26 (13) мая 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

О плане г. Луганска.

Прибыл в Луганск инженер Д. Я. Можаровский ведущий переговоры с городским самоуправлением по вопросу о занесении г. Луганска на план.
Г. Можаровский соглашается исполнить этот труд за 15 000 рублей.
Так как у городской управы имеется ассигновка думы в 6000 руб. — вопрос этот снова в ближайшем собрании городской думы будет обсуждаться.

Л е к ц и я         И. Л. Т о л с т о г о.

Графу Илье Львовичу Толстому начальник губернии разрешил прочесть в г. Луганске 10 мая и в г. Мариуполе 11 мая лекции о своем отце Л. Н. Толстом на тему: „Мысли и воспоминания об отце“.

АРТИСТЫ HA ЭКРАНЕ.

С закрытием театров и наступлением летнего затишья многие из артистов идут на службу к „Великому немому“. Повсюду, в окрестностях Москвы и в самом городе происходят съемки сценариев и инсценируются для кинематографа литературные произведен. Одна из фирм решила инсценировать с участием видных артистических сил „Дворянское гнездо” и „Дни нашей жизни“. В другой фирме, „работает” на съемке B. Каралли.
С ее участием инсценируется драма, в которой много балетных номеров — „Лебединая песнь”.
В этой же пьесе участвует молодая артистка Малого театра г-жа Рейзен.
В двух сценариях: „Любовь” и „Кормилица” снимается балерина г-жа Лащилина. Группа бывших артистов Введенского народного дома гг. Мозжухин, Анчаров, Лопухин и артистка театра Незлобина г-жа Читорина разыгрывают перед экраном драму „Потоп“.
Художник-декоратор театра, „Зон”* сделался присяжным режиссером кинематографических фарсов. Теперь Бауэр с участием нескольких артистов ставит фарс „Ночь моей жены“.
На-днях закончилась съемка большой картины „Анна Каренина“. Момент самоубийства Карениной был зафиксирован на одной из подмосковн. стангдий. Сцена эта потребовала больших режиссерских усилий. Несколько раз приходилось менять позу исполнительницы Анны Карениной — М. Н. Германовой. Наконец, г-жу Германову уложили на рельсы и поезд был пущен. За 10 саженей поезд был остановлен и на место живой исполнительницы была положена кукла. С огромной скоростью поезд был пущен вновь и переехал Анну Каренину.

В Думе закончено обсуждение сметы министерства иностранных дел. Начаты прения по смете министерства юстиции. В вечернем заседании Г. Думы обсуждалось законодательное предположение о безответственности депутатов.
        В Г. Совете большинством 87 против 71 отклонено употребление польского языка в городских управлениях Царства Польского, несмотря на то, что в защиту его высказался И. Л. Горемыкин, в первый раз выступивший в Г. Совете. Таким образом отпадает и весь законопроекта.
        В Вязьме третий день свирепствует пожар.
        В Верхотурье разливом Туры затоплены кельи женского монастыря. Плотине Нижне-Туринскаго казенного завода грозит разрушение.
        На Каме небывалый подъем воды.

Мятежные Албанцы после переговоров освободили пленных и раненых.
        В Албании близ Шьяка произошло столкновение правительственных войск с мятежниками.
        В Албании усилилось движение партии националистов избравших девизом: «Албания для Албанцев» и провозгласивших борьбу с прежней турецкой системой управления.
        В австрийской делегации при обсуждении сметы министерства иностранных дел обсуждался вопрос об Албании.
        В Болгарии торжественно отпразднован национальный праздник в день Кирилла и Мефодия. В Софии состоялась грандиозная манифестация.
        По сообщение «Matin» в Германии были арестованы по подозрению в шпионстве французский инженер Клеман-Баяр с 3 спутниками.
        Разбиты волнами два английских морских гидроплана, отправленные на поиски авиатора Гамеля.
        Английская палата общин приняла в третьем чтении билль о гомруле.
        Русский посол в Вене Шебеко выехал на два дня в Будапешта.
        В Куме в Персии возникли серьезные беспорядки вследствие убийства жандармами сына главного муллы.
        В Пекине опубликовано положение о провинциальной администраций и положение о совете.
        50 китайских солдат ночью прибыли в Цицикар и пытались ограбить провинциальный банк, русский магазин и банкирскую контору. Ограблено и ранено несколько торговцев.

Свободный полет.

Утром 12 мая управляемый аэростат «Ястреб» под управлением шт.-кап. Гебауера вылетел из деревни Салюзи. В гондоле дирижабля находилось несколько пассажиров. «Ястреб» очень долго кружил над Петербургом. К девяти часам «Ястреб вернулся обратно в Салюзи.

Кавказская маффия.

Из телегам известно, что в бакинском окружном суде началось слушанием небывалое и фантастическое даже для Кавказа дело 17 шихлярских беков, вскрывающее неслыханные злоупотребления, насилия, убийства и вымогательства, которые чинились безнаказанно и открыто долгие годы безответственными шихляроским владетельными князьями над крестьянством селений Кубинского уезда, Бакинской губ. Обвинительный акт обнимает 48 страниц, следственное производство 20 томов. Свидетелей вызывается свыше 300 человек. Обвинительный акт сводится к следующему: насилия беков над крестьянами выражались в том, что они всячески под угрозой убийства вымогали у них деньги, имущество, движимость и даже распоряжались судьбами отдельных семейств. Крестьяне облагались определенной данью, от 100 до 500 рублей, смотря по обстоятельствам. Если деньги не вносились, то ослушавшийся подвергался избиениям, которые кончались иногда смертью. Беки вмешивались и в частную жизнь крестьян, отнимали у них понравившихся им лошадей или другие предметы, вмешивались в браки и от каждого жениха или невесты требовали «откуп», грозя насилием расстроить свадьбу.
Население было до того терроризовано, что боялось доносить начальству на своих угнетателей, слепо веря, что всесильные беки пользуются какой-то могущественной поддержкой. На счастье крестьян беки, совершив очередное убийство, попались с поличным. Так, решив расправиться с сельчанином Гаджи-Сеидом за то, что тот отказался отдать свою лошадь, один из беков послал своих трех вооруженных слуг для расправы с непокорным. Последние, устроив в лесу засаду, застрелили его, а компаньона ранили. Между тем неподалеку в лесу стражники производили облаву над каким-то разбойником. Заслышав выстрелы, стражники оцепили местность и захватили вооруженных слуг, оружие которых, как потом выяснилось, принадлежало подсудимому беку Гасан-бекову. Узел начал распутываться, и раскрыл чудовищную цепь преступлений, бесцеремонно творившихся почти на глазах у всех. Процесс затянется на 7 — 8 дней и обещает ряд сенсационных разоблачений.

Неистовства суфражисток перед Букингамским дворцом.

Дикие сцены происходили на днях на площади перед Букингамским дворцом в Лондоне, когда суфражистки задумали привести в исполнение свое намерение вручить королю Георгу петицию.
Затея окончилась полной неудачей.
Суфражисток было около 200, но полиция также была подготовлена и мобилизована.
Произошла ожесточенная свалка. Суфражистки бились, как бешеные: почти у всех полисмэнов лица оказались исцарапанными, руки искусанными. Многие потеряли свои каски.
Но - в конце концов, полицейские одержали верх.
Предводительницы суфражисток и в том числе неукротимая г-жа Панкгерсть были арестованы.

После сражения, когда амазонки отступили и рассеялись по прилегающим улицам, площадь имела странный вид: она вся была усеяна ломаными зонтиками рваными шляпами и пр.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

СЛАВЯНСК.

На славянском курорте заканчиваются последние приготовления к отрытию 14-го мая лечебного сезона. Парк очищен, курзал отремонтирован и дачевладельцы спешат обновить свои дачные помещения.
Несмотря на близость открытая сезона — свободных дач еще очень много, но цены на них стоят довольно высокие. Вспыхнувшая в Баку чумная эпидемия, вероятно, многих остановит от поездок на кавказские и закавказские курорты, а при таких условиях вполне вероятен наплыв публики на ближайшие курорты в центре России.
Для огромного населения Донецкого района славянский курорт является чрезвычайно удобным в виду его близости и не особой дороговизны. Вот почему большая часть публики приезжает сюда из Бахмута, Юзовки, Луганска и всех заводских поселков Бахмутского и Славяносербского уездов.
За последние годы славянский курорт обогатился прекрасной грязелечебницей, по всем дачам устроены водопроводы, в значительной степени разросся сосновый бор; на озере устроен детский пляж, имеются водолечебница, несколько санаторий, и таким образом курсовые имеют возможность пользоваться лечением и отдыхом в сравнительно благоприятных условиях.
— В дачной местности „Св. Горы", расположенной вблизи Славянска, — настроение несколько иное. В виду запрещения евреям селиться там в течение летнего сезона, дачи отдаются там по очень дешевым ценам и местное население, живущее доходами от дачников — в течение последних лет систематически не добирает своих доходов. Многие дачи пустуют, а продукты не находят себе местного сбыта.

Сергеев.

“PERPETUUM MOBILE”.

ВЕНА. Сюда телеграфируют, что итальянский инженер Фиорио демонстрировал в редакции парижской газеты «Journal» конструированное им «perpetuum mobile», вызвавшее удивление присутствовавших академиков Фламмариона и Бертело. Академики обняли Фиорио и поздравили его с удачным изобретением.
Фиорио получит назначение в французскую академию и премию в полмиллиона франков. (Наш. корр.)

ФОСС.

Появившейся в Москве, к ужасу рестораторов, известный экс-атлет Фосс, приехал из Петербурга.
Он содержался в одной из петербургских психиатрических лечебниц, но в последнее время, вероятно, был выписан из больницы.
По крайней мере, при Фоссе имеется свидетельство, удостоверяющее его личность, выданное из управления пристава Нарвской части, в Петербурге.
Появившийся в Москве с несколькими узлами грязного тряпья Фосс сделал свой первый визит в субботу, в 10-м часу ночи, в Сандуновские бани.
        — Приготовьте роскошный номер для моей подруги кн. X.!-- распорядился в банях Фосс. — Кстати, позвольте, я оставлю у вас свои вещи.
Швейцар бань заметил кровь на руках ночного посетителя; следы крови были и на узлах.
        — Пустое, порезал себе пальцы! - обяснил Фосс. Несмотря на протесты швейцара, Фосс оставил в передней бань свою рухлядь и на извозчике отправился в ресторан «Большой Эрмитаж».
Здесь его, обширный аппетит обнаружился только в отношении питья, поел же он очень немного... ½ порции селянки.
Выпив 2 бут. вина, 2 сифона фруктовой воды, 3 порции чаю, к которому потребовал добавочных 15 чайников кипятку по 6 стаканов в каждом, Фосс, видимо, не удовлетворил своей жажды.
До 4 часов утра Фосс опустошил в «Эрмитаже» еще несколько графинов воды.
Не заплатив ни копейки по счету, Фосс отправился на ночлег в ближайшие меблированные комнаты «Рождественское подворье».
Заняв в 5-м часу утра номер, Фосс потребовал себе самовар.
Выпив несколько самоваров, Фосс вступил в объяснение с управляющим комнат.
Тот предлагал Фоссу освободить занятый номер.
        - — Куда я поеду, у меня ни вещей, ни денег нет.
Под громкий хохот прислуги была добыта старая дорожная корзина, набита всевозможным мусором, связана и вместе с 3 руб. на перевозку вручена Фоссу.
На двух извозчиках экс-борец выехал из подворья, захватив с собой корзину с мусором.
Выехав на Б. Лубянку, он остановил извозчика у дверей недавно открытой гостиницы «Селект-отель». Здесь он улегся спать.
Проснувшись вчера, в 5-м часу дня, Фосс потребовал себе один за другим четыре самовара.
Напившись чаю, Фосс спросил обед. Быстро покончив с первым обедом, Фосс потребовал второй.
Подучив отказ в просьбе, Фосс потребовал и поел целый ворох различных холодных закусок, запив еду 4 сифонами фруктовой воды, 3 бутылками клюквенного квасу и 5 бут. сельтерской воды.
Когда по приказанию управляющего гостиницей лакей обратился к Фоссу с просьбой уплатить по счету, тот отказался.
Когда же экс-атлету передали просьбу управляющего отелем, о немедленном очищении занятой комнаты, Фосс потребовал линованной бумаги.
        - Ваш управляющий но умеет ценить знаменитостей, я напишу инструкций, как держать ему себя с такими почетными лицами, как я.

Гаазовский праздник.

5 лет назад главным доктором Александровской больницы, гласным городской думы С.В. Пучковим было положено начало детским праздникам в память врача-гуманиста Ф. П. Гааза.
Праздники эти быстро снискали себе симпатии москвичей и всегда проходят при огромном стечении народа.
Таж было и в нынешнем году, в традиционный день 11-го мая.
Нынче гаазовский праздник был обставлен особенно торжественно, в виду совпадения его с открытием городского детского приюта имени Ф.П.Гааза, специально учрежденного для воспитанников малолетнего отделения сокольнического работного дома.
Торжество началось с освящения и открытая приюта. К молебствию в приют прибыли и. д. городского головы В. Д. Брянский, гласные, многие общественные деятели.
Богослужение совершал преосвященный Анастасий.
После богослужения состоялся осмотр великолепно устроенного здания приюта, a затем торжественное заседание. <...>

Утро (Харьк.)

ЗАКРЫТИЕ ШАХТ. 15000 БЕЗРАБОТНЫХ.

БАХМУТ, 12 V. Сегодня по распоряжению губернатора земским начальником 9-го участка, Бахмутского уезда закрыто 56 крестьянских угольных шахт.
Утверждают, что мотивом к закрытию шахт послужило то обстоятельство, что эти шахты будто бы только номинально принадлежать правоспособным лицам, а в действительности находятся в аренде у евреев.
Свыше 16000 рабочих оказались без работы.
Рабочие отправили депутацию к екатеринославскому губернатору.
(Соб. кор.).

Примеч. ред. Сообщение это находит себе подтверждение и в телеграмме нашего екатеринославского корреспондента.