23 (10) октября 1914 года

Вятская Речь

ХРОНИКА

Прошение рыбо-торговцев.

Торговцы рыбными товарами в г. Вятке, торгующие в 1 и 2 корпусе на Покровской площади, обратились в городскую думу с ходатайством: облегчить их „затруднительное положение и избавить от 3000-х штрафов и трехмесячных арестов по протоколам полиции” и „разрешить хотя за особую плату помещать часть своего товара за отступом, именно между отступом и дорогою”. Кроме того, торговцы просят перевести стоянку ломовых извозчиков, которые здесь сквернословят и выкидывают такие вещи, что становится невыносимым для покупателей.

Куда положить на хранение деньги?

На-днях в помещении окружного суда состоялось общее собрание членов вятского общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. Обсуждался вопрос: куда положить в настоящее время на хранение капитал общества, в сумме более 30 тысяч, находящийся в частном банке. Постановлено передать его на хранение в кассу мелкого кредита при вятском губернском земстве.

Донецкая Жизнь (Луганск).

Помощь раненым.

Уездным комитетом по оказанию помощи раненым получено от Земского Союза готовое белье на 200 с лишним человек, а так же и постельное белье по 3 смены на каждую кровать; кроме этого от союза поступило много перевязочного материала и предметов первой необходимости по уходу за ранеными.

Задержание

Полицией на-днях был задержан неизвестный, назвавшейся мещ. гор. Золотопольска, Черниговской губернии, И. Рабиновичем. При обыске у неизвестного оказалась книжка сберегательн. кассы мариупольского отделения Государственного банка на имя И. Молчанова на вклад в сумме 500 руб. При допросе неизвестный заявил, что он карманный вор, а в мариупольское отделеше Государственного банка внес в виде вклада не 500 руб., а лишь 5 руб. и на имя несуществующего лица. A затем неизвестный в выданной ему сберегательной книжке к написанному в ней слову „пять“ приписал слово „сот“, а к написанной в книжке цифре „пять“ приписал два „00“. Неизвестный заключен под стражу. Дело о нем передано судебному следователю.

Около войны.

(Сведения газет).

— Немцы продолжают облагать контрибуцией бельгийские города. На Брюгге наложено 10 миллионов контрибуции, на Гент — 7 миллионов.
     — „Матэн” сообщает, что при занятии города Эверна немцы требовали уплаты контрибуции в 175 тысяч франков, которые мэр должен был coбрать в течение трех часов.
    — Бетман-Гольвег отправился в Антверпен для переговоров о мире с королем Бельгии Альбертом. Утверждают, что предложения Бетман-Гольвега не будут приняты.
     — По полученным в Вашингтоне сведениям из Бухареста, Румыния, будто бы намерена нарушить нейтралитет. Такой шаг со стороны бухарестского кабинета министров рассматривается, как уступка немцам, которые продолжают усиленно агитировать в пользу вмешательства Румынии в европейскую войну.
В заседании румынского коронного совета мнения разделились. Окончательное решение о переоценке нынешней политики еще не последовало. („Ю.К.“).
     — В районе реки Эн уже третий день стоит затишье, после того, как снаряды французск. мортир сделали невозможным дальнейшее пребывание в траншеях армии генерала Бюлова.
На стороне союзников крупный успех: армия кронпринца, которая отступает шаг за шагом, выбита из занятых ею траншей с огромным уроном.

Государь Император в Государыня Императрица Александра Феодоровна соизволили пожертвовать из личных средств 10.000 рублей бельгийскому комитету в Петрограде.
     Русские войска к югу от реки Пилицы одержали значительные успехи. В Галиции продолжаются ожесточенные бои. В районе между Перемышлем и Вислой Русские захватили свыше 30 офицеров и 2,000 нижних чинов. Германцы отступают от Варшавы, Ивангорода и Новой Александрии.
     В Ловиче захвачен обер-шталмейстер саксонского короля на королевском автомобиле.
     При переходе через реку Сан в взятии приступом высот Радымно русские войска захватили в плен 22 офицера и 1000 здоровых и 200 раненых нижних чинов.
    Командир 3-го кавказского армейского корпуса получил телеграмму от главнокомандующего юго-западного фронта генерала Иванова с выражением благодарности корпусу Верховного Главнокомандующего.
     Французские войска несколько продвинулись, вперед в Аргоннах и в южном Вевре.
    Нa левом фланге германские силы продолжают ожесточенные атаки, но союзные войска везде сохранили свои позиции. На остальном протяжении фронта частичные атаки Германцев отражены.
     Британские мониторы «Severn», «Нumber» и «Mersey», обстреливавшие германский правый фланг у бельгийского побережья, оказали большие услуги при защите Ньюпорта.
     Черногорские войска отбили атаки Австрийцев и, окружив австрийские войска, наступавшие по направлению Калиновика, заставили их отступить к Доброполью.
     Германский комендант Брюсселя предложил жителям Германцам покинуть город в течение 48 часов.
     Декретом президента Пуанкарэ бельгийским семьям, кормильцы которых призваны на войну, предоставлено право на то же вспомоществование, как и Французам.
     Итальянская газета «Giornale d’Italia» призывает ученых всего мира выразить протест против ареста професора Ковалевского и обыска в его квартире, произведенных австрийской полицией.
     Германская миссия в Бухаресте сообщает об отправке в Румынию румынских военных заказов, исполненных на заводе Круппа.
     В Вухаресте скончался бывший министр-президент Стурдза.
     Япония учреждает военную администрацию на Маршальских, Каролинских и Марианских островах.
     Правительство С.-А. С. Штатов протестовало перед Великобританией против захвата американского наливного судна «Джон Рокфеллер».

ВОЙНА.

От штаба Верховного Главнокомандующего.

Быстрое отступление Германцев от Варшавы продолжается. К югу от реки Пилицы наши войска, удерживавшиеся в районе Козенаце, 8 октября одержали значительные успехи.
Общий отход германо-австрийских армий обнаружен также на путях от Ивангорода и Новой Александрии. Обстрел неприятельской тяжелой артиллерии не причинил существенных повреждений укреплениям Ивангорода и его мостам.
В Галиции ожесточенные бои продолжаются.
При наступлении в районе между Перемышлем и Вислой нами взято в плен свыше 30 офицеров и 2,000 нижних чинов; захвачено много пулеметов. К югу от Перемышля наши действия продолжают развиваться также с успехом.
В Восточной Пруссии без перемен.

Приднепровский Край (Екатеринослав).

Хроника.

Дамским кружком по заготовление белья для раненых воинов при Днепровском заводе в с. Каменском пожертвовано в устраиваемый при детском приюте имени Наследника Цесаревича Алексея Николаевича лазарет 213 штук прекрасно изготовленного белья и 25 халатов для раненых, за каковое пожертвование попечительницей приюта Е. В. Колобовой, названному кружку принесена глубокая благодарность.

ОПЕРАЦИЯ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ.

ПАРИЖ. В Лионе профессор Каррель успешно совершил над одним раненым операцию переливания крови. Призванный к отбыванию воинской повинности врач Желибер дал свою кровь для совершения операции.

Манифестации студентов.

КАЗАНЬ. По случаю призыва студентов к исполнению воинской повинности несколько тысяч студентов высших учебных заведений с портретом Государя Императора, национальными и союзными флагами и пением гимнов прошли по главной улице к дворцу. Встреченные губернатором, студенты просили его повергнуть к стопам Государя Императора выражение верноподданнических чувств казанских студентов, одушевленных общим стремлением русского студенчества пожертвовать жизнью на защиту Царя и родины. <...>

ВЫСОЧАЙШЕЕ ПОМИЛОВАНИЕ.

ВИЛЬНА. Бывшему помощнику начальника тюрьмы Мрайскому, присужденному в феврале текущего года за убийство жены к 14-летней каторге, даровано Высочайшее помилование с тем, чтобы он вступил охотником в действующую армию. (Наш. корр.)

«На войну».

Манифестации студентов в Москве.

Вчера в Москве всколыхнулась учащаяся молодежь.
По улицам дефилировали большие толпы студентов-манифестантов.
Манифестации создались по случаю опубликования Высочайшего повеления, предоставляющего военному министру право привлечь в войска в 1914 г. молодых людей, пользующихся отсрочками до окончания курса высших учебных заведений.
В Петрограде манифестации начались накануне, так как о повелении Государя, там было известно раньше.

В УНИВЕРСИТЕТЕ.

В 12 часов в новом здании университета, после лекции проф. Каблукова, состоялась летучая сходка студентов, на которой была принята революция о необходимости выразить отношение студенчества к акту о призыве их в армию.
Около 2 часов в аудитории №1 нового здания университета, профессор А. Л. Байков во время своей очередной лекции высказал свой взгляд на переживаемые Россией и Европой события и в частности указал на положение совета министров о призыве студенчества в ряды армии. Один из студентов, Л. К., поднялся и произнес речь, указав, что студенчество восторженно встречает акт о призыве его на защиту родины и смело идет навстречу врагу.
По предложению оратора, присутствовавшие в аудитории студенты пропели «Вечную память» всем павшим на полях сражений, a затем с пением «Боже Царя храни» и «Спаси, Господи, люди Твоя» вышли на улицу.
С пением национального гимна и с портретами Их Императорских Величеств Государя Императора и Государыни Императрицы в руках студенты университета прошли по Моховой и Тверской и по Тверскому бульвару к дому градоначальника.

У ГРАДОНАЧАЛЬСТВА.

Перед зданием градоначальника студент стройно исполнили трижды национальный гимн.
На террасу вышел главноначальствующий г. Москвы свиты Его Величества геню.-майор А. А. Адрианов.
Когда пение гимна закончилось, один из студентов обратился к г-главноначальствующему с речью:
     «Ваше высокопревосходительство! Ознакомившись с Высочайше утвержденным положением о призыве студентов высших учебных заведений в ряды армии, студенты университета, движимые горячим чувством любви к родине, просим вас повергнуть к стопам Его Императорского Величества Государя Императора наши верноподданнические чувства и нашу готовность вступить в ряды армии, двинуться вместе с ней на врага и грудью сломить упорство дерзкого неприятеля. Мы надеемся вступить в бой с немцами уже не под Варшавой а под Берлином».
Главноначальствуюший г. Москвы свиты Его Величества ген.-м. А. А. Адрианов ответил:
     — Я сегодня же сообщу Его Императорскому Величеству о выраженных вами верноподданнических чувствах и горячем желании вступить в ряды армии.
Вместе с вами желаю, чтобы армия и вы вступили героями в Берлин.
Слова А. А. Адрианова были покрыты восторженными кликами «ура!»
     — В Берлин! В Берлин!

В ИНСТИТУТЕ ИНЖЕНЕРОВ.

В институте инженеров путей сообщения Императора Николая II после лекций состоялась студенческая сходка, на которой было решено выразить свое отношение к акту призыва студентов в армию устройством патриотической манифестация.
Немедленно постановление было осуществлено.
Студенты института вышли на улицу. Сначала они прошли по Бахметьевской улице, Божедомке, Кузнецкому Мосту, и вышли на Театральную.
На Тверской, у памятника Скобелеву манифестанты пропели вечную память павшим в боях. и с кликами «ура!» прошли к дому градоначальника. В присутствии А. А. Адрианова путейцы исполнили национальный гимн и просили главноначальствующего А. А. Адрианова повергнуть к стопам Его Императорского Величества верноподданнические чувства и о желании немедленно вступить в ряды армии.
Главнонaчальствующий обещал просьбу студентов-путейцев исполнить.

В ЛАЗАРЕВСКОМ ИНСТИТУТА.

После лекций в Лазаревском институте восточных языков было совершено благодарственное молебствие по случаю одержанной русским оружием победы над немцами под Варшавой.
После молебствия студенты с портретами Государя Императора и пением национального гимна прошли по Тверской и здесь соединились с манифестацией студентов университета.

К ПАМЯТНИКУ СКОБЕЛЕВУ.

От градоначальства грандиозная манифестация прошла по Тверской.
У дома Филиппова, где помещаются общество «За Россию» и госпиталь театра «Люкс», манифестанты остановились. На балкон квартиры общества «За Россию» был вынесен портрет Государя Императора.
Манифестанты восторженно приветствовали представителей общества «За Россию» и прокричали сердечное «ура!» раненым воинам госпиталя «Люкс». Встречных офицеров манифестанты встречали с восторгом.
Ехавший на автомобиле летчик кн. Эристов был остановлен манифестантами вблизи памятника Скобелева.
Кн. Эристов обратился к манифестантам с речью, в которой благодарил студентов за приветствие и сообщил, что за последнее время нашими авиаторами взято в плен восемь немецких аэропланов, которые им доставлены в Россию, и один из них находится уже на Николаевском вокзале.
Раздались громкие клики «ура!» по адресу героев-летчиков.
Эти радостные клики усилились, когда кн. Эристов указал на небо, где на высоте 500 метров плавно скользил наш аэроплан.
У памятника Скобелеву, после исполнения национального гимна все студенты, как один человек, встали на колени и трижды пропели вечную память павшим борцам за родину.

У ИВЕРСКОЙ.

От памятника Скобелеву студенты университета, Лазаревского института и других высших учебных заведений, а также ученики средних учебных заведений, примкнувшие к манифестантам во время пути, прошли к часовне Иверской Божией Матери.

У ПАМЯТНИКА МИНИНУ И ПОЖАРСКОМУ.

На Красной площади, у памятника Минину и Пожарскому, соединились обе манифестации — студентов университета и путейцев.
Несколько тысяч человек запрудило площадь.
Развеваются полотна национальных флагов и союзные — французский, сербский, английский, бельгийский и японский.

У СЕРБСКОГО КОНСУЛЬСТВА.

В Сербском подворье в то время, когда подошли к нему студенты-манифестанты, происходило заседание славянского комитета.
Члены комитета во главе с председателем Н. И. Гучковым вышли навстречу манифестами.
Представитель студенчества приветствовал в лице архимандрита Михаила героическую Сербию.
Архимандрит Михаил благодарил студентов за внимание и любовь.
С прочувствованной речью к студентам обратился Н. И. Гучков.
От сербского консульства манифестанты с кликами «живио!» прошли к французскому консульству.
Здесь они пропели марсельезу и народный гимн.

В КОММЕРЧЕСКОМ ИНСТИТУТ.

В Коммерческом институте в 6 ч. вечера, студенты института собрались в большом числе в институтском дворе и решили устроить патриотическую манифестацию.
С национальными флагами и портретами <...>

Манифестация студентов московского университета на Тверской улице.
(Фот. «Ранн. Утра».)

Утро (Харьк.)

Пожарный автомобиль.

Пожарный комитет обращался к город окон управе с просьбой возбудить через г. губернатора ходатайство о предоставлении в пользование харьковской пожарной команды пожарного автомобиля «Бюссинг», испытание которого было произведено в Харьков в июле, в присутствии членов управы и пожарного комитета.
Автомобиль этот затем был конфискован в Москве, как принадлежащий германско-подданным, и находится в пользовании московской пожарной команды.
Однако, городская управа не сочла возможным возбудить ходатайство о передаче этого автомобиля в пользование харьковской пожарной команды.

Утро России

Открытие лазарета Ф.И.Шаляпина.

Вчера в доме Ф.И.Шаляпина, на Новинском бульваре, состоялось освящение и открытие лазарета, оборудованного и содержащегося на средства Ф.И.Шаляпина. В лазарете 15 кроватей для раненых воинов, 12 – для нижних чинов и 3 – для офицеров.
Освящение лазарета носило скромный характер: присутствовали Ф.И. со своей семьей и несколько близких знакомых.
После молебствия Ф.И.Шаляпин с хором пропел три раза гимн.

Композитор на войне.

В действующей армии среди других музыкантов сейчас находится композитор Николай Яковлевич Мясковский — единственный, кажется, из русских композиторов, попавший в ряды действующих войск. За несколько лет до войны Н. Я. Мясковокий, происходящий из родовитой военной семьи, вышел в запас и поступил в петербургскую консерваторию, которую он окончил у покойных Н. А. Римского-Корсакова и А. К. Лядова. Всего года два назад он вышел в полную отставку и перешел на службу в Собственную Его Величества канцелярию. С началом военных действий Н. Я. Мясковский вновь поступил в армию, а так как он ранее был офицером специального рода оружия, малочисленного, а потому особенно ценимого, то сразу был зачислен в действующую армию. Перед самым своим отправлением в поход композитор закончил приведение в порядок двух своих последних крупных произведений. Оба эти произведения уже назначены к исполнению: третья симфония в симфонических собраниях нашего музыкального общества, и симфоническая поэма «Аластор» (по Шелли) в симфонических концертах С. Кусевицкого. Друзья Мясковского до последнего времени получают от него письма, из которых видно, что он жив, здоров и в походе приобрел завидное здоровье и превосходное душевное состояние.

Южная Копейка (Киев).

Наказанное любопытство.

Газета „Матэн” сообщает, что праздные парижане высших классов и особенно скучающие дамы вздумали устроить себе развлечение из зрелища полей недавних сражений близ Парижа. Целые десятки автомобилей с разряженными франтами и дамами мчались к местам, где тысячами лежали неубранные еще трупы воинов, и любовались картинами разрушения.
Генерал-губернатор парижского района быстро положил конец такому неуместному развлечению. По его приказу, все автомобили с любопытными были задержаны, их пассажирам розданы кирки и лопаты и приказано под угрозой расстрела копать могилы и погребать трупы. Только к ночи отпустили подневольных работников, не ожидавших такого конца своего пикника.