16 (03) мая 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

Дети капитана Гранта на фильме.

„Душу раздирающие“ драмы, некоторое время сильно привлекали публику в кинематограф.
С течением времени электробиографы стремятся преподносить зрителям более „удобоваримую пищу”.
„Дети капитана Гранта" по роману путешественника Жюля Верна, любимца юношества, представляют весьма богатый и содержательный материал для инсценировки на экране.
Этой картине которая скоро пойдет в театре „Экспресс" в столичной печати уделено много хороших отзывов

Маленькие Одесские Новости

1-е мая в Одессе.

У университета.

Вокруг университета и в кварталах, близких к университету, в течение всего дня разъезжали усиленные наряды полиции.
Попыток к нарушению порядка не было никаких.
В самом университете, в виду годичного акта, занятий не было.
В испытательных комиссиях занятия были прерваны.
Студенты в здание университета не пропускалась. Все ворота и двери университета были заперты.

В типографиях.

В наиболее крупных типографиях города работу в течение дня не производились.
В типографии бр. Кульберг до обеда бастовала лишь незначительная часть рабочих. После обеда работу прекратили все рабочие.
В типографии Южно-русского о-ва бастовала лишь незначительная часть рабочих.
В типографиях «Одесских Новостей», «Мал. Одесских Новостей», «Одесского Листка», и «Южной Мысли» работы были прекращены в 3 часа и не возобновилась в течение всего дня.
Регулярно шла работа в типографиях «Русской Речи», «Знамени», и «Одесской Почты».
В типографии «Одесской Почты» работа, однако, была прервана в 3 часа ночи и возобновилась около 6 час. утра.

На фабриках и заводах.

С утра объявили однодневную забастовку рабочие фабрики писчебумажных изделий торг. дома «Г.м.Левинсон», металлургич. завода наследников Л.О.Шполянского и мебельной фабрики Кайзера и Зура. Частичные забастовки были на пробочном заводе Анонимного о-ва , на чайно-развесочной фабрике т-ва «А.Кузнецова и Ко» <...>.

ПОЛЯРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

В столицу австралийского штата Виктория прибыл известный полярный путешественник Дуглас Маусон, готовящийся уже к новому путешествию на Южный полюс. В беседах с корреспондентами он говорит, что самое неизгладимое впечатление от полярных пустынь оставил в нем постоянно дующий там ветер скорость которого от ста до двухсот мил. в час. Это такой ураган, которому не в силах противостоять никакое строение.
При такой быстроте, мелкие ледяные частицы электризуются и все, что только стоит на пути ветра начинает светиться как при самой торжественной иллюминации.
Экспедиция Маусона установила беспроволочный телеграф посредством которого сносилась с Маккварскими островами и со столицею Ван Дименовой земли, Гобартом. Полученные новости они печатали и издавали газету под названием «Буря».
По мнению Маусона, сообщение с полюсом установится в будущем лишь посредством аэропланов, станции для которых можно устроить на промежуточных островах.

В Г. Думе прения по смете министерства внутренних дел обратились в обсуждение внутренней политики. Большие речи произнесли Пуришкевич и Львов.
        В Г. Совете обсуждался законопроект о военно-судовой повинности. Мнение Г. Совета совпало с мнением Г. Думы.
        Открылся восьмой съезд представителей промышленности и торговли в Петербурге.
        В Москве загорелись декоративные мастерские Императорского Малого театра.
        В Северной Двине у Архангельска вода поднялась на 11 футов выше ординара.
Около Екатеринбурга вода в Исети поднялась на сажень, затопив мастерские Пермской дороги. Разобран мост.
        На качинском аэродроме разбился на смерть военный летчик Семишкур.
        При посадке гидроплана лейтенантом Лучаниновым на воду, аппарат опрокинулся и затонул. Летчик спасен.

Греческая королевская семья отбыла в Солунь. В Белграде скончался депутат скупщины профессор Скерлич.
        В болгарское народное собрание внесен запрос о расстреле македонских новобранцев в Ристовац и Крагуевац.
        В Мальмэ состоялось открытие балтийской выставки.
        В Лондоне открыта англо-американская выставка.
        В Глазго таможенные власти арестовали 500 штыков. <.
        По Панамскому каналу началось прохождение небольших судов.

В с. Аксенове, Псков, губ., земский начальник Любимов присутствовал на экзамене, после которого был устроен обед для экзаменаторов. Вернувшись домой, Любимов почувствовал себя плохо и вскоре скончался в страшных мученьях. Врач констатировал отравление рыбными консервами, поданными на обеде.

В дер. Озерах, Киев. губ., огнем уничтожены 82 избы. В огне, кроме имущества, погиб скот. Убытки 50000 р. Виновники пожара — дети, которые из шалости подожгли навес одного из погребов.

Наконец, закончился процесс бельгийской принцессы Луизы с ее кредиторами. Король с согласия правительства и народа выдал принцессе ½ миллиона франков для расплаты.

'Тщ В Тонкине (Индо-Китай) разразилась сильная эпидемия чумы: за три дня более 200 случаев. Приняты энергичные меры — прививка и сожжение целых деревень, зараженных чумой.

В Париже некая Мари Гилье в припадке гнева сломала обе руки своему 5-летнему сыну. Суд приговорил ее к 4 годам тюремного заключения.

ПЕРВОЕ МАЯ.

В ПЕТЕРБУРГЕ.

Общее число бастовавших рабочих, по данным рабочих организаций, определяется в 215,000 чел. Наибольшее количество забастовок пало на заводы Выборгской стороны. Там же было несколько попыток демонстраций, разгонявшихся полицией.
В течение дня арестовано было около 25 рабочих.
Около 5 час. вечера произошла манифестами рабочих на Безбородкинском проспекте. При появлении полиции, рабочие мирно разошлись, оставив на мостовой прокламации с.-р.
За Невской заставой бастовали все фабрики и заводы.
На Путиловском заводе после митинга часть рабочих на дворе завода была окружена полицией, и 14 человек были арестованы.
Днем рабочие несколысо раз с пением революционных песен пытались прорваться сквозь Нарвские ворота для того, чтобы попасть в город, но полиция рассеивала манифестантов.
На Невском проспекте до вечера были четыре попытки устроить манифестами, но порядок быстро восстановлялся. Полицией здесь было произведено 30 арестов.
Кратковременный манифестами возникали в различных частях города.
Всего в течение целаго дня за участие в манифестами и отказ подчиниться требованиям полиции было арестовано более 80 человек, которые размещены по полицейским участкам. О всех случаях столкновений рабочих с полицией производится дознание.
Бастовало большинство крупных типографий. («Б. В.»)
Состоялось совещание фабрикантов и заводчиков по поводу первомайской забастовки. Обсуждался вопрос, как реагировать на забастовку. <...>

В МОСКВЕ.

Первое мая в Москве было ознаменовано развитием забастовочного движения на целом ряде фабрично-заводскнх предприятий.
По сведениям общества заводчиков и фабрикантов, всего принимало участие в праздновании первого мая 78 промышленных заведений с 22,058 рабочих, которые распределяются следующим образом.
На 83 металлообрабатывающих завода приходится 10,549 раб., на 27 типографий—6,363 раб. и на 13 прочих заведений—5,141 человек.
Между прочим, первое мая не работали следующие предприятия: чугунолитейный завод Гоппер — 400 человек, механический завод «Динамо» - 1000 чел., механический завод

Лекция Германа Когена.

В четверг, в большой аудитории Политехнического музея, проф. марбургского университета Герман Коген читал лекцию на тему: «Этическое содержание еврейской религии».
Пользующийся за границей и в Росси; большей известностью, как один из самых выдающихся современных философов, Герман Коген является в области философии религии ревностным защитником и толкователем иудейской религии. Главные ценности иудейства заключаются в идее единобожия, воспринятой евреями раньше других народов, и в идее мессианства, спасения мира проповедывавшейся пророками. Цель всякой религии — нравственность, а прообразом всякой нравственности и ее источником является Бог.
Поэтому единобожие иудейской религии, не имеющей никакого посредничества между Богом и человеком, являет собой непосредственный путь к нравственной жизни.
В этом марбургский философ видит главную этическую ценность иудейской религии.
Лекция собрала переполненную аудиторию. Среди публики представители местной еврейской колонии и некоторые профессора и приват-доценты университет.

ВЫСТАВКА СОБАК.

Вчера в Зоологическом саду открылась 2-я всероссийская выставка собак Императорского русского о—ва акклиматизации животных и растений.
Выставка представляет неожиданный интерес.
Она гораздо обширнее и удачнее прошлогодней.
Всего выставлено до 300 собак.
Наибольший успех у публики имеет отдел полицейских собак.
Тут собрано всё, что имеется у нас лучшего из полицейских ищеек.
Их, очевидно, беспокоит присутствие посторонних.
Они поминутно срываются с места и подозрительно посматривают на публику.
Великолепны собаки из питомника ген. Сыропятова, питомника по применению полицейских собак к полицейской службе и др.
Казанская и Александровская дороги выставили своих собак, находящихся у них на «службе».
У каждой собаки имеется свой формуляр, где записывается вся ее работа.
Возле павильона для испытания четвероногих сыщиков приготовлены различные сооружения.
Тут ищейки должны будут работать по следам преступника.
Лучшими затем отделами являются — отдел подружейных собак и догов.
Публики на выставке много, особенно охотников.

«Буян» и «Бес» из питомника ген. А.И.Сыропятова на ст. Опалиха.

На-днях умерла знаменитая американская певица Лилиан Нордика, стяжавшая себе всемирную славу (особенно в Англии и Германии) исполнением ролей героинь в вагнеровских операх.

Первая китайская женщина врач Яман-Кин(?) занимает пост главного врача женской больницы в Тянь-Цзине и приобрела за последние годы известность своими работами по исследованию некоторых женских болезней.

Пожар в Малом театре.

Вчера по Москве с быстротой молнии разнеслась весть о том, что горит Малый театр.
К Театральной площади со всех концов Москвы мчались пожарные команда, вызванные по сигналу:
        — Сбор всех частей...
Следом за ними спешили и обыватели, — кто на автомобиле, кто на извозчике, кто просто пешком. Трамваи на Театральную площадь шли переполненными.
Через какие-нибудь полчаса после возникновения пожара Театральная площадь, Охотный ряд, Б. Дмитровка, Петровка и Неглинный представляли уже сплошное море голов. На мостовой, на тротуарах, в скверах, в окнах домов и даже на крышах стояли люди.
Примыкающая к Малому театру часть площади, Петровки и Неглинного, была очищена от публики мерами полиции.
Над Малым театром вился столбом густой дым, прорезавшийся порою яркими языками пламени.
Из окон второго этажа поминутно вырывались огненные смерчи, перекидывавшиеся на крышу.
Фигуры пожарных, висевших у окон и суетившихся на крыше, издали казались игрушечными.
Казалось, что им не совладать с огнем, что всякая борьба здесь бесполезна. Но пожарные, под предводительством бранд-майора Н. А. Матвеева действительно творили чудеса храбрости и настойчивости.
На всех выступах здания Малого театра лепились люди, направлявшие струи воды внутрь через окна и пролеты.
Со всех сторон горящий дом оцепили паровые и — нововведение — моторные пожарные машины, посылавшие в огонь каждую минуту тысячи ведер воды.
С крыши шестиэтажного «Мюра и Мерилиза» качали воду сверху прямо в огонь мюровские пожарные, в непривычных для глаза черных касках.
В результате, люди одолели стихию в два часа.
Пожарь быль замечен в 10 ч. 45 м. утра, а к часу дня уже стало ясно, что пожарь кончается.
Убытки колоссальны.
Достаточно сказать, что в огне погибли почти все декорации Большого и Малого театров.
Зрительный зал Малого театра и вся прилегающая к нему часть здания не пострадали.
Жертвой огня стала другая часть здания, та, которая примыкает к магазину «Мюр и Мерилиз».

Грандиозное зрелище пожара Малого театра.
(Фот. «Ранн. Утра»).

Утро (Харьк.)

Забастовка на Петровских заводах.

(Oт нашего специального корреспондента).

Как сообщалось в «Утре», возникшая 16 апреля забастовка рабочих Петровских заводов протекает спокойно, несмотря на явную ее неорганизованность.
Обычная заводская жизнь замерла. Дымятся лишь некоторые трубы. Это поддерживают доменные и мартеновские печи, дабы не посадить так называемых «козлов».
Базар, улицы пос. Енакиево запружены рабочими.
Все питейные заведения по требованию рабочих закрыты.
Пьяных на улицах нет.
Всюду снуют верховые патрули и целые отряды конной стражи.
Собрания даже в несколько человек разгоняются. Делегаты от рабочих арестованы.
Выяснилось, что забастовка вспыхнула на таком богатом и огромном предприятии в донецком бассейне, как Петровские заводы, следствие грубого обращения с рабочими, явного нарушения договора о найме и т. п. <...> «Утро» (Харьков) 0305

Южная Копейка (Киев).

1-е Мая в Киеве.

Позавчера, в день 1 мая, в Киеве вспыхнул целый ряд забастовок на фабриках, заводах и в торгово-промышленных предприятиях.
На южно-русском машиностроительном заводе рабочие с утра явились на работу, но потом бросили, остались работать лишь 98 человек из 640 работающих.
Забастовал также завод „Неедли и Унгерман” (Керосинная 30).
На машиностроительном заводе Млошевского, на Глубочице, из 180 работающих не явилось на работу 40 человек.
На гвоздильном заводе (Кузнечная ул. 50) не явились на работу 30 чел.
Бастовали также чугунно-литейный завод „Ауто“, на Шулявке.
В казенных мастерских, в гавани из 240 работающих бастовало 137.
На проволочно-гвоздильном заводе (Кирилловская 58) бастовали 35 человек.
На чугунно-литейном заводе Веллера (Борщаговская 158) после обеда не явилась часть рабочих.
Из типографий бастовали: Каплуна, Штерензона, Чоколова, Яковлева, Крыжановскаго, 1-й артели, 2-й артели, Григорович-Барскаго. Кроме того забастовали рабочие скоропечатни Кушнерева, в типографии в д. № 61 по Б.-Васильковской ул. не явились на работу все 60 чел., в типографии Бенцияновского забастовали все рабочие. В типографии Бонадурера (Татарская 35) забастовали все 30 рабочих.
На ювелирной фабрике I. Маршака не явились на работу все 60 чел.
Бастовали также рабочие мастерской платья Мандля (Крещатик 42).
Из газетных типографий бастовали рабочие типографий: Лубковскаго, „Последних Новостей", „Вечерней Газеты" отчасти Пономарева и друг.
Вследствие забастовки позавчера не вышли „Последние Новости”, „Вечерняя Газета" и вечерняя польская.
Вчера не вышли газеты „Киевская Мысль" и „Южная Копейка". Из утренних газет вышли „Киевлянин" и „Киев".
Очередной № „Киевской Мысли" был отпечатан вчера к 11 час. дня, но разносчики отказались разносить его.
В течение всего дня в полицейских участках сосредоточены были большие отряды казаков и конных городовых.
Много полиции сосредоточено было на Крещатике и других центральных улицах, но нигде в течение целого дня порядок не был нарушен.
Забастовка протекала совершенно мирно и эксцессов никаких не было.
. Лишь на Прорезной ул. вчера арестованы были за агитацию рабочие типографии Кульженко—Григорий Ховренко и Николай Пашковский. Оба содержатся под стражей при старокиевском уч.
В тот же день в типографии Корчак-Новицкаго арестован за агитацию забастовки рабочий Зозуля. Арестованный содержится в дворцовом участке.
1-го мая в городе разбросаны были первомайские прокламации.
Полицией были найдены 12 прокламаций за подписью украинской соц. демократ. партии и 10 таких же прокламаций были найдены на углу Бол.-Васильковской и Немецкой ул. "Южная Копейка" (Киев). 0305