02 августа (20 июля) 1914 года

Брачная Газета

Донецкая Жизнь (Луганск).

Луганск и район встретили объявление о мобилизации спокойно.
Пьяных не было заметно.
Утренние выпуски газет брались нарасхват.

На Петерб. ул., возле помещ. воинского начальника полная смесь одежд и лиц. Рабочие блузы рядом с жакетами и пиджаками.
Это — нижние чины и прапорщики запаса, вольноопределяющиеся.
Все быстро знакомятся друг с другом, спрашивают:
        — Вы какого года?

Канцелярия воинского начальника жужжит, как потревоженный улей.
Делопроизводители и дежурные писаря выбиваются из сил, давая разъяснения и указания.
Многие щеголяют уже в полном походном снаряжении.
Слышатся командные слова.

БЕЛГРАД, 18 июля. В 9 часов утра австрийцы открыли сильный огонь из скорострельных полевых орудий и гаубиц против восточной и центральной частей Белграда. Огонь продолжался до 12 часов дня и сильно повредил ряд зданий. Сербы отвечали. Австрийцы пытались наступать со стороны железнодорожного моста. Повторение наступления ожидается вечером.
БЕРЛИН. Императорским указом вся империя, за исключением Баварии, объявлена на военном положении. В отношении Баварии аналогичное распоряжение последует.

Каким образом германский посол заявил министру иностранных дел об объявлении войны.

Вчера после 12 час. ночи (в ночь с 18-го на 19-е) германский посол гр. Пурталес приехал к министру иностранных дел и попросил доложить С.Д.Сазонову, что ему необходимо его видеть. Принятый министром германский посол сообщил от имени своего правительства, что Германия обеспокоена объявленной в России всеобщей мобилизацией, обращается с просьбой к русскому правительству приостановить эту мобилизацию не позднее, как через 12 часов, в противном случае Германия также будет вынуждена приступить к мобилизации своей армии.
Двенадцать часов истекли и русское правительство, конечно, не дало никакого ответа на предложение Германии.
Сегодня, в 7 час. вечера германский посол приехал к министру иностранных дел. Когда гр. Пурталес входил в приемную к С.Д.Сазонову, было видно, что он очень взволнован. Обратившись к министру, посол спросил, согласно ли русское правительство на предложение Германии прекратить мобилизацию. Министр сказал, что, так как русское правительство не дало никакого ответа в заявленный накануне срок, то из этого следует, что Россия отказывается исполнить германское предложение. Посол вторично сделал тот же вопрос. Министр вновь дал отрицательный ответ. Сильно волнуясь, посол в третий раз спросил, согласно ли русское правительство приостановить мобилизацию. Министр в третий раз ответил отрицательно. Тогда посол встал, вручил министру текст вербальной ноты и, раскланявшись, немедленно уехал. <...>

Придворные известия

17 июля в Новом Петергофе Его Императорскому Величеству имели счастье представляться: Императорский Российский посланник в Лиссабоне, в звании камергера Высочайшего двора, действительный статский советник Боткин и командир 148-го пехотного Каспийского полка, полковник Искрицкий.

В виду отклонения Россией требований Германии о демобилизации германский посол передал Сазонову вербальную ноту с объявлением войны.
        Во Франции объявлена всеобщая мобилизация, которая принята спокойно населением.
        Сношения Сербии с Европой с согласия Болгарии будут происходить через Софию.
        Архив русской миссии в Сербии перевезен из Ниша в Софию.
        Известие о русской мобилизации принято восторженно в Дании. Происходят манифестации сочувствия Сербии и России; толпа кричит «долой Немцев».
        По сообщению из Вашингтона, представители С.-А. С. Штатов возьмут на себя защиту германских подданных в Париже.
        Правильное железнодорожное сообщение между Германией и Францией прервано. На границе происходит сосредоточение германских войск.
        Пароходные сообщения между Нью-Иорком и континентальной Европой прерваны. Пароходы в Англию продолжают отходить.
        Германские суда крейсируют в проливах Дании. Телеграфное сообщение Германии и Дании прервано.
        Германская эскадра расположилась в датских водах и осматривает суда. Другая часть эскадры охраняет Категат.
        Германские грузовые пароходы вышли из английских вод в германские порты, не приняв новых грузов.
        Германские консульские представители в Южной Африке покинули Каптоуп.
        В Гибралтаре приняты оборонительный меры. Английский военный флот сосредоточен в Мальте.
        Канада, Австралия и Капская колония принимают предохранительные меры на случай мобилизации.
        В Сидней вызваны военные суда для приведения в боевую готовность.
        Президента Пуанкаре подписал декреты о запрещении вывоза продуктов, о снятии пошлины с ввозимого хлеба и об отсрочке протестов платежей.
        Вождь французских социалистов Жорес убит в Париже выстрелом из револьвера. Правительство опубликовало протест против убийства великого оратора и призывает народ к спокойствию
        В Норвегии приняты меры к ограждению нейтралитета.
        В Дании объявлен указ о нейтралитете, датированный 19 июля.
        Дания решила усилить охранные вой<жа на Зеландиия, Ютландии и Фионии. Шведское правительство постановило соблюдать безусловный нейтралитет.
        В Бельгии объявлена мобилизация.
        Президент Вильсон предлагает разрешить иностранным торговым судам плавать под американским флагом для ограждения от случайностей войны.
        Японский министр Като заявил корреспонденту «Times», что в случае войны Япония исполнит свой долг по отношению к союзникам.
        Японская печать высказывается за совместные действия Японии на Дальнем Востоке с Англией против Германии.
        Из Пекина в Циндао выведен германский отряд, туда же отправлены запасные.

ф4 С 18 июля город С.-Петербург с пригородами объявлен состоящим на военном положении.
        Новым с.-петербургским градоначальником назначен камергер князь A. H. Оболенский.
        По приказу августейшего главнокомандующего закрыта газета «Речь».
        Петербургская фондовая биржа закрыта впредь до особого постановления.
        Открытый «Вечерним Временем» сбор в пользу семей запасных в несколько часов дал 2,700 р.
        Министерство иностранных дел сообщает обзор дипломатических сношений с Россией за последние дни в связи с австро-сербским конфликтом и объявлением Германией войны России.

Петербург на военном положении.

ОБЪЯВЛЕНИЕ И. Д. С.-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГРАДОНАЧАЛЬНИКА.

С 18-ГО ИЮЛЯ ГОРОД С.-ПЕТЕРБУРГ С ПРИГОРОДАМИ ОБЪЯВЛЕН СОСТОЯЩИМ НА ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ.
ОБ ИЗЛОЖЕННОМ ОПОВЕЩАЮ НАСЕЛЕНЕИ СТОЛИЦЫ.

И.д. градоначальника ген.-лейт. Вендорф.
18-го июля 1914 г.

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МАНИФЕСТАЦИИ В РОССИИ.

Вчера, 19-го Июля, в С.-Петербургское телеграфное агентство со всех концов России продолжали поступать весьма многочисленный телеграммы о происходивших больших патриотических манифестациях. Массы населения с пением «Спаси, Господи» и народного гимна шли по улицам городов и селений: Подъем народного духа везде необычайный.
Сословные и общественные учреждения повергают к стопам Государя Императора чувства верноподданнической преданности и готовности до последней капли крови постоять за Царя и за Русь.

Правительственный  Вестник

Правительственное сообщение

<...>10-го июля сего австро-венгерский посланник в Белграде вручил сербскому министру-президенту ноту, заключающую в себе обвинение сербского правительства в поощрении великосербского движения, приведшего к убийству наследника австро-венгерского престола. В виду сего, Австро-Венгрия требовала от сербского правительства не только осуждения в торжественной форме означенной пропаганды, но также принятия под контролем Австро-Венгрии, ряда мер к раскрытию заговора, наказанию участвовавших в нем сербских подданных и пресечению в будущем всяких посягательств на территорию королевства. Для ответа на означенную ноту сербскому правительству предоставлялось 48 часов. <...>
Несмотря на осуждение Сербией преступного злодеяния и на высказанную Сербией готовность дать удовлетворение Австрии в мере, которая превзошла ожидания не только России, но и других держав, австро-венгерский посланник в Белграде признал сербский ответ неудовлетворительным и выехал из Белграда.
Еще ранее, сознавая чрезмерность предъявленных Австрией требований, Россия заявила о невозможности остаться равнодушной, не отказываясь в тоже время приложить все усилия к изысканию мирного исхода приемлемого для Австро-Венгрии и не затрагивающего ее самолюбия, как великой державы. При этом Россия твердо установила, что мирное разрешение вопроса она допускает лишь, поскольку оно не вызовет умаления достоинства Сербии как независимого государства. К сожалению, однако, все приложенные Императорским Правительством в этом направлении усилия оказались тщетными. Австро-венгерское правительство, уклонившись от всякого примирительного вмешательства держав в его ссору с Сербией, приступило к мобилизации, официально объявило Сербии войну, и на следующий день Белград подвергся бомбардировке. <...>
Вследствие такого образа действий австро-венгерского правительства, вопреки заявлению России, что она не может оставаться равнодушной к участи Сербии, Императорское Правительство сочло необходимым объявить мобилизацию Киевского, Одесского, Московского и Казанского военных округов. <...>
О принимаемых Россией мерах было доведено до сведения германского правительства с объяснением, что они являются последствием австрийских вооружений и отнюдь не направлены против Германии. <...>

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Братья-болгары.

19 июля, болгарами, проживающими в Екатеринославе и его окрестностях подписывалась следующая телеграмма:
        „Болгарскому императорскому консулу, копия русскому министру иностранных дел Сазонову и редакции „Новое Время“.
Мы, болгары, живущие в России не верим, что правительство наше, в случае войны России с Австрией и Германией, обнажить свой меч против освободителей наших Русскаго Царя и русского народа. Судьба всего славянства зависит от победы родного нам по крови, по вере и по душе русского православного и доблестного воинства“.

Ультиматум Германии.

ЛОНДОН. Германия предъявила ультиматум Франции. (СПА.)
БЕРЛИН. 18 июля. (Замедлена в пути.) Следствием объявления страны на положении, угрожающем войной, являются военная меры на границе, а также охрана железных дорог. Железнодорожное, почтовое и телеграфное сообщения сокращены для удовлетворения военной потребности. Дальнейшим последствием будет объявление всей страны на военном положении, при чем в Пруссии это положение равносильно осадному. Запрещено печатать сведения о передвижении войск и боевых припасов. (СПА.)

Японцы в городской управе.

Вчера в городскую управу являлась группа японцев, направляющихся в Стокгольм.
Они обратились к и. д. городового головы с просьбой разрешить им ознакомиться с городскими учреждениями и воспользоваться печатными материалами по городскому хозяйству. Просьба их была удовлетворена.
Сокращение городских работ.
Вчера городская управа обсуждала вопрос о сокращении работ, производящихся за счета нового займа.

Наступление германских войск.

Из Брюсселя телеграфируют: «Сюда поступили сведения, что немецкие войска, перейдя у Альткирхена восточную границу Франции, наткнулись на передовые Французские отряды и вступили с ними в бой. Идет сражение.
Германские войска вступили в Бельгию. Отряды немецкой пехоты, миновав Люксембург, форсированным маршем идут по бельгийской территории по направлению к северной границе, желая, очевидно, обойти сильно укрепленные Французские границы с левого Фланга.» (Наш. корр.)

ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗНАДЕЖНО.

(По телефону из Петербурга.)

Вчера, около 2 ½ часов ночи, сообщили из вполне осведомленного русского дипломатического источника, что положение почти безнадежно.
Германское правительство объявило отечество в опасности и приступило к максимальной мобилизации.
Полная мобилизация объявлена и Австрией. Австрийские войска на русской границе приведены в боевую готовность.
Сведений о мобилизации Италии до 2 час. ночи получено не было.
Нет также сведений о полной мобилизации во Франции.
Дипломатические сношения между Австрией и Германией, с одной стороны, и Россией — с другой, не были еще прерваны и переговоры, хотя и без надежды на успех, продолжались до позднего вечера.

НЕУДАВШИЙСЯ МИТИНГ ПРОТИВ ВОЙНЫ.

ЛОНДОН. В Трафальгарском сквере был организован рабочей партией митинг с протестом против войны. Митинг этот не удался и был разогнан. Восторженно кричавшая „ура!" толпа носила британские флаги. (СПА.)

Убийство Жореса.

ПАРИЖ. (Срочная.) Вечером в кафе «Croissant» депутат Жорес обедал с несколькими друзьями, сидя близ стеклянного фонаря, выходящего на улицу и закрытого портьерой.
Внезапно портьера раскрылась, высунулась рука, и последовало нисколько выстрелов из револьвера.
Жорес ранен в голову двумя пулями и вскоре скончался.
Убийца, немедленно арестованный, отказался назваться. При нем найдены два револьвера и карточка, указывающая, что он был слушателем луврской школы. Правительством будет расклеено объявление с протестом против убийства великого оратора, всю жизнь защищавшего наивозвышеннейшие идеи и отстаивавшего величайшие вопросы. Правительство затем сделает призыв к патриотизму народа, приглашая его соблюдать, несмотря на печаль, полное спокойствие, считаясь с переживаемыми серьезными обстоятельствами. (СПА.)
ПАРИЖ. Убийца Жореса — Рауль Виллен, 29 лет, сын секретаря гражданского суда в Реймсе. (СПА.)
Из Парижа «Веч. Времени» телеграфируют: «Убийца Жореса -- Рауль Филен, роялист. На допросе убийца заявил, что считает нужным наказывать изменников. «Жорес изменил отечеству, ведя кампанию против закона о трехлетней военной службе. Я исполнил свой долг». Убийца — сын судейского чиновника. Его мать находится в доме умалишенных. Пуанкарэ прислал жене Жореса письмо, в котором выражает сочувствие в постигшем горе.

+Жан Жорес.

Мы живем сейчас точно на вулкане.
Каждый день приносить нам какое-нибудь новое известие, от которого веет кошмаром, которому не хочется верить.
Вчера эта полоса безумия и ужаса принесла нам громом поразившую весть об убийстве Жореса,
Пулей безумца-роялиста выбит из строя жизни великий оратор, вождь и друг французского народа...
Франция потеряла одного из самых выдающихся государственных деятелей, а все человечество — своего друга,
Сейчас человечеству грозить большое несчастье, стихийное бедствие, и оно теряет Жореса!
Пал человек, заветнейшей мечтой которого, владевшей всеми его помыслами и упованиями, было осуществление такого состояние человечества, при котором во всем мире исполнялась бы заповедь:
Не убий!.. Не убий ни при каких обстоятельствах...
Жан Жорес родился в 1859 году и первоначально посвятил себя научной деятельности. Будучи профессором философии в тулузском университет, он примыкал к сторонникам философского идеализма, а в политических своих воззрениях явился «радикалом». Избранный на парламентских выборах 1885 года, Жорес принадлежал к «левому центру» палаты депутатов. Забаллотированный в 1889 году, Жорес возвратился на университетскую кафедру и написал на латинском языке диссертацию: «De рrimis socialisimi ger (конец строки пропущен).
И человек он был! В эпоху дела Дрейфуса Жорес сразу взял верный тон в своей публицистической деятельности, придя к совершенно справедливому заключению, что перед ним развертывается не «буржуазная междоусобица», как находили некоторые из его товарищей, а одна из потрясающих общечеловеческих трагедий, к которым ни одна политическая партия, ни один честный, мыслящий и сильно чувствующий человек не может отнестись равнодушно.
Совсем недавно в связи с другой трагедией мы были свидетелями проявлений чувств глубокого уважения, с которыми относились к Жоресу все политические круги без различия партий: Жорес был избран председателем парламентской комиссии, которой было поручено исследовать некоторые факты политического характера, связанные с жгучим делом Кайо.
И этого-то человека, этого рыцаря без страха и упрека, Франция потеряла в момент, когда он мог оказать ей поистине неоценимые услуги...

H. Н. Новиков.

МАНИФЕСТИЦИИ.

На всех центральных улицах, а, главным образом, на Тверской, вчера, с 8 час. вечера, тротуары были заполнены публикой. Вскоре показались и процессии манифестантов.
Первая большая партия шла от Кремля, где сгруппировалась около памятника Царю Освободителю. Замелькали флаги и плакаты с надписями.
Во главе процессий несли портреты Государя Императора и короля сербского.
Когда толпа подошла к углу Садовой-Триумфальной ул., навстречу показалась вторая громадная толпа, шедшая с Кудринской площади. Обе процессии слились и направились к Александровскому вокзалу. Манифестанты пропели гимн, и встречали громкими приветствиями подъезжавших к вокзалу офицеров и запасных.
С вокзала толпа опять повернула на Тверскую и, разделившись на группы, пошла по разным направлениям. Главная часть снова пошла к Страстной площади. Не доходя до площади, произошла встреча двух процессий. Обе партии остановились, и тотчас же создался митинг, на котором были произнесены речи.
Другие большие партии были несколько раз у дружественных нам консульств. Вчера по линии бульваров прошла I партия женщин-манифестанток.
Сильными и довольно стройными голосами женщины пели молитвы и гимны. Манифестантки несли большой портрет Государя Императора в золотой раме, а впереди небольшая группа мужчин несла флаги.

Речь императора Вильгельма к народу.

БЕРЛИН, 19,VII-1,VIII. (8 час. 25 м. веч.). Когда объявление войны стало известно в Берлине, толпа манифестировала перед дворцом.
Показавшись на балконе, император Вильгельм обратился к толпе со следующей речью:
        — Мы жили тихо и мирно. На нас напали, — напали самым низким образом. Ступайте в ваши храмы, молитесь за армию, за наше доблестное войско. Я обнажить свой меч и вложу его в ножны с честью.ф1 Речь императора была принята толпой с неописуемым энтузиазмом.
Примечание. — Всем остальным миром речь эта будет принята с неописуемым удивлением. Кто же «напал» на Германию, когда она сама объявила войну?

Речь баварского короля.

МЮНХЕН, 19,VII—1,VIII. 18-го июля толпа народа устроила манифестацию перед дворцом. й1 Король вышел на балкон и обратился к народу с речью.
Между прочим, король сказал:
        — Для нас наступить серьезный час. Я твердо уверен, что народ, как и раньше, так и теперь преисполненный верноподданнических чувств, сплотится вокруг своего монарха. Если наступит роковое событие, то молю Бога о благословении оружия моей армии.

Утро (Харьк.)

Война и Харьков.

Известия с театра военных действий Австрии с Сербией заставляют весь Харьков переживать небывалый нервный подъем.
Экстренно возвращаются из заграницы и из отпусков многие общественные деятели.
Магазины переполнены покупателями. Наиболее интенсивно работают мануфактурные, обувные и бельевые магазины. Особенно много идет обуви - форменных сапогов. Магазины готового платья исполняют срочные заказы на обмундировку. В некоторых магазинах недостаток приказчиков, призванных в ряды армии.
Вагоны трамваев и конки переполнены публикой и запасными. Поезда прибывают с массою пассажиров, спешащих к воинскому начальнику.
Около афишных столбов толпы читающих синие и красные объявления о мобилизация.
Банки малодеятельны. Биржа бездействует. Большой недостаток в работниках. Телеграф завален работой.
Извещение о приостановлении действий ограничения прав акционерных компаний в Харькове встречено весьма восторженно.
На «метропольской» и «дирберговской» харьковских биржах это известие было встречено с большим подъемом.
Последовавшая отмена новых ограничений, устранив опасность, грозившую жизненным интересам промышленности, является особенно своевременной в настоящий момент, когда приток иностранных капиталов представляется настоятельно необходимым.
Помимо своего, так сказать, реального значения, отмена ограничений имеет значение симптоматическое, как показатель поворота в направлении политического курса, и курса экономической политики, в частности.
Это первый шаг, за которым последуют другие.
Общество ждет...
Вчера в Харькове были получены телеграммы из Брюсселя и Парижа о повышении учета.
Гроза, нависшая над Европой, не замедлила сказаться на международном денежном рынке, который вступает в полосу сурового дисконтного режима.
Харьковская контора Государственного банка вчера в местных газетах объявила, что ею, впредь до изменения, будет взиматься по, учету трехмесячных векселей и краткосрочных соло-векселей учреждений мелкого кредита на 1/2% процента, а по всем прочим учетно-ссудным операциям на один процент выше ныне существующих норм.
Таким образом, Государственный банк будет впредь взимать по учету векселей и по специальным текущим счетам под векселя на сроки до трех и шести месяцев 6%, на сроки до 9 мес.—7% и по ссудам под бумаги по специальным текущим счетам, обеспеченным процентными и дивидендными бумагами – 6 1/2 – 7%. Мероприятие Государственного Банка, несомненно, является мерой осторожности, ибо осторожность при настоящих обстоятельствах — необходимая предпосылка всякой финансовой и экономической политики.
Международные политические осложнения, резкое вздорожание иностранной валюты, предстоящая реализация урожая, мобилизация частных капиталов - вот моменты, которые, очевидно, заставили Государственный банк прибегнуть к повышению учетных норм.

Григорий Углев.