16 (03) августа 1914 года

Баку

За тайную продажу крепких напитков.

По постановлению г. временного генерал-губернатора закрыт на все время действия военного положения винно-гастрономический магазин на Биржевой улице, в доме №19, а приказчик названного магазина Тер-Симонов подвергнут аресту на три месяца, за тайную продажу крепких напитков в период мобилизации.

Великая Отечественная Война (Петербург)

Революция в Германии неизбежна.

СТОКГОЛЬМ. (Срочная. От нашего кор.). В дополнение к моей вчерашней телеграмме спешу сообщить сведения, доставленный сюда из Берлина. Беспорядки в последние дни приняли настолько грандиозные размеры, что здесь все надежды возлагают на победоносное крупное сражение; в противном случаи революция в Германии неизбежна. Главнейшая причина возникновения беспорядков заключается в остром экономическою» кризисе, отразившемся, главным образом, на обычно инертной бюргерской массе. Выведенная из колеи, потерявшая веру в силу германского оружия, явно не видя цели в «войне офицеров», средняя буржуазная массы слились в одном протесте с рабочими. Последствий протеста предвидеть нельзя; во всяком случаи, никогда еще Германия не переживала кризиса, более опасного.

Донецкая Жизнь (Луганск).

В пользу раненых.

На екатерининском руднике, в пользу семейств запасных призванных на войну, служащими этого рудника принято постановление: отчислять из своего жалованья от 1 до 3 проц.
Бухгалтер рудника г. И. выразил желание отчислять в пользу семейств запасных из своего жалованья 20 проц.

Маленькие Одесские Новости

ПИСЬМА С РОДИНЫ.

Многие из одесситов, родственники которых застряли в Швейцарии, пытаются передавать им в Швейцарию письма через выезжающих туда из Одессы швейцарских резервистов.
Местное консульство опасается, что некоторые из этих писем могут служить поводом к задержанию резервистов в пути.
Консульство предлагает поэтому давать резервистам письма в незапечатанном виде. Письма эти будут прочитываться в консульстве и будут пропускаться, если содержание их будет признано непредосудительным.

На войну.

В последние дни на одесском пассажирском вокзале начали получаться многие заявления местных жителей, а также телеграммы иногородних о бегстве учеников и других юнцов без ведома родителей на войну.
28 июля М. Станчик подал заявление жел.-дор. полиции, что сын его Хндрик Станчик, 14 лет бежал на войну. По рассказам очевидцев, юный Станчик вскочил в вагон уходившего поезда вместе с 4-мя своими товарищами такого возраста — до 14 лет. М. Станчик просить задержать его сына и вернуть в родительский дон.
Одес. жел.-дор. полицией в тот же день со станции «Бобринская» получена телеграмма, что там задержан ученик одесского 2 общественного реального училища Георгий Сорока, 12 лет, бежавший третьего дня из Одессы от своей воспитательницы Лидии Оникиевой, проживающей в доме № 22, по Мастерской улице. Сорока, как сказано в телеграмме, при задержании его на станции заявил, что едет на войну... Мальчик препровожден полицией в Одессу для водворения у своей воспитательницы.

Минская газета Копейка

Жертвы минчан.

Жена доктора М.Н.Шапиро, уехавшего на театр военных действий, предоставила собственную хирургическую лечебницу для раненых-воинов.
     — Помещик Ванькович, для той же цели предоставил дом свой со всеми службам и принял на свой счет содержание больных и сестер милосердия.

Государь Император телеграммой минскому дворянству благодарит за выраженные чувства и выражает надежды на светлое будущее народов России.
     Гос. Думой получена телеграмма от спикера английской палаты общин с благодарностью за приветствия Гос. Думы.

Город и горный проход Сааль заняты французскими войсками.
     В долине Смотрича огнем наших войск рассеян австрийский отряд, отступивший и оставивший пленных.
     Два германских контр-миноносца безрезультатно обстреляли Полангенскую таможню.
     Ускоряется ход мобилизации в Турции.
     Во французские войска зачислились сын русского посла в Париже А.П.Извольского и два сына министра иностранных дел Вивиани.
     Перевозка французских войск на бельгийскую территорию закончена.
     200 французских военных велосипедистов, окруживших 400 Немцев, многих убили, 50 чел. взяли в плен.
     Закончены операции по перевозке французских войск из Алжира.
     Англия потребовала от Турции отсылки команд купленных Турцией германских крейсеров.
     Французское правительство решило издавать ежедневный военный бюллетень для войск.
     Английский военный пароход «Gwendolen» захватил германский военный пароход на озере Ниасса в Африке.
     Германские войска усиливают общее наступление по направлению Тонгра и Сент-Тронд.
     Захваченный Германцами пароход Добровольного флота «Рязань» превращен в угольный транспорт.
     Австрийцам удалось перейти Саву около Шабаца.
     Сербская артиллерия потопила на Саве австрийскую баржу с солдатами.
     Итальянские газеты опровергают занятие Скутари Черногорцами.
     В Лиссабоне в заседании чрезвычайной сессии сената и палаты депутатов, министр-президент заявил, что Португалия не откажется от выполнения обязательств, налагаемых союзом с Англией.
     Египетское правительство в виду войны между Англией и Германией, поручило защиту Египта Англии.
     Несколько сот турецких дам в Константинополе устроили манифестацию перед английским и германским посольствами, поблагодарив последнее за продажу крейсеров.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

31 июля австрийские части 4-го гусарского и 95-го пехотного полков, имея пехоту посаженною на повозки,, перешли р. Збруч, между Сатановым и Гусятиным и двинулись на восток. В долине р. Смотрича эти части противника были рассеяны огнем наших войск и отступили, оставив пленных.
Австрийский отряд, пытавшийся наступать по направленно к Каменец-Подольску, находится у нашей границы в районе д. Чернокозицы.
Наша воздушная разведка проникает вглубь неприятелского расположения и дает ценные сведения.
1 августа 2 германских контр-миноносца безрезультатно обстреливали Полангенскую таможню.
Германская конница сосредоточивается в районе Пилканена и Хоментово, пехота у Сталлупенена. Части ландера ушли из района Шмаленингкена на юг.
Западнее Симно подбит немецкий аэроплан; четыре летчика найдены в нем убитыми.

В Сувалкской и Ковенской губерниях нашими войсками успешно ведется борьба с воздушной разведкой противника.

ПО ТЕЛЕФОНУ

Кронштадт, 2-го Августа.

Наказание за предложение взятки полициймейстеру.

Кронштадтским военным губернатором подвергнут суровому наказанию в административном порядке местный купец Андрей Терентьев, предложивший взятку в 25 руб. кронштадтскому полициймейстеру подполковнику Орловскому.
Купец Терентьев «за проявление неуважения демонстративным поступком к чину полиции» подвергнут штрафу в 500 руб. или аресту при тюрьме на 3 месяца.
Взятка конфискована в пользу казны.

Москва, 2-го Августа.

Самоубийство разорившегося австрийца.

Сегодня богатый купец, австрийский подданный Кульме, с целью покончить с собой, перерезал себе ножом горло. В бессознательном состоянии Кульме был отправлен в больницу. В оставленном письме самоубийца пишет, что решил покончить с собою из-за того, что вследствие войны и ненависти русских к австрийцам он совершенно разорился. "Петербургский Листок"

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Манифестация.

1 августа, в городском саду, вечером, публика потребовала исполнения оркестром музыки народного гимна. Гимн был исполнен несколько раз при громких и дружных кликах „ура" всех присутствовавших в саду. Во время манифестами раздавались крики: „Да здравствует Россия, Франция, Англия, Япония, Сербия и Черногория!“ „Долой Германию и Австрию!“ По окончании манифестации, в саду установился обычный порядок.

Таинственный аэроплан.

Много толков вызвал летавший вчера вечером над городом аэроплан. Впервые аэроплан был замечен над Троицкой церковью, откуда он полетел по направлению к трубопрокатному, a затем к брянскому заводам. Спустившись над ними довольно низко.
Чинами полиции было доложено об этом коменданту города, по распоряжению которого 25 городовых дали 2 залпа по аэроплану, после чего он быстро поднявшись вверх, скрылся по направленно к Диевке.

Настоящая карикатура помещена была в 1907 году в одном польском юмористическом журнале и является как бы пророчеством в отношении германского императора Вильгельма. Карикатура проводит аналогию между Наполеоном, который был сослан на остров св. Елены в 1815 г. и Вильгельмом. Последнего журнал изображает также плывущим на остров Творки. (Творки — это варшавская больница для умалишенных, находящаяся в слободе Творки, расположенной на острове одного озера близ Варшавы. Творки представляет собой нечто в роде нашей Канатчиковой дачи).
Под карикатурой имеется следующая, также не лишенная пророческого характера подпись:
     «Англичане народ сильный и нация задорная. Это почувствовал на своей шкуре некогда Бонапарт. Быть-может, скоро почувствует то же и тот, который сам вечно непокоен и постоянно вооружает свой народ, толкая его на постоянные войны. В этом сходство двух императоров, но рок им сулит разную судьбу: одному суждено было жить на острове св. Елены, а другой будет жить в Творках».

В Москве.

Вчера, в связи с появлением воззвания к полякам Августейшего Верховного Главнокомандующего, среди московских поляков с утра царил оживление.
В отдельных группах и кружках живо обсуждали, как должны московские поляки реагировать на этот акт.
В общем, с самого начала определилось, что воззвание принято с чувством глубокого удовлетворения.
В 3 часа дня в Милютинском переулке, в помещении благотворительного общества собрались представители всех имеющихся в Москву польских организаций.
На состоявшемся совещании было постановлено отслужить сегодня, 3-го августа, торжественную мессу и обратиться к полякам со следующим воззванием:
«СООТЕЧЕСТВЕННИКИ!

Августейший Верховный Главнокомандующий российской армии в трагическую для мира и в самую трагическую для нас минуту, минуту несчастий нашей земля, ставшей ареной истребительной европейской войны и, по воде судеб, истекающей братской кровью, — обратился, к нам, вспоминая славный день Грюнвальда и возвещая нам новую зарю «воссоединения растерзанного на части тела Польши», единая «живая душа» которой ждет возрождения.
Тронутые до глубины души этим высоким словом, вознесем же в единении со всем славянством горячую молитву к Всевышнему о даровании русскому оружию победы, которая должна привести к общему благу все славянские народы.
Торжественная месса будет отслужена в костеле св. Петра и Павла, что в Милютинском пер., в воскресенье, 3-го августа, в 11 часов дня.
Польские организации в Москве: „Благотворительное общество”, „Дом польский“, „Общество польских женщин”, „Лютня”, „Гимнастическое общество”.
Для руководства, делами устройства в Москве польского лазарета для раненых воинов избрана особая комиссия.
Постановлено взимать со всех, более или менее состоятельных, московских поляков определенный сбор на нужды войны.
Польский лазарет будет помещаться в верхнем этаже дома Благотворительного общества, в Милютинском переулке.
В конце собрания была доложена, просьба некоторых поляков предоставить помещение правления благотворительного общества для совещания об образовании специального польского легиона, который должен будет драться в рядах русской армии.
Собравшиеся, вполне сочувствуя этой идее, указали, что они не могут предоставить помещения до тех пор, пока на это не будет получено разрешения властей.
Сегодня возвращается из Петербурга А. Р. Ледницкий, стоящий во главе московских польских организаций.
Под его председательством предполагаются дальнейшие совещания.

Южная Копейка (Киев).

Тайная торговля водкой.

Чинами полиции Лукьяновского участка на Глубочице, у к. Прасковьи Макеевой, обнаружена тайная торговля водкой. Конфисковано 20 полбутылок водки, очевидно купленной в каком-нибудь закрытом ресторане. Составлен протокол. Взыскание на Макееву будет наложено в административном порядке за нарушение обязательного постановления начальника края.