07 сентября (25 августа) 1914 года

Вестник Войны (Москва)

Антрепренер-германофил.

Артисты одного из московских местных театров очень желали бы дать один спектакль в пользу больных и раненых воинов.
Другим способом оказать посильную помощь они не в состоянии, т. к. их антрепренер, вопреки контрактам, под угрозой полного прекращения дела, сбавил всем жалование на половику, что дает им возможность только просуществовать.
Но не смотря на их просьбы дать для этого спектакля безвозмездно театр, антрепренер не только не пошел на встречу такому естественному порыву, но и сам ничего не предпринял в этом направлении.
Кстати, у этого же антрепренера идет до сих пор замаскированное разными способами немецкое произведете.

Маленькие Одесские Новости

Вильгельм – антихрист.

«Колокол», обличая Вильгельма и проводя параллель между ним и Навуходоносором, делает поразительное открытие:
Какое, кстати, страшное совпадение: «Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть», читаем мы в Откровении (гл. 18 ст. 18): и число двурогого имени тевтонского чудовища —«Вильгельм Второй».
К статье приложен, в виде оправдательного документа, подробный расчет имени Вильгельма. Действительно — 666.

Московская Газета

Сражение в воздухе.

КОПЕНГАГЕН. 24,VIII. (По телегр. от наш. спец. корреспонд.). Сегодня над Бельфором произошло сраженеи в воздухе между тремя немецкими и двумя французскими аэропланами. Французские авиаторы, поднявшись высоко над немецкими, забросали их бомбами. Тяжело поврежденные немецкие аэропланы ринулись на землю.

Морское сражение.

КОПЕНГАГЕН. 24,VIII. (По телеграфу от нашего спец. корр.).
Из Лондона подтверждают сообщение о новом значительном морском сражении, в котором были повреждены семь германских миноносцев и несколько миноносцев затоплено. Точные размеры и последствия боя еще неизвестны. Можно, однако, с уверенностью сказать, что германский флот вновь потерпел поражение.

Московская Копейка

Живые цифры.

В настоящую, небывалую по грандиозности участвующих сил - войну, когда армии исчисляются не десятками и сотнями тысяч, а миллионами, небезынтересно будет наглядно представать себе, что же это собственно за штука миллион?..
     — Конечно, выговорить ее легко, но воплотить в сознание всю ее значительность, пожалуй, и трудновато, если бы в этом случае не помогли опять-таки цифры.
     — Миллион солдат, поставленных плечом к плечу в одну шеренгу, займут место протяжением в 333 версты 166 саж.
     — Чтобы объехать этот колоссальный фронт, надо употребить 12 часов времени, проезжая в поезде по 30 верст в час. Далее. Миллион солдат представляет из себя как раз одну восьмую часть всего народонаселения Бельгии, воюющей в настоящее время против дикарей тевтонов.
    — Для прокормлены такого внушительного количества людей, ежедневно требуется 25.000 п. мяса, или другими словами 1000 голов рогатого скота и 60.000 пуд. ржаного хлеба. Миллионом солдат можно наполнить 20 средней руки губернских городов.
     - Вот что представляет из себя миллион, которых в великую европейскую войну будет не один, а много, много.
     — Что же будет стоить война для народов ведущих ее?..
     — Сотни миллионов и миллиардов деньгами и миллионы человеческих жизней.
     — Вот что натворил безумный Вильгельм в своем непонятном болезненном ослеплении.
     — Топит безвозвратно свой народ и заставляет напрягать все силы своих противников. Но ставка его будет проиграна.

Итальянцы приветствуют русских.

Из Константинополя телеграфируют: Русские, возвращающиеся из заграничных курортов через Италию, единодушно свидетельствуют о восторженном отношении к русским со стороны итальянцев. На улицах, в вагонах, в кафе русским аплодируют, бросаются в объятья, целуют.

Хлеб-соль немцев русским войскам.

Из Вильны телеграфируют: Геройски рыцарское отношение к германскому населенно покоренных нами областей со стороны наших войск, во многих пунктах побуждало именитое германское купечество подносить хлеб-соль. Население выражает благодарность гуманному к себе отношению со стороны победителей. Почти ежедневно следуют в поездах трофеи наших побед, обозные части, зарядные ящики, германская амуниция.

Русские войска продвинулись вперед на всем австрийском фронте. Конница на перевалах Карпат. 45 австрийский полк окружен и сдался.
     Россия, Франция и Великобритания подписали декларацию, которой обязуются не заключать отдельного мира в течение нынешней войны.
     Французские войска, выдвинутые для обороны Парижа, вступили с Германцами в сражение, закончившееся успешно.
     Немцы наложили на Лиль 200 миллионов контрибуции.
     Немцы, двинувшиеся на Термонд, были у Малина застигнуты потоком воды, так как Бельгийцы затопили часть своей территории.
     Германские войска покинули Брюссель и направились к северо-западу.
     Германская эскадра захватила в Северном море 15 рыбачьих лодок, с грузом рыбы и привела их в Вильгельмсгафен.
     Затонул, наткнувшись на мину, пароход компании Вильсона «Runo».
     Германская императрица выехала в Данциг.
     Из Берлина отправлен первый поезд с русскими подданными, освобожденными Германией.
     Во Франции опубликован декрета об обучений и мобилизации новобранцев 1914 г.
     Французское бюро печати сообщает, что обходное движение неприятеля по-видимому предупреждено. Мобеж держится.
     Черногорцы отразили атаку Австрийцев в направлении Грахова.
     Австрийский аэроплан бросил бомбу в Вальеве на госпиталь Красного Креста. Бывший король португальский записался добровольцем в английскую армию (С. т.).
     Пьер Лоти обратился с письмон к Эшер-паше, в котором уговаривает его не становиться на сторону Германии.
     Турецкий посол во Франции заявил, что военные приготовления в Турции являются следствием международного положения и мерой предосторожности.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

22 августа на всем фронте сражения с Австрийцами мы продвинулись вперед. Особенно расстроен неприятельский центр. В районе к западу от Красностава окружен и сдайся 45-й австрийский полк, в составе командира, 44 офицеров и 1600 солдат.
Германская дивизия, шедшая на помощь Австрийцам, атакована на левом берегу Вислы. Стрый занят нами. Наша конница на перевалах Карпатского хребта.
На восточно-прусском фронте только мелкие стычки.

Австрийская крепость близ нашей границы.

Перемышль — переправа на р. Сане, важнейший узел дорог центральной Галиции, лежащий при этом на удобнейшем направлении от русской границы к Пешту. Его население не превосходит 30 тысяч чел. По своему военному значение он подобен Кракову, но не имеет того политического и административного значения, как последний. Вследствие того, при всех фазисах постепенного развития укреплений Перемышля, а их с 1850 гг. до настоящего времени можно насчитать не менее трех (1850 года, 1870 и 1880—1890), за центр принимался невидимому не город, как это было в Кракове, а шоссейный мост на р. Сане, рядом с которым впоследствии вырос и железнодорожный.
Ранее всего появилась внутренняя оборонительная линия, неоднократно затем переделывавшаяся и усиливавшаяся. Теперь она состоять из 5 больших сомкнутых укреплений и до 20 малых, связанных между собою более слабыми промежуточными фронтами в одну непрерывную центральную ограду. Эта ограда имеет протяжение около 15 километров и на правом берегу р. Сана охватывает город, а на левом обширную свободную площадь, лишь отчасти занятую городскими предместьями. Вследствие командования с левого берега р. Сана над правым, часть ограды на этом берегу является как бы военным центром всей крепости.
Внешняя линия обороны — позднейшего происхождения: она была начата в 1880-х годах и закончена лишь в 1900. Не придерживаясь какого-нибудь определенного удаления внешней линии от городской окраины, австрийские инженеры видимо старались прежде всего обеспечить войска, переправляющаяся через р. Сан в пределах внутренней линии обороны на северном фронте; они отодвинули здесь внешнюю линию обороны на 6 километров от мостов. На северо-западном и западном фронтах им пришлось занять естественную позицию у дер. Лентовня (в 4 ½ кил. от мостов), имеющую перед собой широкую долину, прикрытую на левом фланге излучинами реки Сан. К западу от этой позиции, в 6 верстах находится сильно командующая высота Карезмарова, занятие которой выдвинуло бы оборонительную линию слишком далеко вперед. На юго-западном фронте, внешняя линия обороны отодвинута на 5—6 километров от мостов. Южный, юго-восточный и восточный фронты, ограничивавшие пространство между р. Сан и ее притоком Виар, пересекаются единственной железной дорогой, ведущей через Львов и Броды в пределы России, что делает все эти фронты наиболее удобными для постепенной атаки. Имея в виду это обстоятельство, а также необходимость обстрелять долину р. Поповце, Австрийцы выдвинулись здесь на 12 километров от мостов. Присутствие в 4 километрах к востоку командующей высоты Медика (138) и желание прикрыться излучиною р. Сан вызвали отнесение левого фланга рассматриваемых фронтов назад, которые здесь находятся в 8 ½ килом. от переправы. Наконец, вследствие упомянутой выше необходимости обстрелять долину р. Поповице, при террассобразных склонах ее правого берега, а также важности данного участка оборонительной линии была возведена группа укреплений в 2 линии. На всех рассмотренных фронтах внешней линии обороны устроено: 9 больших долговременных фортов и 10 малых; 16 больших временных или по полудолговременных батарей и укреплений и 6 малых, пари общем протяжении линии их в 42 килом., среднем расстоянии между ними менее 1 килом., удалении переправы от 4 ½ до 12 килом. и при диаметре круговой позиции от 12 до 16 килом. Все части крепости связаны между собой сетью крепостных шоссейных и рельсовых путей, имеющей около 100 килом, протяжения.
Полная стоимость устройства крепости в Перемышле (укрепления, орудия и боевые припасы) около 100 миллионов руб.
Крепость рассчитана на гарнизон около 45 000 чел.

Петроградский Листок

Зловещее предсказание для Вены.

Д-р Дебрэ припоминает на страницах «Matin» следующие факты: ровно за год до объявления Австрией войны Сербии в Париже разразилась страшная гроза.
Молния упала на фронтон Севернаго вокзала в Париже; этот фронтон, как известно, украшают статуи городов: Парижа, Петрограда, Лондона, Вены и др.
Страшным ударом грома оказалась поврежденной одна лишь статуя Вены, причем ее корона была сбита и обломки ея оказались у подножия статуи Петрограда.
Ни одна из остальных статуи не пострадала.
В этом случае видят зловещие предсказания для Вены, в связи с тем фактом, что в день начала военных действий в нынешнюю войну такая-же страшная гроза разразилась над Иеной, при чем бурей был сломан знаменитый тополь мира, посаженный в память кампании против Наполеона I.
В совпадении этих двух фактов усматриваюсь предсказание ужасной нынешней войны и печального ее исхода для Вены, которой придется преклонить голову перед Петроградом.

Нерон XX века.

Нерон поджигал Рим, дабы иметь возможность любоваться этим грандиозным зрелищем и в присутствии окружающих «воспевать» пожар Рима.
Вильгельм II — этот Нерон XX века поджег Европу, дабы иметь возможность и предводительствовать и произносить воинственные речи.
Настоящий момент — самый подходящий для «ораторства» Вильгельма.
Некоторые из варшавских газет сообщают следующий характерный факт для личности Вильгельма.
Кайзер позаботился, чтобы каждая воинская часть имела диктофон.
Кайзер произносит пред аппаратом диктофона в своей ставке воинственные речи и «валики» рассылаются по воинским частям.
Таким образом, солдаты имеют возможность, — правда, через большой рупор, слушать воинственные речи своего безумного и кровожадного кайзера.
Между прочим, патетическая речь кайзера, произнесенная им с балкона в день объявления войны, запечатлена и на граммофонные пластинки, который распространяются по Германии.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Святотатство.

20 августа в Николаевском соборе в г. Луганске неизвестными злоумышленниками, оставшимися, очевидно, после утреннего богослужения в помещении колокольни, была совершена кража из кассы церковного старосты. Денег в кассе было всего лишь около 5 руб. Двери алтаря и выходные двери из церкви были открыты отмычками или же подобранными ключами. Кроме похищенных денег злоумышленниками из церковной утвари ничего не взято. К розыску их приняты меры.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ПАТТИ ИЗ АВСТРИЙСКОГО ПЛЕНА.

КОНСТАНТИНОПОЛЬ. Из Карлсбада телеграфируют, что с особого разрешения австрийского правительства 130 англичан и вместе с ними знаменитая певица Патти отправлены с курорта специальным поездом в Женеву. (Наш. корр.)

Стол. Молва

Футбол.

Вчера на поле Замоскворецкого клуба спорта состоялся второй матч в пользу раненых воинов.
Играли сборная русская команда Москвы против такой же английской. Первая половина окончилась в ничью—1:1, вторую половину выиграли англичане со счетом 2:1. Общий результата 3:2 в пользу англичан. Реферировал г. Ермаков.
От продажи входных билетов выручено было 500 р. и от продажа программ 125 р. Весь этот сбор поступил в распоряжение городского комитета для пособия больным и раненым воинам.
Следующие матчи с той же целью состоятся 29-го августа на поле С. К. С. и 31-го августа на поле 3. К. С.

Утро (Харьк.)

На войну.

Третьего дня из Екатеринослава бежал сын крестьянки Марии Будиной, Николай Будин, 16 лет, с товарищем Ф. Соболевским. Оба, по сведениям, уехали через Харьков в Москву, чтобы оттуда добровольцами отправиться на войну. Юные добровольцы захватили с собою нужные документы.