01 сентября (19 августа) 1914 года

Батумский День

Блестящий полет авиатора Кебурия.

В пятницу, 15 августа авиатор Кебурия совершил весьма удачный пробный полет на аппарате собственной конструкции. Около 5 ч. вечера 15 авг. аппарат был доставлен на стрельбище, и в течение нескольких минут был собран с окончательной регулировкой, после чего пустили в ход мотор, который прекрасно функционировал, без перебоев. Этим воспользовался авиатор и без предварительной тренировки по земле, неожиданно для собравшихся зрителей, взлетел по направлению к реке Чорох, к турецкой границе; повернув обратно, летал над Кахаберской долиной. Поднявшись на головокружительную высоту, авиатор Кебурия описал в течение 25 минут несколько кругов и благополучно спустился на место взлета. Авиатра радостно приветствовали случайно встретившиеся войска во главе с офицерами местного гарнизона.
Наконец-то, злополучный мотор, причинившей своему владельцу, авиатору Кебурию, столько неприятностей, вполне исправлен. И отчасти отвечает своему назначению.
Блестящий успех последнего полета вполне обеспечивает предполагаемый на воскресенье, 24-ое августа, публичный полет, сбор с которого поступит на нужды больных и раненных воинов, могущих быть в г. Батуме и в его области. В организации этого сбора принимают участие все местные видные общественные деятели во главе с княгиней Андрониковой. Надо надеяться, что батумцы охотно поддержат материально эту благую цель.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Бахмут. Добровольцы.

Мировые судьи бахмутского мирового округа Г. И. Жилинский и А. А. Токарев возбудили ходатайство о принятии их добровольцами в действующую армию, c тем, однако, чтобы за ними были сохранены должности.
Между прочим, г. Токарев в своем ходатайстве просит в все время его пребывания в армии удерживать причитающееся] ему жалованье по должности мирового судьи в пользу „Красного Креста”.
Г. Жилинский—офицер запаса, г. Токарев поедет в действующую армию рядовым солдатом.

Маленькие Одесские Новости

Детские сердца.

На даче Андриянова (быв. Яловикова), по Аркадийской дороге, группа детей местных дачников, на-днях, играла в фанты и тот, чей фант выходил, обязывался внести денежную лепту в общую кассу, выразившуюся в конце игры, в сумме 9 руб. 10 коп. Деньги эти, по единодушному желанию детей, решено было пожертвовать в пользу детей запасных нижних чинов, что и было ими тотчас исполнено.
По истине, трогательный пример патриотических чувств детских сердечек...

К открытию госпиталя.

Мариупольский городской комитет по оказанию помощи раненым и больным воинам и по призрению семейств лиц призванных на войну, в заседании своем 15 августа постановил открыть в Мариуполе, в доме трудолюбия, госпиталь на 30 кроватей, о чем считает необходимым довести до всеобщего сведения и при этом оповестить жителей города, что если кто-либо пожелал бы учредить в нем кровать своего имени, то таковая может быть учреждена с платой по 60 р. в мес.
Госпиталь предположено открыть 1 сентября сего года. С заявлениями можно обращаться к члену комитета Д. А. Хараджаеву.

Славянские заметки

Столица самого главного славянского народа, волею Государя Императора, стряхнула с себя свое иностранное название и окрещена по-славянски. Петербург стал Петроградом.
Простонародье и раньше говорил: Питер, Питербурх. А та часть его, которая отстаивала «старую веру» всегда называла его не иначе, как Петроградом. <...>
Правда часть интеллигенции находила, что столице нашей следовало бы дать название в великорусском духе. Предлагалось - Петровск, Петро-город, Святопетровск и просто Петров. Но слово Петроград тоже в русском духе. Его можно сопоставить с Царьградом, встречающегося уже в былинах и народных песнях и ставшего родным всем русским людям. <...>

Государь Император Высочайше повелеть соизволил именовать город С.-Петербург Петроградом.
     В Зимнем дворце состоялось первое заседание Верховного Совта, под председательством Государыни Императрицы Александры Феодоровны.
     Наши войска в Восточной Пруссии понесли значительный потери. Убиты генералы Самсонов, Мартос и Пестич.

Германский армейский корпус уничтожен войсками генерала По.
     Германский аэроплан пролетел над Парижем и сбросил бомбы и прокламации с приглашением сдаться.
     Во Франции призываются новобранцы 1914 года и активный резерв.
     Генерал Лиман-фон-Сандерс назначен командующим турецкими войсками в Европе.
     Турки строят укрепления вокруг Эрзерума.
    Германия разрешила русским подданным, не подлежащим призыву под знамена, выехать через Данию и Швецию.
     По сообщению начальника экспедиции к северному полюсу Кушакова, лейтенант Седов заболел, умер и похоронен на остр. принца Рудольфа.

Г. Я. Седов.

(Некролог).

Один из участников экспедиции Г. Я. Седова к северному полюсу, д-р Кушаков, из маленького местечка Рынды-пристани, находящейся на Кольском побережье Северного Ледовитого океана, телеграфирует о смерти начальника экспедиции, старшего лейтенанта Г. Я. Седова.
Г. Я. Седов происходил из торговых моряков, родился в 1877 г. Долгое время плавал в торговом флоте Черного, Азовского и Средиземного морей, сначала помощником капитана, а затем капитаном. Не удовлетворившись службой в торговом флоте, Г.Я.Седов бросил его и приехал в Петербург. Здесь, по выдержании экзамена за полный курс морского корпуса, он поступил в главное гидрографическое управление. Через несколько месяцев работы в этом ведомстве его приняли гидрографическую экспедицию, отправленную в 1902 году в Северный Ледовитый океан под начальством генерал Варнека. Две подряд бывшие экспедиции, по словам самого Г. Я., развили в нем любовь к северному морю и впервые кажется натолкнули на мысль заняться изучением и исследованием приполюсных пространств. Во время русско-японской войны, покойный путешественник командовал миноносцем в Николаевске, на Амуре, охраняя в числе других устье Амура от вторжения неприятеля. После окончания военных действий с Японией, он под начальством генерала Дриженка работал изучению Каспийского моря. В 1909 году был руководителем экспедиции по исследованию устья р. Колымы; в 1910 году работал над исследованием Крестовой губы, что на Новой Земле; в 1911 году еще раз был командирован на Каспийское мope.
После открытия Амундсеном южного полюса и после его намерения в 1913 году отправиться для открытия северного полюса, Г.Я. Седов, давно мечтавший об экспедиции на северный полюс, стал готовиться к этой экспедиции. В августе 1912 года экспедиция в составе 27 человек тронулась в далекий путь.
20 сентября экспедиция вынуждена была зазимовать около Панкратьевых островов находящихся поблизости Новой Земли. После того как пять человек из состава экспедиции под командой капитана судна «Св. Фока» Захарова вернулись обратно, экспедиция в составе 17 лиц: д-ра Кушакова, геолога Павлова, геолога Визе, художника Пинегина, помощника капитана Сахарова, механика Зандера и матросов двинулась дальше на север. С той поры об экспедиции мы не имели ни одной вести. Сегодня д-р Кушаков телеграфирует, что во время второй зимовки экспедиции. бывшей у острова Гуккера, принадлежащего к группе островов земли Франца-Иосифа, умер механик Зандер, а руководитель экспедиции Г.Я.Седов на пути к северному полюсу заболел и скончался у острова Рудольфа, где и похоронен бывшими с ним матросами. Вечная ему память!

Г.Я.Седов. +

Футбол.

17 августа начались матчи на кубки с.-петербургской лиги. В классе А теперь 6 первых команд: «Спорт», «Меркур», «Унитас», «Нарва», «Коломяги» и «Триумф>. В первый день было три матча между этими командами. Наиболее интересной была игра между «Унитасом» и «Коломягами». До перерыва на стороне «Унитаса» — счет 3—2 в его пользу. После перерыва игра ведется с переменным успехом и оканчивается в ничью 5—5. Состав «Унитаса» был такой: вратарь Детлов, задние Соколов и Яковлев, средние Бережной, Москалев и Иконников, передовые Каяйкин, Эндрю, Бутусов, Монрэ и Нокс. У «Коломяг» играли: Сысоев, Гостев III и Девяткин, Филипповы 3, 2 и 4; Полунин, Хамялайнен, Крутов, Гостев 1, Гостев 2. Судил г, Шульц.
Во вторых командах «Коломяги» выиграли 4—3, а, в третьих проиграли «Унитасу> 5 – 2.
Первая команда «Меркура» с трудом выиграла 2—1 У «Триумфа». Первая половина партии дала результат 1—0 в пользу «Триумфа». Лишь к концу второй половины матча «Меркур» забивает противникам 2 мяча. Состав победителей: Шаверин, Иванов и Соловьев; Гундырев, Северов, Клемин; Бабушкин, Мейер, Гонюшкин, Киселев и Юргенс. Команда «Триумфа»: Баранов, Сидоров и Тупицын; Хроновский, Белозеров 1 и Шилин; Белозеров 2; Нефедович, Гулюшкин, Бобров и Кильдяшев. Судил Бороздов.
Вторая команда «Меркура» выиграла у «Петровских» 4—3. Третьи команды этих клубов сыграли в ничью 3—8.
В классе Б первая команда «Петровских» выиграла у «Националов» 2—1. Состав победителей: Картошкин; Татаринов и Полиенко: Лагунов, Горелкин и Куликов; Евдокимов, Кузнецов, Тибанов, Вещилов и Мельник. Судил Медведев.

Столица Петроград.

Совершился великий исторический факт.
Столица Российской империи Петербург, более двух веков носивший это название, по Высочайшему повелению переименован в Петроград.
То, о чем дано мечтали лучшие из славянофилов, сбылось в великую эпоху борьбы славянства с германизмом.
На такой крупный шаг, как переименование столицы величайшего в мире государства, можно решиться, конечно, только имя достаточные к тому основания.
А таких оснований у нас больше, чем нужно.
На самом деле столица великого славянского государства до сих пор носила немецкое название.
В каком государстве существует такой факт, в какой стране столичный город носит чужеземное название?!
В эпоху великого строительства России, когда без иноземцев не мог обойтись Петр Великий, было вполне понятно, почему заложенный в устье Невы город, ставший потом столицей, получил название Петербурга.
Но теперь, когда русский народ достиг крупных успехов во всех поприщах человеческой деятельности Россия – глава славянства – должна идти своим историческим самобытным путем.
И столица ее должна носить славянское название.
Велением Державного Хозяина земли русской так отныне и будет.

В связи с новым наименованием российской столицы должны произойти изменения в названии и ближайших к ней городов Петергофа, Шлиссельбурга, Ораниенбаума и Кронштадта, носящих немецкие названия.
Особенно нуждается в переименовании защищающая столицу крепость Кронштадт, так как в пределах воюющей с нами теперь Австро-Венгрии имеется город с таким же наименованием. <...>

Правительственный  Вестник

«Государь Император, 18-го сего августа, Высочайше повелеть соизволил именовать впредь город С.-Петербург - Петроградом».

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Преступность и водка.

По данным полиции, в последнее время как в г. Екатеринославе, так и во всей губернии сильно уменьшилось количество убийств, грабежей и проявление всякого рода хулиганщины. Принимая во внимание, что эти преступления, по большей части совершаются «под градусами», можно смело сказать, что закрытие винных лдавок здесь сыграло важную роль. Что касается краж и афер, то эти преступления относятся к разряду, так сказать, «трезвых» преступлений, и как показывают имеющиеся данные, отсутствие водки на росте их числа не отразилось. Дело в том, что ворам и аферистам во время «работы» необходимо быть трезвыми, и невольная трезвость, вызванная закрытием винных лавок, для их «работы» значения не имеет.

Как оказывается, о смерти командующего германской армией генерала Эммиха сообщил один бельгийский солдат. За последние дни получены извещения бельгийского генерального штаба и французского военного министра, не подтверждающие этого сообщения.

Португалия, Испания и Соединенные Штаты воспретили употребление беспроволочного телеграфа на судах, находящихся в их водах.

Благотворительный матч.

В воскресенье на поле „Унион* футбольная лига устроила первый матч из серии тех, сбор с которых поступить в пользу раненых.
Играли сборные команды из лучших игроков высшей категории против такой же сборной из класса Б. Игра была оживленная и окончилась в ничью при счете 3:3, при чем во второй половине выиграла команда Б при счете 2 : 1; реферировал Ермаков. Чистый сбор — около 200 рублей — передан по назначению.

Австро-русская война.

НАРУШЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОСТИ ПЛАВАНИЯ.

ОДЕССА. Из Галаца сюда сообщаюсь, что около Паланки, на нейтральном Дунае, проходил буксирный пароход русско-дунайского общества „Бессарабец", везший груз в Радуевац.
Неожиданно стоявший у пристани венгерский пароход отчалил, устремился на „Бессарабец” и пробил корму баржи, которая затонула.
Капитан заявил румынскому консулу протест против нарушения нейтральности плавания. (Наш. корр.)

«БЛАГОРОДСТВО» АВСТРИЙЦЕВ.

Как известно, австрийцы, заняв Каменец-Подольск, обложили жителей его контрибуцией в 200,000 руб.
Таких денег в городе не нашлось, — набрали всего только 11,800 рублей. Остальную же недостающую сумму стали пополнять золотыми и серебряными вещами, забирая их где только было возможно. Была забрана даже церковная утварь из православных храмов и католических костелов.

ТУРЦИЯ НАКАНУНЕ ВОЙНЫ.

ВОЕННЫЕ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

КАГЫЗМАН. Вокруг Эрзерума роются глубокие рвы. В полутора часах езды от Эрзерума возводятся укрепления с проволочными заграждениями.
Фортификационные работы производятся во многих пунктах вдоль границы. Работами руководить германские инженеры.
Германские офицеры, произведя смотр мобилизационным частям, остались крайне недовольны их состоянием.
Турция перед объявлением войны решила наводнить наши пределы шайками разбойников.

Из Копенгагена телеграфируют: „Последние известия из Константинополя передают о лихорадочных приготовлениях к войне. О—во „Красного Полумесяца” мобилизовало полевой лазарет. Заготовляется провиант.
Знвер-паша считается будущим командующим армией. Положение признается серьезным.
Из Константинополя телеграфируют:
     «Напряжение продолжается. Военный приготовления вдуть быстрым темпом, и Турция готовится к какому-то выступлению.
Кроме регулярных войск, отправлены три парохода резервистов в Трапезунд. Отправляются также войска в Адрианополь.
Нужда армии в продовольствии достигла апогея. Резервисты обязаны явиться на сборные пункты с провизией на пять дней, на шестой день освобождаются и могут уходить домой. Спустя некоторое время они снова призываются к обязанностям и снова обязаны представить провизию на пять дней».

ВЫЗОВ ТУРЕЦКИХ ПОДДАННЫХ.

СЕВАСТОПОЛЬ. Турецкое правительство через своего местного консула под угрозой заочных смертных приговоров потребовало явки в Турцию всех турецких запасных, находящихся в Крыму и на Кавказе. Всем являющимся дезертирам объявлено полное помилование. (Наш. корр.)

ГЕРМАНСКАЯ ПОМОЩЬ.

«В четверг на румынском пароходе прибыли сюда через Констанцу из Германии еще 12 офицеров, 18 унтеро-офицеров и 56 наводчиков. В воскресенье прибыли сюда через Австрию и Болгарию 27 германских офицеров для пополнения немецкой миссии ген. Сандерса. Кроме того, ожидается еще прибытие 68 специалистов флота. В среду по железной дороге через Австрию и Болгарию прибыла сюда первая партия денег в счет 75 милл. марок, которыми Германия ссужает Турцию на военные приготовления.

ПОЛОЖЕНИЕ ТУРЕЦКОЙ АРМИИ.

Из Константинополя телеграфируют: «Положение мобилизованной во Фракии турецкой армии, по словам очевидцев, ужасно. Малоазиатские призывные в большинстве остаются в своем собственном деревенском одеянии. На голове жиденькая чалма.

Последний шаг Турции.

Друзья (подталкивая): - Еще один шаг!..

Русские Ведомости (Москва)

ВОЙНА.

(По телеграфу и телефону от наших корреспондентов).

Восточный театр войны.

ПЕТЕРБУРГ (От штаба Верховного Главнокомандующего). Вследствие накопившихся подкреплений, стянутых со всего фронта, благодаря широкому развитию железнодорожной сети превосходные силы германцев обрушились на наши силы около двух корпусов, подвергшихся самому сильному обстрелу тяжелой артиллерии, от которой мы понесли большие потери.
По имеющимся сведениям, войска дрались геройски; генералы Самсонов, Мартос и Пестич и некоторые чины штаба погибли. Для отпарирования этого прискорбного события принимаются с полной энергией и настойчивостью все необходимый меры.
Верховный Главнокомандующий продолжает твердо верить, что Бог нам поможет честно выполнить долг.

Русское наступление в Галиции.

ПЕТЕРБУРГ (От штаба Верховного Главнокомандующего). На австрийском фронте упорные бои продолжаются.

ИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ.

В нумере «Армейского Вестника» от 12-го августа напечатан обзор военных действий по 12-е августа на юго-западном фронте. Наши войска постепенно распространяют свое вступление в Галицию. В восточной части мы овладели линией реки Серета. Во время этого наступления противник оказал 10-го августа наибольшее сопротивление у Ивачува, Тарнополя, Островца и Чорткова. У первого пункта три батальона 15-го пехотного австрийского полка с пулеметами и артиллерией были опрокинуты нашими казаками к Тарнополю, потеряв пленными одного офицера и 120 нижних чинов. Под Тарнополем нами были вынуждены к отступлению части 41-го и 55-го пехотных полков, всего семь батальонов с двумя батареями, причем нами захвачено 2 пулемета и много амуниции. Островец взят после штыкового боя. Чортковым после боя овладела наша кавалерия, захватив на железной дороге паровозы и вагоны. В западном районе Люблинской губернии наступление одной из наших колонн встречено 10-го августа контр-наступлением превосходных сил австрийцев. Завязался бой, исход которого еще неизвестен («Наш, корр.»).
В последнем нумере «Армейскаго Вестника», от 14-го августа, сообщается, что на юго-западном фронте продолжается наступление в глубь Галиции. У нас был ряд успешных столкновений с частями австрийских арьергардов. Мы достигли верховья реки Буга, причем после боя заняты Каменка и Буск, находящейся на полтора перехода от Львова, а также линия реки Златой Липы, притока Днестра. 10-го августа наша конница в районе Явора имела столкновение с 7-й австрийской кавалерийской дивизией, оставившей на поле сражения 100 убитых, 62 пленных.
На правом берегу, на фронте от Вислы до Белгорая 10-го и 11-го августа 1-й и 10-й австрийские корпуса вели наступление вдоль правого берега Вислы. До двух дивизий австрийцев двигалось от Юзефова на Ополье.
У Джурина, западнее Чорткова, наша конница настигла первую австрийскую кавалерийскую дивизию и заставила ее принять атаку. Австрийцы, понеся большие потери, ушли под прикрытие пехоты. Нами взята конная батарея («Наш. корр.»).

КИЕВ. Вчера доставлено около тысячи пленных. Большинство—пехотинцы австрийских полков («Наш. корр.»).

Переименование столицы.

Известие о переименовании Петербурга в Петроград встречено всеми общественными слоями с огромным воодушевлением.
Название нашей столицы Петроградом встречается очень часто в эпоху Екатерины Великой, которая первые свои манифесты помечала: «Дан в Петрограде такого-то числа».
Название Петроград было совершенно исключено из употребления императором Александром I, что не помешало, однако императору Николаю I в своих ранних манифестах, что они даны «в граде святого Петра».
Доказательство того, что наименование столиц Петроградом было распространено в обществе, служит, между прочим, частое употребление его поэтами ХVIII и ХIХ столетий.
Державин любил употреблять его в своих торжественных одах, а затем и Пушкин употреблял это название в своих стихотворениях. В своем стихотворении «Кто он», он называет столицу то Петрополем, то Градом Петровым, а свою поэму «Медный всадник» он так начинает: «Над омраченным Петроградом дышал ноябрь осенним хладом».
В 70-х годах среди славянофилов возникает движение в пользу переименования Петербурга в Петроград. Исторические документы подтверждают, что славянофилы пытались ввести это наименование в жизнь. В переписке и в личных беседах они совершенно избегали названия Петербург, при чем даже на конвертах писем писали «Петроград», вследствие чего часто возникали недоразумения между славянофилами и представителями почтового ведомства, которые не ручались за аккуратную доставку писем с надписью «Петроград».
Движение это не имело, однако, никаких реальных результатов.
Снова вопрос о переименовании Петербурга был поднять уже в начале XX века, при чем интересно отметить, что этим вопросом заинтересовались и официальные круги.
Инициатором переименования Петербурга в последние годы являются не русские, а представители славянских народностей, т.-е. чехи, словаки и болгары, которые неоднократно указывали русским, что они именуют свою столицу по-иноземному – Петербург, а не по–славянски – Петроград.
В прошлом году вопрос этот стал на твердую почву, привлекая к себе все большие и большие симпатии в петербургском обществе.
17-го июля славянский комитет постановляет обратиться с ходатайство на Высочайшее имя о переименовании столицы. С этой целью по всему городу, во всех учреждениях, казенных и частных, распространялись листы с воззванием, призывающем всех согласных с этой идеей дать свою подпись.
Одним из первых под воззванием подписался петербургский городской голова граф И.И.Толстой.
Как заявляет граф Толстой, он получил массу частных заявлений о необходимости переименования столицы; однако он не счел себя в праве обратиться от имени городского управления с ходатайством на Высочайшее имя переименовании Петербурга в Петроград.
Вопрос это получил неожиданно быстрое разрешение, поле того, как к нему положительно и подписались на листах А.В.Кривошеин, В.К.Саблер и Н.А.Маклаков.

Утро (Харьк.)

РАСПУТИН В АРМИИ.

ТЮМЕНЬ, 18 VIII. Григорий Распутин выехал из Тюмени в Петербург, в сопровождении нескольких сановных дам. Распутин, по слухам, желает поступить в армию. (Соб. кор.).

В ПОЛЬЗУ СЕМЕЙ ЗАПАСНЫХ.

ЮЗОВКА, 18 VIII. Общегородской комитет по призрению семей лиц ушедших на войну возбуждает перед губернатором ходатайство об устройстве здесь дня продажи флагов русских и союзных держав.
Комитетом также возбуждается ходатайство перед земством об увеличении средств комитета.
В пользу семейств запасных кроме пожертвований, собираемых попечительством, устраиваются также вечера, маскарады, балы и т.д.
(Соб. кор.).

Война России, Австрии и Германии.

На русскую границу.

ЛОНДОН, 18 VIII. ИЗ АНТВЕРПЕНА СООБЩАЮТ:
ПРОШЛОЮ НОЧЬЮ ПРОСЛЕДОВАЛИ ЧЕРЕЗ БЕЛЬГИЮ С ЮГО-ЗАПАДА НА СЕВЕРО-ВОСТОК 160 ПОЕЗДОВ С ГЕРМАНСКИМИ ВОЙСКАМИ В КОЛИЧЕСТВЬ КОРПУСА, СО ВСЕМ СНАРЯЖЕНИЕМ.
ПОЛАГАЮТ, ЧТО БЫСТРОЕ НАСТУПЛЕНИЕ РУССКИХ ВОЙСК ПОБУДИЛО НЕМЦЕВ К ТАКОМУ ПЕРЕВОДУ ЧАСТИ АРМИИ С МААССКОЙ ЛИНИИ НА РУССКИЙ ТЕАТР ВОЙНЫ.
ТАКЖЕ УДОСТОВЕРЕНО, ЧТО ЧИСЛЕННОСТЬ ГЕРМАНСКИХ ВОЙСК ПОД БРЮСЕЛЕМ ДОВЕДЕНА ДО МИНИМАЛЬНЫХ РАЗМРОВ И, НАСКОЛЬКО ВОЗМОЖНО, ВОЙСКА ВЫВЕДЕНЫ ТАКЖЕ ИЗ САМОГО ГОРОДА

ОКОПЫ В ПРУССИИ.

Прибывший в Москву; раненый сапер, как сообщает «Р. У.», рассказывает, что при наступлении нашей пехоты в восточной Пруссии, немцы защищались в окопах, сделанных из бетона еще два года тому назад.
Оцементированные окопы сделаны по всей Пруссии по направлению к России. В этих окопах проделано было немцами несколько маневров.
Предусмотрительно сделанные окопы, однако не помогли.
Наша пехота яростным наступлением смела немцев...