01 августа (19 июля) 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

Отголоски войны в Луганске.

Все слои Луганского общества, с неослабевающим вниманием, следили за разрешением австро-венгерского и сербского конфликта. Жадно читались газеты.
Всюду — в частных домах, в разных общественных местах, в клубах, кофейнях, в театре, на базаре слышались разговоры о близкой кровавой опасности.
У всех на устах было одно грозное слово:
        — Война.
В нашу редакцию беспрерывно звонят по телефону.
Тревожные голоса спрашивают:
        — Скажите, объявлена ли война?
        — Нет ли новых телеграмм?
        — Каковы подробности?ф1 С каждым часом росло напряженное внимание к возникшему конфликту.
Война встала, как грозный и неминуемый призрак.
Весть о войне, а затем о мобилизации распространилась по всему городу с необычайной быстротой.
Словно электрическая искра пробежала по проволоке.
Не было ни одного места, где бы не говорилось о войне.
Резко раздавались голоса, осуждающие действия австрийского правительства.
На улицах слышатся крики бегущих разносчиков.
        -— Бомбардировка Белграда.
        — Русский ультиматумы Австрии.
Телеграммы раскупались нарасхват.
У всех в руках мелькают сероватые листы, которые читаются жадными глазами на ходу.
На улицах города — тревожное оживление.
Широкий обмен мнений с первым встречным, быстрые разговоры.

Мобилизация.

Высочайше повелено привести на военное положение сформировать ополченские части.
Первым днем мобилизации назначена пятница 18-го июля. Призываются ратники перечисленные из 2-го разряда в запас ополчения. <...>

СПБ. По официальным данным приступили к работам остальные около 50 тысяч фабрично-заводск. рабочих.
К вечеру манифестанты заняли главные артерии столицы. Толпы, в несколько тысяч каждая, на пути всe возрастая, шествуют по улицам. Развеваются национальные флаги. Звуки гимна и клики «ура» несутся со всех концов столицы. На Невском и Литейном проспектах, у здания сербской миссии, у французского и английского посольств и на окраинах манифестации не прекращаются. Во многих местах создаются импровизированные митинги. Читаются телеграммы, произносятся речи.

Великая княгиня Мария Павловна, дочь великого князя Павла Александровича и покойной великой княгини Александры Георгиевны, до замужества принцессы греческой.

Указом Государя Императора расторгнут брак великой княгини с принцем Вильгельмом шведским, герцогом Сюдерманландским, а ее высочество повелено именовать ее императорским высочеством великою княгинею Марией Павловною Младшею.

ПОЛОЖЕНИЕ ФИНАСОВОГО РЫНКА ВО ФРАНЦИИ.

ПАРИЖ. Государственный советь одобрил декрет, разрешающий выдавать единовременно вкладчикам сберегательных касс только 50 франков. Французский банк выпускает сегодня в обращение билеты 20-, а также 5-франкового достоинства. Мера эта облегчает возникшую трудность в обращении существовавших кредитных билетов, которые вчера нигде не хотели менять, так как золото совершенно исчезло из обращения, даже серебро стало крайне редким. Ликвидация биржи отсрочено до конца следующего месяца. Французский банк повысил учетный процент с трех с половиной до четырех с половиной.

Указом императора германского вся империя за исключением Баварии объявлена на военном положении. 1
        Союзный совет в Берлине одобрил приказ императора о запрещении вывоза продовольственных припасов, кормовых средств и т. д.
       Император Вильгельм назначил кронпринца начальником первой гвардейской дивизии.
        В Берлине толпа вкладчиков разгромила «Deutshe Bank».
        На границе Франции происходить передвижение германских войск.
        Французская печать подтверждаете солидарность русских и французских интересов и подчеркивает двусмысленность поведения германской дипломатии.
        В Цетинье распубликован королевский указ о всеобщей мобилизации.
        Сербский королевич-регент издал манифеста по случаю объявления войны Австрией.
        Бомбардировка Белграда продолжается беспрерывно осадными орудиями. Человеческих жертв среди населения много.
        Линия прикрытия австрийских войск на Дрине продвинулась до главного рукава этой реки.
       В Нише торжественно открылась чрезвычайная сессия сербского парламента.
        Нидерландская королева издала объявление, в котором сообщает, что Нидерландам угрожает опасность войны.
        Канадское правительство приняло военные меры на случай присоединения канадских войск к английской армии.

В Петергофе состоялось чрезвычайной важности совещание министров.
       В Финляндии объявлено военное положение.
        Всеобщая мобилизация в России началась 18 июля и проходить с большим подъемом.
        В Москве состоялось заседание городской думы. Постановлено открыть кредит в один миллион рублей из запасного капитала на организацию врачебно-санитарной помощи на театре военных действий и в Москве.
        Состоялись патриотические манифестациии в Одессе, Николаеве, Варшаве, Риге, Либаве, Кишиневе, Харькове, Новгороде, Минске, Москве, Хабаровске, и т. д.

Кн. Григорий Николаевич ТРУБЕЦКОЙ,
назначенный русским посланником в Сербии.

Первый день мобилизации в столице.

Вчера, 18-го Июля, первый день мобилизации Петербурга и Петербургской губернии прошел на редкость спокойно.
Серьезное и, вместе с тем, преисполненное долгом настроение толпы чувствовалось на каждом шагу, на любой улице. ф12 Все прониклись одной мыслью:
        — Так нужно! Родина в опасности! В столице с утра, по распоряжению исп. об. с.-петербургского градоначальника ген.-лейт. О. И. Вендорфа, была прекращена в трактирах и ресторанах III и II разряда торговля крепкими напитками.
Казенные винные лавки и портерные были закрыты.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Патриотическая манифестация.

18 июля, в 2 ч. дня, в кафедральном соборе, в память 10-летия со дня геройской кончины на поле брани во время русско-японской войны бывшего екатеринославского губернатора графа Келлера была отслужена панихида.
После панихиды был отслужен торжественный молебен о даровании победы сербскому войску.
На богослужении присутствовали управляющий губернией Н. А. Татищев, непременные члены: губернск. присутствия И. И. Григоросуло, губ. по земским и городским делам присутствия М. Ф. Трипольский, председатель екатеринославской уездной земской управы С. А. Бродницкий, губернский архитектор Ф. Ф. Булацель, другие начальствующие лица, воинские чины и много молящихся.
По окончании богослужения все молящиеся, кроме управляющего губернией, направились из собора к памятнику Императрицы Екатерины II с пением народного гимна, „Спаси Господи люди Твоя“ и криками „Да, здравствует Сербия и Франция“.
Возле памятника были произнесены патриотические речи, после чего манифестанты с портретом Государя Императора и национальными флагами направились вниз по Проспекту.
Дойдя до Новодворянской ул., манифестанты направились к дому управляющего губеряией Н.А.Татищева, где, в присутствии самого Н. А., был исполнен народный гимн, покрытый дружным „ура!“ Здесь управляющий губернией произнес небольшую речь и на просьбы манифестантов обещал довести до сведения Его Императорского Величества о выраженных манифестантами верноподданнических чувствах.
От дома управляющая губернией манифестанты направились к Струковскому дворцу, где помещается французское консульство.
Здесь манифестантами несколько раз был исполнен народный гимн, произнесено много речей по адресу дружественной нам державы. Речи покрывались громкими криками „Да здравствует Франция!“ „Да здравствует Пуанкарэ!“

Занятие Белграда.

ЛОНДОН. Сербская миссия сообщает, что бомбардировка Белграда возобновилась в 6 час. утра. Австрийцы бомбардируют главные улицы с целью разрушить город. (СПА.)
БЕРЛИН. По последним известиям, Белград занят австрийцами. (Наш. корр.)

МОБИЛИЗАЦИЯ В МОСКВЕ.

Ратники ополчения на улицах Москвы.
(Фот. «Ранн. Утра».)

В связи с суфражистским движением английское правительство испрашивает увеличение кредита на лондонскую полицию до 1.560,000 руб. в год.

В Америке и Германии в ходу электрические машинки для стрижки. Что „электричество нас будет стричь, брить, одевать и кормить", очевидно, не пустой звук.

Манифестации.

Вчера с 11 часов утра в Иваново-Вознесенске начались манифестации, в которых приняла участие масса публики.
Манифестантами был отслужен молебен о ниспослании Сербии и России победы.
Кроме того, были посланы сочувственные телеграммы дружественным России Сербии, Франции и Англии и Государю Императору с выражением верноподданнических чувств.
С 5 часов дня на всех фабриках в городе были закончены работы. К этому же времени было закрыто и большинство магазинов. Рабочие с фабрик с флагами и портретом Государя собрались перед зданием городской управы, откуда в количестве свыше 30,000 чел. прошли на ст. Иваново, Сев. ж. д., на проводы мобилизованных. Проводив их, манифестанты разошлись. (Наш. корр.)
Во Владимире вчера у дома губернатора. собралась толпа с портретом Государя Императора. Отсюда с пением национального гимна и кликами «ура!», толпа направилась к казармам гренадерского полка, при чем около памятника Императору Александру II была пропета с коленопреклонением «Вечная память». По дороге к казармам манифестанты устраивали овации всем встречавшимся офицерам.
Из казарм манифестантам дали оркестр музыки, и толпа, возросшая до 3,000 человек, с музыкой при пении национального гимна и при восторженных кликах «ура!» прошла всем городом. (Наш. корр.)
Вчера состоялась манифестация в Клину.
Толпа манифестировала у домов местной администрации, a затем проследовала на вокзал, куда и прибыла как раз в момент прихода поезда. Ехавшие в поезде офицеры приветствовались криками „ура!“ (Наш корр.)

Группа воспитанников нижегородских учебных заведений устроила своеобразное состязание: кто больше съест всякой снеди. Рекорд побил воспитанник местного кадетского корпуса, сын полковника Кирилл Гусенко, 17 лет. Однако, эта победа стоила ему жизни. У него произошла закупорка кишек, и злополучный спортсмен умер под ножом хирурга.

В Оренбурге получены срочные сведения об ограблении почты около села Щучьего. Почтальон Быков убил ямщика, присвоил 2,000 руб. денег и заявил властям, что на почту напали разбойники. Когда же было произведено расследование, то выяснилось, что заявление Быкова о нападении на почту лживо. Быкова обыскали и нашли при нем все деньги. Быков заключен в тюрьму.

Один венский шоффер прислал в ратушу Вены следующее заявление: „так как вследствие надвинувшейся войны будет призвано много отцов семейств, я же свободен от воинской службы, то предлагаю принять к себе ребенка, отец которого имеет счастье жертвовать жизнью за императора и родину, на полное безвозмездное содержание до тех пор, пока отец его не сможет сам заботиться о нем. Где едят четверо — и пятый голоден не будет. Думаю, что мое предложение не будет единственным".

В 1916 году весь культурный мир будет чествовать память Сервантесса по случаю 300-летия со дня его смерти... Испанское м—во почт и телеграфов решило принять участие в этом торжестве отпечатанием особых юбилейных марок.

МИТИНГ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ.

Вчера, в 6 час. вечера, на Красной площади, у памятника Минину и Пожарскому, состоялся митинг, привлекший несколько тысяч человек.
У подножия памятника, где воздвигнуть был временный помост с трибуной, образовалось живое море голов, над которыми развевались национальные флаги.
Из храма Василия Блаженного показался крестный ход, в котором принимали участие: прот. Восторгов, священники — Ковалевский, Гревцов, Федоров, Борисоглебский, иером. Илларий и протодиакон о. Розов.
При приближении крестного хода; толпа расступилась, и на устроенный помост внесли образ Христа Спасителя (из замоскворецкой часовни), образ Божьей Матери из храма Василия Блаженного, образ св. Николая Чудотворца, Всех скорбящих радости, Иоанна Воина, преподобного Серафима и святителя Ермогена.
Когда образа были установлены, на трибуну взошел прот. Восторгов и предложил публике спеть «Спаси, Господи».
На помосте к этому времени собрались члены славянского комитета, некоторые московские адвокаты, врачи и общественные деятели.
Началось молебствие.
К 6 час. на митинг прибыли и заняли центральное место на помосте сначала пом. градоначальника полк. В. Ф. Модль, a затем и градоначальник свиты Его Величества ген.-м. А. А. Адрианов.
Во время молебна прот. Восторгов обратился к публике с следующей речью:
        — Православные русские люди! От этого памятника, напоминающего нам о великом единении русской земли, о решимости в тяжелую годину принести все жертвы, напоминающего о свободе от иноземного врага, раздается первое слово призыва к самопожертвованию за освобождение сербов, когда-то освобожденных уже нами, но теперь, принявших жестокий ударь врага. Правому русскому делу грозят миллионы ощетинившихся германских штыков. Сейчас перед нами вопрос, быть или не быть нам великой державой, остаться оплотом для всего славянства, или отступить и отречься от былой славы. В этот грозный час пусть в душе каждого родится молитва, упование на Бога, который венчает правое оружие. Бросим в такой момент все наши временные разногласия, тяжбы и дадим слово на исторической Красной площади, которая видела столько русских подвигов, также совершить великий подвиге за Русь, Бог рассудит нашу вековую вражду с врагом. Помните, что с нами Бог, с нами небесные силы, с нами святые! Пойдем за крест, за веру православную, за оскорбленную православную Русь! Заложим жен наших и детей, но отомстим за обиду!
Речь прот. Восторгова была покрыта громовым «ура!»
После произнесения многолетия Государю Императору, всему Царствующему Дому и королям Сербии и Черногории с трибуны публику благословили Евангелием.
Затем крестный ход удалился, и началась политическая часть митинга.
Первым на трибуну всходить В. Ф. Лашков.
        - Граждане Москвы! - говорить г. Лашков. — Мы переживаем знаменательное время. Во всеоружии против нас стоять Австрия и Германия. От вас зависит победить их. Нам нужно воспользоваться уроками истории и сговориться, что нам делать. Если в свое время восторжествовали Минин и Пожарский, если мы победилп в 1812,г., то этим мы всецело обязаны единению русского народа. Теперь у нас не должно быть людей партий и оттенков — есть только единый народ, который готовь лечь костьми. Пожелаем же успеха нашей армии. За армию! Долой наших врагов! Да здравствуют наши друзья и союзники!
Эти возгласы встречаются единодушными кликами приветствий.
На трибуне второй оратор, г. Перетрухин. <...>

Русские Ведомости (Москва)

Американская печать о войне.

«Evening Post» говорит, что всеобщая европейская война вызовет падение торгово-промышленной и финансовой гегемонии Европы.
Ту же мысль выражает «Sun», указывая притом на новые перспективы, которые открываются неред Северной Америкой.
Кризис европейских финансов и европейской торговли, — замечает газета,—очистить дорогу веем тм нациям, силы которых не будут ослаблены войной. После гражданской войны в Соединенных Штатах господство американцев в судоходстве было потеряно, а благодаря европейской войне оно может вновь возродиться. Возрождению его поможет также приближающееся открытие Панамского канала и реорганизация банковой системы страны. Соединенные Штаты могут и в других отношениях выиграть от европейской войны. Между прочим представляется блестящий случай освободить страну от задолженности Европе, владеющей большим количеством американских ценных бумаг, — заканчивает газета, намекая, очевидно, на возможность скупить американские бумаги на европейских биржах по дешевой цене.

Утро (Харьк.)

Манифестация.

Вчера, около 10 час. утра, на улицах Харькова произошла новая патриотическая манифестация с выражением сочувствия Сербии.
Толпа направилась по Старо-Московской улице в центр города. Часть-же рабочих прошла по Петипской улице на Павловскую площадь.
Манифестанты прошли мимо английского консульства с приветственными криками «да здравствует Англия!» и пытались затем пройти к австрийскому консульству, но здесь были встречены чинами полиции и принуждены возвратиться обратно; затем толпа пошла на Сумскую к французскому консульству, у которого была произведена сочувственная Франции манифестация.
При возвращении манифестантов в центре города, на Сумской улице, произошел инцидент.
Проезжавший в вагоне койки господин громко произнес:
        — «Это не манифестанты, а хулиганы!»
Господина отправили в участок.
Задержанный оказался владельцем бакалейной лавочки по Пушкинской улице Павлом Халябурдой. Полицией составлен об этом случае протокол.

СВАТОВА-ЛУЧКА, Купянск. у. Футбол.

На-днях состоялся футбольный мачт между сватовской и купянской командами.
Матч окончился в пользу купянцев, при счете голей 2:1.
Среди участников сватовской команды наиболее отличился хавбек, известный харьковский спортсмен, получивший два первых приза на гимнастических состязаниях в Харькове, Н. Скрыпников.
На матче присутствовало много местной публики.