08 июля (25 июня) 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

„Борьба” с пылью.

Обращаем внимание на недопустимое безобразие посреди белого дня на Базарной площади, Патронной улице, вообще даже в центральной части города подметаются мостовые.
Проходить или проехать по городу, тогда нет никакой возможности, вследствие густых облаков пыли.
Между тем существует постановление, запрещающее днем подметать улицы.

Маленькие Одесские Новости

ПЕРЕПОЛОХ В ВАГОНЕ ТРАМВАЯ.

Несколько тревожных минут пережили пассажиры Пульмановского вагона трамвая, шедшего с Б. Фонтана в город.
Когда вагон достиг 4-й станции, неожиданно вокруг вагона все осветилось феерическим светом. В тот же момент, на крыше вагона показалось пламя. Вагоновожатый стал тормозить вагон. Некоторые из пассажиров стали соскакивать с площадок, другие пытались выпрыгнуть в окна.
Оказалось, что на верхней дуге сгорел предохранитель.
Кондуктор догадался оттянуть дугу и в вагоне погасло электричество.
Исправление предохранителя продолжалось около получаса.

Вниманию моряков.

Начальника порта доводить до сведения владельцев и капитанов судов о следующем:
        Согласно сообщению коменданта крепостей Босфора, не смотря на запрещение морским судам прохода проливов после захода солнца, многие пароходы, а в особенности парусные суда, нарушают это правило, проходя пролив после захода солнца, не обращая никакого внимания на зажигаемые ракеты и тем вызывают неоднократные пушечные выстрелы, стоимость которых затем с них взыскивается. Многие моряки заявляют, что изложенное выше правило им неизвестно. А потому до сведения моряков доводится следующее.
Морские суда после захода солнца не должны заходить в проливы далее малого залива Буюк-Лиман; они должны подчиниться световым сигналам в Буюк-Лимане, а в противном случае c них будет взыскиваться, согласно обычаю, штрафа размере полулиры за каждый холостой выстрел и одной лиры за каждый боевой выстрел. По пароходам, прошедшим, несмотря на сигналы Анадол-Кавак, будут производиться боевые выстрелы. Во время штормов, препятствующих остановке в Буюк-Лимане пароходы могут проходить до порта Кавак; в данном случае сигналов в Буюк-Лимане производиться не будет.

ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЗУБЫ.

Случай этот имел на-днях место в Париже. Инженер Саланьяк находился в своей комнате на улице Коперника, близ заставы Звезды, когда в соседнем доме на громоотвод упала молния. В ту же минуту Саланьяк почувствовал запах озона и металлический вкус во рту.
Два часа спустя, во время обеда, когда он поднес ко рту вилку, изо рта у него появилась электрическая искра, которая обожгла ему губы и содрала кожу на протяжении двух сантиметров.
У инженера зубы были пломбированы золотом и он полагает, что во время удара молнии у него они наэлектризовались. Достаточно было прикосновения серебряной вилки, чтобы между двумя различными металлами произошел разряд.

Император Вильгельм отбыл к берегам Норвегии.
        Английская королевская чета прибыла в Эдинбург. Суфражистки бросили в коляску книги и бумажный шар с надписью: «Женщины подвергаются притеснениям».
        В английской палате лордов принят во втором чтении исправляющий билль к гомрулю.
        Император Франц-Иосиф возвратился в Ишль.
        Хорватские и словинские студенты в Праге выразили на митинге протест против анти-сербских демонстраций.
        Жители Цетинья устроили митинг протеста против анти-сербских демонстраций.
        В окрестностях Берата, в Албании, идет бой. Валона изолирована. Правительство принуждено, было отказать в помощи депутации из Аргирокастро.
        В 20 километрах от города Понтуаза, во Франции, арестованы два анархиста, переносившие две большие бомбы.
        Во французской палате депутатов принят 428 голосами против 106 законопроект об ассигновании 400 000 франков на поездку Пуанкарэ в Россию, Швецию, Данию и Норвегию.
       Во время маневров французских судов затонула у Иэрских островов подводная лодка «Сalypto».
        В Париже успешно прошла подписка 3½% французский займ.
        В Сомюре упал с аппаратом в Луару авиатор Леганье, и был извлечен мертвым.
       В Берн прибыл бельгийский король для посещения швейцарского союзного совета.

Лесные пожары в Архангельской губернии принимают огромные размеры. По железнодорожной линии Вологда—Архангельск также горят леса. Горят болота и леса в Тверской, Новгородской и Костромской губерниях.
        Водой залита угольная шахта «Ольга Успенская» в Бахмутском уезде.

Китайский национальный гимн.

Китайского президента Юаншикая долге снедала забота о национальном гимне.
Эта забота не покидала его даже в тревожные дни революции.
У Китайской республики не было своего национального гимна. Восемь сочиненных до сих пор гимнов никуда не годились.
По словам «Дальневосточного Ллойда», китайский посланник в Бельгии Ван-Инг-По составил новый гимн, который, по слухам, будет окончательно утвержден и признан китайским национальным гимном.
Вот содержание этого гимна в буквальном переводе:
        1) «Китай, о твоем величии свидетельствуют высочайшие горы и тучные равнины. Страна чудес, по процветающей с незапамятных времен добродетели» твои богдыханы самоотверженно уступили власть народу.
        2) Так учили Конфуций и Ментзе. Народ состоит из пяти колен. Единство всех колен должно быть превыше воех споров. Тогда Китай будет непоколебим.
3) Развивайте же богатство страны, улучшайте строительство и делайте народ счастливым. Ученость и добродетель - два величайших сбережения многих столетий. Все граждане равны, так учили Конфуций и Ментзе.

Двадцатидневная голодовка.

В Петербурге в светских кругах много толков вызывает интересный опыт, который проделывает над собой блестящий кавалерийский офицер, редактор журнала «Армия и Флот», ротмистр А.Д.Далматов. Ротмистр 20 дней ничего не ест. Голодовку он предпринял „для обновления организма”, так как является сторонником учения Хейча и Эренга, которые находят, что 40-дневное голодание приводит организм к обновлению, способствуя удалению слизей, служащих рассадником бактерий. После двадцатидневной голодовки ротмистр А.Д.Далматов производит впечатление совершенно здорового и бодрого человека.

Ротмистр Далматов
до голодовки            и после 20-ти дней.

Лейпцигский университета ввел страхование от несчастных случаев (за счет университета) всех студентов, ассистентов и практикантов.

39 июля проданы были с торгов острова Лавечи, близ Корсики; купил их француз Тертиан за 5,000 рублей.

В аристократическом курорте Фрипорт (Америка) во время консультации в кабинете врача богатая нью-иоркская дама Байльи была убита выстрелом через окно. Полагают, что убийство совершено женщиной из ревности.

На-днях в Бреславле было предпринято исследование зубов у солдат. Из 3,000 солдат только 184 имели здоровые зубы, остальные же имели в общем 26,934 испорченных зуба, т.-е. почти по 10 испорченных зубов на человека.

На ст. Вязовая, Сам.-Златоустовской жел. дороги, произошел следующий печальный случай: дети весовщика Герасимова — мальчик, 6 лет, и девочка, 4 лет, - и девочка сцепщика Хованова, 5 лет, играя в кладовой, забрались в пустой сундук, крышка которого захлопнулась и самопроизвольно заперлась, лишив детей возможности выбраться из сундука. Родители, хватившиеся детей через некоторое время, нашли в сундуке лишь трупики.

Жительница сел. Велеви, Рачинскаго у., Евфросинья Моцаберидзе, не сняв еще с себя подвенечного платья, тайком пробралась в верхний этаж дома и, войдя в комнату своего мужа, застрелилась из его же револьвера. Покойная не оставила никаких писем о причине своей смерти.

Арест русских бомбистов во Франции.

(По телеграфу от нашего корреспондента).

Трояновский и Киричек.

ПАРИЖ, 24,VI—7,VII. Вся парижская полиция, как общая, так и ее политический отдел, поставлена на ноги.
Производится расследование чрезвычайно важного и, вместе с тем, загадочного дела.
Два дня полиция хранила тайну, и только сегодня появились в парижских газетах первые сведения об этом деле.
В воскресенье, ночью, на большой дороге, ведущей к деревушке Вомон нa Уазе (Beaumont sur Oise) двое жандармов заметили двух прохожих, которые очень бережно и с большими предосторожностями несли в руках узелки. Неизвестные говорили на непонятном языке, и это также вызвало подозрение жандармов.
Они остановили прохожих и спросили, куда они идут. Те мимикой показали жандармам, что не понимают французского языка.
Жандармы также мимикой приказали неизвестным положить узелки на землю. Когда же начали собираться любопытные, один из неизвестных, указывая на; узелки, на ломаном французском языке сказал:
        — Canon.
Среди собравшихся около задержанных нашелся храбрец, который развязал узелки. В них оказались бомбы — два стальных цилиндра, герметически закрытых, весящих оба четыре килограмма.
Жандармы немедленно арестовали неизвестных, надев им наручники, и вместе со снарядами доставили их в казарму.
Немедленно об аресте дали знать следователю и прокурору, и началось дознание. По особой случайности, в деревне Вомон оказался некий Дюдуа, назвавший себя коммивояжером по продаже цемента, знающий русский язык.
При его помощи задержанные были подвергнуты первому допросу.
Стерший из них назвался Болеславом Трояновским, родом из Пыздры, Калишской губернии, 31-го года, младший — Тимофеем Киричеком, 26-ти лет, родом из Ольшаны, Харьковской губернии.
Киричек заявил, что по профессии он механик, по убеждениям — анархист. В Париже он прожил двенадцать дней на разных квартирах, адреса которых указать не желает. В одной из них он и изготовил бомбы.
Киричек заявил также, что еще год назад комитет анархистов поручил ему совершить покушение чрезвычайно большой важности. Во время предстоящего посещения Франции очень высокопоставленными лицами, он имел намерение взорвать поезд, в котором будут следовать эти лица.
Киричек объяснил затем, что найденный при нем браунинг был предназначен для самоубийства после совершения террористического акта. По словам Киричека, он за важное политическое преступление был осужден в России на каторгу, но затем ему удалось бежать.
Трояновский на допросе показал, что с Киричеком он встретился случайно около так называемых «укреплений», окружающих Париж. Разговорившись, он узнал, что и Киричек, как и он сам, Трояновский, - механик. Новые товарищи решили бродяжничать вместе.
Трояновский, по его словам, работал в Париже в мастерской медицинских инструментов некоего Томашевича. Узелок дал ему нести Киричек, и он не знал, что в нем бомба. Это показание подтвердил и Киричек, заявив, что его спутник ничего не знал об его намерениях. Странная откровенность Киричека для всех довольно загадочна.

Заявление В. Л. Бурцева.

ПАРИЖ, 24, УI—7,VII. Ваш корреспондент обратился к В. Л. Бурцеву с вопросом, как он смотреть на дело о Киричеке и Трояновском.
— Могу категорически сказать, — заявил В. Л. Бурцев, — что эти личности мне совершенно неизвестны, хотя я хорошо знаю эмигрантский мирок.
Дело кажется мне в высшей степени странным, чтобы не сказать более.
Помню, когда 30-го мая 1890 года были произведены аресты террористов, подготовлявших, якобы, покушение такой же важности, я уже через две недели заявил свои подозрения, что раздававший арестованным бомбы, некий Ландезен, — провокатор.
Мильеран, защищавший тогда обвиняемых, потребовал ареста Ландезена, который, однако, скрылся.
Впоследствии обнаружилось, что этот Ландезен был не кто иной, как знаменитый Гартинг.
Вся обстановка настоящего дела мне кажется чрезвычайно подозрительной. Обратите внимание, что это дело возникло как-раз накануне запроса в парламенте по поводу моей, известной читателям «Русскаго Слова», жалобы министру юстиции о незаконном существовании в Париже русского политического сыска.
Думается, что тут мы имеем деля с инсценировкой провокационного характера. Мне кажется очень подозрительным, что арестованный, которого, ведь никто за язык не тянута, дал такие откровенные показания.
Я соберу, конечно, более обстоятельные сведения об этом деле, которым своевременно поделюсь с вами.

Кампания против „Царя Иудейского".

В «Русском Слове» в свое время уже сообщалось о походе правых организаций против драмы К. Р. «Царь Иудейский».
Кампания, горячо поддержанная палатой Михаила архангела, успехом, однако, не увенчалась. Члены Синода не сочли удобным препятствовать постановке пьесы Августейшего поэта. Не решилось на это и министерство внутренних дел.
В последнее время агитация против этой драмы снова ведется с усиленной энергией, при чем во главе кампании теперь стоит уже союз русского народа. «Вестник» союза «Русское Знамя» печатает ежедневно аршинными буквами следующую прокламацию:
        «Во имя православия, во имя незыблемости основ бытия православной самодержавной России, недопустимо публичное поругание Господа нашего Иисуса Христа в пьесе «Царь Иудейскии», которую свободно читают и играют по всей России».
Результаты этой агитации начинают уже сказываться и, конечно, прежде всего, в провинции. Полицейские чины пугаются самого названия пьесы и не обращают внимания даже на разрешение высших властей.
Текущим летом груша Петербургских артистов решила устроить ряд публичных чтений пьесы К.Р. Инициатор этих чтений, режиссер театра Суворина, Н. Н. Арбатов заручился специальным разрешением министра внутренних дел Н. А. Маклакова устраивать чтения по всей России.
Первое чтение предполагалось устроить на ст. «Поповка», Николаевской жел. дор. Расклеили афищи. Публики собралось довольно много, но чтение не состоялось: урядник не допустил. Не помогло и разрешение министра.
Устроители решили попытать счастья на финляндской территории. Сняли театр в Куоккала. Сделали все приготовления. Приехало много гостей из Петербурга.
Перед самым началом явился местный ленсман и заявил, что без согласия губернатора он чтения пьесы не допустит. Показали разрешение H. А. Маклакова. Ленсман твердо стоял на своем. Послали телеграмму выборгскому губернатору, но разрешения так-таки не добились.
Н.Н. Арбатов решил еще попытать счастья в Стрельне. Заблаговременно получено специальное разрешение петербургского губернатора.

Погода.

Жарко. На небе ни облачка.
Вчера термометр днем показывал +30°, в тени и до -+34° на солнце.
Вечером душно. Ни ветерка. Температура +23 градуса.
На центральных улицах — ни души. Публика прячется на бульварах, в Петровском парке. Там хоть иллюзия прохлады.
Купанье не помогаете. Температура воды у Бабьегородской плотины +22,6° по Ц.

Невероятная жара вот уже в продолжении нескольких недель совершенно сожгла луга в окрестностях Москвы.
Болота высохли, трава пожелтела.
Начались луговые пожары.
Неосторожно брошенная спичка, оставленный костер, — и сухая, желтая трава вспыхивает, как порох.
Кое-где загорелся торф.
Дым от этих пожаров уже проникает в Москву.
Вчера, при закате солнца, окрестности Москвы были окутаны сероватым дымом.
Благодаря дыму, можно было совершенно свободно, без боли в глазах, смотреть на заходившее солнце.

Утро (Харьк.)

СЛАВЯНСК. Попечение о народной трезвости.

На-днях у мирового судьи 8 уч. изюмского судебно-мирового округа слушалось дело по обвинению содержателя буфета «с прохладительными напитками» К. Оганесьянца в городском щелковичном саду местного комитета попечительства о народной трезвости в незаконной продаже водки. Против Оганесьянца возбуждено несколько однородных дел. На суде было установлено, что содержателем буфета систематически производилась продажа водки в саду бутылками из-под фруктовых вод.
Судья приговорил его по одному из дел на восемь месяцев тюремного заключения.

Эхо (Благовещенск)

Наводнение.

Из Черняевой телеграфируют, что к утру 22 июня вода подошла с трех сторон к зданию, в котором помещается контора дистанции. Наводнением причинены значительные повреждения обстановки реки.

— Офицерам, военным врачам и военным чиновникам Благовещенского гарнизона воспрещено посещать рестораны и увеселительные заведения, кроме следующих: ресторан Общ. Собрания и театра; буфетов и ресторанов в садах: Общ. Собр., Общества Туристов, Общест. Спорта, театра миниатюр «Мозаика», павилиона и ресторана Волковой на бульваре и вокзального буфета I класса на станции «Благовещенск».

Южная Копейка (Киев).

Панихида по Франце-Фердинанде.

Вчера в костеле св. Александра на Трехсвятительской ул. совершена была заупокойная месса и панихида по трагически погибших в Сараево эрцгерцоге Франце-Фердинанде и его супруге. На богослужении присутствовали генерал-губернатор ген.-ад. Ф. Ф. Трепов, губернатор шталмейстер Н. И. Суковкин, командующий войсками ген.-ад. H. И. Иванов, все иностранные консулы в Киеве и много молящихся.