14 (01) октября 1914 года

Донецкая Жизнь (Луганск).

Ко всем женщинам г. Луганска.

(Письмо в редакцию).

В виду наступления холодного времени и сырой неблагоприятной для здоровья защитников нашей родины погоды, Совет Художественно-Ремесленной школы обращается ко всем женщинам г. Луганска с просьбою придти на помощь по изготовлению теплых вещей.
Вяжите шлемы, фуфайки, набрюшники, напульсники, наколенники, шарфы; шейте теплые жилеты, а кто этого не может, жертвуйте материалы для изготовления этих предметов.
Готовые вещи и материал для их изготовления принимается заведующей ремесленной школой под квитанцию („Успенская площ. дом Сироты.)
Просят не стесняться количеством — все пригодится, будет принято с благодарностью и отправлено в действующую армию.
Образцы вязанных вещей можно видеть в школе.
Совет школы: А.Губина, А.Филатова, И.Федотов. Заведующая школы О. Cухачевская-Григорович.

Бюро попечительства луганского отдела лиги по борьбе с туберкулезом приносит глубокую благодарность всем лицам, любезно согласившимся принять участие в спектакле и концертном отделении 20 сен. с. г. Совету старшин горно коммерческого клуба, отказавшемуся от платы за вешалку, г-дам Житомирскому и Стерину за бесплатное печатание и расклеивание афиш, г-жам Яблоновской, Кузьминой и Фроловой за участие в продаже цветов и билетов, магазинам Геккера и Грязева, взявшим на себя предварительную продажу билетов, а также всем, способствовавшим тем или иным способом успеху сбора.

Бюро попечительства.

Махорки!!!

(Письмо в редакцию).

От мужа моего, находящегося в галицийской армии, я получила письмо, в котором он убедительно просит прислать для солдат махорки.
Во вражеской земле курение табака является единственным удовольствием и развлечением.
Солдатики так скучают по любимой ими махорке, что чуть ли не со слезами просят о присылке ее, т. к. там, в Галиции ее нельзя достать ни за какие деньги.
Прилагая при сем 3 руб., я обращаюсь ко всем тем, кто сочувствует положению защитников нашей родины, с просьбой жертвовать деньгами, махоркой и другими, хотя бы дешевыми сортами табака для посылки в галицийскую армию.
В особенности, по словам мужа, служащего командиром убедительно просят о присылке махорки солдатики.

Е.Пенескул.

От редакции.

Пожертвования деньгами и табаком принимаются в редакции „Донецкой Жизни".
На собранные деньги редакцией с участием г-жи Е. Пенескул будет приобретен табак и отправлен по назначению.

Около войны.

(Сведения газет).

— Генерал Гезелер вступил в опустошенный и полусожженный Антверпен. По пути следования германских войск не было живой души. Германцы не взяли в плен ни одного солдата из антверпенского гарнизона, не нашли никаких заказов. Они застали лишь груду развалин, взорванные на воздух форты, развалившиеся мосты и забрызганные кровью дома.
Как гласит сообщение германского генерального штаба, весь гарнизон Антверпена ушел в пятницу ночью, выступив в образцовом порядке в западном направлении на соединение с действующей армией. Бельгийцы перед своим уходом из Антверпена взорвали на воздух все форты и друг, укрепления, при чем, одновременно происходило в среднем по 5 взрывов. Национальн. банк, здание биржи, королевский театр, телеграфная станция и главный сиротский дом совершенно испепелены снарядами германцев. Германцы в среднем выпускали по 20 снарядов в минуту. Во время наступления германцев горели все южные кварталы Антверпена. Городской совет от имени населения кратко заявил генералу Гезелеру, что население Антверпена подчиняется неизбежной участи.
     — По голландским сведениям, гарнизону, оставившему Антверпен, удалось соединиться с войсками союзной армии.
     - Обстоятельства, при которых состоялось вступление германских войск в Антверпен, вызывают сильнейшее недовольство во всей Германии, хотя берлинская печать кажется совершенно упоенной победой.
     — Из германских источников передают о резком затишье торгового движения в Кильском порту, в Германии.
     — По только что полученным сведениям, верхняя часть Эльзаса перешла в руки французов после целого ряда боев.
     — Из Турн-Северина сообщают, что в селении Ешельницах, около Оршовы, произошла кровавая схватка между румынскими резервистами и австрийскими солдатами. Много убитых и раненых.
     — Между австрийскими и германскими офицерами, на почве соперничества, происходят острые конфликты. Судя по письмам австрийских офицеров, среди австрийского офицерства царит недовольство отношением к ним генерала Гинденбурга, командующего на восточном фронте. Генерал третирует австрийских офицеров и не упускает случая подчеркнуть, что германская помощь является счастьем для Австрии и что, вообще, германцы оказывают им благодеяния.
     — В Японии спешно формируются санитарные отряды для отправления в Россию, Англию и Францию.
     — В виду намечаемой навигации через Архангельск, некоторые одесские экспортные фирмы учреждают в Архангельске свои отделения.
     — Под Остендэ начался большой бой. Бельгийские и английские вспомогательные войска сражаются геройски.
     — Как сообщают, немцы решили рассматривать прием бельгийских беглецов Голландией, как казус белли. Поэтому можно ожидать вторжения германцев в Голландию.
     — В Берлине ждут объявления войны Германии, со стороны Португалии. Государственный канцлер в беседе с представителями прессы, заявил, что Германия встретит этот шаг со стороны до сих пор дружественной державы с подобающей моменту серьезностью. По сообщениям из Лиссабона, португальские войска будут отправлены на французский фронт. ( „Ю.К.”)
     — Иностранные дипломаты по поводу смерти короля Карла говорят: сильн. впечатление произвела на короля Карла беседа с вновь назначенным германским посланником в Бухаресте. Немецкий дипломат говорил с монархом в резкой форме, заявив, что пассивное отношение короля к текущими событиям является изменой императору Вильгельму. Рассказывают, что в последнюю минуту аудиенции посланник вырвал у короля обещание об опубликовании нейтралитета Румынии.
По мнению дипломатов, скоропостижная смерть румынского короля Карла не может остаться без влияния на международную политику Румынии.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ и ЕВРОПЕЙСКАЯ ВОЙНА.

Нью-йоркский корреспондент парижской газеты «Тан» в последнем письме говорит, что общественное мнение и печать Соединенных Штатов поглощены исключительно вопросами, связанными с войной. Американские газеты и агентства разослали своих корреспондентов по столицам и сражающихся, и нейтральных государств. Американские газеты получают гораздо более сообщений, нежели газеты европейские—даже в нейтральные странах. Американские газеты не сократили своего формата и не делают экономии на телеграммах.
Огромное телеграфное агентство Соединенных Штатов „Ассоц. Прес.“, которое издает 800 газет, получило в один день в течение 24-х часов 15.000 слов по кабелю. Другое агентство получило в одну ночь 8.000 слов.
Все эти сообщения приходят из самых различных пунктов земного шара, из сражающихся стран и из Стран нейтральных и дают полную картину того, что происходит в настоящий момент в Европе. Огромные американские газеты наполняются теперь исключительно сведениями, касающимися войны. Все известия, которыми интересовались ранее американцы, финансовые сообщения, театральные новости, различные партийные столкновения, споры между кандидатами, — все это отошло теперь не только на второй, но и на самый последний план. В настоящей момент все внимание сосредоточено только на одном вопросе — на европейской войне. О различных шансах сражающихся государств в Америке говорят с таким пылом, с такой страстностью, что президент Вудро Уильсон счел своим долгом три недели тому назад обратиться с воззванием к своим соотечественникам, в котором настойчиво рекомендовал всем американцам соблюдать моральный нейтралитет, нейтралитет во мнениях, так же, как это пыталось советовать правительство швейцарской республики своим гражданами. („Пет. В.“)

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

На фронте от района Варшавы по Висле и Сану до Перемышля и южнее до Днестра развиваются боевые столкновения. В Восточной Пруссии без перемен.

От морского министерства.

Морской генеральный штаб сообщает, что по дополнительным сведениям от командующего балтийским флотом во время атак наших крейсеров германскими подводными лодками 27 и 28 сентября две неприятельские лодки были уничтожены.

В Витебске скончался князь Олег Константинович от раны, полученной в бою.
     От района Варшавы по Висле и Сану до Перемышля и до Днестра развиваются боевые столкновения.
     По сообщению морского генерального штаба, во время атаки наших крейсеров потоплены две германские подводные лодки.
     Французские войска перешли в наступление в районах Азбрук и Бетюн. Город Лилль занят германским корпусом Французы продвинулись вперед между Аррасом и Альбером, на запад от Аргонн, на юге от дороги Верден— Мец. В районе Апремон отражены атаки Германцев.
    Королева бельгийская находится в Бельгии вместе с королем. Бельгийское правительство и дипломатический корпус переехали во Францию, где будут пользоваться правами экстерриториальности.
     Германцы находятся на западе Бельгии по пути к Генту и Брюгге. В Лоттегеме они взорвали два моста.
     При отступавши бельгийской армии из Антверпена была вывезена вся крепостная артиллерия.
     С германского аэроплана было сброшено 6 бомб на улицы и вокзалы Парижа.
     На рейде Канн задержаны 200 германских и австрийских запасных, перевозившихся на судах под испанским и итальянским флагами.
     Германский военный губернатор Антверпена потребовал от города полмиллиарда контрибуции. (С. т.).
     Командующий осадной японской армией предложил генерал-губернатору Циндао выселить мирное население.
     Прекратились рейсы румынских пароходов между Константинополем и Констанцой.
     В Капской колонии произошел мятеж в войсках подполковника Марица, заключившего соглашение с командующим германскими силами в Западной Африке. В Капской колонии объявлено военное положение.
     Эссад-паша избран президентом правительства Албании и главнокомандующим войсками.
     Курды, пытавшиеся овладеть Урмией, понесли большие потери от артиллерийского огня и отошли от города.

ДЕТСКАЯ БОЛЬНИЦА.

Открытие больницы для детей запасных — вопрос ближайших дней. Быстрым темпом идет оборудование больницы, производится уже ремонт прекрасного помещения больницы, город, техниками устрашается электрическое освещение, а необходимая энергия, согласно заявлению директора бельг. об-ва г. Леодэ, будет отпускаться электрической станцией бесплатно.

Петроградский Листок

ЛИСТОКЪ

Смилостивились.

Без всякой уважительной причины свечные заводы взвинтили цену на стеариновые свечи до 16 рублей на пуд и только тогда, когда на это обратили внимание, приняв в расчет, что весь материал свечного производства русский, заводы смилостивились и сбавили 4 рубля с пуда. Материал русский, да хозяйничают немцы, вот в чем беда...

Смех сквозь слезы.

В одну из больниц пришлось на днях поместить мещанина Б. Е-ва с признаками отравления. На вопрос дежурного врача о том, что принял Е-в внутрь, доставившая его жена ответила: «Перед обедом хватил он чашечку денатуратца, за жареной бараниной выпил две рюмки политуры, да после обеда кофейком с калгановой настойкой угостился, больше ничего».

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Новый журнал.

Вышел из печати новый журнал (за август и сентябрь) „Южный Инженер”, издаваемый обществом инженеров, окончивших В. Г. И., и который содержит весьма интересные статьи: гор. инж. В. В. Франка „Расчистка и раскрепление шахты № 5 западно-донецкого каменноугольного о-ва“, горн. инж. О. П. Нег „О съемке города Екатеринослава”, Л. Либермана „Промышленные перспективы в Якутской области“ и т. п.

Кончина Князя Олега Константиновича.

ПЕТРОГРАД. Скончался от полученных в бою ран Его Высочество Князь Олег Константинович.
ВИЛЬНА. Князь Олег Константинович в Бозе почил 29 сентября, в 9 час вечера, после принятия Святых Тайн на руках Августейших родителей и брата, Князя Игоря.
ВИЛЬНА. Сегодня состоялся вынос тела скончавшегося Его Высочества Князя Олега Константиновича из лазарета в Романовскую церковь.
Траурную процессию сопровождала многотысячная толпа народа.
В театрах отменены спектакли.

+ Его Высочество Князь Олег Константинович.

Германский генеральный штаб объявил, что военные корреспонденты, художники и фотографы не будут допущены в действующую армию.

Японское правительство закрыло в Токио обе немецкие газеты — «Jараn Herald» и «Deutsche Japanpost». Редакторы их высланы из Японии.

Америка и Франция.

В „New-York Herald” помещена статья, в которой объясняется, почему симпатии Америки на стороне Франции:
     „Кто помог основать республику Соединенных Штатов? Французский генерал Лафайет. Что видят эмигранты, когда они подъезжают с моря к Нью-Иорку? Статую Свободы,—дар Франции.
Германия представляет тот самый деспотизм, с которым боролись наши отцы, a Франция, с ее либеральными и демократическими учреждениями,— наша сестра по духу, которую эти гунны хотят раздавить.
Кто чинил нам препятствия на Филиппинах? Германия. Кто отдал приказ о потоплении наших кораблей в Манилле? Германия.
Кто поддерживал Хуэрту против нас и послал ему три крейсера с оружием? Германия. Кто подстрекал штаты южной Америки и Японию против нас? Германия!
Одним словом, от Германии мы видели всегда одно плохое, тогда как от Франции мы получали одно хорошее".

Высочайшая награда.

ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР В 28-Й ДЕНЬ СЕНТЯБРЯ 1914 Г. ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ СОИЗВОЛИЛ ПОЖАЛОВАТЬ ОРДЕН СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕННИКА И ПОБЕДОНОСЦА ГЕОРГИЯ 4-Й СТЕПЕНИ ЕГО ВЫСОЧЕСТВУ КОРНЕТУ КНЯЗЮ ОЛЕГУ КОНСТАНТИНОВИЧУ ЗА МУЖЕСТВО И ХРАБРОСТЬ, ПРОЯВЛЕННУЮ ПРИ АТАКЕ И УНИЧТОЖЕНИИ ГЕРМАНСКИХ РАЗЪЕЗДОВ, ПРИ ЧЕМ ЕГО ВЫСОЧЕСТВО ПЕРВЫМ ДОСКАКАЛ ДО НЕПРИЯТЕЛЯ, ВРУБИЛСЯ В НЕГО, ПОЛУЧИЛ РАНУ, ОТ КОТОРОЙ И СКОНЧАЛСЯ.

Утро (Харьк.)

Сонька Блювштейн.

Вчера, в синематографе «Мишель» была показана давно анонсированная картина из серии «Золотая ручка».
Широко поставленная реклама, «захватывающий» криминальный сюжет картины и, что самое главное, праздничный день, сделали свое дело. Толпа густо повалила в театр и произошла сильная давка. Администрация театра вовремя приняла меры и могущие быть несчастья предотвращены.
Однако, одна дама была с такой силой притиснута к стене, что с ней сделалось дурно.