26 (13) сентября 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

Вор-лакомка.

В „Интернациональную" кондитерскую г. Мамульянца, по Пушкинской ул. чрез окно, со двора, забрался любитель чужой собственности.
Взломав кассу и забрав из нее более 50 рублей, большой запас шоколаду, пирожных, конфект и разных сластей благополучно скрылся.
К розыску вора приняты меры.

Маленькие Одесские Новости

Борьба в цирке.

Американец Готч в схватке со старым чемпионом Урзус-Янковским оказался победителем.
При гомерическом хохоте публики неуклюжий Пульман долго возился с увертливым Коркиным и наконец прижал его к ковру.
3бышко-Цыганевич неожиданно встретил ловкого противника в лице молодого борца Волкова и только на 12-й минуте победил его.
Богатырь Романов нежно и бережно прижал крохотного по сравнению с ним Андерсена.
В последней паре долго и горячо боролись Мора и Шульце. Оба великолепные техники. За поздним временем - ничья.

Москит.

Около войны.

Сведения газет.

— Дипломатия осведомлена, что Турция в первую очередь намерена выступить против Греции. В настоящее время она располагает армией в 400 тысяч человек. Передают, что в случае конфликта между Турцией и Россией Англия и Франция вмешаются в события.
     — Греческий флот в составе 12 судов вышел из Салоник в море по направлению к Дарданелам. Ждут с минуты на минуту разрыва сношений между Грецией и Турцией.
     - Греция обратилась к афинским монастырям с требованием о том, чтобы монастыри ассигновали известны е суммы для покупки дредноута.
     — Последние дни в Болгарии наблюдается более осторожное поведение. Задержана большая пария военных припасов, отправляемых в Турцию, отозван из Будапешта консул, участвовавший в анти-русской демонстрации.
     — Прибывшие в Одессу из Константинополя передают, что „Гебен" и „Бреслау” вышли на несколько миль производить учебную стрельбу. Пассажирский пароход задержался, благодаря этому на десять часов. Вдоль Босфора на огромном пространстве устроены проволочные заграждения. Флотилия турецких транспортов, подготовляется к перевозке десанта и состоит из 22 судов могущих забрать 40 000 человек. Греческое население деревень по дарданелльскому побережью подучило приказ в 24 часа покинуть деревни под угрозой бомбардировки.
     — Из Бухареста сообщают: Выясняются причины задержки опубликования важнейшего румынского акта, предполагавшегося в воскресенье. Спешно прибывшие в Синайю германский посланник Дебуш на аудиенции у короля категорически пригрозил, что если австрийскую границу перейдет хотя один румынский солдат, Германия тотчас якобы обрушится на Румынию. Карл воспользовался этим и задержал опубликование акта.

Русские войска отбили попытку германского авангарда продвинуться к востоку в пределах Сувалкской губернии. В районе Щучина и Винцента столкновения передовых частей были удачны для нас.
     Комендант Кронштадтской крепости просит губернаторов кронштадтского, петроградского и выборгского принять меры к разысканию и выселению австрийских и германских подданных.
     Сообщение, опубликованное в одесских газетах, предупреждает жителей о возможности выступления Турции и указывает на готовность русского флота.
     На левом фланге французских войск между Соммой и Уазой идет ожесточенное сражение. В центре Французы продвинулись до Берри—Моранвилье.
     Немцы возобновила бомбардировку Реймского собора.
     В Категате близ датского острова Алгольта прошла эскадра из 30 судов неизвестной национальности, шедшая по направлению к Зунду.
     Над Остендэ пролетел цеппелин, бросивший три бомбы, не причинившие вреда.
     Близь Гримсби наскочил на мину второй траулер. Экипаж, за исключением одного человека, спасен.
     Два австрийских миноносца и один контр-миноносец, по сообщению газеты «Corriere della Sera», у берегов Далмации наткнулись на плавучие мины и пошли ка дну.
     Командующий австрийскими войсками в Землине потребовать сдачи Белграда, на что Сербы ответили артиллерийским огнем по австрийским мониторам.
     Из факта разрушения Реймскаго собора население Германии впервые узнало, что германские войска отступили на западном фронте.
     Аг. Стефани опровергает сообщение о переговорах между итальянским и французским правительствами о вмешательстве Италии в европейскую войну.
     Албанский сенат принял на себя управление Албанией до назначения нового правителя.
     Австралийские войска заняли главный города германской Новой Гвинеи-—Фридрих-Вильшельм.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

10 сентября мы отбили попытку германского авангарда продвинуться к востоку в пределах Сувалкской губернии. В районе Щучина и Винцента происходили удачные для нас столкновения передовых частей.
В Западной Галиции крупных боев не было, вытесненная из Хырова, австрийская армия продолжала отступать.

Хыров, впереди которого находится укрепленная позиция Чишки-Фульстын, взятая нашими войсками, лежит в 34 верстах к югу от Перемышля, на реке Стрывец, в железнодорожном узле линий Мишковец—Самбор и Самбор— Перемышль.
Самая позиция Чишки-Фульстын находится в расстоянии 9—12 верст от линии Хыров—Перемышль. Притяжение этой позиции 14 верст.
Селение Радымно, в районе которого укрепления, также взятые нами, расположено в 12 верстах к юго-востоку от Ярослава и в 23 верстах к северу от Перемышля.
Селение Медыка, очищенное гарнизоном Перемышля, находится в 12 верстах к востоку от города.

Недочеты австрийской армии.

В австрийской армии начинает обнаруживаться недостаток в предметах обмундирования и снаряжения. Военным министерством вызываются лица, желающие принять на себя поставку этих предметов; наблюдается также недостаток врачей.

Дороговизна хлебов в Австрии.

В Австрии истекшая неделя вновь отмечена некоторым повышением цен на пшеницу и рожь.

Варварство Немцев.

Документально установленное бесчеловечно жестокое обращение Германцев с пленными, а также варварское уничтожение ими высоко художественных произведений искусства и особенно разрушение Реймского собора, вызвало негодование во всех нейтральных странах. Общественное мнение Америки считает, что Германия потеряла свое место в ряду культурных христианских держав.

Закрытие газет в Германии.

Распоряжением германского правительства закрыты газеты, напечатавшие сравнительную схему положения на западном театре, из которой видно, что Германцы отступили.

Болезнь сына Вильгельма.

Из Берлина сообщают в Копенгаген, что состояние здоровья раненого в одной из битв шрапнелью в ногу младшего сына Вильгельма Иоахима очень серьезное. Не исключался возможность ампутации ноги. Принц Иоахим лежит в госпитале в Могунце. («Kur/ Lit/»).

На восточно-прусском фронте.

(Корреспонденция «Нового Времени»).

После отхода наших войск из Восточной Пруссии один из немецких отрядов подошел к Вержболову.
Немцы, держась на почтительном расстоянии, засыпали поселок и станцию градом пуль. Наши, залегши в окопы, слабо отвечали на огонь Немцев, а потом и вовсе прекратили стрельбу.
Немцы однако продолжали стрелять еще в течение полутора часов, оставаясь у Эйдкунена. Затем, решив, что в Вержболове нет признаков жизни, осмелели и подошли к границе, продолжая стрелять на ходу.
Перейдя границу, Немцы остановились, обнажили головы, пропели «Wacht am Rhein» и двинулись по русской территории, потрясая оружием с криками «hoсh». В этот момент наш отряд открыл по Немцам убийственный огонь. Из поселка выскочила с гиканьем полусотня казаков, пехота бросилась в штыки, и ни одному Немцу не удалось унести своих ног из русской земли, куда они вступили так торжественно...

Петроградский Листок

За распространение ложных слухов.

Вчера, 12-го Сентября, кр. Петроградской губернии Андрей Ильин за распространение ложных слухов о том. что пожертвования крестьян на Красный Крест не доходят по назначению, приказом петроградского губернатора шталмейстера графа А.В.Адлерберга, в административном порядке подвергнут аресту на два месяца.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

В Колизее.

„Ужасы Калиша“, — картина, сюжет для которой взят из сообщений о тех бесчинствах, которые творили германские „рыцари“, сражаясь с беззащитными жителям, — смотрится с громадным интересом.
При чем появление на экране казаков, прогоняющих дерзких насильников произвело особенно сильное впечатление на публику, не поскупившуюся на выражение восторга по адресу наших доблестных войск.

РАНЕНЫЕ В МОСКВЕ.

Раненые за игрой в шашки в лазарете Купеческого собрания.
(Фот. «Ранн. Утра»).

Комитет между народных олимпийских игр назначил местом олимпиад в 1916 году вместо прежде принятого Шарлоттенбурга — Нью-Иорк.

При одном убитом немецком офицере найдена была записная книжка с французскими фразами для заучивания. Например: „Дайте мне три цыпленка, две бутылки шампанского и три бутылки старого бургонского! Дайте мне коньяку!” Или: „Как пройти на площадь Оперы? В Мулен-Руж” и т. д. Несчастный твердо верил, что будет в Париже.

После сражения при Моимирайле германцы сожгли трупы своих солгать, ибо их было так много, что не было времени их хоронить.

С разрешения правительства по всей Франции будут устроены лекции, объясняющая возникновение войны, военное и политическое положение государств и т. п.

В турецкой газете „Tasfiri Efkiar" помещена следующая любопытная заметка: „С прискорбием мы наблюдаем, что, несмотря на серьезность положения во всем мире и в частности в нашей стране, наши женщины, вопреки приказам военных властей, одеваются в платья, оскорбляющие религиозные и национальные чувства народа. Во имя блага страны мы просим военные власти положить конец этому положению вещей, противному моде, чувству красоты и женскому достоинству, наложив два-три примерных наказания".

А. Е. I. О. U.

Мечта о завоевании всей вселенной тревожит не одного Вильгельма II. Так, увлекала эта мечта, например, Фридриха III Габсбурга, приказавшего вытиснуть на переплете всех книг своей библиотеки, а равно высечь на фронтоне дворца и даже на своей гробнице 5 букв: А. Е. I. О. U.
Эта анаграмма состояла из начальные букв фразы: „Austriae est imperаrе orbi universo" (Австрии суждено повелевать всей вселенной). Впоследствии нашлись ученые, которые предложили читать эту фразу по-немецки: „Alles Erdreich ist Oesterreich unterthan” (Весь мир подвластен Австрии). Но лучшими пророками в недавнее время оказались такие ясновидящие, которые придавали, этим 5-ти буквам иное значение: „Austria est imperium orbis ultimum* (Австрия будет последним из государств).

«Times» о целях войны с немцами.

ЛОНДОН,12(25), IX. Военный обозреватель «Times» отвечает на обвинения «Нового Времени» по адресу английских государственных людей, которые, якобы, стремятся только к уничтожению германского флота и немецкого милитаризма. «Новое Время» полагает, что англичане должны раздавить немцев.
     - Всякая взаимная критика союзников, - пишет «Times» - во время войны неуместна. Каждый из нас старается делать то, что он может. Если бы «Новое Время» посмотрело на вопрос глубже, оно увидело бы, что разрушение немецкого милитаризма и есть то, чего можно законно желать. Раздавить совершенно немцев – означает убить их или занять навсегда их землю. Но мы не хотим заменить одну тиранию другой, и Россия конечно, тоже этого не хочет. Мы хотим вырвать зубы у прусского чудовища. Мы хотим унизить прусскую военную касту и затем оставить Германию в покое с конституцией, к которой она стремится давно. Добиваясь этой цели, мы будем иметь за нас большую часть немецкого народа. Не нужно отягчать нашу стратегию неисполнимыми задачам. Уже довольно и того, если она исполняет задачу практически выполнимую и справедливую.

Жертвы немецких мин.

ХРИСТИАНИЯ, 12(25), IX. Из Ливерпуля сюда доставлены 53 русских, спасенных с наскочившего на немецкую мину парохода «Руно».
Положение несчастных ужасное.
Недавно еще состоятельные, а некоторые даже богатые люди стали теперь нищими, лишившись денег и документов, которые они везли с собой. У некоторых погибли братья, дети, мужья. При воспоминании о катастрофе они нервно вздрагивают и умоляющим голосом спрашивают:
     - Неужели нас опять повезут морем?
Одна женщина при идее моря забилась в истерике.
Генеральный консул Ловягин и вице-консул Брок оказали несчастным широкую помощь, снабдили бесплатными билетами на проезд и деньгами.
Особенно трогательное внимание в судьбе наших соотечественников проявило здешнее женское общество, снабдившее их платьем, бельем и провизией.
СОУШИЛЬД, 11(24), IX. Сюда прибыли оставшиеся в живых пассажиры норвежского парохода «Heswik».
Капитан «Heswik» сообщил, что в пятницу, ночью, его пароход взорвался от мины в Северном море. Главный машинист и один юнга убиты.
Спасшиеся провели в лодке целую ночь, а затем их подобрали.
ГРИМСБИ, 11(24), IX. Вчера наскочил на мину второй тралер, «Ребоно», через 10 минут пошедший ко дну.
Экипаж, за исключением одного человека, спасен. (ПА).

Утро (Харьк.)

Завод искусственного льда.

В Харькове начал уже функционировать завод 1-го харьковского ледоделательного т-ва, суточная выработка которого ровно 1,500 пудам. Вода для льда получается из абессинского колодца, глубиною в 42 саж., откуда она посредством воздушного насоса поступает в железо-бетонный бак, вместимостью в 600 ведер. Отсюда уже вода химически замораживается в ледогенераторе при t – 15°.
Лед получается совершенно чистым, так как работа происходит механически без прикосновения рук. Открытие завода задержалось вследствие внезапного отъезда на родину немцев-строителей, увезших с собою проекты машин. Но администрации завода удалось установить все машины и пустить его в ход.

Утро России

Северная экспедиция Шарля Бенара.

Прибыл французский путешественник, капитан Шарль Бенар, прошедший Новую Землю и составивший карту Костина Шара, представляющего три больших фиорда, не отмеченных на картах.
Затем прошел от Белушской бухты до Гусиной бухты, где он набросал карту этих бухт и островов вплоть до Кармакули. Прибыв туда он был встречен священником русской станции.
Спустя 5 дней он встретил капитана Исламова, сообщившего Бенару об объявлении войны в Европе и принявшего Бенара на борт полярного корабля «Берта». (ПТА).