22 (09) октября 1914 года

Вятская Речь

Помощь невестам.

В вятском городском общественном управлении имеется капитал имени Короваева, процент с которого, в размере 165 рублей, должны быть выдаваемы, по воле жертвователя, два раза в год в пособие бедным девицам мещанского сословия при выходе в замужество.
Нуждающиеся в помощи могут обращаться с заявлениями в вятское городское попечительство о бедных не позднее 26 октября сего года.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Остроумие Вильгельма.

„Берл. Тагебл." сообщает следующий эпизод, характеризующий цинизм кайзера: 3 немецких парламентера отправились к французам и по ошибке были арестованы, но по выяснении их роли, они были освобождены.
В присутствии вернувшихся парламентеров кайзер сказал:
     „Я велел сказать в Бордо, что если они только не установят немедленное освобождение парламентеров, то я расстреляю 300 французских пленных — при этом кайзер засмеялся довольный и своим остроумием.

Около войны.

(Сведения газет).

— Житель Мобежа, бежавший из германского плена, рассказывает, что большая часть города сожжена. После сдачи крепости, большинство французских солдат, взятых в плен немцами, бежали на другой день.
     — Немцы обнаруживают усиленную деятельность в верхнем Эльзасе. Дошли известия о занятии льа Шапель и Ружмон, находящихся на французской территории в близости Бельфора.
По всем признакам осада Бельфора решена германским генеральным штабом.
Передвижения германских войск в Эльзасе продолжаются.
     — В берлинских газетах помещен указ императора Вильгельма, разрешающий производить в офицеры всех вольноопределяющихся.
Не применяется также существующее в мирное время правило о допущении новых офицеров в полк лишь с согласия членов офицерского корпуса. Меры эти вызваны значительной убылью в офицерском составе германской армии.
     — Из Парижа газетам сообщаюсь: Французский министр Дальмер отправился на автомобиле из Бордо в Реймс с целью осмотреть разрушения, причиненные Реймскому собору.
Министр в сопровождении префект а департамента Арденн, г. Непотти, выехал в лес между Эпернеем и Реймсом, когда автомобиль его остановили крестьяне, предупредившие Дальмера, что пруссаки в лесу.
Вскоре показался десяток вооруженных прусских солдат, воскликнувших при виде министерского автомобиля: „Товарищи! товарищи!“.
При помощи крестьян прусские солдаты были задержаны и отвезены в Реймс в качестве пленников.
     — В Берлине состоялся митинг, организованный крупными германскими промышленниками, купцами, землевладельцами и финансистами.
Представители аграриев уверяли собравшихся, что Германия не может умереть с голоду и что они, аграрии, сделают со своей стороны все, что они в силах, чтобы спасти народ от чрезмерного повышения цен на съестные припасы.
От имени промышленников-экспортеров один из них заявил, что они больше всех пострадали от войны, при этом он заметил, что как раз перед войной Германия была близка к тому, ячтобы обогнать Англию и занять первое место в мировой торговле. Ораторы разразились резкими речами по адресу Англии.

Русские войска отбросили немцев на путях к Варшаве и заставили их отступить, бросая укрепленные позиции. В районе Козениц Русские после 8-дневных боев одержали значительные успехи. Южнее Перемышля мы переходим в наступление. На всем фронте в 400 верст русские войска наступают, преодолевая сопротивление германских арьергардов и забирая множество пленных.
     В Петрограде состоялись патриотические манифестации студентов по поводу призыва учащихся под знамена. Такие же манифестации произошли в Москве и Киеве.
    Французские и бельгийские войска отразили все атаки Германцев у Ньюпорта, Диксмюде, Лабассэ, у Момеца, у Вокуа и на правом берегу Мааса, в районе Шамплона.
     Германская подводная лодка «U 17» потопила английский угольщик «Glitra».
    Германцы отправляют все свободные силы на фронт Бельгии.
    Английский король пожаловал знак Красного Креста французской сестре милосердия за храбрость.
    Две британские канонерки обратили в бегство германские подводные лодки, нанеся им потери.
    Сербы отбили все атаки Австрийцев в направлении Дуаны и Лозницы и на Дрине, а также в Боснии и у Белграда.
    Французские и черногорские батареи на Ловчеве обстреливали Катаро и нанесли сильные повреждения главному неприятельскому форту.
    Англо-японские суда разрушили форт в бухте Августы-Виктории в Циндао и сожгли три германских транспорта.
     Японцами заняты 7 Маршальских, 15 Каролинских и все Маркизские острова. В Берлине опубликовано запрещение производить платежи Англии, Франции и французским колониям.
     В чрезвычайную сессию прусского сейма внесен законопроект о выпуске свидетельств государственного казначейства на полтора миллиарда марок.
     В Монреале (в Канаде) взрывом бомбы повреждены 9 домов. Как полагают, покушение совершено Австрийцами.

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Германские войска, находившиеся на путях к Варшаве, в районе к северу от реки Пилицы, отброшены и находятся в полном отступлении. Раненые их оставлены на местах боев. Заранее подготовленные укрепленные позиции брошены, наши войска энергично наступают по всему фронту. На левом берегу Вислы, южнее Пнлицы, в районе до Сандомира, противник еще держится. Наши войска, доблестно удерживавшие в течение 8-ми дней район у Козениц при самых неблагоприятных условиях местности, под огнем тяжелой артиллерии, 7-го октября одержали значительные успехи и положение их на левом берегу Вислы в настоящее время закреплено.
На Сане, ниже Перемышля, попытки Австрийцев перейти реку остановлены и мы переходим в наступление. В район е к югу от Перемышля обнаружены части почти всех уже разбитых в Галичских боях австрийских корпусов. Здесь наши закаленные в победах войска энергичными ударами рушат натиск неприятельских масс.
В Восточной Пруссии без значительных перемен.
Таким образом в настоящее время мы находимся в соприкосновении с неприятелем на фронте свыше 400 верст, от нижней Взуры до предгорий Карпат. Это положение является результатом маневра, предпринятого нами после Галичских боев. Разбив австро-венгерские армии и, таким образом, обеспечив со стороны Галиции основную нашу операцию, направленную против Германцев, мы имели в виду соответственным образом сосредоточить наши армии для развития и наших военных действий на левом берегу Вислы. Это решение совпало по времени с получением определенных данных о развертывании больших германских сил на фронте Калиш — Ченстохов — Олькуш и о переходе их в наступление. Наступление Германцев было начато с большой стремительностью, поэтому в интересах безопасности операции нами решено было развернуть намеченные силы на правом берегу Вислы, прикрывая это сложное движение со стороны противника кавалерийскими массами, поддержанными пехотными отрядами. При выполнении этого сложного маневра от некоторых корпусов потребовалось прохождение до 200 верст. Марши пришлось совершать под непрерывным дождем, в осеннюю распутицу, когда вода в реках сильно поднялась, а долины их превратились в болота. Проявив обычную выносливость и энергию, наши войска к началу октября заняли новое исходное положение. К этому времени Немцы, продолжая свое наступление, успели подойти к средней Висле и, увлекая за собой к северу часть Австрийцев, прочно заняли ее левый берег и приблизились к району укреплений Варшавы. В занятом расположении наш противник укрепился и выставил многочисленную артиллерию.
С 30 сентября наши войска перешли в наступление в районе Варшавы и Козениц, стремясь постепенно расширить плацдарм на левом берегу Вислы и вводя в бой новые силы, прибывавшие по железным дорогам. Главное сопротивление Германцы оказали на линии Блоне - Пясечно, откуда 4 и 5 октября переходили в энергичные, но безуспешные контратаки.
Обойденная конницей в направлении Сохачев — Лович, охваченная с левого фланга от Новогеоргиевска и Нижней Бзуры, угрожаемая с правого фланга переправой наших войск через Вислу в районе Гура – Кальвария, германская армия после семидневных боев под Варшавой в ночь на 7 октября начал очищать свои позиции, укрепленные чрезвычайно тщательно.
Наши войска, как уже отмечено, ныне наступают на широком фронте, преодолевая сопротивление германских арьергардов, выбивая их штыками из лесов и селений и забирая пленных.

Одесские новости

НА ВОЙНУ.

На имя начальника железнодорожной полиции подполк. Делянова поступил вчера целый ряд заявлений от родителей, из числа местных жителей, о бегстве их малолетних сыновей на войну. В числе бежавших находятся ученик городского училища Николай Папков 14 л. (Щелакова ул. 5), ученик народной школы Петр Скрыпкин 12 л. (ул. Полтавской победы 22). Кроме того имеется заявление о побеге на войну Лейбиша Файнермана 15 л. (Госпитальная 78) и Поликарпа Комодия 16 л. (Б.-Арнаутская 95).

Петроградский Листок

Прибытие японского отряда Красного Креста.

Вчера, 8-го Октября, в Петроград прибыл отряд японского Красного Креста. Управлением Красного Креста отдано распоряжение снабдить японский Красный Крест всеми необходимыми медикаментами.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Добрый пример.

Начальница мариинской женской гимназии обратилась к ученицам гимназии с просьбою жертвовать в пользу детей семейств запасных по куску сахару, поставив для этой цели в гимназии корзину, куда ученицы могут опускать свои пожертвования. В течение нескольких дней корзина оказалась переполненной сахаром, который поступил в детские сады в которых призреваются дети запасных.

Манифестации студентов.

ПЕТРОГРАД. По случаю опубликования Высочайшего повеления, предоставляющего военному министру право привлечь в войска в 1914 году молодых людей, пользующихся отсрочками до окончания курса высших учебных заведений, во всех высших учебных заведениях на летучих сходках произносились горячие речи, выражающие готовность учащейся молодежи принести свои жизни родине и Царю. После окончания лекций в университете тысячная толпа студентов вышла на улицу и с национальным флагом и пением гимна продефилировала по городу.
(ПТА.)
КИЕВ. С участием студентов университета, духовной академии, политехникума и коммерческого института сегодня вечером состоялись грандиозные манифестации по городу но случаю призыва учащихся в ряды армии и победы над германцами. Манифестанты между прочим подошли к помещениям консульств союзных держав и пели гимны. Английский консул обратился к манифестантам с речью, в которой сказал, что сообщит королю о приветствии.
(Наш. корр.)

Волостной сход села Ташлык, Бессарабской губернии, пожертвовал 10,000 рублей в пользу раненых и 1,000 рублей в пользу семейств запасных. Для оказания помощи семьям запасных избран комитет в составе 3 человек от каждого села этой волости.

В Екатеринославской губ., несмотря на отсутствие экспорта, цены на зерно крепнут.
Объясняется это тем, что закупленный в Сибири, на местных мельницах, в количестве 2.000,000 пуд. хлеб еще не доставлен вследствие неподачи вагонов. Это обстоятельство может отразиться на сбыте зерновых хлебов на всем юге.

У магазина Эйнем.

Вчера какой-то прилично одетый молодой человек приотворял дверь магазина Эйнем, в верхних торговых рядах, и стал уговаривать находящуюся в магазине публику не покупать у немцев.
Речь молодого человека произвела впечатление, и покупатели стали покидать магазин.
Между тем, у магазина стали собираться любопытные. Узнав, в чем дело, они стали требовать закрытия магазина.
На место происшествия явился наряд полиции во главе с приставом. По предложению полиции толпа разошлась.

Утро (Харьк.)

ВОЙНА.

(ОФИЦИАЛЬНО).

I.

Германские войска, находившиеся на путях к Варшаве в районе к северу от реки Пилицы, отброшены и находятся в полном отступивши. Раненые нх оставлены на местах боев. Заранее подготовленные укрепленные позиции брошены.
Наши войска энергично наступают по всему фронту.
На левом берегу Вислы» южнее Пилицы, в районе до Сандомира противник еще держится.
Наши войска, доблестно удерживавшие в течение восьми дней район у Козениц в самых неблагоприятных условиях местности, под огнем тяжелой артиллерии, 7 октября одержали значительные успехи и положение их на левом берегу Вислы в настоящее время закреплено.

II.

На Сане, ниже Перемышля, попытки австрийцев перейти реку остановлены и мы переходим в наступление.
В район к югу от Перемышля обнаружены части почти всех уже разбитых в галичских боях австрийских корпусов.
Здесь наши, закаленные в победах энергичными ударами рушат натиск неприятельских масс.

III.

В Восточной Пруссии без значительны перемен.
Таким образом, в настоящее время мы находимся в соприкосновении с неприятелем на фронте свыше 400 верст — от Нижней Бзуры до предгорий Карпат.
Это положение является результатом маневра, предпринятого нами после галичских боев.
Разбив австро-венгерские армии и, таким образом, обеспечив со стороны Галиции основную нашу операцию, направленную против германцев, мы имели в виду соответственным образом сосредоточить наши армии для развития наших военных действий на левом берегу Вислы.
Это решение совпало по времени с получением определенных данных о развертывании больших германских сил на фронте Калиш – Ченстохов - Олькуш и переходе их в наступление.
Наступление германцев было начато с большой стремительностью.
Поэтому, в интересах безопасности операций, нами решено было развернуть намеченные силы на правом берегу Вислы. <...>

Южная Копейка (Киев).

Оповещение о местонахождении раненых.

Исполнительное бюро всероссийского союза городов постановило обратиться ко всем комитетам союза с просьбой распорядиться о том, чтобы администрация лазаретов оповещала родных прибывающих раненых о месте пребывания последних — немедленно по его прибытии. Эта мера облегчит родным раненых поиски последних.