06 сентября (24 августа) 1914 года

Батумский День

ХРОНИКА

Ходатайство.

Виноторговцы и садовладельцы 22 авг. обратились к тифлисским губернскому предводителю дворянства и к городскому голове с коллективной просьбой исходатайствовать разрешение торговли виноградным вином на вынос. Просители указывают, что вино в Закавказье, в отличие от водки, является предметом повседневного потребления, и воспрещение продажи экономически разоряет уезды, тогда как воспрещение водки наносит ущерб лишь казне.

Библиотека при лазарете.

Заведующий городской библиотекой гл. H. С. Ярошевский препроводил вчера в городской лазарет свыше 1000 томов, книг и иллюстрированных изданий. При этом гл. Ярошевский добавил, что книги могут быть получены и из бесплатной читальни, где некоторые издания имеются в 2 экземплярах.

Брачная Газета

Вестник Войны (Москва)

Война и кинематограф.

с Анатолием Каменским.

Москве в настоящее время гостить Анатолий Каменский, задержавшийся на пути из Крыма в Петроград. Как известно, популярный писатель последиее время сильно увлекается кинематографией — им только что закончена постановка в Гурзуфе кинематографической пьесы для фирмы Талдыкина — „Любовный маскарад". В беседе с нашим сотрудником А. П. поделился своими взглядами на эту новую и интересную область художественного творчества:
     — События последнего времени — говорить А. П. — так грандиозны и всеобъемлющи, что не могут не захватить всех без исключения сторон и уголков жизни. Не говоря уже об искусстве вообще, война окажет огромное влияние на развитие русской кинематографии, которую я, кстати сказать, считаю одним из интереснейших видов искусства, и не ставлю ее ниже других.
Хорошо поставленная пьеса с художественно разработанным развитием действия и к тому же хорошо снятая — представляет, по моему, такую же ценность, как хорошо написанная литературная вещь. Да я так и называю свои кинематографические вещи — „Зрительная повесть” — в отличие от „кинодрам" „кино-фарсов“. К сожалению, русской публике приходилось иметь дело с заграничными и уже по достоинству оцененными фабрикатами. Прекратившейся подвоз лент из-за границы заставит обратить особое внимание на отечественное производство в этой области, и, я уверен, русские смогут сделать тут многое. Два года я работаю в области кинематографии и мои старания внести в нее струю литературности и художественности, имеют, некоторый успех.
Я верю в великое будущее кинематографии вообще и русской — в особенности. Надо только всеми силами бороться с незахватившей кинематограф пошлостью и свято стоять на страже его художественности и литературности.

Донецкая Жизнь (Луганск).

О закрытии казенных винных лавок.

Мнение гр. С. Ю. Витте.

Граф С.Ю.Витте приветствует закрытие казенных винных лавок и высказывается за желательность сохранения этой разумной, здоровой меры на все время войны.
Брешь в государственном бюджете, по мнению гр. Витте, в значительной степени заполнится повышением продуктивности народного труда в условиях отрезвления.
Важно, заявил гр. Витте, — всемерно бороться с тайной продажей водки, которая должно быть рассматриваема, как преступление высшего разряда.

В Екатеринославе.

По данным городского и губернского сыскных отделений все преступления, связанные, по местным и общим условиям, с потреблением водки, совершенно исчезли.
Со дня мобилизации не было случаев убийств, грабежей, разбоев и хулиганства, дававших раньше более 100 случаев ежемесячно.
По официальным сведениям, потребление водки в июле, благодаря закрытию казенных винных лавок, уменьшилось в губернии против прошлаго года на 104,657 ведер, а сумма расходов населения на водку — на 880,919 рублей.
В августе, благодаря полному закрытию питейных заведений, население сэкономит около двух миллионов рублей.

Маленькие Одесские Новости

В ТУРЕЦКОМ КОНСУЛЬСТВЕ.

Турецкое консульство до сих пор с большой поспешностью отправляло отсюда в Константинополь турецко-подданных запасных. Третьего дня консул получил от своего правительства телеграфное распоряжение временно приостановить мобилизацию и отправку в Турцию турецких резервистов впредь до особого предписания. На основании этого распоряжения консульство вчера задержало в Одессе значительную партию мусульман, подлежащих призыву в ряды турецкой армии и отправке в Константинополь.

Германская колония Того.

Как уже известно из телеграмм, англичане заняли порт Ломе в германской колонии Того и территорию этой колонии на 120 километров к северу от берега. «Тан» сообщает сведения об этой колонии.
     „Германская колония Того имеет поверхность в 87 тысяч квадратных километров. Она расположена между французской Дагомеей и английским Золотым берегом. Население колонии около двум миллионов человек. Торговля колонии состоит в вывозе зерна, пальмового масла, кофе, каучука, хлопчатой бумаги и достигаете пяти миллонов франков. Главным городом колонии является Ломе, резиденция губернатора. Другими двумя крупными городами колонии являются Анеко и Багида”.

Русскими войсками отражен Х австрийский корпус, пытавшийся прорваться между Люблином и Холмом. Взято 5 000 пленных.
     Подстрелен германский аэроплан у Злотена.
    Германский блиндированный поезд из Александрова отбит у Влоцлавска русскими войсками.
    Германцы бомбардировали Термонд.
    Английская подводна я лодка потопила германский гидроплан в Северном море.
    Германские войска оставляют Париж в стороне с целью обходного движения и дошли до Фертэ-су-Жуарр, прошли Реймс и продвинулись к западу от Аргонского леса.
    Для взыскания контрибуции с разоренной Бельгии Германия пригласила представителей высшего берлинского финансового мира.
    Петроградское агентство сообщает выдержки из ноты протеста бельгийского королевского правительства относительно ужасающих зверств Германцев в Бельгии.
    Австрийский генеральный штаб признает поражение своих войск, отмечая храбрость и упорство русских, войск в бою
    На устроенном лорд-мэром Лондона митинге в Гильдголле выступали Асквит, Бонар Лоу, Бальфур и др.
    Немецкие писатели в Берлине основали национальный союз с обязательством не переводить литературных произведений враждебных наций.
    Албанские восстанцы заявили контрольной комиссии в Дураццо, что после отъезда принца Вила нет более основания для ее существования.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

От штаба Верховного Главнокомандующего.      Горячие бои идут на Люблинском и Холмском направлениях. Х-й австрийский корпус, пытавшийся прорваться между ними, отброшен; при преследовании его взято 5,000 пленных. Перехвачены документы, в которых австрийские генералы просят скорейшей помощи германских войск. В Галиции захвачено 30 паровозов и громадное количество вагонов, Львовская станция оказалась забитой подвижным составом с грузами большой ценности, боевыми припасами, динамитом, санитарным материалом и бензином. Наши войска ворвались на станцию на плечах отступавших Австрийцев и захватили поезда под парами и три автомобиля. Захваченные в Львове трофеи еще не приведены в известность.
У Зволена подстрелен германский аэроплан, летчики захвачены.
Германский блиндированный поезд из Александрова пытался бомбардировать Влоцлавск, но был отбит нашими войсками.

Победоносное шествие наших войск по территории Австро-Венгрии завершилось включением в наш театр военных действий завоеванных частей Галиции, которые составляют новое русское генерал-губернаторство с резиденцией во Львове. Генерал-губернатором назначен генерал-лейтенант граф Георгий Александрович Бобринский.
     Граф Г. А. родился 11 июля 1863 года. Образование получил во втором военном Константиновском училище, по окончании которого в 1882 году вышел в лейб-гвардии гусарский Его Величества полк. Через четыре года граф Г. А. был назначен адъютантом военного министра и в этой должности состоял до русско-японской войны. Когда началась японская война, граф был назначен генералом для особых поручений при главнокомандующем всеми сухопутными и морскими вооруженными силами, действовавшими против Японии. Затем, когда командование сухопутными силами было выделено из ведения главнокомандующего всеми нашими силами, граф Бобринский был назначен состоящим в распоряжении командующего первой манчжурской армией. За японскую войну граф Г. А. был награжден золотыми, оружием. После войны до 1910 года он состоял при военном министерстве, а с 1910 года—в распоряжении военного министра.

Генерал-губернатор Галиции ген.-лейт. граф Г.А.БОБРИНСКИЙ.

Петроградский Листок

Раскаявшийся вор.

21-го Августа арестован вор кр. Маслов, похитивший кошелек с 22 рублями у запасного солдата Королькова в то время, когда он на улице читал бюллетень о русских победах.
Вор нашел в кошельке свидетельство запасного и с тех пор его стала мучить совесть за свой поступок.
Раскаявшийся вор явился сам в участок и просил задержать его за кражу.
Им были возвращены все похищенные деньги в целости и отданы для передачи обворованному.

Майнское предсказание 1854 года о падении Германии и Австро-Венгрии в 1914 году.

Один из читателей «Matin» прислал в редакцию этой газеты интересный текст знаменитого Майнского предсказания, составленного в 1854 г.
Предсказание состоит из 18 параграфов. Первые 9 параграфов отнесены к войнам 1866 года и 1870 года и также к событиям Коммуны 1871 году, и все они сбылись почти дословно.
Вот что содержат 9 остальных параграфов.
     10) Мужайтесь, французские патриоты, Германия не будет в силах осуществить своих планов гегемонии.
     11) Время возмездия приближается.
     12) Великий северный союзный монарх -— наш избавитель.
    13) Он изгонит неприятеля из Франции. Он разобьет Германию до полного разгрома.
     14) Последняя битва на поле Було, близ Падерборн, в Вестфалии, соединит семь союзных народов (русских, французов, англичан, бельгийцев, голландцев, японцев и сербов) против трех (германцев, австрийцев и венгров).
     15) Горе тебе, Пруссия. Твое седьмое поколение ответит за войны, которые ты вела против народов. (Семь поколений, считая по 30 лет на каждое, составляют 210 лет. Королевство Пруссия существует с 1813 года. Следовательно, седьмое поколение должно жить между 1893 г. и 1923 г.).
Горе тебе, Австрия. Никогда еще не было такой ужасной битвы.
     16) Она будет продолжаться три дня в дыму пожаров.
     17) Наконец, Пруссия и Австрия будуть упразднены. Венгры уйдут на Восток.
     18) Вильгельм II будет последним королем Пруссии. Германия и Австрия превратятся в три государства: Польшу, Ганновер и Саксонию.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Обуздание     г а з е т ч и к о в .

Екат. полицеймейстер предписал чинам полиции принять решительные меры к тому, чтобы продажей газет занимались лишь лица, имеющие на то надлежащее разрешение, и чтобы газетчики не вскакивали на ходу на подножки вагонов трамвая и не выкрикивали.

Австро-русская война.

От штаба верховного главнокомандующего.
Горячие бои идут на люблинском и холмском направлениях. Х австрийский корпус, пытавшийся прорваться между нами, отброшен. При преследовании его взято 5 000 пленных.
Перехвачены документы, в которых австрийские генералы просят скорейшей помощи у германских войск.
В Галиции захвачено 30 паровозов и громадное количество вагонов.

Война Германии с Россией.

ОТ ШТАБА ВЕРХОВНАГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО.
ГЕРМАНСКИЙ БЛИНДИРОВАННЫЙ ПОЕЗД ИЗ АЛЕКСАНДРОВА ПЫТАЛСЯ БОМБАРДИРОВАТЬ ВЛОЦЛАВСК, НО БЫЛ ОТБИТ НАШИМИ ВОЙСКАМИ.

НЕМЦЫ ПОКИНУЛИ КАЛИШ.

ВАРШАВА. Получено известие, что германские войска по распоряжению своего штаба покинули 22 августа Калиш. (Наш. корр.)

В ОЖИДАНИИ ЦЕППЕЛИНОВ.

ВАРШАВА. Сегодня военный генерал губернатор Турбин объявляет, что в случае появления над варшавским районом неприятельских «Цеппелинов», по ним будет открыт артиллерийский и ружейный огонь.
При этом ген.-губернатор заявляет, что открытие стрельбы не должно вызывать беспокойства, ибо приняты все меры к тому, чтобы при обстреливании дирижаблей не наносилось вреда местным жителями (Наш. корр.)

ВОЗДУШНЫЕ РАЗВЕДКИ ГЕРМАНЦЕВ.

Из действующей армии в Петроград телеграфируют, что на крайнем восточном фланге прусского театра войны германцы производят особенно частые воздушные разведки.
Сперва появляется аэроплан, затем «Ц«ппелин», который кидает снаряды.
При появлении аэроплана наши начинают стрелять. Аэроплан скрывается.

ПЛЕВИЦКАЯ—СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ.

ВИЛЬНА. Певица Плевицкая поступила в сестры милосердия и отправилась в Ковно, на передовые позиции, давая попутно концерты в пользу раненых. (Наш. корр.)

Перемена немецких названий.

Целый ряд городов, носящих немецкие названия, постановил, по словам «Зем.», войти с ходатайством к правительству о восстановлении им древне-русских названий. Шлиссельбургское управление хлопочет о возвращении ему новгородского названия «Орешек», Ораниенбаум о даровании ему народного названия «Рамбов», Ревель о возвращении ему древне-русского имени «Колывань», Гунгенбург об «Усть-Нарове» и т. д.
Кроме того, многие чиновники немецкого происхождения, имеющие в своей фамилии частицу «фон», подали прошения о перемене их фамилий на русский лад или даровании им новых фамилий.

В Белостоке арестован владелец банкирского дома под фирмой «Ф. Хват», которому предъявлено обвинение в поджоге собственной фабрики.

Мировые судьи бахмутского мирового округа Г. И. Жилинский и А. А. Токарев возбудили ходатайство о принятии их добровольцами в действующую армию с тем, однако, чтобы за ними были сохранены должности.
Токарев просит удерживать его жалованье в пользу „Красного Креста”. Он пойдет в армию рядовым солдатом.

НОВЫЙ ПАПА.

Выбором папы конклав окончился.
Кардинала дела-Киеза, изъявившего согласие стать папой под именем Бенедикта XV, облачили в заранее заготовленные одежды белого цвета наименьшего размера, так как он небольшого роста. Секретарь конклава составил протокол, а камерленг уведомил звонком маршала окончании конклава, и двери были открыты для впуска должностных лиц.

В АРМИИ ГЕН. САМСОНОВА.

(Из бесед с ранеными.)

Вчера в Москву прибыла группа раненых из армии ген. Самсонова.
Среди них нижние чины пехоты, офицеры, а также казаки.

ВЕРСИЯ О СМЕРТИ ГЕН, САМСОНОВА.

Казак-вестовой К—в, попавший в «решето» из немецких пуль и получивший свыше 13 пулевых следов (пули ударились о скатанную шинель и отскочили), рассказывает:
     - Я был в тот день, когда случилось несчастье, вестовым при штабе. Все у нас шло хорошо, — немцев оттеснили и взяли у них еще город.
Неожиданно около 6 часов утра — кажется, в пятницу - задвигались в неприятельском лагере, и начался артиллерийский огонь, какого не было до того ни разу.
Оттуда, из немецкого лагеря, в нас сыпали огромными снарядами. Они падали очень для нас неудачно и производили ужасное опустошение.
Мы стали отвечать, но наше положение становилось все хуже и хуже.
Люди-стали убывать невероятно.
Скоро разнеслась весть о приказе отступать.
Отступая, мы бились отчаянно. Но немцы, видимо, шли на нас большими силами, да еще с двух сторон.
Как сейчас, помню случай с нашим штабом.
Я был на расстоянии 200 шагов от него.
Ген. Самсонов и другие штабные стояли у каменного строения вблизи открытого поля и, сгорбившись, смотрели на столик, на которому как я узнал позже, лежала карта сражения. В этот момент один из снарядов ударился в самый стол, и офицеров взорвало.
Я поскакал назад, в сторону штаба; но тут кусок шрапнели ударил меня в голову, и я упал без чувств.
Потом я уже ничего не помню.

ОТЧАЯНИЯ НЕ БЫЛО.

В беседе с нами раненый поручик Н. рассказывает о роковом сражении с немцами у Сольдау.
     — Я, как участник того сражения, должен вам сказать, что у нас там было гораздо меньше ужасов, чем вы себе здесь представляете.
Противник пошел на нас значительными силами и обдал нас артиллерийским огнем.
Мы отступили. Но, отступая, несмотря на большие потери и несчастье в штабе, мы не были охвачены отчаянием. Командование приняли другие генералы. 16 августа, ночью, отступление уже было частью остановлено, а 17-го мы даже перешли в контр-атаку. Немцы были частью отогнаны, а частью остановлены.
Когда я 18-го, раненый, отправлен был на перевязочный пункт, то заметил в рядах нашей армии полное спокойствие.
Характерно, мне в мозг врезалась такая сцена.
У какой-то избушки сидел на корточках казак и под градом артиллерийских снарядов резал шашкой кур.
Тут же другой казак шашкой мешал что-то в котле с кипящей водой, установленном на костре.
Оказалось, что казаки в такой момент варили себе цыплят.

Русские Ведомости (Москва)

Максим Горький – санитар.

По сообщению гельсингфорсской «Hufvudstadsbladet», Максим Горький выехал в Москву. Он намерен поступить в санитарный отряд и работать на передовых позициях.

Ватикан.

РИМ, 22, VIII—4, IX. Папа Бенедикт ХV назначил статс-секретарем Доменико Феррата, возведенного в кардиналы папой Львом ХIII в 1896 г.
Первое заседание консистории, под председательством нового папы, состоится 26-го августа.
ПАРИЖ, 23,VIII – 5,IX. Парижская печать с удовлетворением приветствует избрание на папский престол кардинала Де-Ла-Чеза, в симпатиях которого к Франции она не сомневается.

Молебен в храме Христа Спасителя.

Вчера, в 11 часов утра, в храме Христа Спасителя было совершено торжественное благодарственное молебствие по случаю дарования победы русскому воинству.
Молебствие совершал московский митрополит Макарий, в сослужении члена Синода архиепископа Алексия, епископов — Модеста верейского, Димитрия можайского и Арсения серпуховского, протопресвитера Успенского собора H. А. Любимова, настоятеля храма прот. В. С. Маркова, всех находящихся в Moскве архимандритов, настоятелей монастырей, и другого многочисленного духовенства.
Пел хорь певчих в парадных кафтанах.
Представители духовенства были в облачении малинового бархата, с вышитою золотом поверх креста надписью: «Сим победиши». Это облачение сшито в 1912 году, по случаю юбилея Отечественной войны.
Перед совершением молебствия митрополит Макарий обратился к молящимся со словом.
Выражая радость по поводу одержания победы русским воинством, митрополит Макарий видит в этой победе милость Божию за наше покаяние.
Закрыты храмы русского Бахуса, народ стал наполнять церкви Божии. Всюду замечается религиозный подъем.
— Даждь, Господи, победу Государю Императору и всему нашему воинству. Спаси, Господи, люди Твоя, — закончил митрополит.
В конце молебствия протодиакон Морозов провозгласил «вечную память» усопшим рабам, православным воинам и всем, за веру, Царя и отечество на брани живот свой положившим.
При пении «вечной памяти» все молящиеся стали на колени.
Затем было провозглашено многолетие христолюбивому всероссийскому победоносному воинству.
Закончилось молебствие прочтением митрополитом молитвы с коленопреклонением.
При богослужении в храме присутствовала настоятельница Марфо-Мариинской обители милосердая Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.
Здесь также были: главноначальствующиий г. Москвы А. А. Адрианов, его помощник В. Ф. Модль, другие начальствующие лица, генералитет и много молящихся.
Сегодня в Успенском соборе после литургии будет совершено всенародное молебствие.
Если будет хорошая погода, из Успенского собора после молебствия будет совершен крестный ход на Красную площадь.

Утро (Харьк.)

Сегодня, в 8 ч. утра, ожидается прибытие большого транспорта раненых. Высадка раненых будет произведена близ угольного склада, куда ко времени прибытия поезда будет доставлено автомобильным клубом около 40 автомобилей, для развозки раненых по больницам. Кроме автомобилей перевозкой раненых будет занято несколько вагонов конки, специально приготовленных для этой цели. В вагонах конки, назначенных для перевозки раненых, сняты все скамьи и на пол положены матрацы. Вагоны эти предназначены, главным образом, для тяжело раненых и серьезно больных.