26 (13) июня 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

7 человеческих жертв.

В деревне Пятнадцатая Рота грозой убить учитель ремесленной школы и оглушены три ученика.
Вода в речках Луганке и Бучкове поднялась на несколько сажен.
Наводнением смыты 6 домов. Много зданий разрушено. Унесен крестьянин и много домашней птицы и свиней.
В деревне Четырнадцатая Рота ударом молнии убиты двое.
От молнии произошло несколько пожаров.
Ливнем размыты посевы.

Маленькие Одесские Новости

Извозчики-спортсмены.

Извозчики Болотин и Серегин, будут в состоянии невменяемости, устроили между собой оригинальное состязание.
        — Чья лошадь перегонит?
Дрожки бешено мчались по мостовым, прохожие в страхе разбегались по сторонам.
Состязание окончилось очень печально для обоих участников — их задержали и направили в участок.
Серегину все же захотелось показать удаль своей лошади — он снова помчался. Последняя попытка окончилась для Серегина печальнее первой — дрожки опрокинулись, Серегин упал и лишился сознания.
За неосторожную езду мировой судья приговорил спортсменов к штрафу в 5 р. каждого.

НА АЗРОПЛАНЕ ВОКРУГ СВЕТА.

В связи с выставкой в С.-Франциско, которая откроется в мае 1915 года, американское правительство предполагаешь организовать полет на аэропланах вокруг света. Комитету выставки назначил уже для этого состязания призы на сумму в 10,000 долларов. Деньги положены на хранение в нью-иоркский банк. Полет начнется и закончится на выставочной территории в Сан-Франциско.

Курсы для народных учителей.

16 июня в помещении первого городского высшего начального училища, по Фонтанной у. состоится открытие педагогических курсов для народных учителей Мариупольского уезда.

Случай в Зоологическом саду.

12 июня в Зоологическом саду произошел несчастный случай с одной из посетительниц, Пелагеей Губиной, 35 л., пришедшей в сад с мужем и детьми. Она начала кормить белого медведя и, несмотря на предупреждения мужа и публики, перешагнула через барьер и, просунув руку через решетку клетки, начала кормить зверя. Медведь схватил Губину зубами за правую руку и прокусил ей кисть, содрав кожу у локтя. На крики пострадавшей, тщетно пытавшейся вырвать свою руку из пасти медведя, поспешил один из посетителей сада. Схватив доску, он ударил зверя по морде. Медведь от боли раскрыл рот и Губина успела освободить в это время руку.

Русская морская миссия присутствовала у берегов Корсики прри примерной атаке французских контр-миноносцев на броненосцы.
        Император Вильгельм принял в Киле на яхте «Hohenzollern» английского адмирала и командиров английских судов и посетил вслед за тем английского адмирала.
        Албанские восстанцы взяли Берат и Фьери. Положение в Скутари угрожающее. В Дураццо растут цены на съестные припасы.
        Международная контрольная комиссия в Албании сообщила предводителю эпиротов Зографосу, что правителем Албании и его правительством полностью и безоговорочно принято соглашение о Корфу
        Греция усилила свой флот 6-ю новыми истребителями и четырьмя подводными лодками.
        Греческие суда снова стали проходить в Черное море.
        Болгарский заем заключен в Германии, причем немедленно Болгарии бyдет выдано 120 миллионов, в январе 130 миллионов и остальные 250 миллионов выплачиваются в 1915 и 1916 году.
        В Вильдунгене скончался 88 лет от роду герцог Саксен-Иейнингенский.
        Сербское Прессбюро опровергает все слухи об отречении короля Петра от власти по поводу временной передачи управления престолонаследнику Александру.
        Между Сербией и Ватиканом заключен конкордат.
        Совет окружного уголовного суда во Львове решил отпустить жену Геровского под залог 5,000 крон. А Токио прения в парламенте выяснили сближение партии Кокуминто и Сеюкая, в виду чего положение кабинета становится затруднительно.
        В Ниагара-Фоллс подписан протокол посредниками и американскими делегатами с изложением разногласий между правительствами С.-А. С. Штатов и Мексикой.

В Гос. Думе принять ряд законопроектов, между ними реформа артиллерийского управления и законопроект об улучшении материального положения профессоров и приват-доцентов.
        В Екатеринославе состоялось открытие памятника императрице Екатерине II.
        В Харькове произведено дерзкое ограбление квартиры общественной деятелоьницы Хариной.
        Княгиня Паскевич пожертвовала 30 000 руб. на устройство амбулатории при глазной лечебнице в Гомеле.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

„Гастролеры".

На торжестве открытия памятника Вкатерине II ожидалось большое скопление публики — и воры решили воспользоваться удобным случаем для „работы”. Приехали „на открытие памятника” и воры из других городов.
12 июня на Соборной пл., во время торжества открытия памятника, регистратором сыскного отделения А. К. Александровским были задержаны киевские „гастролеры" А. Мурашка, 33 л. и Г, Головатый, 21 г.
Из Феодосии и Севастополя прибыли в Ек—в А. Гриценко и 3. Ингеров. Но этим. „гастролерам" еще меньше повезло: оба они были задержаны агентом сыскного отделения И Ткачем еще в „малине“ (воровской квартире).
Все задержанные — лица, довольно известные в воровском мире. Мурашка лишен судом прав.
Гриценко и Ингеров при задержании оказали сопротивление, и их пришлось связать.

Открытие памятника Императрице Екатерине II.

12 июня, в 12 ч. дня, состоялось торжественное освящение и открытие памятника Императрицы Екатерины II, установденого на Соборной площади, против зданий горного института.
Торжество началось крестным ходом из кафедрального собора к месту, где был установлен памятник.
Здесь, у памятника преосвященным епископом Агапитом, в сослужении всего городского духовенства, был отслужен торжественный молебен. После молебна была провозглашена „вечной памяти” Императрице Екатерине II.
После чего епископом Агапитом было совершено освящение памятника, с которого перед этим было снято белое покрывало, закрывавшее его от взоров присутствовавших.
Вслед за этим на памятник были возложены роскошные венки из живых роз и цветов: 1) от екатеринославского дворянства, 2) екатерин. губернского земства, 3) Екатерин. городского самоуправления, 4) войск екатеринославского гарнизона, 5) архивной комиссии, 6) учащих и учащихся екатерин. дирекции народных училищ, 7) екатерин. средних мужских учебных заведений, 8) екатеринослав. женских средних учеб. заведений, 9) екатеринослав. епархиального съезда духовенства и 10) екатерин. начальных училищ.
После возложения венков было провозглашено „ура“ в честь Государя Императора, покрытое громкими кликами всех присутствовавших.
Затем состоялся парад местных войск, которые во время торжества были размещены шпалерами на площади вокруг памятника.
На открытии памятника присутствовали: начальник губернии В. А. Колобов с супругой, губернский предводитель дворянства шталмейстер Высочайшего Двора, князь Н. П. Урусов с супругой, городской голова Й. В. Способный, председатель губ. земской управы К. Д. фон-Гесберг, предводитель дворянства Вахмутсжаго уезда камергер Высочайшего Двора К. И. Карпова», депутации от дворянства, губернских и уездных земств, городского самоуправления, губернского правления, городских мужских и женских средних и низших учебных заведений и многих других казенных и городских учреждений.
Место у памятника было красиво декорировано зеленью и национальными флагами, а вокруг памятника разбиты клумбы живых цветов и уставовлены тропические растения. Со стороны же проспекта на площади была сооружена триумфальная арка также разукрашенная зеленью и флагами.

М. Под—аев.

Английские моряки в Петербурге.

Братание русских моряков с английскими.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро».)

Когда основана Москва?

В последнем заседании городской думы, когда зашла речь о медали, выбиваемой забелинской библиотекой в память годовщины основания Москвы, кое-кто из гласных заинтересовался:
        — Почему по проекту библиотеки на медали выбить будет 880-й год, когда из истории известно, что Москва основана в 1147 году?!
Обратились к Н. А. Шамину. Но последний точно не мог сейчас же ответить.
Вчера Н. А. Шамин собрал материалы, которые опровергают известный каждому гимназисту факт о том, что Москва основана в 1147 году.
        — Забелин, — говорит Н. А. Шамин, — доказывает, что годом основания Москвы является не 1147, а 880-й. Когда закладывали храм Христа Спасителя, то на месте закладки нашли две арабские монеты с датой 862 и 866 года. Из этого видно, что уже в те годы на месте, где сейчас находится Москва, останавливались купцы.
Из истории известно, что вблизи Москвы проходил путь с севера на юг для передвигавшихся народов. Путь проходил по долине рек Москвы, Клязьмы, Сходни и Яузы.
Здесь среди других, останавливавшихся для ночлега, задерживались и торговцы.
Благодаря этому постепенно образовывался торговый пункт, где усиленно торговали с калифатом. Нет сомнения, что через короткое время после 862 и 866 годов, т.-е. в 880 году и основан был фактически город Москва.
От слова «мост-ква» — мост с севера на юг.
В истории есть указание, что Москва «по преданию» основана Олегом в девятом веке.
Очевидно, предание постепенно превращается в факт, против которого не спорит и Забелин.

ЖАРА В МОСКВЕ.

Москвичи переживают давно не бывшую у нас жару.
Днем невыносимо даже в тени. Не легче и вечером:
        Долго ли продолжится такая погода?
По метеорологическим сведениям жаркая погода объясняется стойким антициклоном, охватившим большую часть европейской России.
Б области действия этого антициклона находится и Москва, где наблюдается высокое давление атмосферы.
На скорую перемену погоды, по крайней мере в ближайшие дни, рассчитывать нельзя.
По полученным вчера известиям, к Москве с северо-запада движется новый довольно сильный аитицнклон, который продержать жаркую погоду еще несколько дней.
Любители солнечных ванн должны ликовать.
Такой жары не наблюдалось в Moскве давно.
Обычная средняя температура для этого времени года—18°.
Вчера же она дошла до 21°.
Такое жаркое лето за последние 20 лет было в 1898 году.

В Мадриде на-днях произошло убийство, напоминающее по обстановке бульварные романы. Ночью к квартире одного сапожника Ринальдаци, подъехал элегантный автомобиль; из него вышли двое изящно одетых человека в масках; усыпив дочь сапожника, они убили последнего и скрылись. Полиция подозревает, что убитый быль членом шайки бандитов, убивших его из боязни выдачи секретов.

В припадке безумия в Бекес-Меджере (Венгрия) некая Роза Мозер бросила в колодезь своих 5 детей, a затем и сама бросилась туда. Двое из детей утонули, остальные и мать были спасены,

*** 19 июня н. ст. в Лондоне состоится международная конференция по женскому избирательному праву. Суфражистки решили участия в конференции не принимать.

В Вятке выстрелом из револьвера покончила счеты с жизнью ученица 6-го класса женской гимназии Мултановская, 18 лет.

Ливнем, пронесшимся над Раненбургским уездом, затоплены огороды. Такого ливня старожилы не помнят. Со ст. „Астапово” сообщают, что там размыто жел. дор. полотно на 160 сажен.

В Ярославле на-днях наблюдалось редкое явление: на небосклоне появилось какое-то „блуждающее светило”, очень напоминающее по форме комету. Оно имело и голову и хвост сажени в полторы-две длиною. Видимо оно было в течение 4—5 секунд и описало довольно значительной величины дугу в северо-восточной части неба, имея направление к востоку. Цвет „кометы” — белый с зеленоватым оттенком.

В Шербурге водолаз Доранж, посланный проверить положение подводного кабеля, был опрокинут миной, выпущенной миноноской. Мина, кроме того, разрезала трубку, через которую посылался водолазу воздух. Задыхающийся Доранж успел схватиться за мину, с которой и всплыл на поверхность.

На Мадагаскаре найден скелет динозавра в 60 аршин длиной. Скелет отправлен в Париж, где для него строится особое здание.

Русские Ведомости (Москва)

Памяти Яна Гуса.

Русско-чешское вспомогательное Общество получило вчера разрешение от московского губернатора на сожжение костра 22-го июня, накануне 400-й годовщины сожжения на костре Яна Гуса. Местом костра избрана самая высокая точка Поклонной горы, на земле крестьян д. Фили. Общество намерено купить эту землю и назвать ее Констанцем по имени места сожжения Яна Гуса и ежегодно 22-го июня повторять праздник сожжения костра. В празднестве будет участвовать ряд Обществ чешских, славянских, польских и малорусских. Будут произнесены речи, приветствия, затем сожжен костер. После этого состоится закрытое заседание Общества.

Литература миссионера Варжанского.

ПЕТЕРБУРГ, 12,VI. (По телефону). Миссионер Варжанский представил в Синод три своих сочинения: «Доброе исповедание», «Образец православного учения» и «Определения правды», с ходатайством рекомендовать их в качестве учебных пособий для низших церковных школ, духовных семинарий, миссионерских курсов и для распространения среди народа. Синод, рассмотрев эти брошюры, признал их не только недостойными рекомендации, но и вредными для народа по своему идейному содержанию. Это постановление Синода в миссионерских кругах произвело сильное впечатление.

Утро (Харьк.)

Лекция союзника Орлова.

Вчера в помещении епархиального дома на Каплуновской ул. состоялась лекция члена союза русского народа В. Г. Орлова под таким заглавием: «П. А. Столыпин и национальное возрождение России. Задачи правых организаций и клевета на русский народ».
Лектор выступил в роли докладчика-жалобщика, и как всегда бывает в подобных случаях, сетовал на «изъеденную предательством интеллигенцию», да «левую жидовскую прессу», на «нерешительность и косность» интеллигенции и т. д., и т. п.
Публики в маленьком зальце епархиального дома «считанное число»: за большим зеленым столом «вожди» боевых сил, прикрывающихся именем Архангела Михаила, в партере один учитель, два чиновника, два студента с испитыми лицами, три священника и десяток-полтора «орлят».

Южная газета Копейка (Харьков)

Г.ИЗЮМ. Пожар церкви.

В ночь на 9 июня произошел пожар Тихвинской церкви г. Изюма. Около двух часов ночи был замечен дым, вырывающийся верхних окон церкви. Вскоре на место пожара прибыли две местные пожарные команды, но струя воды не хватала до верхних окон. Наконец, когда удалось соединить пожарный рукав с водопроводом, вода стала достигать до верхних окон и пожар скоро был прекращен. По приблизительным подсчетам, пожаром причинено убытку на 7 тыс. руб. Погибла в огне вся внутренность церкви, испорчена старинная живопись. Ценные вещи ц святыни были во время вынесены из храма и спасены. Причины пожара не выяснены.