29 (16) сентября 1914 года

Виленский Курьер

Беженцы.

Вчера прибыло в Вильну много жителей из Друскеник. Часть беглецов отправилась дальше, в Минск. Некоторые из них рассказывали, что в Друскениках сгорело всего десять домов. Многие возвращаются обратно.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Первая ласточка

14 сентября утром в Луганск прибыл раненый под Львовом, местный житель Я. Д. Л—ч.
Я. Д. получил в боях две раны, одна из которых, в челюсть, является довольно серьезной.
Я. Д. остановился у родных, которые и ухаживают за ним.

Маленькие Одесские Новости

ЛАЗАРЕТЫ.

В военном отделении одесской еврейской больницы, где прекрасно оборудовать лазарет на 200 раненых нижних чинов, в настоящей время уже находится на излечении 118 солдат. Лазарет при еврейской больнице, где пользуются раненые солдаты без различия вероисповедания, еще ни от кого не получила никаких пожертвований, а между тем нашим жертвователям не мешало бы обратите свое благосклонное внимание на этот лазарет в смысле пожертвования раненым солдатам белья, корпии и проч.

Вокруг войны.

Сведения газет.

— Знаменитый писатель д-Аннунцио, проходя в Париже по мосту через Сену, остановился на мосту и стал записывать в своей книжке поэму. Прохожие привяли его за шпиона, зарисовывающего план крепости и настояли на отправке его к префекту, где он представил свои бумаги, и недоразумение выяснилось.
     — По требованию генерала фон-дер-Гольца из Эльзаса двинуто 100.000 войск для подкрепления германской армии, действующей на французск. фронте.
     — По требованию генерала фон-дер-Гольца — Англия предприняла деятельную блокаду городов Гамбурга и Бремена.
     — Прусский генерал-фельдмаршал граф Гезелер, обещавший 6-го сентября быть в Париже или застрелиться перед фронтом германских войск, привел в исполнение свей приговор.
    — Во Франции убеждены, что положение битвы на реке Эн влечет за собой окончательную гибель всех планов германского генеральн. штаба.
     — Румынская мобилизация почти закончена; вооружено до 200.000 человек. Влиятельные круги требуют выступления против Австро-Венгрии.
Говорят, что бухарестское правительство предъявило в Петрограде чрезмерное требование, встреченное там с немалым удивлением. В румынском коронном совете по вопросу о русском предложении оде
ржало верх мнение, что если Румыния возьмет Трансильванию, то придется аннулировать бухарестский договор.
     — В дипломатических кругах получено известие, что в ближайшем будущем приедет особая венгерская делегация с важной политической миссией, касающейся будущей судьбы Венгрии.
     — Итальянские газеты сообщают, что в высших австрийских сферах обсуждается вопрос о переселении правительства из Вены в Грац.
     — В Ливерпуль прибыл океанский пароход на котором, в качестве военнопленного, привезен капитан Моссич, главный гидрограф австрийского флота.
     — Экстренные выпуски газет сообщают, что продвинувшиеся до высоты Лассеньи союзники прорвали линию расположения главных сил германского войска и добрались до Сен-Контена.
Левый фланг французской армии отрезал армию Клюга от сообщения с армией Бюлова и охватил ее с двух сторон. Обхват армии генерала Клюга продолжается.
Его отчаянный контр-атаки, отбитые по всему фронту, делают положение армии Клюга безнадежным. По мнению датских военных авторитетов, Клюг в настоящее время уже окружен и принужден к неминуемой сдаче.
Усилия Бюлова прорваться к Клюгу для соединения с ним завершились ожесточенным боем.
Центр армии Бюлова под прикрытием артиллерии выдвинулся далеко вперед.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

ХРОНИКА

Прогулка раненых.

14 сентября раненые, находящееся в военном госпитале губ. земства, совершили прогулку по городу на автомобилях. Автомобили были предоставлены раненым местным автомобильным клубом.

Менониты-санитары.

Губ. земской больницей приняты на службу в качестве санитаров 10 менонитов.

П о д в и г вора.

На днях в квартиру портного Шполянского в Луганске через окно ночью забрался вор. Собирая вещи, вор, впопыхах, уронил что-то на пол; от стука проснулся Шполянский. Заметивший это вор сначала растерялся и питаясь быть незамеченным, залез под столь. Шполянский, в свою очередь, тоже страшно испугался и, увидев под столом неизвестного, продолжал лежать на кровати, не смея даже шевельнуться. Увидев это, вор набрался храбрости, вылез из-под стола и, не долго думая, стал швырять в Шполянскаго кусками материала, стульями и проч. Захватив затем несколько пар костюмов, вор через окно выпрыгну во двор, но, к своему несчастью, потерял галоши, послужившие нитью к обнаружению его личности. Вор этот по кличке „Лелик” задержан полицией и заключен в тюрьму.

„Вестник Либавы“ сообщает, что германские военные суда в среду обстреливали маяк, расположенный между Виндавой и Сакенгаузеном.

Виленским губернатором, согласно просьбе смоленского губернатора, сделано распоряжение об оповещении лиц, желающих выехать из Виленской губернии, что в гор. Смоленске в виду стечения приезжих свободных помещений нет, цены на все повышены, оказание же нуждающимся благотворительной помощи за исчерпанием средств невозможно.

Посланники: французский, русский, английский, турецкий, румынский, шведский и нидерландский прибыли в Малин для освидетельствования состояния города после оставления его немцами. Более всего пострадали собор, музей и ратуша, Составлен соответствующий протокол.

Американские журналы и газеты возмущаются варварством немцев.
Так, например, „Herald" дал рисунок „Цеппелина", бросающего бомбу на мать с ребенком, под рисунком подпись:
     „Начнем с этих!“
Нью-иоркская газета „Tribune" дала рисунок немца-гиганта, растаптывающего ногами Лувен; внизу подпись: „Возвращение готов”.

Выступление Японии.

ТОКИО, 15(28),IX. (Через Харбин). Тревожное известие из Константинополя о предстоящем выступлении Турции против России и Сербии вызвало в японском обществе бурю негодований.
Считается вероятным, что в случае открытия Турцией враждебных действий против Англии Япония предъявит ультиматум Турции.
В связи с этим второй день происходят продолжительные совещания между английским послом в Токио и министром иностранных дел.

Реймский собор.

БОРДО, 15(28), IX. Кардинал Люгон дает такое описание Реймского собора в его теперешнем виде.
Свод собора цел. Уничтожено много башенок с колоколами, статуй и скульптур. В пламени расплавились колокола, висевшие в северной башне. Орган остался нетронутым.
Депутат Реймса Камилл Ленуар говорит, что левое крыло собора было охвачено пламенем. Однако, башни пострадали сравнительно мало.
     - Печальные руины этой жемчужины готики, - говорит Ленуар, - будут свидетельствовать о том, что здесь проходили современные гунны.
РИМ, 14(27), IX. По почину международного артистического союза, в Риме состоялось торжественное заседание представителей всех академий художеств, научных и просветительных учреждений Италии.
Собрание единодушно приняло резолюцию, в которой выражается протест против уничтожения священных памятников искусства в Лувене, Малине и Реймсе.

Немецкие бомбисты над Парижем.

ЛОНДОН, 15(28),IX. Корреспондент «» рисует картину разрушения, причиненного брошенными на улицы Парижа немецкими бомбами.
Почти во всех домах по авеню Трокадеро, от улицы Гальера до авеню Марсо, вылетели стекла, разбиты двери. Такие же разрушения и на улице Фрейсине. На другой стороне авеню Трокадеро сломаны деревья, находившиеся совсем близко от большого здания артиллерийских складов.
По-видимому немцы пытались разрушить эти артиллерийские склады и станцию беспроволочного телеграфа на Эйфелевой башне.
Три других бомбы попали в Булонский лес. Там убита корова.
БОРДО, 15(28),IX. Испанский посол лично посетил место, где упала бомба, брошенная немецким летчиком. У раненой бомбой девочки раздроблены обе ноги.
Северо-американское посольство также производит расследование.

Утро (Харьк.)

Конкурсные испытания на должность городского учителя.

13 сентября закончились конкурсные испытания на должность городского учителя. Из 27 человек, выдержавших письменные экзамены, устные испытания выдержали только 12 следующих лиц: Антонова, Былинская, Бергман, Волобуева, Голубь, Крестьяненко, Мурашко, Никольская, Померанцева, Ткаченко, Татаренко и Щекин.

Утро России

Беженцы в Москве.

Южная Копейка (Киев).

Памяти Нестерова.

Киевский гор. голова, И.Н. Дьяков намерен возбудить в городской думе (в сегодняшнее заседание) вопрос об участии города Киева в увековечении памяти погибшего геройской смертью авиатора Нестерова. И. Н. Дьяков предложил думе открыть в Киеве подписку на сооружение памятника Нестерову, с тем, чтобы первое пожертвование в размере 1000 рублей было сделано от имени гор. Киева. Надо полагать, что предложение И. Н. Дьякова встретит в думе полное сочувствие, так память Нестерова должна быть особенно близка Киеву, где покойный авиатор совершал свои замечательные опыты воздухоплавания, где он, первый в мире, совершил „мертвую петлю“, откуда он отправился на поле битвы.

Жетоны г. Киева Сикорскому.

В память перелета Петроград—Киев, совершенного авиатором Сикорским на его гигантском аэроплане „Илья Муромец” городской управой заказано 3 изящных драгоценных жетона, которые будут отправлены г. Сикорскому и участникам его полета, г.г. Прусису и Лаврову. Жетоны эти уже готовы и на днях будут отправлены по назначению.