07 июня (25 мая) 1914 года

Брачная Газета

Первый женский журнал в Константинополе.

Еще несколько лет назад казалось совершенно немыслимым появление женского журнала в Турции, но в последнее время турецкая женщина быстро стала эмансипироваться от вековых запретов, лежавших на ней тяжелым игом, и стремительно рванулась к воле.
На-днях вышел в свет в Константинополь первый женский журнал Kabingler Dugrassi. По компетентным отзывам, первый нумер явился красноречивым опровержением того версета корана, который утверждает, что женщины не имеют души. Журнал издается на трех языках: турецком, арабском и французскому, Передовая статья журнала, составленная на турецком языке, содержит воззвание к турецким женщинам, приглашающее их к «обращению в звонкую монету всех ненужных драгоценностей, от которых женская красота ничего не выигрывает, a скорее проигрывает, и к пожертвованию вырученных от продажи денег на постройку военного флота». Вторая статья рекоменду турецким женщинам заняться медициной.
Первый нумер журнала разошелся в огромном количестве экземпляров.

Донецкая Жизнь (Луганск).

О старообрядческом храме.

Сооружение старообрядчесого храма в с. Орехове, Славяносербского уезда принципиально разрешено Екатеринослвским губернским правлением.
В данное время вопрос сводится только к проекту храма.
Представленный старообрядческой общиной проект не удовлетворяет требования строительного надзора и поэтому общине предложено выработать новый проект храма.

Зеленые святки.

(Троицын день).

Троица. Чувство светлой и святой радости овладеет душой русского человека при мысли об этом первом летнем празднике. Никогда кажется не бывает так ясны лазурь голубого неба, так ароматен воздух, напоенный запахом свежих, еще не тронутых зноем березок с девственно-клейкими листочками, которые в бессознательном восторге хочется прижать к губам. Травы и цветы особенно пахучи в этот прекрасный день, а церковный звон особенно мягок и бархатист.
Сейчас, в наше серое, бескрасочное время, даже зеленые святки утратили свою красоту и стали только „не приступным днем".
За то в старину, в Троицын день было много блеска удивления и красок. Еще за три дня в боярских хоромах начиналось деятельное приготовление к радостному торжеству. Чистились деисусы, иконы складни.
В большие паникадила вставлялись новыя пудовые свечи „яр-белаго воску", ярко вычищенные лампады заправлялись свежим маслом. Из ризниц и хранилищ вынимались драгоценные пелена, покровы, убрусы, ленты жемчужные, венки и другая драгоценная утварь, употреблявшаяся только в торжественных случаях.
Все внутреннее помещение боярских хором украшалось гирляндами цветов, связками трав и молодыми березками. А в „царской аптеке" той порой в большом количестве приготовлялось „сено мелкое и доброе", состоявшее из разных душистых трав и цветов и этим сеном густо устилались полы московских соборов.
В самый день Троицы совершался необычайно торжественный и пышный большой царский выход, изумлявший разных знатных иностранцев. Впереди царя шел его „ближний боярин, который на дорогом персидском ковре нес царев „венок" т. е. большой букет цветов, перевязанный шелковыми черными и желтыми шнурами, другие бояре несли „лист", т. е. древесные листья очищенные от стеблей.
А за ним шел народ, преисполненный красивой радости и веры.
Красиво и хорошо праздновался в старину этот праздник.

М.С.

Маленькие Одесские Новости

ЗАБАСТОВКА БОНДАРЕЙ.

Забастовка на бондарных фабриках Букштейна, Марголина и 1-й бондарной артели продолжается.
Содержатели мелких бондарных мастерских, в том числе и старшина бондарного цеха, признали требования рабочих справедливыми, удовлетворили эти требования, и работа в этих мастерских возобновилась.
Упорствуют только владельцы указанных трех фабрик.
Третьего дня один из этих владельцев, г. Букштейн, предложил рабочим возобновить работу, обещая идти на уступки.
Рабочие, с своей стороны, заявили, что возобновят работу лишь тогда, когда г. Букштейн вывесит в своей мастерской объявление о том, что он вводит у себя на фабрике требуемую рабочими расценку работ.

Школьная прогулка.

14 мая, по примеру прошлого года, состоялась прогулка на «остров» учеников нескольких народных школ.
Ученики взяли с собой казанки, сковороды, сырые продукты и на лодках переправились через Кальмиус. Погода была великолепная. Детвора раскинула биваки в так называемой «Найденовской роще». На большом пространстве, под тенью кустов, расположились группы детей и зажгли костры.
Детвора отбельных школ быстро перезнакомилась и угощала друг друга своим «обедом» и чаем. После завтрака были устроены игры и бега «на призы», дети пели и говорили стихотворения, ходили наблюдать с красивой отвесной горы море.
В 5 часов вечера дети собрали свои пожитки и отправились в обратный путь. От души остается пожелать, чтобы эти прогулки устраивались почаще и всеми школами.

Ферзь.

СЕРДОБОЛЬНЫЕ ШОТЛАНДЦЫ.

На-днях один из сдужащих железной дороги в Дерри, в Шотландии, обнаружил под одним из вагонов, постоянно находящихся в движении по этой линии, гнездо с птичкой, а под птичкой четыре яичка.
Он доложил начальнику станции, который распорядился не пускать вагон в движение. Между тем, по ошибке, вагон был прицеплен к поезду, который отправился в путь. Бедная птичка, вылетевшая на поиски корма, по возвращении не нашла своего гнезда. Тогда она стала ждать возвращения поезда, с которым вернулся и вагон с ее гнездышком, на которое она тотчас же и села. Начальника станции, обрадовавшись, что обошлось благополучно, снова отдал распоряжение не пускать вагон.
Вагон с гнездом стоит на запасном пути.

Вивиани сообщил президенту Пуанкарэ, что отказывается сформировать кабинет. В виду отказа Дешанеля сформировать кабинета, президент Пуанкарэ обратился к Делькассэ.
        Лидеры оппозиционных партий в Белграде передали королю письменный ответ на вопросы, поставленные им во время переговоров об окончании министерского кризиса.
        В Дураццо арестован жандармской полицией, состоящей под начальством голландского офицера, полковник итальянской действительной службы, что вызвало сильное волнение среди итальянской колонии.
        В Константинополе состоялось экстренное заседание русского торгового комитета во вопросу о согласии великих держав на введение повышенных до 15% таможенных пошлин.
        Агентство Рейтера опровергает сообщение «Daily Telegraph», будто король Георг предполагаем по случаю своего восшествия на престол посетить Берлин и Петербург.
        У русского посла в Париже А. П. Извольского состоялся в честь иностранных муниципальных делегаций блестящий прием.
        По делу Вендасюка и других во Львове все подсудимые оправданы. Прокурором вносится протест с требованием задержания Вендасюка, Сандовича и Гудимы под следственным заключениём, на что суд соглашается.
        Учетно-ссудный банк в Персии получил от Сепехдара крупную концессию на эксплуатацию его лесов в северной Персии.
        В Мексике назначены выборы президента, вице-президента, сенаторов и депутатов.

Государыня Императрица Алексндра Феодоровна пожертвовала на реставрацию храма в селе Желчине, Рязанского уезда, построенного царицей Наталией — 8,000 р.
       В Г. Думе обсуждалась смета министерства торговли и промышленности.
       В Николаеве торжественно спущен на воду третий дреднот «Императрица Екатерина Вторая».
        В Тифлисе после отпевания в Сионском соборе гроб с останками почившего экзарха перевезен на вокзал для дальнейшего следования к месту погребения в Вятской губ.
       В Харькове оправдан судебной палатой помощник инспектора студентов технологического института Мороз, обвинявшийся в отравлении профессора Белянкина.
        В предместьи Кутаиса Сапичхия убит наповал разбойниками, скрывшимися в этом доме, железнодорожный жандарм. Разбойник Звагиабадзе задержан, другой, раненый, скрылся.
        В Стародубе застрелился прибывший из Петербурга ревизор, управления по Делам мелкого кредита фон-Купфер.
        Близ Сальян в Бакинской местности Бабараник на нефтяных промыслах Путилова убит инженер Короткевич. Убийца - Ингуш.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

10-л е т н и е         преступники.

В с. Каменском владелец лавки Шацкий заметил, что некоторое время из лавки его стали пропадать разные товары. Тщательно осмотрев лавку, Шацкий убедился, что воры в лавку его пробирались, отрывая каждый раз доску в потолке, a затем прилаживали ее на место. Решив поймать воров с поличным, он засел в лавке. Ночью послышался шорох и из-за засады выскочил Шацкий и поймал двух воришек. Они оказались Семеном, 10 л. и Федотом, 8 л, Ефремовыми.

В помещении министерства земледелия в Вашингтоне служащий нашел в кабинете управляющего Густона пять наполненных динамитом трубок с горевшим фитилем. Виновники неудавшегося покушения неизвестны.

В Аубурнской тюрьме (С.-А. Соед. Штаты) началась эпидемия скарлатины; заболело около 1,000 заключенных. Как предполагают, зараза занесена париками, взятыми с воли для сыгранной в тюрьме пьесы.

Генерал Вилла, желая купить мотоциклетку, пригласил агента Вестингауза. Тот заявил, что фирма продает за наличные. Тогда Вилла послал четырех солдат в ближайший клуб, и через час они принесли ему дань с игроков в сумме 800 долларов. Фирма убедилась в кредитоспособности Виллы и доставила ему мотоциклетку.

Император Вильгельм принял участие в объявленном конкурсе на проект здания для целебного источника (Elisavethbrunnen). Император уже раз получил первую премию за проект здания для источника в Гамбурге.

УЧЕНИКИ В ВАТЕ.

Американцы додумались воспитывать детей „в вате“. Последнее слово их школьной гигиены — устройство в школьных помещениях особых окон. В этих окнах стекла заменены натянутыми на рамы хлопчатобумажными тканями, между которыми лежит тонкий слой ваты, пропускающий достаточное количество света и фильтрующий от пыли проникающий с улицы воздух. Вата — плохой проводник тепла, и потому дети гарантированы зимой от простуды, a летом - от удушливой жары.
Врачи находят, что подобные дома в высшей степени гигиеничны.

В руднянскую земскую больницу доставлен с сломанной при падении ногой ветеран, ефрейтор Иван Глазенап, 120 лет отроду. Организм старика настолько крепок, что нога после операции быстро стала срастаться.

В Кременчуге городовой, стреляя в бешеную собаку, убил наповал находившуюся во дворе, за забором, 7-летнюю девочку К.

В лесу горного ущелья Головинки случайно обнаружен труп „черноморского Зелим-хана" Раппавы. Дознанием выяснено, что скрывавшийся Раппава был настигнуть своим помощником, кубанским казаком, и после перебранки, перешедшей в драку, a затем в ожесточенную перестрелку, был убит.

ЛИВЕНЬ В МОСКВЕ.

Затоплен водой Теплый переулок.
(Фот. «Ранн. Утра».)

Русские Ведомости (Москва)

Запрещение совещания распутинцев.

КИЕВ. Распутину отказано устроить в Киеве совещание по вопросу о расширении границ России за счет западных государств. («Наш. корр.»).

Экспедиция на Канин полуостров.

Вчера выехала из Москвы экспедиция географического Общества, получающая субсидию и от Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, на Канин полуостров. Экспедиции поставлена задача обследовать берега Чешской губы и проверить гидрографию Шемаховской сопки в южной части полуострова. Экспедиция состоит из географа П.П.Ордынского, зоологов С.В.Покровского и Г.Л.Графе и ботаника А.И.Петлаф. Экспедиция предполагает вернуться в июле.

Курьезное распоряжение.

В городской управе выпускается сборник постановлений и распоряжений городской управы.
В последнем номере этого сборника находим следующую мудрую цитату:
        «Для сведения и исполнения: Определением городской управы от 20-го мая, за номером таким-то, при утверждении положения пользования шнуровыми книгами постановлено:
Возложить на обязанность городских служащих, ведущих шнуровые книги, прежде пользования ими удостовериться, что они напечатаны правильно».

Пробег Москва—Петербург.

Вчера, несмотря на ливень и холодную погоду, начался первый легкоатлетический пробег из Москвы в Петербург, организованный московским кружком любителей спорта.
В пробеге приняли участие 42 члена кружка.
Все расстояние между Москвой и Петербургом разделено на 40 отдельных этапов, от 10-ти до 30-ти верст каждый.
Некоторые из участников пробега решили покрыть несколько этапов сразу. Известный «бегун» H.А.Хорьков намерен пробежать свыше 100 верст.
Пробег начался вчера, в 8 часов вечера.
Задолго до начала у Тверской заставы, где назначить был старт, собрались все участники пробега и огромная толпа любопытных.
Первым начал пробег председатель кружка любителей спорта Ф. И. Морозов, которому торжественно была вручена московская эстафета для предачи в Петербург.
Председатель московского олимпийского комитета Р.Ф,Фульд приветствовал организаторов первого пробега Москва — Петербург и пожелал им закончить начатое дело с полным успехом.
Отправившегося в бегь Ф. И. Морозова толпа провожала криками «ура».
Все расстояние от Москвы до Петербурга участники пробега намерены пробежать в 2м ½ - 3 суток.
Остальные участники пробега, начинающие бег с отдаленных пунктов, отправились «на места» по железной дороге и на трех автомобилях, предоставленных организаторам пробега военным ведомством, а также гг. Лыжиным и Винклером.
В эстафете, которую участники пробега должны доставить в Петербург, находится приветствие от всей спортивной Москвы всему спортивному Петербургу.

Утро (Харьк.)

КРАМАТОРСКАЯ, Харьк. губ. Культурное начинание.

Музыкально-драматический кружок, состоящий из служащих и рабочих заводов краматорского металлургического об-ва, получил официальное разрешение от г. харьковского губернатора на открытие библиотеки, в которой была неотложная нужда для рабочего класса. До сих пор существует только одна «библиотека служащих к. м. о.» и рабочие ею совершенно не пользуются, а так как в кружке большинство членов рабочих, то новая библиотека всецело будет обслуживать их. К составлению библиотеки уже приступлено. Кружок имеет наличными до 500 руб. - надеется на частные пожертвования и хочет дать ряд спектаклей.
17 мая прошел с хорошим сбором первый спектакль. Ставили «Под солнцем Юга» — шутка-фарс в 3 действ, и миниатюра Аверченко «Красивая женщина».
В добрый час!