30 (17) июня 1914 года

Маленькие Одесские Новости

«Вечер поэтов».

Состоявшейся третьего дня в курзале Хаджибейского лимана «вечер поэтов» прошел с успехом.
Начиная с организатора вечера П. М. Пильского и кончая юмористами экспромтистами гг. Пикадором и Жгутом — все блеснули.
Если гг. Гольденберг, Биск и г-жа Крыжановская прекрасно читали свои стихи, то гг. Кесельман, Цагарели и др. завоевали симпатии публики музыкальностью и изяществом своих стихов.
Главная заслуга вечера в том, что он показал публике двух молодых, еще нигде не печатавшихся, но безусловно имеющих право на внимание, поэтов -— гг. Багрицкого и Фиолетова.
Тепло принимали популярную Асю Яковлеву, исполнявшую песенку на слова Изы Кремер.

В воскресенье, 15-го июня, на местном циклодроме состоялись первые в текущем году велосипедные гонки. В качестве участников гонок выступали почти исключительно местные ездоки. Отсутствие в среде участников гонок сравнительно крупных сил в области велосипедного спорта, надо полагать, было причиной того, что гонки не привлекли большого количества зрителей.
Вообще же говоря, велосипедные гонки не представляли особого интереса для любителей этого вида спорта, благодаря отсутствию в среде учасников видн. спортивн. сил, но все-же их можно считать удавшимися.
Немалое препятствие для развития велосипедистами скорости езды оказали и технические несовершенства трека, в особенности виражей. Благодаря последнему обстоятельству, установка рекорда скорости на мотоциклете г. Завьяловым, прошедшим дистанцию в четверть версты в течение 24 сек., не может назваться вполне удавшейся.
Устроителям гонок следует, по нашему мнению, обратить более серьезное внимание на состав участников состязаний, в смысле участия в них хорошо знакомых с техническими условиями трека и виражей; тогда такие „случайности" как падение с велосипеда участника гонок г. Могилевского не будут иметь места или, в крайнем случае, не будут повторяться так часто; г. Могилевский, участвуя в двух заездах, дважды упал с велосипеда, правда, отделавшись при падении незначительными царапинами, но, конечно, падение могло, дать и более печальные результаты.
Из участников гонок считаем нужным отметить, как лучших ездоков; гг. Фишера, Здоровцева, Морева и Ярощука.
Победителям на гонках были розданы призы-жетоны.

Эрцгерцог ФРАНЦ-ФЕРДИНАНД, убитый в Сараеве 15 июня. Герцогиня ГОГЕНБЕРГ,
супруга эрцгерцога Франца-Фердинанда, убитая вместе с ним в Сараеве 15 июня.

УХОД АНГЛИЙСКОЙ ЭСКАДРЫ.

Вчера, 16-го Июпя, утром английская эскадра покинула Кронштадтский рейд.
В 8 часу утра адмиралом Витти было отдано судам эскадры распоряжение сниматься с банок.
На помощь подоспели портовые пароходы, под командой кап. Фролова.
Медленно суда выворачивались и выстроились на большом рейде в кильватерный строй, имея впереди флагманский корабль «Lion», за ним «Queen Маrу», «New Zealand», «Princess Royal», «Blonde» и «Boadieca».
Вслед за эскадрой пошла яхта супруги адм. Битти.
С «Lion»`а грянул салют в 13 выстрелов контр-адмиральскому флагу на «Громобое», на котором стоял начальник крейсерской бригады к.-адм. Максимов.
С «Громобоя» раздался ответный салют.
При проходе форта «Константин» был произведен вторичный обмен салютами.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Псаломщики.

Вопрос о введении форменной одежды для псаломщиков решен в положительном смысле. Во время богослужения псаломщики будут одевать кафтан. Головным убором для повседневного обихода будет служить шляпа, а во время крестных ходов скуфейка черного бархата. Автором этой реформы является благочинный церквей города Екатеринослава о. Гавриил Белинский.

На ст. Куенча, Забайкальем ж. д., техник Пронин, гулявший по полотну дороги со своей женой и сильно при этом волновавшийся, неожиданно бросился под проходивший поезд. Жена готова была последовать за мужем, но с нею сделался обморок, и она упала без чувств около поезда.

Крестьянка с. Черная Заводь, Костромск. у., Лепашева пыталась отравить двухлетнюю падчерицу, всыпав ей в пищу какого-то „зелья“. На допросе Лепашева заявила, что она, выйдя замуж за вдовца, у которого от первой жены осталось пять человек детей, не в состоянии была воспитывать их в виду крайней нужды, а потому и решилась на преступление.

Доской духовной консисторией одному из священников объявлено строгое замечание за оскорбление епархиального начальства. Злополучный священник любил иностранные слова и для вящей красоты стиля уснащал ими свои писания. Консистория нашла обидными употребленные в письменных объяснениях священника выражения: «консистория реагировала», «консистория базировала»...

Певица Анжела Жиль отказалась выступить в театре „Cigale*, в Пария^, в обозрении „Oh?, Mylord”. Директор театра потребовал неустойку в 6,000 франков. Певица подала жалобу в суд, мотивируя отказ свой неприличием роли. Суд стал вполне на сторону певицы.

На происходившем на-днях в Лондоне благотворительном балу в пользу слепых с призом за костюм преобладали футуристические костюмы. Сбор был около 120,000 р. Призов роздали на 35,000 р.

Общество писателей Франции на днях торжественно праздновало юбилей столетнего своего сочлена Фертио. Единственному в своем роде писателю-юбиляру была поднесена особая золотая медаль.

ЗАБАВНАЯ ИСТОРИЯ.

Бургомистр Ныо-Иорка Митчел рассказывает следующую забавную историю, случившуюся на пароходе во время его последней поездки.
Пассажиры первого класса после обеда сидели в курительной комнате в мирно беседовали.
Вдруг ворвался в комнату субъект, взволнованный и расстроенный, и воскликнул:
        — У кого есть виски? Одна дама сломала себе руку!
Сейчас же к субъекту потянулись руки с бутылками виски. Он выбрал самую полную, открыл ее и начать пить. Пил он бесконечно долго; наконец, со вздохом облегчения оторвался от бутылки и смущенно заявил удивленным пассажирам:
        — Спасибо, мне теперь лучше! Это очень странно, но когда я вижу, что женщина ломает себе руку, мне делается скверно на душе и в желудке.

Из Кантона (Китай) сообщают, что рисовые площади Квантуна уничтожены ливнями и наводнением; свыше 10,000 человек погибли в бушевавших водах.

При работах в подземной железной дороге в Бруклине сорвались с машиной 50 рабочих; часть убиты, часть — тяжело ранены.

В Нью-Иорке предан смертной казни посредством электричества разбойник Ребаччи, известный под именем „короля убийц”.

В африканских колониях Бельгии правительство полагает ввести налог на женатых. Налог этот коснется исключительно негров.

Убийство наследника австрийского престола эрцгерцога Франца-Фердинанда д`Эсте и его супруги герцогини Софии Гогенберг.

Подробности катастрофы.

ВЕНА, 16(29),VI. В воскресенье в 10 часов утра, эрцгерцог с супругой отправилась в автомобиле из военного лагеря в ратушу.
На пути наборщик Неделько-Габринович бросил бомбу, которая попала в кузов автомобиля, отскочила от него и взорвалась на мостовой. Осколками были ранены подполковник Мерицци и человек двадцать из публики.
Автомобиль продолжал свой путь.
В ратуше эрцгерцог был встречен представителями города.
Бургомистр Флотель обратился к эрцгерцогу с приветственной речью, но был резко им прерван:
        — Господин бургомистр, — сказал Франц-Фердинанд, — я приехал посетить Сараево. Здесь в меня бросили бомбу. Это возмутительно! Теперь продолжайте вашу речь!
После осмотра ратуши, эрцгерцог непременно хотел отправиться в военный госпиталь к раненому Мерицци.
Наместник Боснии Потерек несколко раз просил эрцгерцога не рисковать поездкой по городу, но зрцгерцог настаивал на своем.
По пути Потереку все же удалось убедить эрцгерцога, и шофферу было отдано распоряжение повернуть к конаку. В этот момент и разыгралась драма.
О моменте самого убийства, со слов очевидцев, передаюсь две версии.
По одной — убийца вскочил на подножку автомобиля и выстрелил из браунинга только два раза, поразив первым выстрелом Франца-Фердинанда, вторым — его супругу.
По другой версии, убийца стрелял с тротуара и сделал пять выстрелов. Первым из них эрцгерцог был ранен в шею. Пуля поразила сонную артерию и эрцгерцог моментально потерял сознание.
Супруга эрцгерцога была ранена в живот и некоторое время, заботясь об эрцгерцоге, не чувствовала своей раны.
Только через несколько минут, по прибытии в конак, она потеряла сознание от внутреннего кровоизлияния.
Вызванному в конак врачу пришлось только констатировать смерть как Франца-Фердинанда, так и его супруги.
САРАЕВО, 16(29),VI. В момент покушения в автомобиле, на переднем сиденье, лицом к эрцгерцогской чете, сидел наместник; на подножке автомобиля стоял граф Гаррах, чтобы прикрыть собою особу эрцгерцога в случае нового покушения. По этому поводу эрцгерцог обратился к Гарраху с шутливым замечанием.
На повороте в улицу императора Франца-Иосифа, где автомобиль несколько замедлил ход, раздались два, оказавшиеся смертельными, выстрела.
В первое мгновение наместник подумал, что, к счастью, и теперь все обошлось благополучно, ибо эрцгерцог и герцогиня продолжали сидеть в автомобиле прямо и спокойно.
САРАЕВО, 16 (29), VI. После первого покушения особых новых мер предосторожности, в виде удаления публики по пути следования или размещения войск шпалерами, принято не было,— как утверждают, по желанию самого эрцгерцога.
При повороте с набережной в улицу Франца-Иосифа, по показаниям очевидцев, стояла группа из трех молодых людей с бутоньерками сербских цветов. К ним подошли две девушки и обменялись с ними несколькими словами, a затем обратились к стоявшим по близости дамам с просьбой удалиться с этого места, так как молодые люди внушают им подозрение. В это время, медленно огибая уголь узкой улицы, проехал автомобиль наследника. Когда автомобиль очутился на расстоянии 3-х или 5-ти шагов от упомянутой группы лиц, раздались два выстрела, после которых сидевший против наследной четы начальник края Потиорек, не зная еще ужасных результатов покушения, приказать шофферу ехать в конак. Наследная чета оставалась неподвижной на своих местах, У наследника показалась кровь изо рта.
Оба раненые истекли кровью и скончались, не приходя в сознание, не позже как через четверть часа после покушения. (СПА).
ВЕНА, 15 (28), VI. Вблизи места убийства найдена неразорвавшаяся бомба, по-видимому, оставленная третьим злоумышленником, когда убийство удалось.

Последние слова.

ВЕНА, 16 (29),VI. Рассказывают, что последние слова Франца-Фердинанда были обращены к жене:
        — Оставайся жить для наших детей.
Графиня в это время пыталась дрожащими руками остановить кровь, лившуюся ручьем из пораненной артерии.

Сведения об убийцах.

ВЕНА, 16(29),VI. Бомбист Габринович заявил, что бомбу он получил из Белграда от одного неизвестного ему анархиста.
Как убийца, так и бросивший бомбу отрицают наличность соучастников.
ВЕНА, 16 (29), VI. Убийца эрцгерцога Франца-Фердинанда Принцип родился в Грахове, учился в Белграде.
Никаких сообщников, по словам Принципа, у него не было.
ВЕНА, 16 (29), VI. Здесь растет убеждение, что покушение в Сараеве — результат сложного, хорошо организованного заговора.
В подтвержден» этого указывают, что в квартире Гавриила Принципа нашли более двух тысяч крон.
БЕЛГРАД, 16 (29),VI. Здесь официально опровергается сообщение из Сараева, будто убийца эрцгерцога Франца-Фердинанда слушал лекции в белградском университете. Установлено, что Принцип в течение трех лет посещал лишь местную гимназию, и с сентября выехал в Боснию.

Сербские погоромы.

ВЕНА, 16(29),VI. Из Сараева телеграфируют:
Сербы подвергаются преследованиям.
Чернь врывается в сербские дома, выбрасывает на улицу мебель и скарб.
В других городах Боснии сербов избивают.
Много сербов эмигрирует.
В Сараеве на улицах установлены пулеметы.
ВЕНА, 16(29), VI. В ночь на понедельник на улицах Сараева было организовано несколько антисербских демонстраций мусульманской молодежи и хорватов-католиков.
Толпа распевала австрийский гимн и кричала «hoch!» императору Францу-Иосифу. На месте убийства демонстранты опустились на колени и прочли молдитвы за убитых.
Гостиница «Европа», принадлежащая Евтальновичу, лидеру сербов, была забросана камнями.
В помощь полиции вызваны войска, которые рассеяли демонстрантов.

Утро (Харьк.)

Памяти П. И. Харитоненко.

Вчера советом харьковского сельского хозяйства послана в Сумы телеграмма следующего содержания: «Совет харьковского общества сельского хозяйства, узнав о смерти Павла Ивановича Харитоненко, образцовые имения которого были школой для молодых агрономов, и много способствовавшего улучшению местного свеклосахарного хозяйства путем организации опытной станции и созыва целого ряда съездов из хозяев-практиков и ученых агрономов скорбят об утрате просвещенного хозяина и общественного деятеля».