29 (16) июля 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

В ожидании войны.

Вести об осложнениях отношений Австро-Венгрии и Сербии, грозная ультимативная нота Австро-Венгрии, возможность, верней — неизбежность войны, официальное заявление, что: „Россия зорко следит за развитием сербско-австрийского столкновения, к которому не может оставаться равнодушной, — все это сильно взволновало луганчан.
В городе только и слышны разговоры о возможности войны и активного вмешательства России в военные действия.
«Политики» всех возрастов и полов горячо обсуждают, насколько серьезно создавшееся положение, какую позицию займет в случае начала военных действий Англия, под чьим влиянием действует Австро-Венгрия и т. д. и т. д.
Редакционный телефон работает почти беспрерывно. Спрашивают, не получены ли телеграммы об объявлении войны, каково общее положение дел и т. д.

Маленькие Одесские Новости

Манифестации в Одессе.

Вчера, в 9% ч. вечера, устроена была патриотическая манифестация и антиавстрийская демонстрация. Толпа, собравшаяся из подростков, учащихся и взрослых, членов монархических организаций, направилась с Соборной площади и из город. сада по Дерибасовской улице. Манифестанты, в руках которых были два национальных флага, оглашая воздух криками «ура» и пением народного гимна, медленно подвигались вперед. Крики «ура» сменялись частыми возгласами «да здравствуете Сербия!», «долой Австрию!»... К небольшой группе манифестантов вскоре присоединилось большое количество прохожих и вскоре толпа достигла 300 - 400 ч. Для соблюдения порядка и охранения общественного спокойствия впереди манифестантов шли чины полиции. <...>

Объявление войны.

ВЕНА, 15 июля, (срочная). В экстренном выпуске официального органа опубликовано нижеследующее объявление войны: так как королевское сербское правительство не ответило удовлетворительным образом на ноту, переданную ему австро-венгерским посланником в Белграде 10 июля 1914 года, то императорское королевское правительство вынуждено само вступиться в защиту своих прав и интересов и обратиться с этой целью к силе оружия. Австро-Венгрия считает себя с настоящего момента на положении войны с Сербией.

АВТОМАТИЧЕСКИЙ АЭРОПЛАН.

Венские газеты сообщают о замечательнейшем изобретении одного венского юриста г. Фишера,— об автоматической летательной машине, об аэроплане, летающем без авиатора.
        - Как ни велики успехи чёловеческого гения, — говорит г. Фищер в своей объяснительной записке, представленной австрийскому правительству, -нo рано еще говорить, что воздух уже завоеван.
Каждый день доходят вести о новых воздушных катастрофах, - между тем авиация не может остановиться, и в случае войны она сыграет одну из видных ролей. Не лучше ли заменить пока летчика машиной, и при нынешней еще не полной победе людей избавить хоть отчасти военных летчиков от риска.
Таковы те мотивы, которыми руководился Фишер. Отсюда ясно, что его аппарат имеет главным образом, специальное военное значение.

В Вене, в экстренном выпуске официального органа, опубликовано объявление о войне с Сербией.
        Австрийцы завладели близь Орсовы двумя сербскими пассажирскими пароходами и подняли на них австрийский флаг.
        Сербы взорвали моет между, Белградом и Землином.
        Сербский посланник в Вене Иованович был оповещен о разрыве дипломатических сношений и по вручении паспортов, выехал в Белград.
        Охрану сербских подданных в Австро-Венгрии взяло на себя русское посольство.
        Сербия сосредотачивает значительные войска у Смедерева близ Дуная.
        По сведениям «Matin» Англия заявила в Вене и Берлине, что в случае войны она присоединится к России и Франции.
        Австро-венгерское правительство опубликовало текст сербской ответной ноты на австро-венгерскую ноту от 12 июля с замечаниями по пунктам.
        Венские частные банки решили оставить без изменений учетную норму.
        Венгерский министр-президент граф Тисса представил в венгерском парламенте доклад относительно проведения илючительных мероприятий на случай войны. Сессия парламента закрыта.
        Франция согласилась поддержать предложение сэра Эдуарда Грея относительно созыва международной конференции для улажения австро-сербского конфликта.
        Италия заявила, что в случае австро-сербской войны она сохранит положение, отвечающее дружественным и союзническим отношениям.
        Германия через своего посла в Англии заявила, что она в принципе согласна на посредничество в австро-сербском споре.
        В Англии флот стоить под парами.
        Германские почтовые учреждения получили предписание платить бумажными деньгами. Замечается сокращение золота в обращении.
        Русский посол Шебеко прибыл в Вену. Великий визирь отказался от поездки в Брюссель для свидания с Венизелосом в виду политических осложнений.
        В Копенгагене состоялось совещание министров.
        Датские войска будут мобилизованы для охранения нейтралитета.
        Г-жа Кайо оправдана по делу об убийстве редактора «Figaro» Кальмета.

В Петербурге с 10 ч. веч. происходили грандиозные манифестации с криками «ура» и пением гимна перед сербским, французским и английским посольствами.
        В Москве и Киеве происходили многочисленные манифестации сочувствия Сepбии. В Москве перед французским консульством собралось до 10,000 чел.
        В Борисове состоялась закладка памятника героям Отечественной войны.

АВСТРО-СЕРБСКАЯ ВОЙНА.

ВЕНА. (Срочная). В экстренном выпуске официального органа опубликовано нижеследующее объявление войны:
        «Так как королевское сербское правительство не ответило удовлетворительным образом на ноту, переданную ему австро-венгерским посланником в Белграде 10 (23) июля 1914 г., императорское и королевское правительство вынуждено само выступить на защиту своих прав и интересов и обратиться с этой целью к силе оружия. Австро-Венгрия считает себя с настоящего момента на положении войны с Сербией». (Корбюро).
ЛОНДОН. Аг. Рейтера телеграфирует из Ниша: «Австрийцы завладели близ Орсовы сербскими пассажирскими пароходами «Белград» и «Морава», подняли на них австрийский флаг и задержали пассажиров».

Сербский король ПЕТР.         Наследник сербского престола королевич АЛЕКСАНДР.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

М а т ч         о-ва         „С о к о л”.

12 июля о-вом „Сокол“ был устроен матч между футбольной командой „Орленок“ и „Спарта"; окончился он победой последней. Результаты игры: 2:1.
        — Еще более оживленным оказался матч 13 июля между первой екатер. футбольной командой и командою „Тритон“. Матч окончился в ничью: 1:1, а во втором хавтае даже 0:0.
        — В воскресенье 20 июля, остающаяся до сих пор не побежденной, 1-я екатер. футбольная команда будет состязаться с командой „Спарта", которая до сих пор занимает первое место между ученическими командами. Весьма недавно эта команда одержала победу над командой, „Тритон “ с результатом 3:2.

«ЧУДИЩЕ ОБЛО, ОЗОРНО И ЛАЯЙ!..»

(К выступлению Австрии.)

Содержатель трактира III-го разряда в гор. Ейске заявил, что он вполне солидарен с новым направлением в России и потому закрывает трактир.

В дер. Ефимовке, Херсонского уезда, совершено зверское убийство 70-летней женщины. Убийца оказался родным сыном ее.

В Соединенных Штатах существует очень много частных станций беспроволочного телеграфа. Недавно владельцы их объединились в „лигу беспроволочного телеграфа".

По расчету, сделанному английским министерством финансов, поддержание мира обходится Европе ежегодно в 3 ½ миллиарда рублей.

Два французских инженера, Местр и Мартел, демонстрировали изобретенное ими электро-магнитное пианино. Суть изобретения в том, что струны приводятся в колебание не ударами молоточков, а электромагнитами.

Председатель комитета республиканской партии в Нью-Иорке Виллиам Бернс предъявил иск к Рузвельту (за клевету) в 100,000 рублей.

ЗАЯВЛЕНИЕ ИТАЛИИ.

ВЕНА. (13 июля. Замедлена доставкой). Итальянское правительство сделало австро-венгерскому заявление, что, в случае вооруженного столкновения Австрии с Сербией, оно сохранить положение, отвечающее дружественным союзническим отношениям. (СПА.)

«ВА-БАНК».

РИМ. Влиятельная газета «Corriere della Sera» говорить, что если Австрия не тронет даже пяди земли сербской, ограничившись одной только нотой, то все-таки последствия этого будут настолько серьезны, что повлекут за собой общеевропейские осложнения.
        «Это касается и Италии, — говорить газета, — так как удовлетворение домогательств Австрии представляет опасность для Италии. Австрия пустилась в авантюру, поставила все на карту, но державы обязаны позаботиться и о своих интересах». (Наш. кopp.)

Бой под Дублином.

Столкновение националистов с войсками.

ЛОНДОН, 15 (28), VII. В Гоуте, близь Дублина, произошло серьезное вооруженное столкновение между добровольцами армии националистов и батальоном правительственных войск.
Националисты выгрузили транспорт в 2,500 винтовок. Полиция и солдаты пытались отбить оружие.
Националисты, отбившись от правительственных войск, увезли оружие и военные припасы.
Во время столкновения несколько националистов было ранено. Когда солдаты, с офицерами во главе, вернулись в Дублин, толпа устроила им враждебную манифестацию и забросали их камнями.
Все возмущены тем, что солдаты, без разрешения судьи, который предварительно должен был напомнить толпе статью закона о бунте, сделали несколько залпов.
Убито четверо, ранено свыше 50-ти человек, в том числе много женщин и детей.

Утро (Харьк.)

Настроение в Харькове.

Всюду:
Нa бирже, в банках, в общественных учреждениях, среди обывателей, на трамвае, конке, вокзале и пр. слышатся возгласы:
        — Война!
Говорят о войне все.
Настроение приподнятое. И сильно оживленное. Интерес к газетам возрос необычайно. В частном киоске на вокзале газеты берутся нарасхват. Десяток-два иностранных журналов и ежедневных изданий не хватает для удовлетворения спроса.
Немецкие газеты и журналы получаются с увеличенными «черными» пятнами... Банки с нетерпением ждут биржевых известий. Онколисты в испуге переполняют паркет банков.
Ожидающих ждет разочарование: настроение биржи твердое, но расценки слабые... На бирже всем стало ясно, насколько обоснованы и своевременны были частые предостережения против чрезмерной спекуляции на бирже.
Под влиянием последних событий сильно пострадали акции тех коммерческих банков и предприятий, которые котируются на берлинской бирже.
Харьков - угольная столица, столица Донецкого бассейна.
Угольная биржа в «Метрополе» взволнована. Здесь опасаются, что теперь английский уголь на нашем юге сумеет обосноваться прочно и продиктовать потребителям уже иные цены.
Говорят о том, что прилив заграничного угля ухудшит нашего баланса, и без того неустойчивого...
Речь идет о том, что донецкая каменноугольная промышленность должна будет сократить вывоз товара в Одессу. Уменьшение-же вывоза, в свою очередь, может вызвать увеличение фрахта для донецкого угля, который может возвратиться к прежним высоким ставками, пониженным лишь благодаря предъявлению к перевозке громадных количеств постоянного груза. Это побочное влияние может дать весьма значительный перевес в пользу английского угля.
Видный деятель на поприще горной и горнозаводской промышленности говорит: Политическое пробуждение государств Балканского полуострова, изменение политической ситуации Турции и проникновение ее государственной жизни германским влиянием, роли Австрии в жизни Балканского полуострова и т. д., — все это заставляете взглянуть на вопрос о донецком и английском топливе не только с экономической, но и с государственной точки зрения, ибо вытеснение донецкого топлива с рынков черноморско-азовского побережья означает, что при осложнениях в области внешних отношений, все побережье Черного и Азовского морей, все его потребители — и частные, и государственные учреждения — останутся без топлива, и излишне говорить о том, какое значение будет иметь этот факт в момент внешних осложнений...

Григорий Углев.