуете какая-либо большая, сильная идея!
Тем-же страдает и „танго”: он слишком „мал и ничтожен” по своей „разнузданности”.
Вот когда придет черед футуристам, то они несомненно сумеют создать такой „великопакостный” танец, что... даже электричество не выдержит и погаснет. Далее появляется на эстраде господин с черной звездой на правой щеке и заявляет, что „танго” есть не что иное, как... „вскрывшийся нарыв любви".
По словам следующаго за ним „больного субъекта”, танец „танго” создался из тех движений, которые составляют неотъемлемую часть „танца матросов” когда эти последние, пробыв на корабле 6 месяцев к ряду „без дамского” общества предвкушают все радости портового города.
На этом закончилось первое отделение, а второе (после получасового антракта) началось с того, что футурист Крученых заявил публике, что в виду не прибытия самых великих и славных футуристов лекция-диспут считается законченной.
Само собою разумеется, что подобное издевательство привело собравшуюся публику в бешенство и она стала требовать от устроителя вечера обратно деньги. Но распорядителя-вечера ужа не оказалось и потому вопрос о возврате денег остался нерешенным.

Футуристы и грандиозный скандал в Милане.

8-го Апреля, в театре «Dal Werme» состоялся концерт футуристов, закончившийся небывалым скандалом.
Футурист г. Люиджи Руссоло должен был продемонстрировать в этот вечер свое новое произведение, а именно музыкальные инструменты, передающее, всевозможного рода шум или «intona-rumori», как он их назвал.
Haшa современная жизнь полна самого разнообразного шума, и вот задача музыки футуристов именно и заключается в передаче с точностью характерных черт и особенностей шума, характеризующих ту или иную сторону этой жизни, тот или иной ее момент.
Для этого-то и необходим специальный музыкальный инструмент, получивший название «intona—rumori».
Такое объяснение преподнес собравшейся публике поэт Маринетти в речн, произнесенной им перед началом концерта.
Но вот поднялся занавес, и публика узрела на сцене целый оркестр, состоящий из различных типов вновь изобретенного инструмента.
Этот последний имеет вид большого ящика (гармонического, конечно) к коему прилажена большая труба в роде граммофонной; музыкант помещается сзади инструмента и вращает особую ручку.
Программа концерта гласила, что будут исполнены три симфонических отрывка под следующими названиями: «Пробуждение большого города», «Обед на трассе курзала» и «Съезд автомобилей и аэропланов».
Однако присутствовавшей на концерте публике так и не удалось прослушать эту глубокую по своему духовному содержанию программу.
Дело в том, что при начале уже первого «симфонического отрывка» наиболее экспансивные из зрителей подняли такой шум, что от «шума», передаваемого новыми футуристическими инструментами, и помину не осталось.
Появились было смельчаки, пробовавшие отстоять свое право насладиться музыкой «будущего», но к ним были применены тотчас же самые энергичные способы укрощения в виде всевозможного рода законом нетерпимых «жестов с палками» и без оных, и мало-помалу завязалась великая «битва народов».
Вскоре ничего ужо нельзя было больше разобрать: чуть-ли не весь театр представлял собою общую бурю негодования по адресу футуристов, сопровождавшуюся таким гамом и свистом, которые можно только услышать в итальянских театрах.
Но вот в партере появляются футуристы Маринетги, Боччиони н Карло и пробуют успокоить публику, предлагая ей сначала прослушать концерт, а потом уже казнить или миловать их собратьев.
Результат получается однако совершенно обратный.
На футуристов бросается нисколько человек зрителей и начинает их избивать.
Футуристы вместе со своими сторонниками отвечают тем-же, и вот начинается общая свалка.
Весь театр поднимается на ноги.
Шум, крики, вопли, ругательства.
Мелькают в воздухе палки, летят стулья.
Появляются карабинеры (жандармы), полиция и врезываются в самую гущу дерущихся.
Концерт продолжается; драка так же.
Наконец футуристы под прикрытием карабинеров отступают к сцене и затем покидают театр.
При выходе новая драка.
На площади Коррузио еще большая свалка.
Футуристы кое-как добираются наконец до галереи Виктора-Эммануила.
Здесь снова начинается сражение.
Разбитые на голову злосчастные футуристы, преследуемые толпою, в беспорядке отступают к ресторану «Савини», в который и скрываются как в надежную крепость.
Но толпа пытается проникнуть и сюда.
Тогда полиция отдает приказание закрыть ресторан и опустить его железные ставни.
Галерея
усеяна смятыми и продавленными шляпами, обломками стульев и палок.
Однако мало-помалу все успокаивается и толпа медленно начинает расходиться
. Как выяснилось впоследствии, помимо множества ушибленных и подбитых, двое из принимавших участие в свалке оказалось тяжело ранеными. Полиция произвела несколько арестов.

-Si-

Стол. Молва

Матч Лондон-Москва.

Подходят трамваи — и новые, свежие человеческие волны вливаются в „стадион“ Замоскворецкого клуба спорта. „Стадион" волнуется. На победу „русских" не надеется никто, но все-таки обсуждаются те или иные шансы...
Свисток судьи, — и вся толпа замирает в том тихом ожидании, которое стало теперь присуще каждому московскому спортивному состязанию.
Красные и пестрые фигуры игроков, окрашенные еще и в цвет весны ярким, веселым солнцем, — кажутся на фоне свежего газона чем-то игрушечным, не настоящим...
Толпа—живет. Живет каждым моментом, и это понятно и близко, несмотря на звон и рокот трамвая зa забором, на выкрики игроков, на светлую и весеннюю радость неба...
И не только на „стадионе“ живет толпа, а и на заборах, на крышах, в окнах кругом, где целые выводки бесплатных зрителей принимают живое участие в игре...
        — Ол-райт! — орет англизированная толпа—но только в случаях удачного удара или ловкого выпада.
„Национализма" нет и в помине. Если закрыть глаза, — кажется, что кругом — тихое, весеннее поле, ветерок... Такова необычная, невероятная тишина.
Изредка — жидкие аплодисменты, возгласы. Да и те кажутся рокотом ручейков.
И снова все замирает. Толпа — как волнующийся, но тихий-тихий лес; всколыхнется на мгновенье—и замрет.
Ждут... ждут...

На почетных местах налицо вся спортивная Москва: Р. Ф. Фульда, Ф. В. Генниг, К. Г. Бертрам, Ф. Ф. Энгельке, М. С. Дубинин, А. Я. Торнтон, И. И. Савостьянов, А. В. Чарнок, Д. М. Рвбрик, А. К. Фендт и мн. др. Реферирует матч М. Бранд, представитель берлинской футбольной лиги, И очень удачно справляется с ответственной задачей.
В начале игры москвичи достаточно энергично отбивают атаку, гостей и иногда московские красные рубашки виднеются около английского гола. Лучше форвардов работает наша защита, в лице бэков Джонса и Воронцова, которые почти не пропускают мяча до голкипера Мартынова. Силы средних игроков — хавбэков Акимова и Воздвиженскаго—расходовались скорее на защиту, чем на нападение.
Линия форвардов оставляла желать лучшего, не было достаточной согласованности в нападении и отсутствовала меткость пасса.
Первая половина игры дала результата в пользу англичан, которым удалось забить один гол москвичам, благодаря отсутствию в надлежащее время на своем месте бэка Воронцова. Гол был забить на 15 минуте, несколько раньше всех забитых гостями до сего времени. Вторая половина безусловно доказывала высокий класс москвичей, которые смогли продержаться против англичан, не пропустив ни одного гола к себе; правда, они не забили и противникам ни одного.
Таким образом вчерашний день принес англичанам самую скромную победу при счете 1:0.
Вечером московская лига чествовала гостей банкетом в „Московской" гостинице.

Утро (Харьк.)

«Палестина».

На днях в театре «Модерн” будет демонстрироваться кинематографическая картина из жизни евреев «Палестина».
Картина эта составлена исключительно из эффектных снимков и вполне переносит зрителя в интересный библейский мир, полный священных памятников седой древности и ярко рисует жизнь, быть и нравы страны с ее своеобразной современной культурой.
Картина эта демонстрировалась в Петербурге, Москве, Киеве и друг. городах.

В. И. Шаляпин.

Оказывается, что у знаменитого баса Федора Шаляпина есть брат Василий, обладающий не менее феноменальным тенором. Ему всего 26 лет, и только недавно он окончил военную службу в Воронеже, где он служил фельдшером в одном из армейских полков. Василий Шаляпин, как сообщают «Б. В.», действительно, обладает большим драматическим тенором и... атлетической фигурой своего брата. Он будет заниматься под руководством молодого профессора пения г. Донского и под наблюдением Ф. И.

Южная Копейка (Киев).

Лекции И.И.Сикорского и П.Н.Нестерова.

В субботу в помещении Императорского технического общества И.И.Сикорским была прочитана лекция о значении больших аэропланов и о личном впечатлении от полетов на этих аэропланах.
Между прочим был продемонстрирован при помощи волшебного фонаря целый ряд снимков с „Ильи Муромца” и предложены публике для ознакомления фотографические снимки с него.
После этого П.Н.Нестеров прочел лекцию на темы: 1) Личный взгляд на прогресс авиации и 2) Значение фигурных полетов.
К сожалению, желание г.г. лекторов продемонстрировать свои впечатления о полетах при помощи кинематографа совершенно не удалось благодаря тому, что аппарат все время „шалил”, отказываясь повиноваться технику и вся эта кинематографическая демонстрация свелась к одному светлому пятну на фоне экрана.
Публика, видимо, осталась этим обстоятельством недовольной и выражала все время свои протесты. Но по существу своему лекция представляла решительный интерес и нет ничего удивительного, что интересная тема и популярность лекторов собрали большое число слушателей.