18 (05) октября 1914 года

Армейский Вестник

ОБЗОР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

На Русско-Прусском фронте на Севере с 2-го по 4-е октября шли небольшие столкновения наших войск с германцами, усиленно укрепляющими свой фронт. По-видимому немцы, потерпев неудачу в своем плане наступления из Восточной Пруссии в общем направлении на Гродно с целью стратегического окружения наших сил, расположенных в Привислинском районе, решили на этом фронте перейти к упорной обороне, пользуясь для того прекрасно подготовленным в военном отношении в Восточной Пруссии плацдармом.
Левое крыло стратегического германского фронта, выдвинутое уступом вперед в Восточную Пруссию, перешло теперь к обороне, зато правое крыло этого-же фронта, выдвинутое также уступом вперед в Галицию, за последние дни ведет усиленное наступление на расположенное там наши силы.
В Галиции на фронте Санок — Старое Място - Стрый (на юг от Перемышля) австрийцы по команде германского генерального штаба с 1-го по 4-е октября, сосредоточив значительные силы, выдвинутые из-за Карпат, ведут интенсивное наступление.
Бой идет и разгорается все сильнее и сильнее, дело доходит до штыковых ударов. Но в австрийской армии главного нет, нет веры в успех, и хотя, по показаниям пленных, многие высшие посты в австрийской армии теперь заняты германскими офицерами, (последняя надежда австрийцев) в энергии которых нельзя сомневаться, все таки австрийские войска получили от нас такой отпор, что наш противник во многих пунктах перешел к обороне.
По имеющимся сведениям у австрийцев недостаток в артиллерии, конский состав изнурен до крайности, солдаты не доедают, изморены и с нетерпением ждут конца войны.
В некоторых частях надежда на успех поддерживается лишь верой в непобедимость германцев, и ложными слухами, внушенными людям, что русская армия расстроена и на пути к полному отступлению, что война на нее будто-бы гибельно отозвалась, что в наших войсках люди мрут от холеры и т. д.
Действительность поражает австрийские войска и, видя обман в речах военачальниках, зарождается дух уныния и уверенность, что кампания для них проиграна.
3-го октября в районе Старое Место в бою, доходившим много раз до штыкового удара, нашими войсками захвачено в плен 15 офицеров и более 1000 нижних чинов.
Вдоль р. Сана австрийцы ведут редкий артиллерийский огонь и устраивают массу окопов.
По всей вероятности на этом участке южного фронта австрийцы не предполагают вести решительных операций и попытки их к переправе через р. Сан, подготовленной артиллерийским огнем, за эти октябрьские дни не увенчались успехом.
Наши войска все эти попытки отразили огнем, нанеся австрийцам тяжелый урон.
На фронте Торн—Краков с 1-го по 4-е октября бои между нашими войсками и австро-германской армией велись вдоль р. Вислы с большим упорством.
Германские силы, наступавшие на фронт Варшава—Ивангород, разбившись о наши войска, теперь медленно отступают.
Наши войска энергично теснят отступающую австро-германскую армию, упорно отстаивающую каждый клочок земли.
Немцы подтягивают подкрепление, стремясь остановить натиск наших войск.

Брачная Газета

Донецкая Жизнь (Луганск).

Учащиеся беженцы.

В местных учебных заведениях получено разъяснение учебного начальства, которым предписываются принимать учащихся Варшавского учебного округа в соответствующие классы, даже в том случае, если ими будут представлены отпускные билеты или дневники, т. к. в некотор. учебных заведениях учащимся не успели выдать нужные для перевода документы.

Около войны.

(Сведения газет).

Немцы, желая использовать победу под г. Антверпеном, готовятся атаковать позиции союзников к юго-востоку от Остенде.
     — В бое под Арасом немцы потерями 12 тысяч чел.
    Всякий бельгиец, который позволить себе войти в сношения с немцами, заносится в черный лист в подвергается бойкоту.
     — Полет французского летчика в Карлсруэ напугал жителей Эссена. Заводы Круппа охраняются с большой бдительностью, всюду расставлены орудия для стрельбы по аэропланам.
     — Профессор Оствальд в „Ф. Ц.” говорит, что с тех пор, как Блерио перелетел канал, Англия перестала быть островом.
     - Близко то время, когда начинается полоса густых туманов, покрывающих Лондон. В такое время, по мнению профессора, Лондон, будто бы, беззащитен от цеппелинов.
     — Небольшие наследства убитых на войне будут освобождены от пошлины. На крупные пошлина понижена.
     — Французы взяли в плен барона Мангейфеля, и по приказу которого разгромлен Лувен.
     — ГенераЛ Безелер выпустил воззвание, в котором обещает пощадить Антверпен и обеспечить безопасность мирных жителей.
(„Приаз. Кр.”)
     — Из германского полевого лазарета, функционирующего непосредственно поблизости театра военных действий, тяжело раненые эвакуируются в ближайшие лечебные заведения, а затем далее вглубь Германии.
     — Известный японский авиатор барон Сигено выехал в Париж. Барон Сигено поступает добровольцем во французский авиационный отряд.
     — Обстрелом с суши цзиндаосских укреплений японцами, подбито несколько орудий на форте Ильдаз. Попытки германских аэропланов подбить бомбами траллеры японской флотилии, вылавливающ. мины, не увенчались успехом. Положение гарнизона Цзиндао крайне тяжелое. Воды нет, в припасах нужда и не хватает снарядов.
     — Из Бордо сооощают о полном секвестровании во Франции всех товаров, движимых и недвижимых имуществ, принадлежащ. немецким и австро-венгерским торговыми домам, даже в том случае, если владельцы этих предприятий скрываются под фирмой французских обществ.
Министр внутренних дел Мальви по этому поводу обратился с особым циркуляром к профессорам всех городов, предлагая им произвести анкету о различишь организациях, котор. могли бы дать точное сведение относительно всех этих скрытых немецких и австрийских предприятий и дать, таким образом, правосудию возможность довести до конца предпринятые меры. Эти меры не будут касаться только Эльзаса и Лотарингии, чехов и поляков, хотя бы они и принадлежали к числу подданных враждебных государств.
     — По всем данным новый румынский король Фердинанд склонен еще резче разойтись с общим настроением страны. Он, как и Карл, старается держаться нейтралитета.
     — Наступление французов в Лотарингию и захват Шлейзина и Саарбрюккена произвели в Берлине тягостное впечатление.
     — Четыре французских авиатора появилась над Карлсруе в Германии, произведя рекогносцировку и бросая бомбы в фабрику, изготовляющую военные запасы. Германские газеты стараются умалить значение нанесенного ущерба, но, по сообщению из Лондона, фабрика сильно пострадала.
В связи с этим возникла большая тревога в Эссене на заводе Круппа.

Русское правительство доводит до всеобщего сведения о постановка мин заграждения и о закрытии Финского и Рижского заливов для всех судов.
    На правом берегу реки Лис французские войска заняли Флербэ и подходы к Армантьеру
    У Гучева черногорские войска отразили атаки Австрийцев.
    У Курячницы Сербы отбросили неприятеля к Дрине, где погибло значительное количество Австрийцев. Сербы утвердились на левом берегу Савы против Белграда. (С.т.).
    Продолжается бомбардировка Катаро французской эскадрой, а также с гош Ловчева.
     Бельгийские войска окопались, у голландской границы и решили оказать отчаянное сопротивление.
     В Австрии для увеличения состава армии предпринимается освидетельствование ополченцев первого разряда, признанных неспособными при призыве.
     В Женеве открыто агентство военнопленных, основанное международным комитетом Красного Креста.
    В Португалии постановлено созвать кортесы для получения полномочий на мобилизацию войск. Германский посланник готовится к выезду.
     Король румынский Фердинанд пожертвовал миллион франков приюту для сирот девочек в Яссах и даровал широкую амнистию преимущественно военным.
     Британский посол обратил внимание С.-А. С. Штатов на нарушение нейтралитета погрузкой угля на германское судно близь Филиппин.
     Болгарский синод предложил всем православным монастырям отчислять по меньшей мере 5 проц. в пользу русских раненых.

ОБЩИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ ПРАЗДНИК.

Согласно Высочайшего повеления от 7 декабря 1913 года, в сегодняшний день, 5 октября, установлен общий для полиции Империи годовой праздник во имя святителя Aлeксия, митрополита московского. По этому случаю сегодня, в 2 часа дня, во дворце г. градоначальника на Николаевском бульваре совершено будет в присутствии представителей администрации, начальствующих лиц и чинов местной полиции благодарственное Господу Богу молебствие с провозглашением многолетия Царствующему Дому. Сегодняшний полицейский годовой праздник является первым по установлении.

Петроградский Листок

Пожертвование вместо пиршества.

3-го Октября состоялось в Петрограде бракосочетание казанского купца Е.Миляева с дочерью подрядчика Ф.Перепелкиной; вместо свадебного бала молодые пожертвовали всю ассигновку на этот бал, в сумме 6 000 рублей на нужды войны и особу 600 рублей, на уплату за учение детей, братьев и сестер призванных в армию.

Театральный курьер.

В Германии открыли музыкальный сезон, который служит образцом того, как поддерживают общественное настроение.
В мюнхенском театре недавно состоялся большой концерт, на котором были исполнены пьесы, иллюстрирующие сцены с театра военных действий: 1) действие 42-сант. мортир, 2) обстрел фортов Льежа, 3) вольные стрелки под конвоем в Намюре и 4) ландвер в неприятельской стране.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

День «Красного Креста».

1-го октября комитетом Красного Креста при мужской гимназии в с. Каменском Екат. г. организован был день „Красного Креста”, давший 840 рублей сбора. — Продано было до 25000 значков.
В продаже принимали участие исключительно ученики мужской гимназии, проявившее особое рвение и старание по сбору пожертвований, благодаря чему и получилось довольно солидная для села сумма, которая поступит в распоряжение екатеринославского управления Красного Креста.

Дело Принципа.

В Сараеве началось слушанием дело Принципа. Согласно обвинительному акту Принцип на предварительном следствии показал, что вторым выстрелом он хотел убить наместника Потиорека, но случайно попал в эрцгерцогиню. Обвинительный акт подробно останавливается на мотивах преступления и на великосербской агитации. Конечной целью пропаганды было отделение Хорватии, Далмации, Истрии и южно-венгерских земель от Австрии и присоединении их к Сербии. Заговорщики Принцип, Грабес и Сабринович будто бы признались на предварительном следствии, что их политическим идеалом было создание великой Сербии и для осуществления этого идеала они совершили преступление.

Утро (Харьк.)

Цены на продукты первой необходимости.

Вчера в помещении городской думы соcтоялось собрание торговых депутатов, на котором обсуждался вопрос об установлении цен на продукты первой необходимости.
В результате собрание пришло к заключению, что цены на хлеб должны остатьс я прежними. На мясо установлены следующие цены: 1 сорт 18 к. фунт, 2—14 коп. и 3—12 к. В цене на остальные продукты внесены незначительные изменения.
Вновь установленные цены будут внесены на рассмотрение городской думы, а после санкций их думой будут поставлены на утверждение г. харьковского губернатора.

ОБЛАСТНАЯ ЖИЗНЬ. НЬЮ-ИОРК, Бахмут. у.

На Щербатовском, Нелеповском и Никитовском рудниках, Бахм. уезда, служащие и рабочие отчисляют 2% из своего заработка для устройства кроватей для раненых. Предполагается оборудовать около 200 кроватей.

В Нью-Иорке, Бахмут. уезда, служащими и рабочими заводов и мельниц организован комитет для оказания помощи семьям лиц, призванных на войну. На это благое дело откликнулось почти все население.

Утро России

Применение спирта.

Российское общество винокуренных заводчиков, озабоченное вопросом о применении спирта для технических надобностей, наткнулось на русского изобретателя, ассистента московского сельскохозяйственного института Остромысленского, изобревшего способ приготовления каучука из спирта. Приглашенный вчера из Москвы, он прочел в обществе винокуренных заводчиков, в присутствии специалистов, профессоров и чинов министерства финансов доклад. Все участники совещания признали научные выводы его совершенно правильными. Вследствие этого решено образовать в России опытный завод по изготовлению каучука из спирта. В настоящее время в Россию ввозится 600 тыс. пуд. каучука, по цене 60 р. за пуд, тогда как пуд каучука мог бы получиться из 6—7 пуд. спирта, что обойдется значительно дешевле. (Соб. кор.).

Японское кладбище.

На днях в Шереметевской больнице скончался от болезни печени японец-фокусник Литтон-Фа. Когда собрались уже предать тело земле, оказалось что негде этого сделать, так как в Москве нет японского кладбища, а христианские и магометанские кладбища отказывались приютить тело язычника. Обратились за советом к японскому консульству, но и здесь ничего не могли посоветовать, так как, по их словам, это первый японец, который имел «неосторожность» умереть в Москве. В конце-концов, после шестидневных мытарств решено было похоронить Литтон-Фу за магометанским кладбищем на «бугре».

Пленные в Москве.

Военнопленные австрийцы и германцы перед посадкой в трамвай.