20 (07) сентября 1914 года

Голос Москвы

Экспедиция капитана Ислямова.

АРХАНГЕЛЬСК. Возвратилось судно «Герта» из полярной экспедиции капитан Ислямова, посланной на поиски Седова. Экспедиция вышла из Христиании 29 июня и отправилось на Землю Франца-Иосифа. Здесь экспедиция нашла оставленные «Фокой» документы. Согласно документам, экспедиция осмотрела весь берег Новой земли, придя к заключению, что «Фока» льды прошел. Экспедиция вступила с Архангельском в связь по радиотелеграфу.
Экспедиция искала оставленных членов экспедиции Седова, но не нашла следов. Брусиловская экспедиция также не найдена.

Предел гнусности.

ПЕТРОГРАД. С войны сообщают: «Немцы не имеют обыкновения подбирать и перевязывать наших раненых.
Известны многочисленные случаи подстрела наших раненых.
В последнее время немцы стали провозить свою тяжелую артиллерию по усеянному нашими ранеными полю.
Свои пушки они провозили несколько раз взад и вперед по полю в разных направлениях.
У поручика Смирнова, попавшего в плен к немцам, они отрезали нос. Когда Смирнов лежал тяжело раненый на поле, мимо нога проходила немецкая рота. Каждый немец считал своим долгом подойти к Смирнову и ударить его или ногой или винтовкой.
Некоторые в каком-то остервенении хватали поручика за нос и трясли; скаля зубы, с злобной радостью шипели:
     — 0,russicher offizier!..
Один из солдат не удовольствовался этим и, выхватив тесак, отрубил поручику нос.
Случаев стрельбы раненых немцев в наших санитаров - —множество. Известны фамилии двух санитаров – Куприца (доброволец) и Сергеев, убитых ранеными немцами.
Куприцу убил немецкий лейтенант шашкой, когда тот подошел к немцу, чтобы оказать ему помощь.
Сергеев был подстрелен раненым немецким солдатом из винтовки.
28 августа немецкая артиллерия дважды обстреливала наш госпиталь, над которым развевается флаг Красного Креста.

Скатерть-самобранка.

ВАРШАВА. Во время преследования бежавших без передышки австрийцев и германцев на австрийском театре войны один из русских офицеров, проходя через лесок, наткнулся на «скатерть-самобранку».
На траве была разостлана скатерть, на которой лежали откупоренные жестянки с консервами, стояли бутылки с вином, а около нее была брошены карты... игральные.
Сопровождавший офицера денщик, видя, что тот хочет попробовать консервы, обогнал его и, крича: — «Ежели умирать, так мне первому, ваше благородие», схватил жестянку и поел «отравы». Офицер не успел остановить его и уже думал, что денщик — кандидат в покойники. Наши враги не раз прибегали к подкидыванию отравленных кушаний и к отравлению колодцев, но благодаря принятым предосторожностям их «хитрость» ни разу не привела к ожидавшимся ими результатам.
«Кандидата в покойники», решив, что «умирать — так умирать», уничтожил всю жестянку и, вытянувшись, доложил: «Так что скусно, ваше благородие, и кажись — безопасно»...
Поел и офицер, a затем подобрал два офицерских кивера, валявшихся около скатерти, и карты, оказавшиеся очень оригинальными – без дам, но с двойным количеством валетов.
По-видимому, — замечает «В. Дн.», — скатерть с кушаньями приготовили два неприятельских офицера, занявшиеся около нее игрой в карты, пока стремительное, неожиданное для наступление русских фойск не заставило их улепетывать, позабыв не только карты, но и кивера.

Московские мелочи.

Удивительно тихо сейчас в наших судах — у мировых и в съезде.
Множество поверенных, истцов и ответчиков оказались призванными в ряды армии, и судьи только и делают, что о откладывают тяжбы на неопределенное время.
Тянется медленная «вермишель».
Судятся в большинстве случаев женщины. Большинство свидетелей женского пола.
По пустячным искам выступают старые, убеленные сединами присяжные: молодые адвокаты и помощники их на войне.
Почти каждое дело заканчивается словами доверенного:
     — Если суд и откажет моей подзащитной, то я прошу принять во внимание, что муж ее на войне, вся семья очень стеснена в средствах, и потому заплатить всего сразу не может. Господа судьи, не забывайте этого!
И судьи решают теперь больше, чем когда-либо, по-человечески, а не по букве закона. В такие времена иначе и нельзя!...

—дов.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Мы овладели укреплениями Синявы и Самбора. Австрийские арьергарды отброшены с реки Вишни за Сан. На участке Радымно—Медыка неприятель уничтожил мосты на Сане. Ярослав горит. 2-го сентября в районе Сандомир — Радомысль взято свыше 3,000 пленных и десять орудий. В Немирове и ближайших окрестностях взято 3,000 повозок с артиллерийскими припасами. В занятых нами районах бродит много одиночных неприятельских солдат, постепенно сдающихся в плен.
На германском фронте боев не было.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

По Россiи.

Решение не платить фирмам австрийских подданных.

Собрание чинов государственного контроля Северных железных дорог в Москве постановило приостановить платеж денег за взятое у фирмы Мандель, принадлежащей австрийским подданным платье.
Решено все произведенные вычеты на погашение долга вносить на текущий счет Государственного банка впредь до разъяснения вопроса о суммах, принадлежащих подданным государств, воюющих с Россией.

Неудавшаяся пропаганда.

Порта отправила в Эриванскую губернию миссию с поручением поднять там панисламитскую пропаганду среди мусульман. Члены миссии были арестованы.

Арест „переселенца".

В сумском уезде арестован чиновник-самозванец, вербовавший охотников с целью переселяться в завоеванный австрийские земли.

Бегство бомбиста.

На-днях в Париже при переводе арестованных из одной тюрьмы в другую бежал и скрылся Сергей Магарашвили, арестованный 11 июля в Бомоне за принадлежность, как в свое время сообщалось, к шайке русских бомбистов.

Бывший германский посланник в Лондоне, Лихновский, находится в опале у Вильгельма за то, что его сообщения о желании Англии сохранять нейтралитет и о размерах восстания в Ульстере оказались противными действительности.

Как сообщают из Рима, итальянский король на-днях на прогулке повредил себе ногу; однако, даже лежа, он но прекратил приема министров и иностранных дипломатов.

РАНЕНЫЕ НА РОДИНЕ

Раненые за обедом.
(Фот. корр. газ. «Ранн. Утро».)

Американцы о войне.

В нью-иоркской газете «Outlook», органе бывшего президента Рузвельта, по поводу войны напечатано следующее:
     «Придет время, когда народы сделаются настолько цивилизованными, что будут решать тяжбы не при помощи рукопашной схватки, а при посредстве беспристрастного судебного трибунала.
Тогда государство, в чем-нибудь, и кем-либо обвиняемое, как, например, теперь Сербия, будет судимо международным судом.
Такой суд и решит, виновато ли государство или нет, и, в случае его виновности определит степень кары и характер гарантий против новых оскорблений.
Тогда мир с удивлением отнесется к варварству прошлой эпохи, когда цивилизованные державы позволили Австрии выступить одновременно обвинительницей, судьей, присяжным, полицеймейстером и палачом».
Обвинение газеты, очевидно, всецело падает на Германию и косвенно на нейтральный державы, так как Россия, а за ней Франция и Англия, сделали как раз то, к чему призывает газета.

Приветствие Новой Зеландии.

Русскому правительству препровождено следующее заявление правительства Новой Зеландии.
     «Новая Зеландия желает выразить Его Величеству Императору Всероссийскому ее безграничное восхищение блестящими успехами русских войск, - успехами, которые придали новый блеск русскому оружию.

А.И.Куприн.

А.И.Куприн зачислен в санитарный отряд имени членов Государственной Думы и отправился на театр военных действий.

Утро (Харьк.)

Интересная мысль.

Харьковский зубной врач М. Б. Зеленский является инициатором весьма оригинальной идеи. Он предлагает, не теряя времени, сорганизоваться группе из общественных деятелей, которая бы, oбpaзовав центральное ядро, обратилась к гражданам всей курящей России, кому близки нужды бесстрашных защитников отечества, воздержался от курения 2 дня в месяц.
Образовавшийся таким путем капитал обратить на образование инвалидного фонда, для обеспечения тех воинов, которые потеряли на войне трудоспособность.
Если бы суждено осуществиться такой прекрасной мысли, нужно полагать, что многомиллионная курящая Россия образовала бы, значительный капитал.
Другая положительная сторона этого дела заключается в том, что все социальные элементы русского общества, как курящие на рубль, так и на 2 к. в день, вносили бы добровольную и посильную лепту и помощь воинам обратилась бы в всенародную заботу.

Война и футболисты.

Вечером 2-го сентября на харьковском вокзале состоялись проводы трех великобританских подданных, популярных в Харькове футболистов: Гарри Вининга, Роберта Гиллеспи и Виктора Рейта — все трое члены и игроки «Саде-Футбол-Клуба», которые добровольцами отправляются в ряды английской армии.
На вокзале собралось много провожающих родственников, колония англичан во главе с великобританским вице-консулом г. Блеки и члены спортивного общества «Саде-Футбол-Клуба».
Проводы носили весьма теплый характер, а за несколько минут до отхода поезда всеми провожающими был пропет несколько раз национальный английский гимн.

Черноморская Газета (Новроссийск)

ХРОНИКА

Шитье белья.

Жители Стандарта и Мефодиевского поселка охотно взяли на себя труд по изготовлению белья для раненых. Почти в каждом доме можно встретить работающих для раненых. Большое участие в этом святом деле принимают молодые девушки.

Зрелища.

С субботы 6 сентября в театре „Вулкан" демонстрируется картина, сюжет которой взят из ужасов войны русских с германцами: „цивилизованные варвары". Эта картина прошла в столичных городах с большим успехом.