10 августа (28 июля) 1914 года

Маленькие Одесские Новости

Конфискация автомобилей.

По распоряжению из Петербурга вчера в Одессе были конфискованы автомобили нескольких немецких фирм.
В магазине «Бенц и Ком.» по Ришильевской ул. вчера утром явился полицейский надзиратель и составил подробную опись всех бывших на складе машин.
Той же участи подверглись автомобили, найденные на другом складе об-ва – на углу ул. Кондратенко и Ришильевской.
В обоих складах «Бенц и Ком.» конфисковано всего 25 автомобилей.
Передают, что на русско-германской границе также арестованы 30 автомобилей этой фирмы.
Конфискации подверглись также автомобили других австрийских и германских Фирм «Делер», «Dixi» и др.

Московская Газета

Писатели и война.

Война застала врасплох многих наших писателей.
B. Г. Короленко лечебный сезон провел в Баден-Бадене. Удалось ли ему до войны оставить пределы Германии, сведений пока не имеется.
Поэт Ратгауз в начале июля уехал в Берлин, откуда он предполагал начать цикл лекций о русской литературе
Война застигла его в Германии.
Что с ним стало, успел ли он заблаговременно выехать из Берлина, родственники его в Москве не имеют на этот счет никаких сведений.
В Москву ожидался приезд И. А. Бунина, поселившегося на границе Румынии.
Телеграммы, посланные на его имя из Москвы родными, очевидно не доходили по назначению, так как ответа не было получено.
В Москву вернулся М. П. Арцыбашев. Приезд его ускорили события; писатель не мог оставаться в Батурине, где газеты получаются на третий день.
М.П.Арцыбашев страстно рвется на войну и предполагает поехать туда в качестве корреспондента.

Французские войска вступили в Мюлузу (Мюльгаузен).
        Германские войска от Мюлузы отступать на Нейбрезах.
        В Живэ бельгийские жандармы взяли в плен патруль германских улан.
        Черногорские войска ваяли приступом Металку.
        Черногорцы заняли Будву, у Бокки Которской.
        Согласно решения португальского парламента, Португалия становится на сторону Англии. Объявлена мобилизация.
        Британские войска на Золотом берегу заняли порт Ломэ в германской колонии Того. (Африка).
        Английская палата общин приняла законопроект, предоставляющий министерству торговли право реквизиции.
        Сербское правительство потребовало отъезда германского посланника и миссии. Сербский поверенный в делах получил приказание покинуть Берлин.
       Правительство Канады, Австралии и Новой Зеландии предложили Англии прислать 48 тысяч солдат.
        В Японии состоялся экстренный советь генро, принявший важное решение.
        Первая и вторая японские эскадры вышли в море под начальством адмирала Дева.

Владелец имения в 40 тысяч десятин в Днепровском уезде, граф Мордвинов предоставил правительству весь урожай ржи.
        Командир «Андромеды» нашел следы Седова на Северном Панкратьевом острове.
        В Киеве состоялось многолюдное собрание Чехов, выразивших желание перейти в русское подданство. (С. т.).

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На русско-австрийском фронте.

Б главном штабе сегодня получено известие, что русские войска вступили на австрийскую территорию в долине реки Стыри, потеснив при этом передовые неприятельские части. Выбитые из Лежниова австрийские ландштурмисты поспешно отсутпили. На границе киевского военного округа австрийские войска заняли Радзивилловскую
Стырь втекает в пределы России, недалеко от Берестечка, Волынской губ.

Занятие Австрийцами Андреева.

Австрийцы заняли горд Андреев, Келецкой губернии.
Андреев находится в 105 верстах от границы по линии железной дороги.

На русско-германском фронте.

Согласно полученным подробностям большинство убитых под Эйдкуненом немецких солдат принадлежало второму батальону 30 пехотного Прусского полка. В седлах убитых драгун I полка были найдены карты ковенских укреплений. В числе трофеев нами захвачен под Эйдкуненом пулемет. Германская артиллерия обстреливала из Сталюпенена русский кавалерийский разъезд.

Германский аэроплан над Кальварией.

Вчера над городом Кальварией, Сувалкской губернии, в 10 верстах от границы и в 25 верстах к северу от Сувалок, пролетел германский аэроплан.

Немецкие приготовления у русской границы.

По сведениям военных источников близ железнодорожной станции Прекульс (за Мемелем) приготовлены германские автомобили с пулеметами.
На ближайших к нам станциях германских железных дорог обнаружены боевые поезда с пехотой.

Экстренный призыв в Германии.

На 8 августа экстренно назначен в Германии призыв на действительную службу всех возрастов от 18 до 45 л.

Захват «Рязани».

Сюда сообщают, то принадлежащий русскому Добровольному флоту и находившийся в восточных водах пароход «Рязань» захвачен немецким крейсером и отведен в Киао-Чао.

Австрийская помощь Германии.

Швейцарская печать утверждает, что 14 австрийский корпус, расположенный в Тироле, спешно переводится в Эльзас.

Энтузиазм в Болгарии.

Пример генерала Радка Дмитриева вступившего в ряды русской армии, нашел живой отклик в болгарском обшестве. В русскую миссию в Софии со всех сторон поступают просьбы болгарских офицеров и запасных о принятии их в качестве добровольцев на русскую службу.

Германские крейсера идут в Дарданеллы.

Из компетентных источников сообщается, что 25 июля германские крейсера «Гебен» и «Бреслау» прошли мимо берегов Греции, направляясь в Дарданеллы.

Духовенство и война.

Православное духовенство и монастыри горячо отозвались на призыв Св. Синода выступить в защиту отечества путем организации помощи призванным на военную службу воинам и их семьям. Местные преосвященные обратились с пастырскими посланиями к духовенству, предлагая ему обратить особое внимание на удовлетворение религиозных потребностей отправляющихся на театр военных действий войск. Многие монашествующие выразили желание выехать на театр военных действий иеромонахами или в качестве братьев милосердия, между прочим, 60 афонских монахов, проживающих в Покровской обители. Очень многие монастыри заявили о своем желании принять деятельное участие в судьбе находящихся на театре войны защитников отечества и их семой. В Москве открывается благотворительная монастырская организация, во главе с историческим Новодевичьем монастырем. Кроме того московские монастыри согласились часть своих доходов предоставить на военный нужды. Даниловский монастырь отводит под лазареты свои помещения; госпитали открываются также в Покровском и Знаменском монастырях и в сооружаемой на средства монастырей Романовской больнице. В женских монастырях шьют белье и заготовляют перевязочный материал для войск. Монастыри решили также широко открыть двери существующих при них учебных заведений для детей запасных, призванных на действительную службу.

Богослужение у мусульман.

Вчера, 27-го Июля, в петербургской соборной мечети было совершено торжественное богослужение о ниспослании победы русской армии.
Мечеть была переполнена петербургскими мусульманами и мусульманами запасными ратниками. Здесь-же находились и члены мусульманской фракции Государственной Думы во главе о Г. X. Еникеевым.
По окончании богослужения ахун М. А. Баязитов обратился к молящимся с речью, закончившеюся следующим призывом.
Пусть каждый из вас, мусульман, не забудет, что за ним стоит вся Россия, объединенная одной общей мыслью не только отразить врага, но победить и наказать его за ту наглую смелость, с какою он дерзнул пойти на Великую Русь.
Идите смело на врага и памятуйте, что вас посылает нa это святое дело наш Державный Вождь, а потому защищайте нашу дорогую родину с тою беззаветною храбростью, какой всегда отличалось мусульманское племя!
Затем ген.-маиор А. А. Давлетштин в восторженной речи охарактеризовал постоянное геройское участие мусульман в рядах русской армии со времен императора Петра I.
Из мечети все присутствовавшие вышли с восторженными кликами: «Да здравствует Государь Император!» «Да здравствует русская армия!»

Приднепровский Край (Екатеринослав).

М о р с к а я     э с к а д р а.

Из Вашингтона в Лондон сообщают, что ушла в море эскадра Сев.-Амер. Соединенных Штатов, крейсировавшая в Атлантическом океане.
Сообщают, что находящийся на главном судне товарищ военного министра имеет высокую миссию от президента Вильсона.
Миссия товарища военного министра составляет важную дипломатическую тайну.
Местом остановки американской эскадра назначены порты Англии и Франции. Ходит уже слух, что Америка желает поставить на очередь о неприкосновенности колоний.

Агентскiя телеграммы.

ВАЙГАЧ, 26,VII-8,VIII. Со слов команды пришедшего парохода «Андромеда», на полуострове Панкратьев нашли записку Седова, извещающую, что экспедиция покинула зимовку 22-го августа 1913 года и пошла к мысу Флора, и что на севере Панкратьева полуострова, на вершине находится знак, указывающий на устройство склада провизии, где оставлены и карты.
Команда, пришедшая на вершину, нашла устроенное для склада помещение, но провизии и карт не нашла. Есть предположение, что Седов их не оставлял.

Стол. Молва

Арест немцев.

Вчера в 5 час. дня в магазин Шютте явился пристав Шебеко, арестовавший 14 человек германских подданных. Все они под сильным конвоем доставлены в управление участка. При них найдены разного рода документы, планы и крупные деньги.
Вчера же около 6 час. вечера наряд полиции прибыл в дом № 74 по Невскому, где в меблированных комнатах был арестован запасный чин германской армии, готовившийся к отъезду из Петербурга. Выяснилось, что 5 месяцев тому назад он уволился в запас и все время проживал в России. Аресту его придают серьезное значение.
Сегодня на Знаменской площади арестована немка, по-видимому, ехавшая с Николаевского вокзала. При арестованной оказался билет до ст. Торнео и значительная сумма денег. Задержанная отказалась дать о себе какие бы то ни было сведения полиции. Под сильным конвоем она препровождена в охранное отделение.

Гарибальдийцы-волонтеры.

Из Рима «Бир.Вед.» телеграфируют:
Под председательством Гарибальди образовался комитет с целью вербовки добровольцев для Франции. Комитет распространяет свою деятельность на всю Италию. Правительство опасается как бы отдельные отряды добровольцев не бросились на австрийскую границу. Из итальянских областей в Австрии здесь получены достоверные сведения о волнениях. В Триесте и Ровесте между итальянским населением и войсками происходят кровавые стычки.
Наместник Триеста приостановил все итальянские газеты. В широких политических кругах господствует уверенность, что после событий в Триесте, вызывающих здесь общее возбуждение, между итальянским и австрийским правительствами возникнут серьезные надоразумения.

Утро (Харьк.)

Дачная хроника.

Бросившаяся было с дач в город дачная публика несколько успокоилась и остается покуда на дачах. Последние праздничные дни прошли без всяких увеселений: бенефис Азова в «Зеленом Гаю» быль отменен, гулянья не состоялись. Приезжих из города было очень мало, а дачники, особенно из «Липовой Рощи» и «Ясной Поляны» нередко сообщались с Харьковом пешком.

«Липовая Роща».

Назначенное на 20 июля общее собрание членов об-ва благоустр. не состоялось и будет 3 августа с. г.
Жители поселка в настоящее время, при сокращении дачного движения, находятся в довольно затруднительном положении. Хотя сюда и доставляются ежедневно различными торговцами овощи и фрукты, но все это расценивается слишком дорого. А между тем так легко было бы устроить в поселке базар.

С ТЕАТРА ВОЙНЫ.

Главнео управление генерального штаба сообщает: за два дня столкновений передовых частей под Эйдкуненом немцы потеряли более 100 человек убитыми, офицера и 6 нижних чинов пленными. Значительное число раненых вывезено немцами по железной дороге. Бригада германской конницы против Эйдкунена уклонилась от столкновения с нашей конницей, и, сопровождаемая огнем нашей артиллерии, скрылась в Сталупене.

Цены на продукты в Германии нормированы правительством.
В Германии для военного ведомства рабочие производят работы по реквизиции; имеются сведения, что к этому принудительному труду привлечены также женщины. (СПА).

Дар П. П. Рыжова.

Харьковский купец П. П. Рыжов, как нам сообщают, предложил свои дачи, находящиеся около ст. Рыжов, безвозмездно, для нужд тех больных и раненых воинов, которые будут эвакуироваться в Харьков.

Харб.Вест.

ХРОНИКА

Один местный китайский купец Ся-хин-сан обратился к администрации с ходатайством о разрешении ему открыть лечебницу для лечения гипнозом порока опиекурения.
В своем прошении он указываете, что борьба с опиекурением одними мерами полиции не может привести к желательным результатам, так как опиекурение болезнь и с ней, как и со всякой болезнью, нужно бороться путем лечения, почему он решил открыть здесь особую лечебницу для опиекурильщиков. Для заведывания лечебницей будет приглаш. европейский врач, по указанию которого и будет оборудована лечебница.

Г. помощник Управляющего дорогою гражданской части разъяснил полиции г.Харбина, что семьи австрийских и германских подданных также должны покинуть г. Харбин.

Германские и австрийские подданные объезжают пограничные пункты на лошадях с целью избежать просмотра их паспортов. В виду этого, г. помощник Управляющего дорогою по гражданской части предложил чинам полиции принять решительные меры к тому, чтобы иностранцы эти не могли избежать последствий изданных против них распоряжений.

Подъем воды в Сунгари идет настолько интенсивно, что уже осталось только пол-аршина до того уровня воды, какой был в 1910 г., т. е. выше уровня При стани.
Заречная часть, где расположены „рестораны” вся в воде. Между ресторанами можно свободно раз езжать на лодках и подъезжать прямо ко вторым этажам.