24 (11) октября 1914 года

Вятская Речь

Село Ботыли, Полянского уезда. (Закрытие библиотеки-читальни).

Прошло уже две недели с того времени, как наша районная земская библиотека-читальня имени Павленкова закрыта в селе; выдача книг, газет и журналов никем не производится и почитать теперь стало негде. Вывеска хотя и красуется на прежнем месте, но неизвестно когда откроются двери библиотеки с читальней и когда соберутся сделать это теперешние земские заправилы.
Заведующая библиотекой М. II. Домрачева с 22 сентября оставила службу в земстве и не передав никому имущества библиотеки и ключей от шкафов, уехала, прикрыв самовольно библиотеку.
Выписываемые на библиотеку периодические издания — газеты и журналы получаются хозяином квартиры, складываются и хранятся впредь до распоряжения; выдачи же книги совсем не производится.
Заведующий народными библиотеками при управе также, оказывается, ничего не знает о закрытии библиотеки в нашем селе — когда и по чьему распоряжению это произошло. Шкафы с книгами оказались незапертыми и все ли в них книги теперь также неизвестно.

Около войны.

(Сведения газет).

Исход целого ряда ожесточенных боев на левом фланге французского театра в Бельгии весьма благоприятен для союзников.
На помощь немцам прибыли новые резервные отряды для пополнения огромных потерь в последних боях. В немецких войсках чувствуется крайняя усталость и безнадежность положения.
     — Устье Шельды блокируется союзниками.
    — По сведениям из английских источников, союзные войска энергично продвинулись вперед между Лиллем и Остенде, чтобы воспрепятствовать занятию Дюнкирхена немцами.
     — Общее впечатление от последних операций приводит к убеждению, что с двух сторон предстоят новые действия. Германцы предполагают обрушится на западное крыло союзников, наступление которых угрожает сообщениям германцев в Бельгии. Вместе с тем считается вероятным и ожесточенный натиск на юго-западе. Прибывшие на помощь англичанам канадские войска отлично подготовлены к боевым действиям.
     — По сообщениям газет тройственное согласие энергично занялось урегулированием отношений между Болгарией, Сербией и Грецией.
     Франции поручено посредничество между Болгарией и Грецией. Одновременно Болгария, выжидая результата переговоров своего посланника в Нише непосредственно с Сербией, воздерживается пока от обращения к державам с просьбой о вмешательстве в македонский вопрос.
(„Ю. К.").
    — Из Бордо телеграфируют: По поступившим туда сведениям, германские транспортные суда, находившиеся в водах португальских гаваней Опорто и Лиссабону получив приказ оставить эти гавани, решили покинуть их, но в этот момент на горизонте появились два английских крейсера, и немецкие транспортные суда вынуждены были вернуться и укрыться в гаванях.
     — Из Амстердама телеграфируют о полном поражении германцев на бельгийском побережье. Город Брюгге опять занять союзными войсками.
В Остенде прибыли значительный подкрепления англичанам. Отступление германцев носило характер панического бегства.

Одесские новости

ОДЕССКАЯ ЖИЗНЬ.

Вчера в кафедральном соборе высокопреосвященным Назарием, архиепископом херсонским и одесским, в сослужении епископа елисаветградского Прокопия и друг., отслужен был молебен по случаю победы русского оружия под Варшавой. В соборе присутствовало много молящихся, во главе с представителями военного и гражданского ведомств.

Петроградский Листок

Лов лохов и лососков на Неве.

В настоящее время крестьяне-рыбаки деревень Пороги, Маслово, Оранжерейская, Кузьминка, Пески, Дубровка и Шереметевка, расположенных по правому берегу р. Невы, довольно удачно производят лов лососков и лохов. Несмотря на то, что как лососки, так и лохи имеют теперь некрасивый, бурый цвет и маловкусны, продаются они сравнительно дорого: рыбы до 12 фунтов – 25 коп. и выше по 20 коп. за фунт.

Театральный курьер

«Злые коршуны» в «Паризиане».

Вчера, 10-го Октября, в кинемо-театре «Паризиана» в первый раз шла сенсационная драма «Злые коршуны», в 3-х актах, на тему дня, полная патриотического подъема, написанная кн. 0. Бебутовой.
В картине играют главных персонажей артистка театра А. С. Суворина 0. Г. Гуриэлли, Н. К. Дмитриева, Ю. С. Морфесси и Д. С. Храбрин.
Картина имела большой успех как благодаря захватывающему интересному патриотическому сюжету, таки и из-за прекрасного исполнения артистов.
Шумное одобрение многочисленной публики и бесконечные аплодисменты вызвали те сцены, где изображено прохождение победоносных русских войск.
После окончания последнего представления публика потребовала исполнения русского гимна.

Возобновленная в Четверг 9-го Октября, в Палас-театре старушка «Гейша», несмотря на свой почтенный возраст, все еще продолжает нравиться публике. В ней отлично играли г-жи Кавецкая и талантливая Лерма, впервые выступившая в этом сезоне. Из мужского персонала надо отметить гг. Брагина и Ростовцева. Г. Валерскому еще рано браться за главные роли.

В Москве.

Вчера, около 2-х часов дня, после богослужения в Успенском соборе и крестного хода на Красную площадь, огромная толпа народа с портретами Государя Императора и Государыни Императрицы и с многочисленными национальными флагами направилась к часовне Иверской иконы Божией Матери.
Здесь манифестанты трижды пропели «вечную память» воинам, павшим на полях сражений, a затем с пением народного гимна направились по Тверской улице.
К манифестантам примкнула также небольшая группа студентов университета.
От памятника Скобелеву манифестанты направились по Тверской и Тверскому бульвару к дому градоначальника. Здесь манифестанты несколько раз пропели народный гимн.
Градоначальник А. А. Адрианов, выйдя к манифестантам, прочел собравшимся текст Высочайшей телеграммы, полученной им в ответ на выраженные студентами московских высших учебных заведений верноподданнические чувства.
Всемилостивейшие слова Высочайшей телеграммы были покрыты громкими, долго не смолкавшими кликами «ура».
Затем толпа манифестантов, растянувшаяся на несколько кварталов, прошла по всем центральным улицам столицы.
Манифестанты посетили консульства всех союзных государств.

Враждебные демонстрации против германских и австрийских подданных.

Вчера, в течение целого дня и вечера, на улицах Москвы происходили враждебные демонстрации против германских и австрийских подданных.
В 12 час. дня толпа устроила враждебную демонстрацию перед кондитерским магазином т-ва Эйнем, в Казанском ряду Верхних торговых рядов. Несколько человек, пробравшись на балконы рядов, сняли государственный герб, прикрепленный над вывескою магазина, и разбили верхние стеклянные вывески, помещавшиеся над входом в магазин. Появился наряд полиции. Толпа принуждена была разойтись. Собравшись вновь на Никольской, толпа двинулась на Тверскую улику. Здесь, у магазина М. и И. Мандль, близ Охотного ряда, толпу встретил большой наряд полиции.
Тогда толпа направилась с угрожающими криками к магазину т-вa Эйнем, на Петровке.
В витрины магазина полетели булыжники и палки. Варенье, конфеты и печенье, находившиеся на полках перед этими окнами, были сброшены на пол. Подоспел наряд полиции и разогнал толпу.
Отсюда толпа направилась через Петровские линии на Неглинный проезд, к магазину М. и И. Мандль, но сопровождавшая тлолпу полиция не допустила ее к ь магазину, оттеснив к Кузнецкому Мосту и в переулок Сандуновских бань.
Большая часть демонстрантов отсюда снова направилась к Верхним торговым рядам и совершенно разгромила магазин т-ва Эйнем, смяв весь товар, перебив электрическую арматуру и обстановку и порвав драпировки. В семь часов вечера со Страстной площади толпа в несколько сот человек двинулась по Тверской.
Подойдя к магазину М. и И. Мандль, вывески которого к этому времени были задрапированы черной материей, а витрины были прикрыты спушенными занавесями, толпа с враждебными криками стала бомбардировать камнями витрины магазина.
Несмотря на энергичные меры, принятые нарядом полиции, демонстрантам все же удалось разбить громадные зеркальные окна магазина.
Отсюда, разделявшись на две группы, демонстранты двинулись на Петровку и Театральную площадь.
Были разбиты витрины магазина М. и И. Мандль, в Петровском пассаже. Одновременно другая большая толпа била стекла в магазине дешевого платья Мандля, на Неглинной. Широкий тротуар перед магазином сплошь был усеян битым стеклом.
Отсюда толпы демонстрантов направилась по Рождественке и, подойдя к магазину Мандль, на углу Софийки, стали бросать камни в витрины магазина. Несмотря на град камней, витрины с Софийки уцелели; пострадали только витрины с Рождественки. При приближении отряда конных городовых, несшегося в карьер, толпа в панике бросалась в разные стороны.
Вскоре Софийка и Рождественка были очищены от демонстрантов. В это время на Лубянской площади собралась новая толпа, которая двинулась к Лубянско – Ильинским торговым помещениям, где помещается магазин т-ва Эйнем. В один миг был разгромлен магазин товарищества. Внутри магазина ничто не уцелело. Все смято, побито, поломано, порвано.
Затем были побиты окна в магазине «Дрезден» и некоторых других на Мясницкой улице, Гаррах и Ферман – на Кузнецком Мосту.

Утро (Харьк.)

Лекция архиепископа Антония.

22 октября в помещении губернской земской управы высокопреосвященный Антоний, архиепископ харьковский и ахтырский, прочтет лекцию на тему: «Отечественная война и пять заповедей Льва Толстого» (О непротивлении злу и друг.).
Сбор с лекции поступит в пользу лазаретов для раненых воинов дамского комитета под председательством О.Н.Катеринич.
Билеты продаются в губернаторском доме ежедневно от 10 час. утра до 6 час. вечера, в канцелярии его высокопреосвященства и в губернской земской управе.

Утро России

Письмо в редакцию

М. г., г. редактор!
     Совет общества «За Россию» покорней ше просит при посредстве вашей уважаемой газеты довести до сведения граждан нижеследующее:
     Общество «За Россию» поддерживало и неизменно будет поддерживать бойкот австро-германских фирм и товаров.
Однако этот бойкот не должен омрачаться какими-либо мерами насилия со стороны русского общества. Подобные выступления не согласны с назначением великого русского народа и лишь вредны делу экономического возрождения России. Поэтому к таковым выступлениям мы относимся безусловно отрицательно.

Совет общества.

Разгром немецких магазинов.

Возмущение германскими зверствами и шпионажем приняло вчера в Москве форму демонстративного разгрома некоторых магазинов, принадлежащих германским и австрийским подданным. К счастью, благодаря энергичным мерам полиции и отчасти умеренностью толпы, погром не принял крупных размеров и коснулся лишь немногих фирм, главным образом на Мясницкой улице.
Первым пострадал магазин фирмы Эйнем, в Верхних торговых рядах. Толпа потребовала закрытия магазина, и когда служащие, заперев магазин, разбежались, сорвала с вывески магазина государственный герб, как внутри рядов, так и снаружи, и сорвала вывеску. Толпа была немедленно рассеяна полицией.
В третьем часу дня здесь снова собралась толпа и, разобрав скат тротуара (на несколько аршин), начала камнями бомбардировать магазин. С треском разлетелись громадные зеркальные стекла.
Одновременно другая толпа ворвалась в ряды и начала громить магазин с другой стороны. Здесь так же были перебиты стекла и разнесены попавшими внутрь магазина камнями витрины с конфектами, мебель, люстры и пр. Когда, разгромив магазин камнями, толпа хотела ворваться внутрь магазина, один городовой, несмотря на грозившую ему опасность попасть под каменья, бросился в магазин и вышвырнул из окна одного из громил. Это подействовало, и толпа отхлынула от магазина. Прибывший наряд конных городовых оттеснил ее к Красной площади.
Позднее, ночью, в городе таким же образом были разгромлены магазины Эйнем на Ильинке и Лубянке, Мандля на Тверской, Софийке и Неглинке, магазин «Дрезденъ» на Мясницкой, Циммерман — на Кузнецком, Боген на Неглинке, Гаррах — на Кузнецком; на Мясницкой ул. разбиты стекла в магазинах Вюстер (двигатели «Горнсби»), Виганд, Отто Дейц, Ланц, Густав Лист, Велер, Тегелер, магазин сущевского завода и др.
Разгром магазинов заключался исключительно в разбитии оконных стекол. Зачинщики арестованы.

Южная Копейка (Киев).

В настоящее время докт. Анохин занялся разработкой проекта организации „дружин вольных разведчиков” на театре военных действий. В состав этих организаций — «предположено принимать исключительно учеников старших классов средних учебных заведений. Теоретические курсы будут проходиться в педагогическом музее, а практические занятия в саду киевской первой гимназии. Для поступления в состав такой дружины — необходимо разрешение родителей, начальства того учебного заведете где воспитывается ученик и медицинский осмотр.