18 (05) сентября 1914 года

Голос Москвы

ДНЕВНИК ВОЙНЫ.

На французском театре военных действий германцы продолжали попытки сисва привести в боевой порядок свои расстроенные ряды и в некоторых частях своего расположения перешли к активной обороне. Позиции занятые германцами к северу от реки Эн, признаются сравнительно благоприятными для них. Правое крыло германской армии продолжало прикрывать отступление кронпринца к Аргоннскому лесу. С целью усиления своих войск германцы подвозят через Южную Бельгию новые части, направляемые к правому флангу немцев.
Контр-атаки германцев против центра и правого фланга союзных влойск отаржены, причем неприятель понес весьма тяжелые потери. Германцы в силу изменившегося стратегического положения, очистили Брюссель.
На восточно-прусском театре военных действий происходили лишь мелкие стычки.
На галицийском фронте преследование разбитых австрийских армий нашими войсками продолжалось. Русские войска перешли реку Сан, а на востоке Галиции подходят к Перемышлю. Преследуя австрийский арьергард, наши войска взяли Сандомир и сильные предмостные укрепления у Кржешова. В районе Яворова захвачены обозы двух австрийских корпусов, причем взято свыше 30 оруждий и 5 000 пленных.
Очищение германцами левобережной русской Польши продолжалось. Имеются сведения концентрировании германских корпусов в Южной Силезии в тылу Кракова..
На сербском фронте наши славянские союзники продолжали блестяще возобновленное третьего дня наступление в пределах Боснии. Перейдя еще накануне Дрин, они после ожесточенного боя заняли Пачино-Ондо и продвигаются по направлению к Сребринице на фронте Любовия—Зворник. Попытки австрийцев перейти Дрин на фронте Лозница -Льянница—Рача не удались, как и попытки перейти эту реку у Пранницы.

Австрийский флот обстреливал черногорскую гавань Антивари, не причинив ей никакого вреда.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Новая грандиозная победа.
Полный разгром австрийской армии

ПЕТРОГРАД.
Преследование разбитых австрийских армий продолжается. Некоторые австрийские корпуса совершенно уничтожены. Русские войска переходят реку Сан.
На востоке наши отряды переходят к Перемышлю, быстрота движения исключает возможность выяснения австрийских потерь, достигающих колоссальных размеров. По полученным сведениям, австрийцы потеряли убитыми и ранеными около 250000 чел., число пленных более 100,000 чел. Взято свыше четыреста австрийских орудий, много знамен. Дороги всюду загромождены парками, обозами, брошенным оружием, транспортами, припасами. Захвачены тысячи повозок, множество зарядных ящиков. На Висле захвачены материалы для постройки мостов, уничтожены несколько австрийских пароходов, один бронированный.
Нельзя не отметить отчаянных усилий немцев спасти от разгрома австрийскую армию. Участие немецких корпусов было обнаружено в разных частях австрийского фронта. На Туробинских позициях взято 36 тяжелых германских орудий 50000 чел. германских пленных. На фронтах других армий также захвачено несколько десятков тяжелых орудий. Некоторые из них не успели да же принять участие в бою.
Германская помощь не спасла австрийцев от полного поражения, а только увеличила общие итоги русских побед.

Маленькие Одесские Новости

Солдат-герой.

22 августа, при осмотре санитарного поезда Верховный Главнокомандующий соизволил пожаловать рядовому Давиду Выжимок, из крестьян Полтавской губ. Георгиевский крест 4-й ст. Выжимок состоял вестовым у гусарского офицера, тяжело раненого в голову в бою с германскими войсками и оставленного на поле сражения при отходе гусар. Под сильным огнем Выжимок разыскал своего офицера. Выжимок, скрываясь под мостами и в канавах от неприятельских дозоров, нес офицера под огнем на протяжении 6 верст.

ФРАНЦ-ИОСИФ О ПОЛОЖЕНИИ АВСТРИИ.

Из Бухареста «Р. У.» сообщают, будто Франц-Иосиф узнав о сдаче Львова и увидев на карте расположение австрийской армии и атакующей русской, сказал: «Это конец Австрии, и мне приходится его пережить!» «Теперь, — сказал будто бы далее император, — готовьтесь, господа, к нападению Италии и переходу в наступление Румынии».

Около войны.

Сведения газет.

— Из Копенгагена сообщают, что в Вердене немцы убрали осадную артиллерию. По последним сведениям, немцы очистили Дюневиль и Мюльгаузен.
     — Сильно преследуемый неприятель старается сужать фронт отступления. Армия кронпринца и германская армия, заключенная в Арагоне, тщетно ищет выхода из безнадежного положения, так как железные дороги разрушены, а за отсутствием бензина нельзя пользоваться автомобилями.
     — „Дейл. Тел.“ говорит, что было бы чудом, если бы немцам удалось вернуться в Германию. Осада Парижа более невозможна, французское правительство может вернуться в Париж. Из Лондона телеграфируют, что британская армия, ее 1 и 2 дивизии в соединении с французской кавалерией и артиллерией превосходят силы немцев. Последние отрезаны, разбиты и отброшены на 20 километров на северо-восток. Взято 6000 пленных и 15 пушек. Немецкие войска в высшей степени деморализованы.
     — Армия фон-Клука отброшена на две трети пространства, отделяющего Париж от бельгийской границы.
     — Между Mo и Верденом происходит сражение, в котором принимает участие 3 000 000 чел.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Наши войска, продолжая преследование, одерживают большие успехи над австрийскими арьергардами по всему фронту. Взят Сандомир, сильные укрепления предмостной позиции у Кржещова взяты с налета, причем наш батальон перешел по мосту через Сан на плечах бежавших Австрийцев. В районе Яворова захвачена обозы VI и XIV австрийских корпусов, свыше 30 орудий, 5,000 пленных и огромное количество огнестрельных припасов.
На восточно-прусском фронте только небольшие бои.

Государь Император пожаловал английскому королю и сербскому престолонаследнику Александру орден св. Георгия 4 степени.
     Русские войска продолжают преследование австрийцев, взят Сандомир; сильные укрепления предмостной позиции у Кржешова взяты с налета. В районе Яворова захвачены обозы, 30 орудий и 5,000 пленных.
     Принц Александр Петрович Ольденбургский назначается верховным начальником санитарной и эвакуационной части.
     Германцы укрепляют Кельн, Дюссельдорф, Гезель и Дуисбург, приготовляясь к обороне.
     Наступление союзных войск вдоль реки Эна продолжается успешно. Контратаки Немцев отражены.
     Германский генерал-губернатор фон-дер-Гольц заявил о предстоящем очищении Брюсселя. (С. т.).
     Британское адмиралтейство сообщает, что подводная лодка «Е 9» взорвала германский крейсер «Неlа» у Гельголанда.
     Сербские войска наступают вглубь Боснии. В районе Крупаньи продолжаются ожесточенные бои. (С.т.).
     Японцы прервали сообщение между Циндао и Шаньдунем.
     Между Германией и русским, британским и французским правительствами состоялось соглашение об обмене списками пленных.
     Состав английской морской миссии с адмиралом Лимпусом выехал из Турции. Английские инструкторы заменены германскими морскими офицерами.
     В Германии возрастает вздорожание зерна. Не хватает кормовых средств.
     Бельгийская комиссия вручила президенту С. Штатов Вильсону протест против германских жестокостей.

Немецкая прокламация к русским солдатам.

Среди русских войск в пограничных местностях различными способами, главным образом с аэропланов распространялась следующая безграмотная прокламация.
     «Солдаты! У австрійской границы русская армія разбита и отступаете. Много русскихъ солдатъ остались на полѣ сраженій.
Въ Польшѣ мятежи. Въ Москвѣ и Одессѣ революція и скоро распространится на всю Россію.
Чтоы не сдавались въ плѣнъ. Вамъ начальство говорить, что мы мучаемъ русскихъ плѣнныхъ.
Не вѣрте этой клеветѣ. Да гдѣ нашлись-бы палачи чтобъ убивать стотысячную армію русскихъ плѣнныхъ?
Ваши плѣнные теперь спокойно проживаютъ внутри нашей страны вмѣстѣ съ французами, белгійцами и англичанами, они очень, очень довольны.
Не стоить умирать за потерянное дѣло, живите для женъ и дѣтей вашихъ, для вашего родного края, для новой и счастливой Россій»...
Прокламация была напечатана крайне небрежно и изготовлена по-видимому на литографском камне.

Петроградский Листок

Театральный курьер.

Нас просят заявить, что многие столичные кинематографы, преимущественно мелкие, демонстрируют ленты немецкого производства под прикрытием русских надписей и штампа «С.-Петербург».
Делается это очень просто — берется немецкая картина, на русских фабриках заказываются русские надписи и полученное демонстрируют.
Однако, надписи в большинстве случаев делаются очень неграмотно, проскальзывают слова «марки» (в смысле денег), названия немецких улиц в известных городах и т. д.
Всякий раз эти надписи вызывают протесты публики, часто покидающей кинематографы в середине представления.

Германская прокламация к русским солдатам.

В Петроград доставлены экземпляры прокламаций, распространявшихся немцами среди наших войск в пограничных районах, преимущественно путем разбрасывания их с аэропланов.
Отпечатаны прокламации неряшливо, литографским путем. Передаем их текст, в орфографии подлинника.
     «Солдаты!—гласят прокламации.—У австрийской границы русская армия разбита и отступаете. Много русских солдат остались на поле сражений.
В Польше мятежи. В Москве и Одессе революция и скоро распространится на всю Россию. Что и вы не сдавались в плен. Вам начальство говорить, что мы мучаем русских пленных.
Не верьте этой клевете. Да где нашлись-бы палачи чтоб убивать стотысячную армию русских пленных?
Ваши пленные теперь спокойно проживают внутри нашей страны вместе с французами, бельгийцами и англичанами, они очень, очень довольны.
Не стоить умирать за потерянное дело, живите для жен и детей ваших, для вашего родного края, для новой и счастливой России».
В наших доблестных войсках подобная немецкая «литература», понятно, могла вызвать лишь чувство гадливого презрения к сочинителям таких бумажек.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ХРОНИКА

Поднятие цен.

В последнее время поставщики разных казенных и общественных учреждений потребовали увеличения платы за поставляемые ими предметы, ссылаясь на то, что они значительно вздорожали. Для проверки означенных заявлений, учреждения эти обратились за справками в гор. управу.

Съезд пивоваров.

Начальником губернии разрешен съезд владельцев пивоваренных заводов Екатеринославской губернии и их доверенных для обсуждения вопросов, связанных с положением пивоваренной промышленности в настоящее время.

Прибытие раненых.

5 сентября, днем, в Екат—в прибыла еще одна значительная партия раненых: 80 нижних чинов и 1 офицер.
Екатеринославцами им был оказан теплый, радушный прием.
На вокзале раненым раздавались папиросы и другие вещи, подносились цветы.
Вокзальная площадь и Проспект были покрыты народом.
Раненые встречались приветствиями, многие при их проезде обнажали головы.
Слышны были пожелания:
     — Выздоравливайте, поправляйтесь!
Перевозились раненые, как и раньше, в автомобилях и специально приспособленных вагонах трамвая, под наблюдением врачей и сестер милосердия «Красного Креста».

В Испании замечается сильное раздражение против Германии: в морском министерстве найден документ, доказывающий, что за месяц до объявления войны Германия предполагала занять Балеарские острова.

л Штат Квебек (Канада) пожертвовал своей метрополии 4 миллиона фунтов сыра.

Генерал Мольтке решил продать все свои ордена — английские, русские, японские и бельгийские — и полученную сумму внести в „Красный Крест". То же он рекомендовал всем немецким генералам.

Утро (Харьк.)

Сокращение переписки.

В управлении Южных жел. дор. получена из министерства путей сообщения следующая телеграмма:
     «За последнее время телеграфная переписка на всей сети все увеличивается, благодаря чему происходит заметное замедление в передаче депеш. Управление железных дорог, в целях уменьшения телеграфной переписки, просит прибегать к телеграфу лишь по делам, требующим срочности, редактировать депеши возможно короче; все же остальные дела, как между собою, так и с управлением жел. дорог, необходимо регулировать почтой».

Черноморская Газета (Новроссийск)

Отзывчивость населения.

Все сельские о-ва Новороссийского округа составили приговоры об оказании натурою помощи семьям нижних чинов, призванных на военную службу. В приговорах выражена готовность оказывать помощь по уборке урожая, обсемению полей, снабжению топливом и проч.
Таким образом, семьи запасных не встретят острой нужды во всем необходимым, получая при этом продовольственное пособие от казны.