05 августа (23 июля) 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

От издательства.

От издательства.         Объявление мобилизации и прекращение в связи с этим перевозки частных грузов по железной дороге вынуждает нас, в целях экономии бумаги, которой у нас имеется малый запас, сократить в газете отдел объявлений, уменьшив таким образом Формат газеты. Количество печатаемого материала в связи с переживаемыми событиями нами увеличено. Издательство, в целях наибыстрейшего осведомления, выпуск газеты приурочило к 6-ти час. утра, причем будут помещены все телеграммы, получаемый до 3-х час утра.
Издательство.

Манифестация.

20 Июля, около 10 часов вечера, толпа около 1000 челов. из Горно-Коммерческого сада направилась к Николаевскому собору с пением гимна и «Спаси Господи».
Впереди несли портрет Государя и национальные флаги.
Дойдя до собора толпа увеличилась почти до 2000 человек.
Руководители манифестами разбудили священников и ими был отслужен молебен, затем некоторыми были произнесены речи.
По окончании молебна с колокольни собора был прочитан Манифест, об объявлении войны затем толпа направилась с пением и криками «ура» к дому начальника Патронного завода генерала Сависко, где толпой было пропето „Боже Царя Храни”, и оркестр сыграл три раза, гимн.
Затем манифестанты направились по Петербургской ул. и дойдя до Горно-Коммерческого сада мирно разошлись.

21 и 22 июоля в Мариуполе вновь состоялось две патриотические манифестации.
Обе манифестации были чрезвычайно многолюдны. В каждой манифестации принимали участие до 10 тыс. человек.
Манифестация 22 июля началась часов в 9 вечера и продолжалась несколько часов.
Манифестация 22 июля началась после молебствия в соборе.
Молебствие было совершено о. Щербиной при участии клира всех местных церквей,
На молебствии присутствовали представители и городского и земского самоуправлений, чины местной администрации и масса публики. От собора манифестация направилась по Екатерининской улице и далее к квартире французского вице-консула г. Дюрана, к квартире английского вице-консула г. Вальтона, казармам и окончилась возле квартиры воинского начальника.
В манифестации принимал участие оркестр учеников реального училища, исполнявший гимн «Боже, Царя храни» и «Коль славен».
Исполнение гимна сменялось пением «Спаси Господи». Клики «ура!», «да здравствует Государь Император!» «да здравствует русская армия!», «долой немцев!» буквально не cмолкали.
Ораторами из публики были произнесены речи.
Прочувствованная речь была произнесена предводителем дворянства г. Бахиревым.
Г.г. Дюран и Вальтон приветствовали манифестантов. В ответ на приветствия публика ответила возгласами «да здравствует Франция!», «да здравствует Англия!»
Возле Госуд. банка манифестация остановилась.
Священник о. Аксаковский выступил с речью, обращенной к манифестантами, в которой указал на важность переживаемого момента и на необходимость объединения русского народа для защиты родины.
Другой оратор, между прочим, призывал общество к объединению для оказания помощи семьям лиц, призывающихся в действующую армию. Вышедшего к манифестантам г. Дюрана публика шумно приветствовала. От имени манифестантов о. Аксаковский приветствовал г. Дюрана, как представителя Франции. Г. Дюран благодарил, приветствуя в свою очередь манифестантов.
Возгласы г. Дюрана: „Да здравствует Государь Император”, „да здравствует Россия” были покрыты громовым „ура”. Несколько человек из публики подняли г. Дюрана на руки и качали. Затем из публики обратился с речью к манифестантам студент, который призывал протестовать против агрессивных действий немцев. Возглас „долой немцев“ был дружно повторен манифестантами.
Г. Вальтона от имени манифестантов приветствовал о. Арнаутов.
Г. Вальтон благодарил манифестантов.
Манифестанты обратились к предводителю дворянства г. Бахиреву с просьбой послать телеграмму с выражением верноподданнических чувств Государю Императору.
Просьба манифестантов г. Бахиревым исполнена.

Проф. Минцлов открыл у хребта Танну-Олу древние рудники и плавильные печи бронзового века.
        Владивостокская славяно-чешская колония отказалась от участия в войне с Сербией и просила о разрешении принять русское подданство.
        Германские разъезды заняли Калиш, Бендин и Ченстохов.
        Германия вручила бельгийскому правительству ноту, в которой грозит в зависимости от ответа Бельгии привести в исполнение силою оружия необходимые ей меры.
        Английский король обратился с манифестом к населению.
        Германские войска проникли в Бельгию близь Вервье.
        Германское правительство воспретило германским торговым судам входить в Средиземное море.
        Эльзасцы переходят границу Франции и записываются во французскую армию.
        Германский посол, уезжая из Парижа, передал французскому правительству ноту с объявлением войны.
        Президент Пуанкарэ обратился с посланием к французскому парламенту.
        Границу Люксембурга перешли 35 автомобилей с германскими офицерами и кавалерия.
        Германские войска заняли голландскую провинцию - Лимбург.
        Германский посол в Париже потребовал свои паспорта и выехал из Парижа. Германцы расстреляли президента общества «Память о Франции> в Меце и арестовали всех членов этого общества.
        Бельгийские власти конфисковали беспроволочный телеграф в помещении германской школы в Брюсселе.
        В Эльзасе несколько сот человек поступили в ряды французского войска, записываются также швейцарские и итальянские подданные.
       Русский посол Свербеев выехал из Берлина.
        Русский поверенный в делах в Пекине заявил протест германскому поверенному в делах против захвата русского скота в Циндао.
        Англия предложила Германия дать подобно Франции, заверения в нейтралитете Бельгии, дав срок до 12 часов ночи.
        С германского аэроплана брошены в город Люневиль 3 бомбы.
        По поводу объявления нейтралитета Италией Вивиани предложил французскому послу при итальянском дворе передать чувства радости французского правительства, что две сестры латинского корня не будут противницами.
        Австрийские войска пытались перейти Дунай близ Смедерева. но были отражены с большими потерями. Сербы потопили баржу с австрийскими войсками иц пулеметами.
        Зунд и подходы к Зеландии минированы.
        Сербская скупщина единогласно привяла конкордат Сербии с Ватиканом.

РАЗГРОМ ГЕРМАНСКОГО ПОСОЛЬСТВА.

Известия о возмутительном отношении немцев к Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице Марии Феодоровне вызвало небывалое возмущение патриотически настроенной толпы народа.
После митинга на Невском просп. огромная толпа манифестантов с флагами и портретами обожаемого Монарха направилась по Невскому просп., а затем по улице Гоголя к германскому посольству.
По пути манифестанты бросили нисколько камней в редакцию немецкой газеты «Цейтунг» и в расположенный под ней немецкий магазин.
С ресторана «Вена» на улице Гоголя манифестанты сняли флаги с подъезда.
У германского посольства манифестантов встретил большой отряд жандармов и конных городовых.
С криками «ура» и «долой немцев» толпа прорвала цепь полиции и проникла к зданию германского посольства.
В окна посольства посыпались камни.
Началась форменная бомбардировка.
       — Долой ненавистный германский герб! Долой безнравственные фигуры! — слышались раскаты многотысячной толпы.
Жандармы и городовые пробовали сдерживать толпу но из их усилий ничего не выходило.
        — Что вы держите нас? - раздавались протесты. — Немцы бросали камни в наше посольство еще до объявления войны! Валяй, братцы!
С криками «ура» толпа прорвалась к самому посольству. Двери и ворота были вскоре сломаны. Манифестанты прежде всего бросились на крышу.
Дружными усилиями они свалили германский герб и сорвали германский флаг.
На флагштоке взвился русский флаг.
        — Ура! Да здравствует Россия и русское воинство!
Другие манифестанты принялись сваливать фигуры мужчин, которые так возмущали население столицы.
Обе фигуры в конце-концов были свалены и вместе с гербом сброшены на мостовую.
Герб утопили в Мойке.
После этого манифестанты перенесли свои действия во внутренние помещения посольства.
Оттуда при громких кликах были вынесены портреты Государя Императора и Государынь Императриц.
Вынесенные портреты Высочайших Особ были помещены на памятнике Императору Николаю Первому.
После этого в посольских комнатах начался форменный разгром.
В самый разгар разгрома к посольству на автомобиле прибыл новый петербургский градоначальник генерал-майор князь Оболенский со своим помощником генерал-лейтенантом Вендорфом.
Многотысячная толпа беспрепятственно пропустила их к зданию посольства, но разойтись решительно отказалась.
Все усилия градоначальника оттеснить толпу при помощи жандармов и полиции ни к чему не привели. Толпа все увеличивалась.
В первом часу ночи на сегодня, 23-е Июля народом была занята вся площадь перед посольством, Исаакиевский сквер, Мариинская и Исаакиевская площади.
На место происшествия были вызваны пожарные.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Обстрел Белграда.

Вся прибрежная часть Белграда в огне. Картина пылающего города производит подавляющее впечатление. Третья часть зданий разрушена. Трупы убитых остаются на улицах среди обломков.
Австрийцы расстреливают санитаров.
С часу-на-час ждут вступления австрийских войск в полуразрушенную столицу.

О даровании победы.

22 июля, в высокоторжественный день Тезоименитства Государыни Императрицы Марии Феодоровны, преосвященным епископом Агапитом, в сослужении всего городского духовенства, была отслужена в Троицкой церкви литургия, a после нее на площади молебен о даровании нашему воинству победы над врагом.
На литургии присутствовали и. д. екатеринославского губернатора, вице-губернатор Н.А.Татищев. <...>

Полиция ведет расследование по делу об аресте агентов по продаже живого товара в Ейске. Агент Примоско скрылся, его жена Евфросиния задержана и созналась в том, что вербовала для константинопольских притонов молодых девушек. Набрано было девять девушек, большей частью подростки, 14—16 лет. Девушки были посажены на пароход, но одна выдала агентов.

На-днях в окрестностях Плеса состоялась дуэль. Дуэль велась на пистолетах при чрезвычайно тяжелых условиях. С той и другой стороны было сделано по три выстрела, в результате которых оба противника ранены. Положение одного из дуэлянтов внушает серьезные опасения.

В Эссексе (Англия) принята в главном совете резолюция большинством 9 против 5 о допущении женщин на полицейскую службу.

В Дортмунде (Германия) на угольных копях произошел взрыв; погибли 15 человек.

В Брюсселе вынесен приговор по делу о разводе герцога Орлеанского. Герцогиня получает единовременно 35,000 руб. и ежегодное содержание. Самого развода не произойдет, а супруги будут жить раздельно.

МАНИФЕСТАЦИИ.

Вчера, несмотря на пасмурную погоду, по московским улицам ходило много манифестантов.
        Начались манифестации с 5 час. дня, сначала на центральных улицах, и a затем на окраинах.
        Говорили речи у памятников Скобелеву, Пушкину, Императору Александру II и Императору Александру III.
        Во время манифестами пели народный гимн. После молебствия на Красной площади, толпа манифестантов направилась к Иверской часовне. Здесь пели «Спаси, Господи».
        По Тверской улице прошла к Александровскому вокзалу большая толпа женщин-работниц с флагами.
        Из Дорогомилова большая толпа манифестантов пришла к Арбатской площади и остановилась у ресторана «Прага». Некоторые из манифестантов кричали: «Долой вывеску!» Манифестантам объяснили что Прага—чешская столица, а не немецкая.

Патриотическая манифестация на Красной площади 22 июля.
(Фот. «Ранн. Утра»).

В Бранкастере (Англия) умерла г-жа Вияштербон, 100 лет отроду, замечательная тем, что за сто лет своей жизни она ни разу не выезжала за пределы родного села.

В Лондоне дамы являются на балы с маленькими изящными электрическими вентиляторами вместо вееров.

Русские Ведомости (Москва)

ЭКСТРЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ

Объявление войны Англией Германии.

В 6 часов Англия объявила войну Германии. Ультиматум был ею послан в 12 часов, причем на ответ был дан срок в 6 часов. Ответ не удовлетворил Англию. Первые меры, которые Англия предпринимает, касаются охраны французского побережья. Уже отдано распоряжение об остановке всех торговых судов. Ожидается блокада германских портов. Одной из своих задач Англия указывает охрану нейтральных портов.

Утро (Харьк.)

Молебствие в синагоге.

Вчера, в 1 час дня, в харьковской хоральной синагоге, переполненной молящимися, в том числе членами всех харьковских еврейских молелен, городским раввином Шейном было совершено молебствие о здравии Государя Императора и всего Царствующего Дома и о даровании победы российскому войску.
Богослужение было закончено пением народного гимна на русском языке.

Харб.Вест.

ХРОНИКА

Ночные манифестации с шествиями по улицам толпы народа с флагами, портретами Высочайших особ, пением народного гимна, встревожили китайских простолюдинов. Угрожающий характер манифестаций они поняли, но не могут понять, по какому адресу угрозы направлены и стали уже бояться за самих себя. Вчера в китайской газете «Юань Дун-бао» появилась заметка, разъясняющая китайцам смысл патриотических манифестаций. Из этой заметки китайцы должны понять, что манифестант никакого отношения к китайцам не имеют, а потому и беспокоиться им совершенно нечего.

Вчера среди французской колоши нашего города (весьма немногочисленной) наблюдалось особенное возбуждение Были вывешены у квартир граждан республики национальные французские флаги. Харбинские французы, как мы слышали, не получили никаких распоряжений своего правительства на предмет мобилизации. Между тем некоторые французы заявили уже о своей решимости сражаться не только в отечественной, но даже в русской армии, если на то последует согласие русских властей.