03 октября (20 сентября) 1914 года

Виленский Курьер

В Друскениках.

Во время обстрела Друскеник разрушено всего несколько зданий, повреждены телеграфные провода, костел. Несколько человек ранены: одна девушка пулей, псаломщик осколком шрапнели; контужен почтальон. Во время происходившего сражения скончался от разрыва сердца проживавший вблизи Друскеник отец знаменитого покойного литовского художника Чурлянис. Передают, что у него хранились многя картины его гениального сына, не выставлявшиеся еще нигде. Местный литовский художник Жмудзинович, с разрешения властей выехал в Друскеники, с целью вывезти оттуда картины Чурляниса.

Маленькие Одесские Новости

Мальчик – патриот.

На одесский пассажирский вокзал доставлен из Киева ученик одесского реального училища Сорока, 12 лет, который бежал от родных с целью отправиться на войну. При опросе его в жандарм ском кабинете на вокзале вахмистром Корненко мальчик заявил, что напрасно его отправляют домой, он все равно опять уедет на войну. Выясняется, что 4—5 дней назад Сорока выехал из Одессы, имея при себе всего 2 руб. Хотя мальчик на войну еще не попал, но помытарствовать он уже успел достаточно, ибо он уже 3 два как голодает. На вопрос, куда он держит путь, Сорока ответил: в Германию, так как в Австрии нам уже делать нечего. Там уже все окончено. Я хочу быть лазутчиком, и проделал бы это лучше, чем любой солдат». Не смотря на то, что Сорока уже несколько дней голодает, военный пыль в нем ничуть не остыл. Мальчик отправлен на квартиру своей сестры (родители Сороки умерли).

Случай на море.

Живущий на Кривой косе рыбак A. Абрамов прибыв на-днях на своем баркасе в порт устья р. Калмиус, заявил портовой администрации, в море, возле Ляпиной косы, он вместе со своими матросами слышал крики людей, зовущих на помощь. К Лялиной косе был командирован пароход „Протектор", на борту которого находился А. Абрамов. Указанное Абрамовым место в море, откуда, по его словам, доносились крики помощи, было обследовано с парохода, были так же опрошены находившиеся в этой части моря рыбаки, но предположение Абрамова о гибели людей в море, у Ляпиной косы, не подтвердилось.

Придворные известия

19 сентября Ея Величеству Государыне Императрице Марии Феодоровне в Елагинском дворце имел счастие представляться состав гатчинского санитарного отряда имени Ее Величества при л.-гв. Кирасирском полку в составе начальника гатчинского дворцового управления полковника Крестьянова, помощника начальника того же управления подполковника Рейера, заведывающего лазаретом почетного лейб-медика Калинина, казначея Веревкина и восьми сестер милосердия. Ее Величество Государыня Императрица Мария Феодоровна обходила собравшихся, удостаивая каждого из них милостивой беседой.

На подарок Кузьме Крючкову.

Поступило в главную контору газета «Новое Время» на подарок 1-му георгиевскому кавалеру казаку Кузьме Крючкову.
От гребенского казака Е. Н. Абрамова 3 р., группы учащихся в средней школе 5 р.> брат. Шениных 3 р., М.Г. Хотянцовой 10 p., Дементьевой 1 р., уездн. исправника М.А.Рождественского 10 р. 50 к., пот. поч.гр-н Сем. Вас. и Никол. Петров. Мухиных 10 р., через ред. «Харб. День», СОБР. Н.Л.Басаргиным 7 р. 30 к. Всего 49 р. 80 к.

Допущение женщин в Казанский университет.

Как мы слышали, по инициативе попечителя казанского учебного округа проф. Базанова, в министерстве народного просвещения в настоящее время разрабатывается предположение о допущении женщин к приему на медицинский факультета Казанского университета.

Русские войска захватили германские позиции у Красно. Германцы отступают на Сувалки под энергичным натиском русских войск.
     Из Щучинз и Граева противник выбит. Русские войска перешли на германскую территорию.
     Германцы бомбардируют передовую линию фортов Антверпена и взорвали склад боевых припасов.
    В области Руа и в Аргоннах ожесточенные бои между французскими и германскими восками благоприятны для Французов, которые продвигаются вперед в область Вевр.
    Цеппелин бросил несколько бомб на форт Антверпена, не причинив вреда.
     Подтверждается слух о расстреле Немцами аргентинского консула в Дианане. (Соб. тел.).
    Наведенный Германцами мост на Маасе был разрушен Французами.
    Черногорская армия в Боснии заняла и прошла через Романина планина, Янгрина планина, Черный Верх и Бореву Главу.
    Сербская армия завладела Власеницей, чем отрезывается путь отступления австрийским войскам у Крупани.
     Японцы бомбардируют форт Циндао. Потоплен германский контр-миноносец.
    Близ Мешеда в Персии был обстрелян казачий разъезд. Трое русских ранены, один скончался.
     В Северном море наскочил на мину и затонул пароход «Selby».
     В Вашингтоне подписано русско-американское соглашение о третейском разбирательстве.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Сражение на восточно-прусском фронте продолжается. Бой в районе Мариамполя еще не решен. Германские позиции у Красно, западнее Симно, окончательно захвачены нами ночной атакой. Отступление неприятеля от Лейпуны на Сувалки совершалось под нашим энергичным натиском. На шоссе Сейны — Сувалки движение Германцев, под ударами нашей конницы и обстрелом артиллерии, временами обращалось в беспорядочное отступление. В районе Сувалок идет упорный бой. Германские подкрепления, переброшенные по железным дорогам к Маграбову для выручки отступающих частей, переходили в наступление на фронте Августов - Сувалки. Близ Рачки Германцы ночью переходили в штыковую атаку, но потерпели в ней жестокий урон убитыми и пленными. Августов бомбардировался с северо-запада тяжелой артиллерией до двух часов дня 18 сентября, когда наша пехота, перейдя в решительное наступление, отбросила совершенно противника из этого района.
Из Щучина и Граева противник выбит и наши войска здесь перешли на германскую территорию. Часть обоза и автомобилей неприятельского отряда, действовавшего против Осовца, захвачена.
В районе Млавы неприятель предпринял демонстративное наступление , отраженное нашими войсками.

ПОСЛѢДНIЯ ИЗВѢСТIЯ

Начало смуты в Австрии.

Брожение и недовольство среди низших слоев населения Вены усиливается; в столице Австро-Венгрии состоялся целый ряд весьма многолюдных митингов с резолюциями протеста против войны.
От правительства требуют оказания действительной помощи семьям запасных австро-венгерской армии.
Преступность в Австро-Венгрии увеличилась до небывалых еще размеров. Вместе с тем за последние дни замечается усиленный выезд из Вены представителей более зажиточных классов населения. Ходят даже слухи об ожидаемом переносе резиденций.

Развитие холеры в Австрии.

Холерные заболевания во внутренних областях Австро-Венгрии принимают эпидемический характер, Против занесения холерной заразы в действующую армию принимаются меры.

Германская предусмотрительность.

Имеются сведения, что германская железнодорожные мастерские еще до начала войны были заняты изготовлением значительного количества вагонов с особыми приспособлениями, допускающими их следование по русским железным дорогам.

Китай строго соблюдает нейтралитет.

По американским источникам сообщается, что китайское правительство предписало своим портовым властям немедленно озаботиться снятием аппаратов беспроволочного телеграфирования со всех германских и австрийских судов, находящихся в настоящее время в китайских водах.

МОСКОВСКАЯ ХРОНИКА

МОСКВА, 19 сентября.

Крупное пожертвование.

Сегодня Троице-Сергиевская лавра перевела в комитет великой княгини Елисаветы Феодоровны 100,000 руб.

Изготовление гигроскопической ваты.

На средства городской организации открывается первая русская фабрика гигроскопической ваты. До сих пор вата получалась из Германии, и несмотря на значительные запасы в Москве, в вате теперь уже ощущается недостаток. Пока новая фабрика будет вырабатывать 1,000 пудов в месяц. В половине октября предполагается открыть две частные фабрики.

Исключение Немцев из обществ.

Московское архитектурное общество и кружок правильной охоты постановили исключить всех Германцев и Австрийцев. Тот же вопрос в литературно-художественном кружке встречает значительные препятствия со стороны некоторых из директоров и действительных членов. Идет агитация против исключения членов Немцев, которых всего пять. Мотивом выставляется необходимость терпимости даже к врагам, на вандализм которых надо-де отвечать благородством и гуманностью.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Театр „К о л и з е й“.

Гвоздь программы: „Геройский подвиг Кузьмы Крючкова“. Картина прекрасно поставлена, а всякое появление на экране казака Крючкова, сделавшегося народным героем, вызывает целую бурю аплодисментов.

Война.

НАШИ ПОБЕДЫ.

ПЕТРОГРАД. 19 сентября.
Сражение на восточно-прусском фронте продолжается. Бой в районе Мариамполя еще не решен. Германские позиции у Красно и западнее Симно окончательно захвачены нами ночною атакою. Отступление неприятеля от Лейпуны на Сувалки совершалось под нашим энергичным натиском. По шоссе Сейны—Сувалкн движение германцев под ударами нашей конницы и обстрелом артиллерии временами обращалось в беспорядочное отступление. В районе Сувалок идет упорный бой, германские подкрепления, переброшенный по железным дорогам к Марграбову на выручку отступающих частей, переходили в наступление на фронте Августов—Сувалки. Близ Рачки германцы переходили ночью в штыковую аттаку, но потерпели жестокий урон убитыми и пленными, Августов бомбардировался с северо-запада тяжелой артиллерией до двух часов дня 18-го сентября, когда наша пехота, перейдя в решительное наступление, отбросила противника из этого района. Из Щучина и Граева неприятель выбит. Наши войска перешли на германскую территорию. Часть обоза и автомобилей неприятельского отряда, действовавшего против Оссовца, захвачена нами. В районе Млавы неприятель предпринял демонстративное наступление, отраженное нашими войсками.

Ф.Д.Родичев.

(москвич), получивший несколько ран в бою с германцами, сын известного в Москве судьи Д.И.Родичева и племянник депутата Ф.И.Родичева.

ЖЕНЩИНЫ В КАЗАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ.

ПЕТРОГРАД. Министерство народного просвещения разработало законопроект о допущении женщин в медицинский факультет казанского университета. Практическая целесообразность этой меры считается ведомством бесспорной на основании опыта допущения женщин на медицинский факультет томского университета. (ПТА.)

На Дальнем Востоке.

ПЕКИН, 19,IX—2,X. (Через Харбин). Подробности последнего боя у Цзиндао.
Вторая японская эскадра, крейсирующая к северу от острова Тагунтоо, 15-го сентября обстреляла форт Иртис. Неприятельские укрепления отвечали. После непродолжительной бомбардировки, германские форты были вынуждены замолчать.
Тогда немцы открыли огонь с батареи форта Мольтке. Неприятельские снаряды не долетали до эскадры. Наоборот, от действия японской артиллерии сильно пострадал форт Бисмарка.
В ту же ночь японская пехота, несмотря на сильный огонь с фортов и германской эскадры, завяла возвышенность от Гушан до Удаман, отбросив немцев на левый берег реки Хайдехе.
Захват холма западнее Удамана дает японцам крупные преимущества

Испания и Португалия.

ПЕТРОГРАД, 19,IX. Из дипломатического источника сообщают слух, что несколько дней назад подписана военная конвенция между Англией с Францией, с одной стороны, и державами Пиренейского полуострова, Испанией и Португалией, - с другой.
Согласно этой конвенции, Испания и Португалия в случае, если война с Германией примет затяжной характер, обязываются оказать помощь Франции и Англии своими армиями и морскими силами. Португалия пошлет экспедиционный корпус в 50,000 человек, a Испания перебросит через Пиренеи во Францию 200,000 солдат. Испанские и португальские суда соединятся с английским флотом.
Это соглашение является развитием и естественным дополнением к военной конвенции, заключенной 2 года назад, между Англией и Португалией. Согласно этой конвенции, Португалия предоставляет, в случае войны, в распоряжение Англии свои войска.

Утро России

Дело корнета Савина.

Вчера в мировом съезде слушалось дело знаменитого корнета Савина, «графа Тулуз де-Лотрека», обвинявшегося в проживании по измененному виду на жительство.
В паспорте Савина было выскоблено слово «мещанин» и заменено полным титулом «графа».
Виновным корнет Савин себя не признал, объяснив, что у него есть настоящий вид на жительство, который он и предъявляет всегда для прописки. Этот же паспорт, предназначенный для «дипломатических сношений», был представлен полиции по ошибке.
За эту ошибку «граф» уже был приговорен мировым судьей к трехмесячному аресту.
Съезд приговор этот утвердил.
Суду Савин, несмотря на наличие уличающих документов, все-таки представился и как граф и как «великобританский подданный из Канады»...